Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Интересно о животных

  Все выпуски  

Интересно о животных



Каракатицы помнят, где вкуснее кормят

В человеческой памяти принято выделять эпизодическую и семантическую системы. Вторая хранит общие представления о мире, которые можно выразить с помощью речи. Эпизодическая память помогает нам воспроизводить события прошлого опыта, а именно что происходило, где и когда.

Ранее было принято считать, что эпизодической памятью обладают только люди. Дело в том, что её обязательным предшественником принято считать способность ощущать течение времени. Поскольку этим свойством животных не наделяли, идея наличия у них эпизодической памяти казалась абсурдной.

Однако в 1998 году Никола Клейтон (Nicola S. Clayton), ныне профессор Кембриджского университета, и её коллеги обнаружили подобие эпизодической памяти у голубых кустарниковых соек. Уже позднее аналогичные способности были раскрыты и у других птиц, а также у крыс и человекообразных обезьян.

И вот теперь группа французских исследователей из Университета Кан Нижняя Нормандия (Universite de Caen Basse Normandie) в сотрудничестве с Николой Клейтон решили проверить беспозвоночных на наличие подобия эпизодической памяти.

Каракатицы для исследования были выбраны неслучайно. Эти головоногие моллюски одновременно являются как хищниками, так и жертвами. При этом они почти не могут отражать атаки. Их главное оружие ? эффектное исчезновение при помощи облака чернил и побег. Большую часть времени каракатицы проводят в укрытиях, покидая их в случае необходимости поиска пищи.

"Выходя на открытое пространство для охоты, они вынуждены быть максимально точными в своих перемещениях, чтобы быстро оказаться в нужном месте и в нужное время, прежде чем вернуться в безопасное место сытыми", — поясняет ведущий автор исследования Кристель Жозе-Алвес (Christelle Jozet-Alves). Всё это натолкнуло биологов на мысль о способности каракатиц запоминать подробности прошлого успеха, чтобы в дальнейшем оптимизировать стратегию охоты.

Для поиска доказательств исследователи воспользовались ещё одной поведенческой особенностью моллюсков ? предпочтением определённых кормовых объектов. В частности, в ходе предварительного эксперимента, если каракатицам предлагали креветку и краба, они всегда выбирали последнего.

Затем исследователи научили моллюсков связывать оба объекта с изображением (рисунком двух алмазов). После этого каракатицам предлагали пищу: раз в 3 часа краба, а креветку каждый час.

Уже после около 11 испытаний каждая каракатица выбиралась из укрытия только к крабу раз в 3 часа. То есть действия животных отражали понимание ими что, где и когда они могут получить, что характеризует наличие у них подобия эпизодической памяти.

Таким образом, исследователям удалось доказать, что эта память не является особенностью человека и других позвоночных. Даже беспозвоночные могут запоминать, где ближе и вкуснее всего кормят.

Источник: http://www.vesti.ru/


Чтобы спрятаться от паразитов, сверчки теряют голос

Сверчки вместе с кузнечиками и цикадами входят в число самых известных поющих насекомых, но механизм пения у всех этих членистоногих певцов разный. Если говорить о сверчках, то их «инструмент» – это крылья: зазубренный край в основании одного из них трётся о жилку на другом, и в результате получается стрекочущий звук. Примерно то же самое происходит, когда мы проводим пальцем по зубьям расчёски; у сверчков этот звук дополнительно усиливается специальными анатомическими приспособлениями и манерой исполнения.

Песни на крыльях исполняют самцы: ночное стрекотание сверчка – это сигнал потенциальной партнёрше и одновременно предостережение конкурентам. Однако у самцов сверчков Teleogryllus oceanicus на Гавайях оказался ещё один слушатель, и при том крайне нежелательный – паразитическая ежемуха Ormia ochracea. Вообще ежемухи, или тахины, специализируются на паразитизме, откладывая яйца в других насекомых. O. ochracea выбрала для размножения сверчков: её личинка проникает в тело хозяина и развивается в нём 7-10 дней, постепенно убивая сверчка.

На Гавайских островах оба вида встретились в конце ХХ века: сверчки T. oceanicus пришли из Океании, ежемуха – из Северной Америки. Столкнувшись с паразитарной угрозой, сверчки приняли решение замолчать. Разумеется, это было не волевое решение насекомых, а эволюционное: среди сверчков преимущество получили самцы с мутациями, которые меняли строение крыльев, делая звукоизвлечение невозможным. С крыльев исчезали выступы и неровности, благодаря которым генерировался звук, но на способности к полёту это никак не сказывалось. В 2006 году Марлен Зук (Marlene Zuk) из Калифорнийского университета в Риверсайде обнаружила, что 95% самцов T. oceanicus на острове Кауаи «утратили голос». Для такой перестройки понадобилось всего 20 поколений насекомых; просто ничтожное время, если судить по обычным эволюционным меркам.

Спустя два года исследователи заметили, что сверчки начали умолкать и на острове Оаху, который находится в 101 километре от острова Кауаи; сейчас там молчит уже половина сверчков. То, что в двух популяциях проявился один и тот же признак, исследователей сильно заинтересовало.

Поначалу они предположили, что мутантные сверчки просто перебрались с одного острова на другой с невольной помощью человека, например, на самолётах или судах. Но потом, когда молчащих сверчков с двух островов сравнили между собой, оказалось, что они сильно отличаются друг от друга: например, по сравнению с самцами с острова Кауаи сверчки с острова Оаху потеряли заметно меньше анатомических структур, необходимых для стрекотания.

Анатомические сравнения исследователи подкрепили сравнением генетическим. Анализ ДНК показал, что изменения в генах, которые привели к изменению в крыльях, отличались у сверчков с разных островов. То есть одна и та же проблема была решена различными способами. Свои результаты Марлен Зук и её коллеги опубликовали в Current Biology.

Конечно, возникает вопрос, как самцы компенсировали эти мутации в брачном поведении, ведь с помощью стрекотания самцы призывали самок, и теперь искать партнёрш для них, надо думать, стало гораздо труднее. Однако на самом деле в этом исследовании главное не сверчки – это едва ли не единственный случай, когда биологи могут наблюдать конвергентную эволюцию в реальном времени. Про этот тип эволюции обычно говорят в случае разных видов, которые приобрели сходные признаки под влиянием сходных условий среды (как, например, бражник и колибри, похожим образом зависающие над цветком). Но можно говорить и о конвергенции разных популяций одного и того же вида, как, например в случае со сверчками. Эволюция в общем представлении – процесс чрезвычайно долгий, и в реальном времени мы можем наблюдать её только на бактериях, дрожжах и других микроорганизмах. И часто эволюционные описания имеют характер объяснений того, что уже случилось.

Но, как видим, иногда эволюцию «больших организмов» вполне можно увидеть в течение очень небольшого времени, как это произошло с конвергенцией сверчков. Это позволяет изучить самое начало эволюционного процесса, что почти невозможно сделать, наблюдая за животными в их естественной среде.

Здесь можно вспомнить другое исследование, выполненное биологами из Университета Род-Айленда – они сумели сравнить действие на популяцию двух мощных эволюционных факторов, естественного отбора и эффекта основателя, заселив ящерицами анолисами опустошённый бурей остров. Тут тоже удалось увидеть эволюцию в реальном времени, однако в этом случае эксперимент был всё-таки не природный, а сконструированный исследователями.

Кирилл Стасевич
Источник: http://www.nkj.ru/


Животные на Зооклубе: Собаки || Кошки|| Грызуны || Лошади || Дикие животные || Рыбы || Рептилии|| Птицы || Растения ФОТО животных ||


ПОДПИШИСЬ!

Рассылки Subscribe.Ru
Новости от Зооклуба
Интересно о животных
Собаки и кошки: консультации зоопсихолога

В избранное