Однажды я была на встрече с одной известной писательницей, имя которой не назову специально, дабы не апеллировать ни к ее имиджу, ни к ее текстам. Достаточно того, что на встрече в «Молодой гвардии» было около трех десятков интеллигентных дам среднего возраста. И вот, писательница упомянула какой-то астрологический термин. «Как?! – возмутился шелковый шарфик в первом ряду. – Вы, Мария Ивановна, такая образованная женщина, и верите в астрологию?!»… «Астрология не есть предмет веры, - невозмутимо
ответила писательница. – Астрология есть предмет знания. Вы же верите в анатомию?»
…Давайте поговорим о материи тонкой и деликатной, которую большинство людей оберегают столь же стыдливо и рьяно, как и свою интимную жизнь. Впрочем, о чем я?... много более. Об образовании… О нашем с вами образовании.
А ну-ка скажите, кто из вас, будучи студентом, не задавался вопросом «Зачем же мне, инженеру-теплотехнику, изучать культурологию?» Например, мои однокурсники, посыпая головы пеплом конспектов, задавались. Но давайте посмотрим правде в глаза... В эти белесые, смущенно бегающие по сторонам подслеповатые глазки. Мы с вами – катастрофически необразованные люди, что не наша вина, но беда. Мы не знаем мифов Древней Греции, социально-политических регулятивных механизмов в эпоху Возрождения
и кто такой этот Заратустра, который что-то там сказал. Или сказала? Ведь согласно, правилу образования склонений, Заратустра - "она", "моя"?...
Мы не умеем проводить параллели между разными сферами знания, мы не видим века целиком. Мы не ваяем его, не пишем, не поем – мы просто ничего о нем не знаем. Мы отстаиваем до хрипоты придуманное нами значение понятий, выдавая эту фантазию за Точку Зрения. Но на самом деле, мы просто слишком мало работаем с учебниками и словарями.
Нас не учили тому, как это – быть всесторонне развитым, образованным человеком, нам не могли объяснить, зачем это. Мы не умеем заниматься самообразованием. Жидкость для чистки металлически поверхностей покупать умеем, мясную запеканку готовить умеем, а грамотно, качественно, с учетом суммарного культурного и социального контекста посмотреть на картину Модильяни – нет.
Мы пытаемся создавать эстетически привлекательное, интересное жилье. Мы надеемся на то, что мы сами, облаченные в кофточки и муфточки, представляем собой явление отличное, от миллиардов подобных двуногих. Но что мы знаем об эстетике в принципе, как зарождалась она, спорилась и развивалась? Что влияло на это, что – препятствовало, какие из творческих канонов чтить свято, а какие, с учетом определенных тенденций, нарушать. Мы не видим перекрещивающихся тенденций, цитирующих друг друга
предметов, полных скрытых и чуть ехидных ссылок друг на друга.
И нам очень часто скучно. Нам скучно сделать так, чтобы было интересно. Мы не умеем, и мы не видим резона в том, чтобы попробовать. Боимся, столкнув с реальностью свое ощущение внутренней индивидуальности, обнаружить его разбитым в неровные осколки. И что потом?... Долгий труд по строительству нового, более прочного?... Но мы не готовы.
Мы потребители, не понимающее того, что даже лестница потребления – бесконечна. И одно дело, просто купить мебель в квартиру, и совсем другое – создать в квартире особый, красочный, содержательный колорит, комфортабельный и эстетически сытный уют, который захочется мазать на простой хлеб ежедневности снова и снова.
Давайте зададим сами себе следующие вопросы:
1. Считаю ли я себя образованным человеком?
2. Что побуждает меня так думать?
3. Как часто я ставлю себя в ситуации, которые могли бы меня в этом убеждении пошатнуть или укрепить (посещаю музеи, выставки, беседую с умными и развитыми людьми)?
Как правило, только мысль о том, что ответ на вопрос 1, следует подкрепить ответами на вопросы 2 и 3, заставляет человека не торопиться с ним. Но большинство торопится: удивительно, но самым уверенным в своей широте кругозора и аналитическом культурном аппарате человеком на моем пути оказалась двадцатилетняя якутская студентка. Вопросы 2 и 3 были совершенно справедливо ею сочтены некорректным переходом на личности и жгучим оскорблением.
И пока на вашем пути не попалась я, которая не верит словам, а лишь фактам, задайте эти вопросы сами себе. Не пополняйте стан людей, которые кричат, что все феминистки – дурочки, ничего не зная об определении сего течения вообще и об актах его осуществления. Или что все дурочки – блондинки, ничего не зная о генетике, биологии и методе извлечения минимального здравого зерна из популярных анекдотов. Или что Ельцин был плохим. Или что Сталин был хорошим. Не у каждого доктора исторических
наук аргументация любого из вышеперечисленных тезисов будет корректной. А без диплома – и разговаривать не о чем.
Прошу прощения, если мои слова во всей безысходности открыли перед вами картину собственного ничтожества. Надеюсь, что это так. Потому что никак иначе не ступить на дорогу нормального самообразования (а хорошего образования, даруемого вам кем-то другим, в это стране все еще очень мало, да и не утопия ли оно в принципе?)
А впрочем, это необязательно. Я знаю одного сорокалетнего человека, который, совершенно определенно, читал Жванецкого и Булгакова. И это хороший выбор, поверьте, вполне достаточный для выборки остроумных, величественных и изящных цитат на все случаи жизни. Его примеру последовать легко, но права на осознание себя человеком тонким, интеллектуальным, действительно образованным, на этом основании я вам не дам. А вы себе сами?