Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Записки ночного журналиста

  Все выпуски  

Записки ночного журналиста из бортового журнала пиратского швертбота 'Ладога'


    www.drusha.msk.ru     Статьи и обзоры
Решил собрать в один текст отчет о путешествии по Ладожскому озеру под парусами и на веслах.
Визуальная часть вся в инстаграме, а словесную соберу в один пост тут.

* * * День 0. * * *

Начну с дороги до Питера.
8 июля в 11:30 я сел в машину и поехал в сторону М11. Люблю платные дороги: встал на круиз 120, час-два-три говоришь по телефону и слушаешь подкасты. Вещей у меня: один рюкзак (а также два кресла и две табуретки, но это уже как бы снаряжение экипажа) и корзинка с бутербродами, кофе и круассанами.
Трасса крутая, в среду днём народу мало, виды отличные, покрытие прекрасное. Мало больших заправок, кушать и заправляться пришлось на Лукойле где-то посередине, хотя обычно я предпочитаю ГПН.
Цены: 133+658+650 по транспондеру. С одной стороны -- немало. С другой -- прибыл на точку назначения я в 18:45, и четверть часа из них пил кофе и кушал бутеры на заправке. То есть семь часов от двери до двери при экономной езде на круизе и скорости сильно в пределах ограничений. А, главное, усталости нету, поскольку не надо постоянно тормозить и разгоняться, следить за знаками и переходами... И будет ещё лучше, когда достроят участок у Твери.
В общем, дорога без приключений, в городе меня встретил Артём и мы пошли отдыхать в преддверии недельного путешествия.

* * * День 1. * * *

В 7:30 подъем, омлет, кофе. Выдвигаемся с Лёшей gorodnichev за Аней (представлять наш экипаж буду в следующей серии), далее по роскошной трассе "Сортавала" (фото 1, в инсте) два часа до поселка Берёзово.
На базе проходим инструктаж, пьем чай с бутербродами, получаем снарягу. Наш капитан -- Евгения (5), ходит под парусом с 69-го года, так что перевернуть швертбот (3) мы не сможем. Но случается всякое, поэтому вещи лучше паковать в гермомешки (2).
Стартовая часть путешествия на веслах, первые виды ладожских шхер (4). Текстур немного, но их сочетания впечатляюще разнообразны.
Где-то через пару часов сделали остановку в небольшой бухте: забирались на скалы, делали фотки (6). И можно было даже отправить пост в Инстаграм! Далее мобильная связь нам изредка попадалась только на открытой воде, и разочек -- на стоянке.
После остановки поймали хороший ветер, и до стоянки в заливе Кочерга шли уже на всех парусах. Научились ставить стаксель и грот, кто-то первый раз схлопотал гиком по голове.
Место для стоянки шикарное, поставил кресло на скальной площадке, ловил вечернее солнышко. Метрах в 300-х в другой бухте разбили лагерь две команды четырехдневки. Они, в отличие от нас, лагерь снимут уже только в свой последний день. А мы особо не заморачиваемся -- все равно утром снимаемся.
На ужин шашлык, салат и картошка, оголодавшая команда с урчанием уничтожила первую порцию:). А вот вторая порция осталась на завтра, пойдет в солянку...
Ночью светло, в 200 километрах к северу от Петербурга белые ночи в полный рост.

* * * День 1. Знакомство. * * *
Надо сказать, что Артем обещал команду своих классных друзей, из которых я знал до путешествия только его девушку Зою. Так что было немного не по себе: у ну как не сойдёмся характерами?..
Наш экипаж, слева направо и сверху вниз:
- специалист по человеческим разумам и старый ролевик Лёша
- писательница Аня
- балканский пиарщик Артём
- руководитель балканских пиарщиков Зоя
- отважный капитан Евгения
- профессор политологии Наташа
- Александра и Кирилл, ее наследники
- капитанский внук Эндрюс
- старший помощник Женя
Обещание Артём сдержал, с этими ребятами можно и в шторм, и в грозу, хоть на швертботе, хоть на байдарках. Можно даже по стаканчику крепкой ракии после всего перечисленного .
В семидневке часто вместе плывут незнакомые люди, поэтому в первый день плавания капитан всегда проводит важный ритуал -- каждый представляется и рассказывает немного о себе. Чтобы дальше было проще и удобнее находить темы для разговоров, а также лучше понимать, у кого какой опыт походной жизни.

* * * День 2. * * *

Первый дождь мы переждали под тентом на берегу. А вот второй наблюдали со стороны. На первых трёх фото гроза спереди, наискосок и сбоку. Мы под нее так и не попали, потому что тот свежий ветер, который крутился вокруг нее, резво мчал (6 узлов) швертбот в сторону острова Кухка на всех парусах. Когда ветер условно попутный и не нужно менять галс -- плавание становится довольно однообразным. Однако уроки морского дела, зрелища эпической стихии и лёгкий ланч не давали нам заскучать. Хотя кое-кто даже успел вздремнуть на солнышке.
В плавании в солнечную погоду по Ладоге нужны две вещи: крем от загара и теплая одежда. Ветер прохладный и сильный, а ☀️ довольно злое.
На якорь встали в уютной бухте, где неподалеку разместились две группы каякеров. Стоянка оказалась со столом, лавками и большим каменным мангалом. А с другой стороны -- шикарные виды со скал и на скалы. И, как мы смогли убедиться чуть позже -- роскошный закат.
Тут нам предстояло отдыхать весь следующий день (и наблюдать обещанный прогнозом дождь из-под тентов) с костром и потенциальной полевой баней.
Остров Кухка -- самая дальняя тоска нашего маршрута, отсюда остальные дни мы будем неторопливо двигаться через шхеры в сторону родной для "Ладоги" гавани.

* * * День 3. Днёвка * * *

Всю ночь и до обеда шел дождь, иногда -- прямо ливень. Очень удачный день для дневной стоянки. Завтрак плавно перетек в обед, а обед -- в ужин. Пищу сопровождали разнообразными беседами, так что день тек неспешно и приятно.
Со стороны заката оказалась основательная стоянка рыбаков, но не самый безопасный пляж, поэтому рядом с нашим швертботом появился катер. После обеда Артем выменяд у хозяев литр 50-градусной сербской ракии на кастрюлю мелкой рыбехи вроде корюшки. Так что на ужин жарили рыбку, хребтами кормили пару местных собак. Удивительно, что сырую рыбу барбосы есть не хотят, а вот остатки жареной лопают только так.
На закате отправились к соседям в полевую баню. У нас тоже была похожая, но вместо печки предполагалось развести большой костер вокруг каменной пирамиды, а потом поставить сверху палатку. А тут огромная палатка с двумя печами. И горячая вода! Честно говоря, день был довольно промозглый, меня спасали только несколько слоев одежды и берцы, и все равно погреться очень хотелось. И потом даже Ладога показалась вполне пригодной для "зашел-выбежал":)

* * * День 4. Шхеры * * *

С днёвки снимались довольно неторопливо, смогли отплыть уже после полудня, и все равно попали в короткий дождь.
Дальнейший маршрут пролегает через шхеры, в основном на веслах. В одном месте пробирались по проливу среди камышей, но маленькой осадки хватило, чтобы не сесть на мель. Проплывали через старые финские менгиры, которые обозначали границы поселений и до сих пор стоят, наблюдая за сменой эпох.
А на стоянку встали на тихом и ооочень живописном пересечении нескольких проток. Единственный минус -- кто-то до нас разбросал довольно много мусора. Пришлось объявить наше путешествие экологической миссией и дожечь несоженное, а остатки -- собрать и увезти с собой.
Валежника в округе было маловато, поэтому предприняли небольшую вылазку на швертботе за верхушкой сосны, валявшийся на берегу неподалёку, благо даже в девять вечера очень светло.

* * * День 5. Купание * * *

По просьбам трудящихся решили делать остановку для горячего перекуса посередине перехода.
Из шхер, понятное дело, выходили на веслах, дальше поймали свежего ветра, и за одним живописным мысом сделали остановку. Оказывается, когда картошку жарят вот так, в расселине на камнях временной стоянки, она получается очень вкусной!..
Особенно когда при высадке ты немного поскользнулся в воду, и пришлось переодеваться, раскладывать мокрую одежду сушить на баке и до кучи опасаться навернуться ещё раз: сухая одежда кончилась.
После ланча уже в основном на веслах пошли искать удобное место для стоянки. Излюбленные капитаном места оказались заняты, поэтому нашли условно новое место в совсем небольшой бухте. Зато с песчаным пляжем, столом, некоторым количеством различных дров и -- шок -- невероятным образцом сортиростроения на предпоследнем фото. Экологически эффективная система с жуками в качестве септика.
Бухта оказалась с двух сторон огороженной скалами, с которых открывались захватывающие виды на окрестности.
Бонус -- та-дам -- на скалах ловил 4джи, так что я смог созвониться с женой, посмотреть на Лизу и показать себя и виды вокруг.

* * * День 6. Черничный остров * * *

Из гостеприимной песчаной бухты отплывали с некоторым сожалением (уж очень там виды захватывающие). Проходили мимо покосившейся церкви, которой на вид лет 500. Построили ее как декорацию несколько лет назад, даже сделали при ней кладбище, прикрутив к скале кресты來. Выглядит как отличная достопримечательность, все туристы радостно фотографируют ее со всех доступных ракурсов.
План на день был легкий (до базы оставалось миль 15, из них на последний день можно было оставить 6-7), так что в основном гребли. Тем более, что шли по шхерам, в окружении скал и камней.
Поначалу хотели разбить стоянку в одном месте на острове со скальным склоном, откуда открывались живописные виды на окрестности. Разведчица Зоя обежала остров кругом и нашла отличную стоянку не только с костровищем, но даже со свежим, практически барным, столом!..
Место очень удобное для катеров, а мы швартовались около часа, перебрав два естественных "причала", но оно того стоило.
Во-первых, весь остров застелен ковром зрелой черники.
Во-вторых, прямо со стоянки под борщ и бокал ракии мы провожали закат, а утром сразу могли насладиться пока ещё ласковым солнышком.
Не обошлось и без минусов. Не знаю, кто стоял на острове до нас, но по состоянию пейзажа мы смогли сделать несколько выводов:
- их было много: два огромных мешка мусора и десяток сломанных складных кресел, сложенных под скалой, заставили нас опять поиграть в экологов
- они были тупые: не поставили сортир, из-за чего все укромные уголки в туалетной бумаге, пытались жечь в костре куски свежего дерева (надеюсь, хотя бы валежник, а не сами спилили), не ели чернику.
- они были странные: что нужно делать в лесу, чтобы сломать столько походной мебели?

* * * День 7. Возвращение * * *

Собрались на удивление быстро, уже часам к 10 все были готовы, туалет -- собран, а вещи -- погружены.
Первую половину пути прошли на веслах, вторую -- под тихим, но постоянным фордевиндом.
Наблюдали в небе несколько звеньев из одного Ту-95 и двух-трёх истребителей сопровождения. Ребята обсуждали, что, может, вообще зря возвращается и на большой земле какой-то конфликт? Тут появился интернет и узнали про Карабах. Возможно, демонстративные полеты стратегической авиации были как раз об этом.
В начале второго пришвартовались у причала, начали разгружать швертбот, таскать гермы к трактору и, конечно, сделали совместных фото, которые я использовал в посте про знакомство.
Из-за сложностей с заводом трактора пришлось немного посидеть за рулем, пока не доехали до разворота и не поменялись с Женей обратно.
Потом сдавали экипировку, я получил обратно рюкзак с паспортами нашего экипажа и торжественно их раздавал за чашечкой кофе с печеньем.
Обнялись-попрощались с капитаном и помощником, и двинулись сначала в сторону Петербурга (завезли Аню), а потом -- и в сторону Москвы.
По дороге под Приозерском на заправке все накупили домой карельской форели: видели в шхерах форелевое хозяйство и захотелось попробовать продукцию ладожских рыбозаводчиков.
До трассы доехали по КАДу быстро и просто, и первые 100 километров дороги стелились гладко и легко.
А вот потом въехали в дождь и лило оставшиеся 620 километров, так что обратная дорога отняла ощутимо больше сил и времени.

* * * День никакой: минутка бесплатной джинсы про деньги и условия * * *

Мы путешествовали через "Илакс": довольно почтенная компания, которая работает уже лет 15, если не больше.
Если просто бронировать тур на сайте, то можно спокойно отправиться в путешествие с незнакомцами за 19 с копейками тысяч. В программу входит встреча на Финляндском вокзале, где подскажут, на какую электричку садиться и где искать недорогое такси в Берёзово до базы.
Артём собрал свою компанию друзей, так тоже можно. Более того, при полном заполнении швертбота сделают скидку.
В цену входят палатки, спальники, пенки и гермомешки для всего этого.
Все прилегающие к днищу ящики забиты едой, кормят три раза в день, из них два -- горячая пища на костре, между которыми холодный ланч (как правило, на борту). За неделю я похудел в боках и прибавил кило в весе.
От туристов ожидаются посильная помощь в лагере (дрова, костер, порезать-подать-принести), одна-две простых задачи на борту, терпимость к походным условиям и зачаточный инстинкт самосохранения (я так и не видел ни одной гадюки, но, говорят, они где-то бывают).
Готовит обычно помощник, полевая пища без понтов, вкусно и сытно, добавкой не попрекают. Если кто-то из команды умеет что-то делать лучше, всегда можно и себя показать, и товарищей накормить (поймать и пожарить рыбы, набрать ягод, сделать салат из подручных продуктов).

Добираться до базы можно как на электричке и такси, так и на своей машине. Стоянка платная, недорогая и охраняемая.
Я вообще ехал на машине от Москвы, ушло где-то почти два бака (90 литров 95-го за 900 с лишним километров, местами притапливал) в один конец, +1300 рублей за М11 по транспондеру. Штрафов пока не приходило 

Andrewus


В избранное