Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Секреты природного землепользования. 'Зализывание' порезов и ран после обрезки


«Зализывания» порезов и ран после обрезки.

 


Выпуск № 24 от 25.09.2008.

 

Здравствуйте, уважаемый читатель!

 

В этом выпуске, как и договаривались, поговорим об обрезке. Наступает конец вегетационного периода для однолетников и многолетников. С однолетниками всё предельно понятно, отдали урожай по максимуму и долой с участка или дачи. С многолетниками вопрос другой. Давайте потихонечку и неспеша разбираться с этапами процесса обрезки многолетних культур.

 

Сейчас на дворе конец сентября и многие готовятся к осенней обрезке яблони, груши, вишни, сливы, черешни и т. д. Наводят режущие кромки своих секаторов, и зубья садовых пил до остроты бритвы, дабы меньше оставить рваных кромок коры по краям среза или спила. Скоро наступит пора, когда будет нужно удалять лишние, ненужные части саженцев или деревьев, т. е. однолетний прирост или многолетнюю древесину. Обратимся к садовой литературе и рассмотрим советы, которые она нам рекомендует. Когда же целесообразнее производить обрезку семечковых и косточковых многолетних культур?

 

Вы, конечно же, прекрасно знаете эти сроки обрезки: осенняя, зимняя и ране – весенняя. Просто напомним. Осенний процесс обрезки производится после листопада, перед тем, как растения «впадут» в состояние естественного покоя. Зимняя обрезка осуществляется в состоянии полного или вынужденного покоя. Ране – весенняя «стрижка», производится в период, когда ещё глазки (почки) не начали просыпаться и выдвигать зелёный конус.

 

Следуя этим рекомендациям, в ноябре, я мчался на дачу, чтобы почувствовать себя «хирургом». Нас, ведь, хлебом не корми, а дай что-нибудь «оттяпать». В погожие зимние дни в феврале – марте, тоже приезжал и резал, если не успевал это сделать поздней осенью. Накладывал на раны садовый вар, как заботливая «медсестра», когда ухаживает за пациентом в послеоперационный период. По, всё тем же, советам и рекомендациям, садовый вар, якобы, препятствует проникновению влаги и опасных грибковых заболеваний в места срезов. Проделав эти необходимые процедуры, со «спокойной душой» убирался восвояси.

 

Приезжая ранней весной обходил и осматривал срезы, но только вот ничего хорошего не наблюдал. На срезах, сделанных в горизонтальной плоскости, края нанесённого садового вара отслаивались от самой коры, по внешнему диаметру ветки. На боковых или нижних ранах, отслоение было явно большим по всей площади сделанного среза или спила, и садовый вар держался только в центре. Думаю, это происходило оттого, что в зимний период не исключены оттепели и даже дожди с последующим наступлением морозов. Когда тающий снег или вода попадает на кору, то кора начинает набухать и расширяться, увеличиваясь в объёме, тем самым, перемещая края нанесенного слоя садового вара.

 

При наступлении последующих морозов, кора начинает сжиматься, т.е. происходит обезвоживание. И в этот момент образуется микроскопическая щель между краем срезанной коры и садовым варом. Эти процессы, оттепели и морозы, периодически повторяются. Теперь попавшая влага в эту микроскопическую щель, с наступлением оттепели, при замерзании расширяется, тем самым, увеличивая площадь отслоения.

 

Трогая «замазку» на горизонтальных срезах, обнаруживал, что она не является одним целым с площадью поверхности самого среза, для чего собственно она и предназначается. Под ней было сыро, и предоставлялся обширный полигон для проникновения грибковых болезней. На боковых и нижних срезах, садовый вар просто отваливал под своим весом и падал под дерево.

 

Позже, в мае месяце, снимал старый, отслоившийся садовый вар, просушивал срезы и наносил слой свежего, но к этому моменту увеличивалось давление сока растения, и наблюдалась та же картина, что и в апреле. Постепенно все «лепёшки» отслаивались, и под ними образовывалась плесень. Если во время не убирал замазку, то древесина под ней начинала гнить и образовывались дупла.

 

Тогда начал пробовать другие материалы для сокрытия срезов. Брал влажную почву и замазывал ею. Но если на горизонтальных срезах она держалась немного дольше, то на боковых и нижних осыпалась, после высыхания. Единственно, что радовало, это то, что раны были всегда сухими и не образовывались дупла. Таким образом, заживление срезов и спилов проходило несколько лет в мучениях и поисках нужного средства.

 

В один прекрасный момент, когда замазывал влажной почвой очередной спил, то сам того и не заметил, как в этом коме попался кусок глины. Когда почва высохла и осыпалась, то глина осталась на своем месте, только полопалась. Проведя рукой по поверхности, она начала осыпаться, но не вся, а только тоненький верхний слой. Отковырнул кусочек до самого среза, под ним была видна светло-зеленая, молодая кора и никакой плесени и гнили. Тогда решил поискать куски глины по обочине дороги, которая за забором дачи.

 

«Рыская» в поисках глины, вдруг повстречал старичка - рыбачка, возвращавшегося с рыбалки. Завязался разговор, в котором он мне и поведал о том, что глина помогает «зализывать» спилы и срезы на семечковых и косточковых культурах.

 

На этом давайте закончим. При следующей встрече, расскажу для чего и как начал применять глину, и почему отказался от осенней и зимней обрезки.

 

Если Вы хотите просмотреть ранее отправленные выпуски, то прошу милости пройти в архив – http://dacha7.ru/arhiv


Желающие посмотреть некоторые фото, прошу открыть первую страничку альбома – http://dacha7.ru/photo/flash_album/


С уважением, Сергей Дьяков http://dacha7.ru




В избранное