Все выпуски  

Школа Юннатов (offline) - природа и дети #1


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Unnat.ru: Школа Юннатов - природа и дети.
Выпуск 1

Пальцем в книгу

"... вы для изучения убиваете животное, а я изучаю его живым; вы делаете из него предмет ужаса и жалости, а я заставляю любить его; вы работаете в мастерской смерти и мучений, а я наблюдаю под голубым небом при пении цикад; вы подвергаете реактивам клеточную протоплазму, я изучаю инстинкт в самых возвышенных его проявлениях; вы изучаете смерть, я изучаю жизнь".

Ж.А.Фабр, "Нравы насекомых"
[Архив рубрики]

Статья выпуска

Международный проект "Лесная азбука" - мысли молодого педагога

© Л.Агальцова

Передо мной лежит новенькая кассета, на вкладыше которой значится: "Детское издательство "Два жирафа". Познавательная серия Владимира Зотова "Лесная азбука" с участием Веры Васильевой". Под заглавием в красной рамочке (на зеленом фоне) размещена картинка - довольно грубая компьютерная графика, изображающая нескольких животных, о котороых пойдет речь на кассете, на фоне нехитрого пейзажа: задний план представляет из себя синий цвет, сверху вниз по градиенту переходящий в белый, и на этом фоне - стволы двух деревьев, одно из которых стоит прямо, как корабельный лес, а его темно-коричневая кора кора сильно напоминает поверхность Луны; второе дерево, по-видимомому - корявая сосна, никогда не знавшая, что такое лес вообще, не то что строевой. В уголке пейзаж оживляют ажурные дубовые веточки, неизвестно откуда и куда растущие. Красота несусветная.

Открываем футляр и разворачиваем вкладыш. "Международный проект "Лесная азбука" осуществляется под эгидой Межпарламентской группы Российской Федерации, ПРООН (Программы развития ООН) и Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО". "Разработка аудиокассеты осуществлялась на базе Международного научно исследовательского центра формирования культуры Природолюбия Российской академии образования". Что ж, посмотрим, что они там разработали.

Честно говоря, аудио с таким громким названием я представляла себе несколько по-другому. "Лесная азбука" была выпущена на нескольких кассетах, и мне пришлось долго стоять у прилавка, чтобы выбрать ту кассету, с которой можно было бы начать знакомство с этой серией. Я никак не могла понять, каким принципом руководствовались авторы, объединяя на одной кассете животных и растения, не связанные ни систематически, ни экологически - вообще никак. Впрочем, посудите сами: ниже приведено содержание купленной мной кассеты.

сторона А: соня, летучая мышь, дубонос, черная сова, утка-гоголь, вертишейка, тритон, медведица мрачная. сторона В: ктырь, белая кувшинка, песколюбка, ежовик, мышиный горошек, вьюнок полевой, аютак едкий, чертополох.

И все же, выбор сделан, 25 рублей перекочевали в кассу киоска, а кассета - ко мне в сумочку, и вот уже я дома, разглядываю вкладыш и готовлюсь погрузиться в волшебный мир леса.

Но что это? Не слышно голосов природы, шелеста листвы и журчания ручейка, и только слащавые актерские голоса разыгрывают "сказки", которые как раз и составляют сущность уникальной разработки Международного научно-исследовательского центра формирования культуры Природолюбия.

Идея элементарна: берутся описания различных животных и растений, а также некоторые факты их жизни, все это раскладывается по ролям и увязывается незамысловатым сюжетом. Сказка готова - осталось только попросить актеров ее озвучить. Дешево и сердито, детям в увлекательной форме преподносятся данные, усвоение которых в обычных условиях потребовало бы от ребенка значительного умственного напряжения.

Что же в этом плохого? - спросите вы. Дело в том, что сам жанр сказки подразумевает изрядную долю вымысла, который так тесно переплетается с правдой, что в конце концов становится практически неотделим от информации, которую автор хотел донести до слушателей.

Приведу конкретный пример. Сказка про вертишейку. Действие происходит в гнезде, действующие лица - два птенца и мать. Один птенец старше другого на 3 дня, и поэтому требует больше пищи. Мать учит детишек высовываться из гнезда и слизывать букашек, проползающих по стволу дерева, потом экзаменует детишек на тему образа жизни вертишеек, рассказывает поучительную историю о том, как родители оставили ее и ее братьев сразу после первого вылета из гнезда. В конце этой беседы птенцы засыпают, а мать принимает решение их бросить.

Элементарная биологическая грамотность дает возможность предположить дальнейшую судьбу птенцов. Их ожидает верная гибель, по крайней мере младшего, более слабого птенца. Утром они проснутся и будут ждать мать с кормом, пока их не охватит голодное оцепенение. Проползающие по стволу букашки вряд ли смогут насытить их. Их ожидает смерть. Если, конечно, мама не оставила им записку: "Детки, я улетела навсегда. Ищите корм, становитесь на крыло, не забывайте того, о чем я вам рассказывала. Целую. Мама".

Но это еще не все, что хотелось бы сказать о "Лесной азбуке". Вы, конечно, слышали словосочетание "Информационное загрязнение". Это та самая бесполезная, а порой и вредная информация, которая лавиной обрушивается на нас с экранов телевизоров, рекламных плакатов, страниц журналов и газет. Мир переполнен информацией, наша жизнь набита информацией до предела, а между тем, большая часть того, что чем загружен наш мозг, никогда не пригодится нам ни в обыденной жизни, ни в экстремальной ситуации. Мир стремится загрузить информацией каждую клеточку человеческого мозга, а жизнь между тем требует гибкости ума, целостного взгляда на мир и умения приспосабливаться к меняющимся условиям. В нашем информационно агрессивном мире приходится постоянно следить за нужностью предлагаемой нам информации, ее правильностью, ее логической связью с нашим предыдущим опытом.

В основе "Лесной азбуки" лежит нагромождение фактов об отдельных видах живых существ. Авторы не дают этим фактам никакого объяснения,и они остаются просто фактами, не связанными никакой системой. Складирование этих фактов в голове вряд ли сослужит кому-нибудь добрую службу. О бесполезности "гимнастики ума" педагоги высказывались еще в начале прошлого, ХХ века, относя ее к пережиткам старой школы. И вот, видимо подчиняясь закону движения по спирали, школа XXI века опять докатилась до этого принципа. Как бы там ни было, мир природы таит слишком много законов бытия, чтобы использовать его лишь для тренировки памяти. Если уж на то пошло, изучениеиностранных языков куда лучше развивает память, и куда больше пригождается в жизни.

Хочется упомянуть и об играх, разработкой которых также занимается центр формирования культуры Природолюбия в лице Владимира Зотова. Правила двух таких игр приведены на развороте вкладыша моей кассеты.

Первая из них сводится к тому перечислению видов животных и растений, сказки о которых есть на кассетах. Нетрудно догадаться, что это задание не требует ни общения с природой, ни любви к ней, ни даже прослушивания кассет - достаточно просто изучить их содержание.

Вторая методическая разработка носит название "В лесу...": "Во время прогулки по лесу попробуйте поиграть с вашим ребенком в "сравнения". Игра заключается в том, что вы, например, выбираете какое-нибудь высокое дерево, показываете его ребенку, и просите малыша найти дерево, которое будет ниже выбранного вами. Потом ребенок ищет дерево ниже второго, и т. д. Можно найти маленький цветок и поставить задачу найти другие цветки, каждый из которых будет больше предыдущего. Теперь выберете какое-то дерево или кустарник и, взяв его за основу, поупражняйтесь с ребенком в изучении наречий "Справа", "Слева", "Спереди", "Сзади". При этом выбранный ребенком для ответа на ваш вопрос тот или иной объект (дерево, куст, цветок, пень и т. д.) может служить первоначальным объектом для дальнейшего проведения нетрадиционного урока, на котором вы выступаете в рои учителя, а все, что вас окружает, является подсобным материалом". Что означает многоточие после "в лесу", мне так и не удалось понять, однако мне стало безумно досадно, что драгоценное время нахождения на природе ребенок будет тратить на изучение понятий "меньше", "больше", "справа" и "слева", которые можно изучить и дома, когда плохая погода не позволяет высунуть нос на улицу. Да их можно изучать вообще где угодно! Зачем же тратить на них драгоценные минуты общения с живой природой?

Что же, на мой взгляд, центр формирования культуры Природолюбия приложил все усилия для того, чтобы перенести кусочки природы в лабораторию, лишить их звука, цвета и запаха и в таком постном виде преподнести детям.

А тем, кто хочет извлечь максимальную пользу из "Лесной азбуки" - совет, можно сказать, методическая рекомендация от "Школы Юннатов": возьмите кассету и магнитофон, пойдите в лес, сядьте на какое-нибудь поваленное дерево, устройтесь поудобнее, и включите магнитофон... на запись. Очень скоро вы станете обладателем уникальной лесной азбуки, чудесной сказки, рассказанной самим лесом. Ну, а вкладыш... В лесу вкладыш тоже может внезапно пригодиться.



Ссылки по теме:

http://www.7ya.ru/pub/psy/2jirafa.asp - рекламная статья о продукции издательства "Два Жирафа" на сайте 7ya.ru.

http://shop.7ya.ru/categories/product.asp?cn=4&cid=522&pid=6301 - Кассеты от "Двух жирафов"::Лесная азбука - страница интернет-магазина "Виртуальный детский мир", где можно заказать кассеты серии, а щелкнув по ссылке на любую из них увидеть ее обложку и получить более подробную информацию.


Пожалуйста, выскажите свое мнение по этому вопросу. E-mail: ludmila@ecologia.ru

События и находки интернета

Сервер "Зооклуб" с недавних пор вплотную занялся пробуждением у любителей природы чувства юмора. Теперь при загрузке главной страницы сайта появляется всплывающее окно с юмористическим разделом, где кроме анекдотов о животных можно найти анекдоты на любую другую тему, а также тосты, случаи из жизни, телефонные истории и многое другое. Немногим ранее на сервере были размещены баннеры, приглашающие поиграть в азартные игры и посетить эротические сайты. Видимо, скоро на главной странице "Зооклуба" появится девиз: "Любитель животных - тоже человек, и ничто человеческое ему не чуждо".

www.unnat.ru - "Школа Юннатов"
Редактор рассылки - Людмила Агальцова
Свои замечания, предложения, пожелания присылайте, пожалуйста, на e-mail ludmila@ecologia.ru
или ICQ# 101894778

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное