Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Новости социальных сетей :: Будь в СЕТИ!" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Великие шутники Сети. Робот Дацюк. Тайное знание: заговор посвященных
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Сетевые провокации, конфликты и розыгрыши
Цикл # Великие шутники Выпуск 33
решения
Тайное знание: заговор посвященных
Вы видели, как муха бьется о стекло, пытаясь преодолеть невидимую преграду? Или как человек бежит изо всех сил, чтобы удержаться на месте?
И это не исключение, а общий закон жизни - философски заметил отец кибернетики Норберт Винер: "...мы должны бежать со всей быстротой, на которую только способны, чтобы остаться на том месте, где однажды остановились". (Н. Винер. Я - математик)
Да, существуют, хотим мы того или нет:
-
невидимые стены, что мы безуспешно тараним;
-
конвейеры социальных машин, к которым мы прикованы, как гребцы на галере;
-
соблазны, за которыми мы идем, идем, идем..., как ослик за морковкой на удочке седока.
В мире, где царит неравенство среди примерно равных по задаткам людей, огромное значение имеет тайное знание: владеющие им составляют заговор против всех остальных. Это семейные тайны - недаром говорят, что в каждой семье припрятан свой скелет в шкафу. Это тайны цехов - основа могущества профессионалов. Это корпоративные и государственные секреты - без них не выжить в мире жестокой конкуренции.
А где тайны - там и свой язык - намеков, умолчаний и особых словечек. Посвященный поймет сообщение, а случайный человек нет.
Здесь мы постараемся разобраться в языке культурных провокаций Сергея Дацюка, который был придуман им для новой элиты Сети. Это язык пародируется одноименным Роботом и сводится к абракадабре, но еще не все потеряно. Как знать - может быть, этот язык или его преемника ждет лучшее будущее...
Возьмем, например, статью "Парадоксальность культуры" (http://www.uis.kiev.ua/russian/win/~_xyz/par_cult.html)
Меня заботит бегство культуры от парадоксов. Желание во что бы то ни стало избегать парадоксальности не только в текстах, но и в обучении. Обучение, образование должно быть разумным, а не интеллектуальным. Обучающиеся должны освоить рациональную и понятную картину мира, а не парадоксальную. Меня глубоко возмущает тот факт, что до сих пор парадоксальность считается чем-то мешающим нормальному обучению, каким-то курьезом, квази-культурой. Разум плодит себе подобных ублюдков и уродов с разумным восприятием жизни. Они импотентны к новизне, и неистовствуют по поводу всякого парадокса. | Тайнопись в этом абзаце достигается
смешением точек зрения автора (1, 5, 6, 7) и его оппонента
(2, 3, 4). При беглом чтении это выглядит как нелепица, совмещение несовместимого. Но в таком смысловом монтаже можно увидеть метафору - второй, глубинный смысл. Какой? Да словами трудно передать. Если вы прыгали с большой высоты, то испытывали особое чувство - парения в бездне. Нечто похожее и здесь - парение в бездне парадокса. |
Непреложный факт: юноши и девушки, оканчивающие не только
школы, но и университеты, не знакомы с пределами наук, которые
они изучали, не знакомы с парадоксами этих наук. Их формируют в
угоду разуму, которому затем они будут служить, выполняя все его
прихоти, и всю жизнь убегая от парадоксов. Их так научили, и они
не могут иначе. Культура в лице лучших своих представителей, в лице умов от разума признает лишь одну проблему преодоления себя - проблему вундеркиндизации, проблему насыщения общества высокоодаренным разумом, в то время, как эта проблема - совершенная фикция. Бездарность противостоит таланту, высокоодаренность - задача довести одаренность бездарности до таланта. Подлинную задачу интеллектуализации культуры разумная культура поставить не в состоянии. Интеллект - это не дар, не высокоодаренность, и не талант. Он не имеет ничего общего ни с заложенными с рождения способностями, ни с развитием этих способностей. |
Дацюк указывает здесь на невидимую стену,
о которую бьется педагогика и культура вообще. Общество ценит и
воспевает непредсказуемых творцов, но нуждается в огромной массе надежных
исполнителей. Поэтому всех учат уважать законы и добросовестно
их соблюдать, а жить под сенью парадоксов и по своим собственным
законам каждому дозволяется лишь в узком мирке прайвеси.
Чтобы стать исключением и обрести право на творчество,
необходимо пройти жесткий отбор - это конкурсы для творческой
элиты и это жизненные испытания непризнанием для
бунтарей-носителей новой культуры. Вот этот селективный барьер Дацюк возводит в идеальный принцип - и это еще один прием тайнописи: идеализация. Барьер возводится в абсолют, в божественное откровение: "Разум не может ни понять, ни породить интеллект". Автор перескакивает из толпы посредственностей на олимп творческой элиты и оттуда дерзко провозглашает: "Мы - умы, а вы - увы". Глубинный смысл этой дерзости - проблематизация аудитории, вызов ее чувству собственного достоинства. |
Интеллект есть вступление человека с любыми способностями в проблемную сферу новизны в любой области науки. Интеллект есть переориентация всего образования на парадоксальность изложения, на выход в сферу непосредственных проблем общества, на выход в предельные области знания, стирание грани между обучением и прагматикой. Интеллект есть подлинное равенство всех перед неизбежностью обновления как особого качества, непрерывного состояния, соединяющего всех вступивших в него индивидов не связью общности социального сообщества, не связью разделения труда в коллективе, но связью продуктивного интеллектуального диалога, где каждый важен лишь сам по себе, и настолько, насколько сам он позволяет войти себе в это качество новизны. | Поставив проблему, Дацюк тут же предлагает
средство ее решения - правда, попахивающее нафталином матери
порядка - анархии. Идеализация, предпринятая в предыдущем абзаце, здесь играет с ним дурную шутку. Он формулирует нормы отношений в интеллектуальной элите, но замахнувшись на абсолютные обобщения, вынужден применять их ко всему обществу. Получается абсурд. И это еще один прием тайнописи - абсурдные пророчества. Люди посвященные смогут локализовать область применимости этих пророчеств, где они имеют смысл, а остальные увидят только бред. Глубинный же смысл этой абсурдизации заключается в придании тексту священного смысла. Мол, не я, а Бог моими устами говорит с вами. |
Научные знания существуют в нескольких временных измерениях: ископаемые, антикварные, старомодные, модные, новые. Культура предпочитает связку о моде прочим. Новые знания несут на себе не только временное определение будущности, но и качество нескованности настоящим и прошлым. Разум неизбежно накладывает ограничения рациональности даже тогда, когда разрешает область иррациональности как иррациональную лишь вначале, лишь до разумного познания. Уход культуры от разума к нескованности разумом, к свободному выходу в новизну. | Под нормы отношений в интеллектуальной
элите автором подводится онтологическое обоснование: перед лицом
НОВОГО все равны потому, что то не сковано настоящим и прошлым. Это уже знакомая нам идеализация: новизна нового отрицает заведомо неновое настоящее и прошлое. Здесь можно различить еще один прием тайнописи - словесную путаницу. Скажем, где начало того конца, которым оканчивается начало? - Да в конце того начала, которым начинается конец! Глубинный смысл подобной словесной эквилибристики мне, увы, непонятен. Он напоминает заговоры знахарок - но что при этом внушается, уму непостижимо... Может, вы догадаетесь? ;0) |
По существу это есть уничтожение обучения как ведущей формы деятельности. Человек - не сосуд, который нужно наполнить, и не факел, который нужно зажечь. Переход к введению каждого сызмальства в сферу интеллектуальной деятельности в любом ее виде, введению как равного, но получающего знания не в силу обязанности их получения перед лицом общества, но в силу нахождения в поле новизны как состоянии неразумной раскованности и творчества. | Ну, эта форма обучения - с
гувернером-наставником - существовала во все века. Правда,
только для избранных единиц - да и из тех редко когда возникали
действительно творческие натуры. Так что Дацюк поторопился с
отменой конвейера школьной муштры. В этом абзаце примечательны две вещи. Первое - ниспровержение общепризнанных лозунгов. Это сильный прием для того, чтобы пробиться сквозь стереотипы и шаблоны мышления аудитории. Революционный нигилизм впечатляет и несет глубинный смысл. "Темницы рухнут, и свобода вас встретит радостно у входа..." Второе - тайнопись полевого воздействия. Если слова подобны стрелам, то есть еще воздух, сквозь который они летят в цель. Причем воздух сам может двигаться, снося стрелы в сторону, а то и вихрем - саму цель. Дацюк указывает на такую возможность, но не демонстрирует ее... Как вы думаете, что это может быть? |
Преподать можно лишь разумное. Интеллект преподать нельзя. Интеллект можно сформировать в особом состоянии новизны индивидуально и нецеленаправленно. Интеллект не может быть целью, он не может быть средством. Он может быть равенством меня другому в нашем общем поле нового. Знание есть не цель, не средство, не условие, а индивидуальный продукт памяти интеллекта. | Глубинный смысл предпринимаемой
Дацюком серии отрицаний - подготовка аудитории (ученика) к
восприятию нового. Прежде, чем лепить сосуд, глину нужно помять
- это все знают. Опять же любознательность - природный дар, существующий и без конкретных целей (отсюда тяга к новизне), но усиливающийся при появлении оных. Известно также, что отчуждение снижает любознательность. Хотя насилие отнюдь не всегда вызывает отчуждение - возьмите хотя бы бериевские шарашки... Прием тайнописи, используемый здесь, уже встречался ранее - абсурдные пророчества. Только мелковаты они что-то: очевидно, что знание - и цель, и средство, и условие, и продукт памяти. У Дацюка от близости к Богу закружилась голова, и он уже ломится в отрытые ворота... |
Культура, охотно принимающая парадоксы, становится парадоксальной культурой: чем меньше она учит культуре, тем большей она становится. | Резюме текста дается Дацюком в стиле
словесной путаницы - тем он подчеркивает, что текст
соответствует жанру тайнописи. Что до глубинного смысла этого резюме, то он отсутствует - стремление автора парадоксально рассуждать о парадоксах привело к изнулению содержания. Как говорится, паровоз не поедет - весь пар вышел в свисток... |
Существуют ли другие попытки создания нового языка сетевой элиты? Конечно ДА! Пишите о тех, которые вы хотели бы разобрать на страничках нашей рассылки.
А мы в следующем выпуске поговорим о другом шутнике Сети - великой и ужасной Моське Рунета.
До новых встреч!
Двуглавый Юл, историк-экспериментатор
архив выпусков на
http://hhh.feod.org/u.htm
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru | Отписаться |
В избранное | ||