Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Женская грудь. Проблемы, тревоги, надежды. Результаты летних поездок.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Уважаемые подписчики!

Сегодня я предлагаю Вашему вниманию очередной выпуск рассылки, в котором продолжу рассказ о лаборатории медицинского скрининга, проблемах раннего, а точнее - своевременного - выявления начальных стадий заболеваний и обстоятельствах, которые этому мешают.

Из радостных новостей следует, пожалуй, сообщить о планах Госкомспорта России приступить к разработке целевых федеральных программ по формированию здорового образа жизни и профилактике заболеваний. В Москве тоже такие целевые программы начинают разрабатывать и я в них буду принимать участие.

Ещё одна хорошая новость - военные заинтересовались целевыми оздоровительными программами и пригласили участвовать в них. Благо, что связи с некоторыми заинтересованными лицами у меня сохранились ещё со студенческих лет, когда я в студенческом научном кружке занимался эндогенными катехоламинами.

Но обо всём по порядку.

Тема выпуска: «Поездка в Рыбинск и на Алтай».

Из предыдущих выпусков рассылки Вы, уважаемый подписчик, узнали, что заболеваемость и смертность от различных хворей-недугов в Отечестве нашем увеличивается. Читая выпуски рассылки, да и основываясь на своём жизненном опыте, Вы прекрасно представляете себе, как важно обнаружить любую болезнь, а такую, как рак, особенно, на ранних стадиях. Выявить болезнь до того, как она заявит о себе - вообще высший пилотаж.

Выявить доклиническую стадию болезни - большая проблема. Прежде всего потому, что господствующая сегодня аллопатическая медицина (с ней мы все сталкиваемся в поликлинике, стационаре и т.д.) направлена на выявление уже существующего патологического очага (болезни) и борьбу с этим самым патологическим очагом. Обнаружить изменения в организме, предшествующие развитию очаговой патологии, могут только в специализированных НИИ, располагающих необходимым оборудованием и персоналом.

Ну, предположим, обнаружили. И что дальше? Человека, находящегося на пути от нормы к болезни, надо брать на диспансерный учёт, проводить контрольные обследования. Но самое главное - остановить развивающиеся патологические процессы в организме, которые неминуемо приведут человека к болезни.

Чем мы располагаем? Аллопатические средства нам здесь не помощники, для их эффективного применения нужна болезнь, они создавались для борьбы с уже имеющейся хворью. С точки зрения аллопатической медицины, человек, идущий по лестнице от нормы к болезни, здоров. Он ещё не болен, патологические изменения у человека пока не определяются.

Что же нам делать? Ждать, пока наступит болезнь? Ждать, когда начнётся пожар, чтобы потом его героически тушить?

Нет. Здесь в нашем распоряжении средства Восточной медицины, направленные на лечение патологических изменений в организме, предшествующих развитию патологического очага. В нашем распоряжении гомеопатические средства, фитотерапевтические препараты, рефлексотерапия. Большим подспорьем могут оказаться и биологически активные добавки, но только при условии, что мы будем критически относиться к той назойливой рекламе, которая преподносит их нам как панацею от всех бед. Особенно плохо, когда нам их рекомендуют как альтернативу аллопатическим средствам.

Врача, конечно, торговцы БАДами не обманут, а вот пациентам, желающим излечиться от всего и сразу, да ещё без консультации у врача - очень просто совершить опрометчивый шаг. В лучшем случае они потеряют деньги, в худшем - упустят время и потеряют здоровье. Впрочем, у каждого своя голова на плечах, каждый из нас сам принимает решения и отвечает за них.

Что делать с теми пациентами, кто идет по лестнице от нормы к болезни, кто попал в группу риска?

Этот вопрос стоял в своё время перед профессором Сотниковой Е.Н., когда я работал под её началом в НИИ онкологии им. П. А. Герцена. Сегодня этот же вопрос стоит передо мной. Сразу скажу, что в то время искать ответ на вопрос было гораздо сложнее, чем ныне. Тогда мы начинали с чистого листа, а сегодня я работаю, используя накопленный нами опыт.

Одной из первых фирм, принявших участие в программе онкологического скрининга, а точнее - реабилитации пациентов, попавших в группу риска, была компания из г. Рыбинска, производящая изделия медицинского назначения для рефлексотерапии. Результаты мы получили очень интересные, применяли их члены профсоюза медиков России и отметили положительные изменения. Причём положительная динамика отмечалась даже в тех случаях, когда мы и не ожидали эффекта. Но, к сожалению, потом начались проблемы среди учредителей фирмы и они отошли от активного сотрудничества. Из-за проблем в финансировании научных разработок, распалась лаборатория онкологического скрининга. Так что, всё стало тихо и спокойно.

Этим летом, используя 2 месяца вынужденного отпуска, съездил я в Рыбинск, прошёл по прежним адресам. И представьте себе, нашёл нужных людей. Работают потихоньку, выпускают свою продукцию. Появилась надежда, что сотрудничество возобновим.

Что касается Алтая, то это одно из немногих оставшихся мест, где ещё растут лекарственные травы, не содержащие в себе посторонние примеси токсических веществ. Во время моей работы в НИИ онкологии имени П. А. Герцена мы сотрудничали с поставщиками лекарственных трав из этого региона.

Вот и сейчас, съездил я в гости к старым партнёрам, поговорили о возможном сотрудничестве.

Кстати, в тех же краях и у военных своя лаборатория была, тоже лекарственными травами занимались. И там я побывал. Конечно, корпуса от запустения пострадали. Хотя до «прихватизации» дело не дошло. Населения мало, да и объект охраняется. Небольшой ремонт, оборудование подновить - и можно очень хорошо поработать. Сырьё своё, производственная база - своя. От поставщиков не зависим, да и о качестве голова не болит. Никто ничего постороннего не добавит.

Военных, правда, профилактика онкозаболеваний интересует мало. Они больше эндогенными катехоламинами интересуются. Ну что ж, теорию Селье ведь никто не опроверг. А катехоламины эти самые в ней играют ключевую роль. Произойдёт срыв системы обратного захвата медиатора - вот тебе и необратимая патология. А это не хорошо, с этим бороться надо. Как? Так вот они, травы лекарственные, под ногами лежат. Бери и пользуйся.

А теория Селье и в клинике внутренних болезней ещё мало изучена. Да в той же онкологии, кто искал её применениеПочти никто. Реакционной теория считалась в годы моего студенчества. Поэтому и работы в студенческом научном кружке велись скромно, о Селье и не говорили. Медиаторы стресса - и всё. А вот в прошлом году прошёл цикл специализации на кафедре психосоматики и увидел такие перспективы ... Ну да ладно, как-нибудь потом.

Решил я от такого предложения не отказываться. Интересно, заманчиво. Тоже ведь, медицинский скрининг. Жаль, деньги на исследования только в 2005 году будут. Ну да ничего, подождём.

И последнее на сегодня.

Получил я несколько писем с просьбой рассказать об онкологической настороженности и её роли в активном выявлении злокачественных новообразований.

Что ж, тема интересная, стоит рассказать о ней поподробнее.

Что такое «онкологическая настороженность»?

Этот термин был введён А.И. Савицким в 1948 году и включал три компонента:

  • подозрение на наличие рака;

  • тщательный сбор анамнеза;

  • использование обязательных методов обследования.

Мой комментарий.

Для 1948 года из прошлого тысячелетия (правда, хорошо звучит?) это было оправданно. Используя такие рекомендации, врачи могли поставить диагноз «рак» ещё при жизни больного, а не после его смерти. Если у каждого пациента, вошедшего в кабинет врача, подозревать наличие злокачественного новообразования, то ни одного случая рака не пропустим, совершенно точно. Но возникает проблема - что с такими пациентами делать, как их обследовать, к каким специалистам направлять, какие методы диагностики использовать.

Что должен написать врач в истории болезни после консультации: «Провести обследование всего организма?» А сколько всё это стоит?

Тщательный сбор анамнеза - это, конечно, здорово. Только в случае с онкологией собирай его, или не собирай - для ранней диагностики злокачественной опухоли это мало что даёт. О радиационной опасности в те годы мало что знали, тем более, о степени её влияния на развитие рака. А все остальное, что мы узнаём из анамнеза, на раннюю диагностику рака не особенно влияет.

Использование диагностических методов - тоже отличная рекомендация, только мы и сегодня, с современными методами, доклинические стадии выявляем с огромным трудом. Да и не только мы. В Европе и Североамериканских штатах те же проблемы. А у них онкологическая служба лучше поставлена и денег они на диагностику тратят гораздо больше, чем мы.

В общем, рекомендации к снижению заболеваемости и смертности от рака не привели. И в 70-х годах прошлого века решили пересмотреть теорию об «онкологической настороженности».

Этот термин стали понимать шире. В 1979 году бывший директор НИИ онкологии им. П. А. Герцена Б. Е. Петерсон включил сюда:

знание симптомов злокачественных опухолей на ранних стадиях;

знание предраковых заболеваний и их лечение;

организацию онкологической помощи, сети лечебных учреждений и быстрое направление больного с обнаруженной или подозреваемой опухолью по назначению;

тщательное обследование каждого больного, обратившегося к врачу любой специальности, с целью выявления возможного онкологического заболевания;

привычку в трудных случаях думать о возможности атипичного или осложнённого течения злокачественной опухоли.

Кроме того, ввели в практику так называемые «малые признаки рака»:

утомляемость, сонливость, потеря интереса к окружающему, снижение работоспособности.

Мой комментарий.

Ну а что, собственно, здесь комментировать...

Знание симптомов рака на ранних стадиях... Это смотря что называть ранней стадией. Если доклиническую стадию, или стадию предраковых изменений, так нет таких симптомов. Если появились симптомы, т.е. жалобы пациента, то это уже клиническая стадия, не ранняя. Хотя, конечно, во времена Антоши Чехонте, ранней стадией называли IV стадию рака. Это теперь мы её называем неоперабельной, а тогда - ранней. Все очень гордились, что поставили диагноз больному до того, как тот перешёл в лучший мир.

«Малые признаки рака» - а Вы, уважаемый подписчик, никогда подобных симптомов не испытывали? Любая здоровая женщина несколько дней в месяц испытывает подобные проявления. Да и у сильной половины человечества тоже бывают периоды депрессии, которой подобные признаки свойственны.

Кроме того, не забудьте, что если у Вас нет личного врача, то со своими жалобами и сомнениями Вы придёте к участковому врачу в поликлинику, а у него, уважаемый подписчик, на каждого пациента от 12 до 15 минут. Нормативы такие. За это время пациент должен одеться - раздеться, изложить свои жалобы. Врач должен выслушать жалобы, осмотреть пациента, всё записать, поставить правильный диагноз, назначить обследование или лечение и попрощаться с уходящим пациентом.

На такое способны только гении. Мне, например, на одного пациента, чтобы только кое-что о нём узнать, надо от 3 до 5 часов. А в поликлинике врачу дают 15 минут. По норме.

Рекомендации.

Так как здесь можно написать много, буду краток. Бюджет здравоохранения на будущий год сократили, реформа здравоохранения разрабатывается. То, что у нас сегодня с охраной здоровья делается - это ещё цветочки. Ягодки впереди.

Позволю себе одну рекомендацию - о своём здоровье заботьтесь сами. Если есть возможность - ищите себе личного врача и не жалейте времени на диспансерное обследование.

А как врача выбирать и как обследование проходить - расскажу в сентябре.

Кстати, заходите на мою страничку. Если читали «Час быка» Ивана Ефремова, поделитесь своими мыслями.

В следующем выпуске - планы по ведению рассылки на 2005 год.

С уважением, доктор Беленко Е.С.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное