Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бизнес-сайт. Руководство по разработке - Выпуск 30.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
   Business-Site.ru         
 
    На главную страницу    Подписаться на рассылку    Архив рассылки    Скачать архив рассылки    Поддержать проект    Написать автору проекта  

 
Бизнес-сайт
Руководство по разработке
 
    31 мая 2001. Выпуск 30.
(c) Иван Косяков, 2000-2001
   
         
   

Добрый день!

Со дня последнего выпуска рассылки ко мне пришло несколько писем, с просьбой перейти к рассмотрению вопросов, непосредственно связанных с разработкой коммерческого веб-сайта. В одном из писем мне даже обещали оказать в этом содействие.

Все это навело меня на мысль, что освещение такой обширной и неоднозначной темы должно производиться с различных позиций, в сотрудничестве с множеством интернет-компаний и студий.

Поэтому, начиная с текущего выпуска, я буду публиковать интервью с представителями некоторых компаний, которые согласились принять участие в данном проекте. В качестве итога проекта предполагается объединить различные мнения и выработать ключевые рекомендации.

На данный момент я сформулировал некоторые наиболее важные вопросы по данной теме. При этом использовались вопросы из ваших писем, а также результаты интервью, проведенного в 7-м выпуске рассылки.

Если я что-нибудь пропустил, прошу высылать вопросы на мой почтовый ящик...

А в этом выпуске рассылки читайте интервью с Николаем Трусовым, менеджером по развитию компании Exteria.

   
         
    Содержание    
         
   
Компании      

Exteria (информация о компании)
Интервью с Николаем Трусовым

   
         
    Компании    
         
   
Компания:     Exteria (www.exteria.com)
Контактное лицо:   Николай Трусов, менеджер по маркетингу (NikolayT@exteria.com)
Тел., факс.:   925-53-41, 921-47-76
Адрес:   103031, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д. 19, строение 1

Компания Exteria занимается созданием и сопровождением Web-сайтов для крупных компаний, информационных агентств, общественно-политических организаций.

Разрабатываются сайты на базе Windows NT и различных версий Unix, основных Web- и application- серверов; баз данных под управлением SQL-серверов Microsoft, Oracle, Sybase.

Разработки компании используют возможности XML, HTML 4.0, CSS, DHTML, Flash, VRML. Программирование ведется на C++, Java, JavaScript, Vbscript и VBA, Perl.

Коллектив фирмы формируется из специалистов, имеющих опыт работы в кросс-культурной деловой среде и профессиональную подготовку как минимум в двух из следующих областей:

  • управленческое и деловое консультирование;
  • накопление и анализ информации для крупных корпораций и государственных органов;
  • журналистика;
  • разработка и сопровождение программного обеспечения;
  • Web-дизайн;
  • банковские технологии и онлайновые транзакции;
  • маркетинг.


Интервью с Николаем Трусовым

Что такое бизнес-сайт?

Широкая трактовка: любой сайт, помогающий прямо или косвенно бизнесу (извлечению доходов) владельца.

Узкая технологическая трактовка: интегрированный с внутри-корпоративными системами (ERP и пр.) сайт, обеспечивающий полностью или частично осуществление сделок или проведение иных деловых операций (выдачу поручений в рамках договора обслуживания и пр.) владельца с клиентами и(или) поставщиками. События на сайте должны вызывать изменения производственного, логистического, финансового и проч. состояния владельца.

    
  Досье:  
  Николай Трусов — менеджер по маркетингу компании Exteria.
Образование получил в МЭИ. С начала 1998 года работал в независимом издательстве ИнфоАрт, занимаясь созданием сайтов для корпоративных заказчиков. В апреле 1999 года был одним из первых сотрудников молодой компании, которая впоследствии получила название Exteria. Исконно и до сих пор занимается работой с клиентами во всех ее аспектах.
 
                                                               

Экстремистская трактовка: сайт для осуществления полного цикла сделки купли-продажи, включая онлайновый платеж.

Само понятие довольно размытое, и каждый включает в него свои допущения, основанные на бизнесе, который он знает. В этом ключе промо-сайты тоже относят к бизнес-сайтам, так как они направлены на продвижение конкретной марки или товара и соответственно способствуют развитию бизнеса/увеличению продаж.

Постановка задачи, возможные решения

Кто должен осуществлять постановку задачи? Как это лучше делать? Следует ли обращаться для этого к сторонним экспертам?

Теоретически существуют несколько возможных путей: от привлечения профессиональных консультантов до постановки задачи специалистами IT департаментов компаний заказчиков.

На практике детализированную постановку задачи всегда осуществляет исполнитель. От заказчика для начала требуется только общее понимание и желание что-то сделать.

Оптимальным мы считаем положение, при котором сотрудники исполнителя и заказчика, работающие над реализацией проекта, представляют собой единую команду.

Эксперты исполнителя в области маркетинга помогают специалистам со стороны заказчика сформулировать цель, критерии успеха и рамки работы, работу по описанию задачи выполняют бизнес-аналитики исполнителя.

Как оценить, оправдает ли сайт вложенные в него средства?

Заранее это можно сделать только приблизительно, опираясь на прецеденты и анализ рынка и методов работы заказчика. Обычно в больших проектах сначала выполняется пилотный проект, для которого оцениваются TCO (Total cost of ownership — совокупная стоимость владения), а также прямая и косвенная экономия затрат (на персонал, например) и прибыль. После этого принимается решение о полном развертывании. К сожалению, точная оценка и дешевый пилотный проект возможны не всегда, и это создает известный риск. Впрочем, не больший, чем при принятии других сравнимых по стоимости деловых решений.

Как проводится анализ успешности, нужности проекта, самой его идеи?

Идеи и эскизы проекта анализируются:

  • неформально — на наличие оригинальных творческих решений;
  • конкурентно — в сравнении с имеющимися решениями у конкурентов;
  • стратегически — на соответствие бизнес-целям заказчика;
  • операционалистически — по полноте охвата бизнес-процессов заказчика;
  • технологически — можно ли реализовать;
  • экономически — на возможность финансирования разработки, развертывания, сопровождения.

В какой ситуации можно попробовать разработать серьезный сайт самим, и когда лучше обратиться к профессиональной веб-студии?

Сами могут создавать сайты компании, специализирующиеся в дизайне, разработке ПО, системной интеграции, ASP (Application Service Providing), СМИ, PR (Public Relations) и рекламе.

Большинству нормальных компаний лучше заказывать данное решение у профессионального разработчика.

Содержание специализированного штата — дорогое удовольствие, а потому в большинстве случаев не оправдано. Ведь после грамотного создания ресурса его поддержка требует существенно меньших ресурсов.

В чем преимущества и недостатки разработки сайта либо собственными силами, либо усилиями веб-студии?

Своя команда либо не имеет опыта, сравнимого со специализированной компанией, либо (если нанята специально под проект из профессионалов) слишком дорога. В последнее время наблюдается и еще одна тенденция. Люди, привыкшие работать фриланс, начинают сильно отставать по своим знаниям и опыту от специализированных команд.

При найме веб-студии есть риск привлечь недостаточно опытного исполнителя, либо недооценить масштаб задачи. Также до сих пор на рынке практикуется изготовление систем, не подразумевающих масштабирования и развития. А это влечет за собой дальнейшие нерациональные затраты.

Какие существуют типы веб-проектов? Какие сроки исполнения характерны для тех или иных типов проектов?

Типов проектов очень много. Редкие из них длятся меньше месяца и больше полугода. Учитывая, что среди “веб”-проектов есть и многое, что еще недавно считалось сложной системной интеграцией, такой график можно считать очень напряженным. Американцы элегантно называют его market driven scheduler (график, диктуемый рынком). Это стало возможным в основном благодаря новым Интернет-технологиям.

Разработка коммерческого сайта собственными силами

Каким образом эффективнее собирать команду?

Только опираясь на предыдущий опыт привлекаемых специалистов и их способность быстро учиться новому.

Где лучше искать разработчиков?

Для коммерческих организаций — в кадровых агентствах, для студий — по личным рекомендациям.

Что должна представлять собой окончательно сформированная команда?

Это зависит от целей, для которых она формируется.

Каким образом должен проходить процесс разработки?

У каждой команды существуют свои подходы к регламенту разработки проектов. Очень сильно на него влияет характер проекта и его сложность. То, что хорошо для промо-сайта, для интегрированной бизнес-системы не подойдет.

Как правило, проект состоит из следующих этапов:

  • Изучение клиента (география; цели бизнеса, продукция и потребители, оборудование; персонал; служебные обязанности; должностные инструкции и т.д.; “граница секретности”; выбор цели).
  • Формирование предложения (уточнение перечня сервисов; определение поставщиков сервисов; уточнение объема работ; определение графика работ; определение BDM (деловых) координаторов Заказчика; определение TDM (технических) координаторов; выбор фокус-групп).
  • Заключение договора (обязательства, сроки, ответственность сторон, порядок дополнения, порядок оплаты).
  • Бизнес-анализ (знакомство с бизнес-практикой; интервью с менеджерами; посторонние диаграмм бизнес-процессов; описания схем документов).
  • Техническое задание (состав работ, функциональность, сроки по этапам/компонентам, стили, оборудование, классы документов и маршрутов, администрирования).
  • Проектирование (структур данных, схем документов, бизнес-процессов, метафор, интерфейсов).
  • Программирование (кода серверов приложений, хранимых процедур СУБД, драйверов источников, апплетов и пр.).
  • Креативный дизайн (соответствие фирменному стилю, элементы управления, веб-страницы, DDB-компоненты и пр.).
  • Настройка приложений (адаптация компонентов и сервисов решения для работы с клиентами и внутренними приложениями заказчика).
  • Развертывание (Для фокус-группы: планирование, настройка оборудования, установка ПО, обучение, тестирование, “ввод в строй”. То же для офиса в целом).
  • Сопровождение (исправление ошибок, тюнинг интерфейсов, совершенствование бизнес-процедур, консультации, обучение, развертывание в филиалах).

Каким образом должны быть организованы области ответственности за выполнение проекта?

Заказчик отвечает за предоставление всей первичной информации в согласованные сроки и финансирование проекта. Исполнитель — за все остальное в рамках проекта. Подробно эти отношение определяются договорами и другими регламентирующими документами. Крупные российские заказчики (в том числе и частные компании) до сих пор с пользой применяют старые советские ГОСТы.

Как должна быть построена процедура сопровождения веб-сайта? Кто несет ответственность за изменение информационного наполнения сайта?

Зависит от сайта. Разобьем сопровождение на техническую поддержку, информационное и стратегическое развитие. Если сайт снабжен системой управления содержанием, автоматическими системами обработки актуальной информации и т.п., информационное наполнение будет лежать на специалистах соответствующих подразделений заказчика. Техническое сопровождение может осуществляться своими силами, силами сторонней компании или силами разработчика. Критерий — целесообразность. Стратегическое развитие ложится на отдел маркетинга заказчика или на исполнителя проекта.

Заказ разработки у веб-студии

По каким критериям необходимо выбирать веб-студию?

Критерии всегда и везде одинаковы — здравый смысл, предыдущий опыт и гарантии выполнения обязательств со стороны исполнителя.

В каких пределах может варьироваться стоимость разработки веб-сайта в зависимости от сложности проекта?

“Визитные карточки” большие компании уже не делают, потому мы можем сказать о более-менее серьезных проектах. Их стоимость может составлять примерно от 7 тыс. долл. до 2-3 миллионов долларов.

На что следует обратить внимание при подписании договора на разработку?

На все. Нет моментов, которые можно оставить без внимания, т.к. от этого будут зависеть не только финансовые, но и временные затраты специалистов вашей компании (в конечном итоге опять деньги).

На каких этапах работ следует осуществлять контроль?

На всех.

Следует ли просить веб-студию разработать несколько вариантов дизайна?

Обязательно. Но предел есть всему, если коммуникации между заказчиком и исполнителем налажены достаточно хорошо, дизайнеры могут в стандартно предоставляемых трех вариантах удовлетворить потребности заказчика, в общих чертах. Детали дорабатываются в процессе.

В практике работы с западными заказчиками принято, что вариантов может быть много — до 50-ти. Все они оплачиваются на почасовой основе.

Как должно осуществляться тестирование веб-сайта?

Тестирование должно быть строго систематизировано и гармонично встроено в процесс разработки. Все этапы, компоненты и пр. должны проходить тестирование. Необходимо четко фиксировать изменения и новые наработки (осуществлять контроль версий), это сильно экономит ресурсы и сокращает общее время разработки, при существенном улучшении качества конечного продукта.

Электронный бизнес

Каким образом используется веб-сайт для осуществления коммерческой деятельности?

Трудно осветить все сферы применения сайтов и интернет-технологий. В общих чертах можно сказать, что веб-сайты используются для:

  • пропаганды торговых марок и конкретных продуктов;
  • предпродажной и послепродажной поддержки покупателей;
  • конфигурирования и приема заказов;
  • оформления сделок;
  • специальных видов торговли (аукционы, тендеры и пр.);
  • проведения платежей;
  • полного цикла сопровождения клиентов (CRM), в частности, для интеграции каналов продаж и организации совместной работы отделов с клиентом;
  • полного цикла сопровождения поставщиков (SCM);
  • онлайнового технического обслуживания, включая диагностику;
  • обеспечения распределенной работы компании
  • обеспечения сотрудников удаленным доступом к оперативной корпоративной информации
  • многого другого.

Насколько дорого создать собственный интернет-магазин? Какие существуют варианты решений?

Ответ на этот вопрос в основном зависит от нескольких факторов. Основные, на наш взгляд, следующие:

  • На сколько транзакций в день рассчитан магазин?
  • Насколько серьезный и удобный планируется магазин?
  • Что уже есть в наличии (ERP, сайт с электронным каталогом и т.п.)?
  • Какие цели преследуются при создании?
  • Какой функционал необходим?

Разброс цен составляет от 0 до 3 миллионов долларов (для экономически развитых стран). Если говорить о проектах, выполняемых в странах содружества, на моей памяти максимальная стоимость подобной системы была 120 тысяч долларов. Называя данные цифры, я говорю не вообще, а о вполне реальных системах, к реализации которых мы имели непосредственное отношение. В данный момент, когда внедрение интернет-технологий становиться массовым, идет реализация и обсуждение проектов совокупной стоимостью приближающихся к западным аналогам.

Насколько реально организовать платежи через Интернет? Как это сделать?

Абсолютно реально. Существуют специализированные платежные системы. Как в России так и за рубежом. Работают они вполне надежно. Кстати, даже у чисто российских платежных систем существенный процент пользователей — иностранцы.

И все же, какие из существующих платежных систем Вы считаете самими надежными и выгодными?

На наш субъективный взгляд, для российских предприятий предпочтительней CyberPlat и Assist, для американских — CyberCash (в этом случае названа система, с которой нам приходилось сталкиваться, реально — выбор достаточно широкий).

   
         
         
   

Высылайте ваши комментарии, предложения, пожелания, вопросы и т.д. на мой электронный ящик. Я всегда рад вашим письмам...

C уважением, Иван Косяков.
(Автор проекта Business-Site.ru)

   
         


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Relayed by Corbina
Рейтингуется SpyLog

В избранное