Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Телеком в России: аналитические обзоры состояния отрасли


Структура доходов отрасли Связь в 2005 году .   
            В конце  прошедшего месяца стали известны дополнительные сведения по результатам работы отрасли Связь в 2005 году. Это данные по структуре доходов предприятий от предоставления услуг Связи. Они в некоторой степени дополняют (с поправкой на то, что сведения по форме СВ-65, лежащих в их основе, предоставляют несколько меньшее число предприятий , чем сведения по другим формам статотчетности таким как  П3, П5 и ПМ) данные по результатам работы предприятий отрасли Связь, озвученные на коллегии Минсвязи и сведения, представленные в региональной разбивке в мартовском обзоре Russian Telecoms . Напомним нашим читателям, что в нашем отчете, опубликованном в марте на сайте,  представлены результаты предприятий по ВСЕМ видам экономической деятельности (включая продажу оборудование и сдача в аренду основных средств) и они несколько больше, чем доходы от услуг Связи.  Сведения по СВ-65  более точны (хотя и несколько меньше), чем оперативные данные  по П1, приведенные нами в февральской рассылке. Тогда например, за счет того, что компания Мегафон в конце 2005 года стала отчитываться по форме П1 в Москве, в сводных статистических сведениях рынок столицы "вырос" на  37%  при реальном росте  всего на 8% (по сведениям  CВ-65 в прошлом году  608 операторов  столицы получили от предоставления услуг Связи 227,6 млрд. Рублей). Структура доходов отрасли за весь 2005  год от предоставления услуг Связи представлена на Рисунке и в Таблице.

 Услуги Доходы по РФ
Доходы по всем видам экономической деятельности, Млрд. Рублей *              707,08  
Доходы от предоставления услуг Связи, Млрд. Рублей **              660,29  
В том числе 
   Почтовая связь                41,07  
   Спецсвязь                  1,66  
   МГ/МН и ВЗ связь                78,71  
   Местная городская                96,44  
   Местная сельская                  9,35  
   Связь с таксофонов                  1,47  
   Документальная                48,63  
   Радиосвязь, радиовещание и спутниковая                10,56  
   Эфирное Телевещание                  5,74  
   Кабельное телевидение                  6,04  
   Проводное вещание                  3,17  
   Подвижная связь              282,90  
   Присоединение и пропуск трафика                71,29  
   Прочие услуги                  3,24  

* Данные  форм статочетности П3 и ПМ по 7,3 тыс. компаниям
* Данные формы CВ-65 по 4,1 тыс.  операторам

Рисунок 1. Структура доходов предприятий от оказания
 услуг Связи в 2005 году. 

         Рынок услуг Cвязи (без учета продажи оборудования и доходов от не основной деятельности)   в 2005 году вырос в целом всего на  22,2 %.  Впервые за несколько лет, самым быстро растущем сегментом  Связи оказалась не подвижная электросвязь, а услуги фиксированной связи. Если в целом по России доходы от мобильной связи по итогам 2005 года выросли на 27,5 % , то доходы от документальной электросвязи и услуг присоединения и пропуска трафика выросли на 30 %. Существенным образом  росли и доходы от  услуг Радиосвязи, Телевидения и спутниковой связи. На фоне разговоров о так называемой "демонополизации" рынка дальней связи и борьбы с мелкими VoIP операторами "официальная" выручка от оказания услуг дальней связи по итогам 2005 года оказалась ниже прошлогодней (cм. Рисунок 2)

Источник: Данные формы CВ-65

Рисунок 2. Рост доходов в 2005 году по отношению к 2004 по услугам Связи.

          Данные  по кратким итогам работы отрасли Связь и крупнейшим телекоммуникационным компаниям столицы (полные результаты представляются  в ежеквартальном исследовании компании Директ ИНФО по рынку Москвы) , будут вскоре опубликованы нами на страницах проекта. Напоминаем  читателям , что часть  обзоров по рынку публикуется проектом Russian Telecoms в виде специальных отчетов в соответствующем разделе сайта  в формате PDF, а не в виде почтовой рассылки.
            В начале июня в следующем выпуске нашей  рассылки,  мы подведем итоги работы предприятий Связи в первом  квартале этого года.

Использование современных технологий связи и мультимедиа в домохозяйствах Москвы.
             
На конец прошлого года по данным государственной программы мониторинга домохозяйств (по Москве это 1350 семей с различным располагаемым доходом. Общее  число обследуемых в рамках программы семей по РФ превышает 40 тыс.) , в  среднем на 100 московских семей  приходится 161 цветной телевизор (с учетом черно-белых 170), 235 мобильных телефона, 80 видеомагнитофонов и 32  DVD плейера.  По данным телефонного опроса Директ ИНФО на апрель 2006 года персональный компьютер имеется уже у 66 %  столичных семей (на конец  2004 года этот показатель был 52%). В тоже время,  лишь 80 %  домохозяйств в котором он присутствует, его  используется   для выхода в интернет.   Высокий уровень жизни  москвичей приводит к тому, что почти все эти технические средства распределяются по семьям с различным душевым доходом относительно равномерно:

 

Источник: Данные госпрограммы обследования ДХ, опросы и оценки Директ ИНФО

Рисунок 3. Наличие в домохозяйствах Москвы в 2005 году средств просмотра платного контента и персональных компьютеров. 

Уровень компьютеризации населения в столице  достиг такого уровня, что даже  в самых малообеспеченных слоях населения, ПК есть у каждой пятой семьи. Почти 2/3 таких домохозяйств имеют в своем распоряжении средства для просмотра платного видеоконтента (видеомагнитофоны и DVD плееры). Это говорит о том, что в Москве все группы населения, вне зависимости от уровня доходов,  могут являться потребителями услуг платного ТВ и интернет (включая услуги широкополосного доступа) и полностью опровергает миф, раздуваемый некоторыми "аналитиками" по поводу того, что у московских семей  из-за большого выбора бесплатных ТВ каналов нет спроса на платный видеоконтент (большинство домохозяйств уже  имеют необходимые средства для его просмотра и покупают  на кассетах и DVD). Можно уверенно утверждать, что потенциальная клиентская база этих сервисов -  практически все слои постоянного населения столицы. 
           Интернет - самый быстро развивающийся сегмент рынка связи Москвы. Однако, не все слои населения охвачены  им в одинаковой степени. Согласно телефонным опросам московских домохозяйств, проведенных   Директ ИНФО в апреле этого   года, уровень  проникновение интернета и широкополосного доступа из дома по семьям с различным среднедушевым доходом выглядит следующим образом (при проведении этого опроса,  размер выборки обеспечивал погрешность 5%):

  

          Источник: Опрос Директ ИНФО, апрель 2006

Рисунок 4. Доступ домохозяйств Москвы к сети интернет.

            Даже в семьях со средними доходами и доходами выше среднего, только около 2/3 семей  выходят в интернет с использованием технологии широкополосного доступа. Это свидетельствует о том, что услуги ШД продолжают иметь высокий потенциал для развития на рынке Москвы. В столице  имеются все условия  для продолжения роста  рынка этого  вида услуг, как за счет увеличивающегося каждый год  числа компьютеров у населения, так и за счет   достаточно большого процента  владельцев ПК не подключенных пока к интернет или  подключенных по технологии Dial UP.
 

 Новости проекта.
    
      
Самым значительным событием, произошедшим  за последние два месяца, можно считать запуск в обновленном формате метабазы документов по отрасли Связь. Переход на новую версию системы KnowledgeTree  , используемую в качестве оболочки  для нашей метабазы, в значительной степени повысило удобство  доступа к информации за счет нового интуитивно понятного интерфейса. Не смотря на то, что в последние несколько месяцев автор  сильно загружен по основному месту работы из-за участия в ряде крупных MR  и имеет крайне ограниченное число  времени для работы над своим проектом,  за последние несколько месяцев метабаза документов была  дополнена большим количеством интересных  материалов по отрасли Связь . Например, в ней появились презентации с конференций Связь и инвестиции 2006, самые полные доступные сведения по результатам работы отрасли Связь за 2005 год  (начиная от публикаций Минсвязи и заканчивая данными МЭРТ и форм оперативной статистической отчетности, а также нашим отчетом по региональной структуре доходов предприятий связи по всем видам экономической деятельности), сведения из Российского Статистического Ежегодника 2005 о развитие отрасли начиная с 1928 года, данные по изменению тарифов на МГ/МН и местную связь с 1999 года  и множество другой полезной и интересной  информации. Общее число документов в метабазе в мае месяце этого года  наконец превысит одну тысячу документов . Напоминаем, что список новые документов метабазы доступен по  ссылке, а пароль для доступа приведен на соответствующей странице зарегистрированных пользователей.

Если по каким либо  причинам Вы не можете прочитать в полном объеме  этот выпуск
рассылки
, то  с его  html версией Вы можете ознакомится здесь.

 Май  2006 года


В избранное