Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Международный центр психологической помощи" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Бизнес-сайт. Руководство по разработке . Выпуск 39.
![]() |
|||
Бизнес-сайт. Руководство по разработке | |||
![]() |
![]() |
||
Информационный проект Business-Site.ru | |||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
|
|||
Приветствую вас, уважаемые читатели!
В этом выпуске читайте продолжение статьи Создание бизнес-сайта компании, а также информацию о Первой Всероссийской Конференции IT-Youth 2002 Будущее электронного бизнеса в России...
![]() |
![]() |
|
Содержание | ||
Статьи |
Создание бизнес-сайта компании |
Пресс-релизы |
Первая Всероссийская Конференция IT-Youth 2002 Будущее электронного бизнеса в России |
![]() |
![]() |
|
Статьи | ||
Создание бизнес-сайта компании
© Иван Косяков, 2001
Статья опубликована в журнале Управление компанией (Издательский дом РЦБ) декабрь 2001.
Статья отражает итоги информационной акции, проводимой в рамках проекта Business-Site.ru. В акции принимали участие следующие Интернет-компании и их представители:
- компания Actis Systems Петр Кутис;
- компания АИСТ Дмитрий Васильев;
- компания ДиалогСибирь-ИТ Елена Алешкевич;
- компания Exteria Николай Трусов;
- интернет-агентство IMHO Кирилл Чистов;
- компания Individ Company Роман Овчинников;
- агентство сетевой рекламы Прорыв Мария Грачева;
- компания Sigent Андрей Васин;
- компания Wega Антон Маликов.
Статья может свободно распространяться сетевыми и печатными СМИ в соответствии с правилами перепечатки.
Часть 6. Системы управления контентом
Определения
Сначала необходимо определиться с используемыми нами терминами, в частности, по рекомендации Петра Кутиса (Actis Systems) необходимо разделить понятия система управления контентом и система управления сайтом".
Контент
это любая информация, графическая или текстовая, размещенная на сервере.
Система управления контентом это система управления информацией на сайте.
Система управления сайтом это система, которая позволяет управлять информацией на сайте, вносить изменения в дизайн сайта и осуществлять изменение структуры сайта.
Далее в статье речь пойдет главным образом о системах управления контентом, поэтому приведем еще несколько определений от участников акции.
Система управления
контентом это система, с помощью которой владелец может управлять
содержанием своего ресурса, не прибегая при этом к услугам профессиональных
html-верстальщиков и программистов.
Система управления
контентом это система, позволяющая автоматизировать управление
сайтом: его содержимым, структурой, дизайном. На профессиональном сленге такие
системы обычно называют движком сайтов.
Система управления
контентом это специализированное программное обеспечение для
автоматизированной разработки и поддержки динамических сайтов. Эти системы позволяют
разрабатывать и поддерживать сайты, не требуя при этом знания HTML.
Основная идея систем управления контентом разделение дизайна сайта и его содержания. При создании сайта с помощью такой системы разрабатываются несколько шаблонов страниц, в которых в последствии размещается информация, т.е. система содержит шаблоны страниц и хранилище (базу данных) информации, из которой формируется информационное наполнение сайта.
В целом понятие системы управления web-контентом может быть применено к ПО двух видов:
- При создании сайта или изменении/обновлении информации на страницах система генерирует набор страниц (сайт), который затем публикуется в Интернете. При этом сайт остается статическим. Основная задача такой системы управление информационным наполнением сайта, она позволяет менеджеру, не знакомому с HTML, публиковать информацию на сайте.
- При обращении посетителя к той или иной странице система анализирует запрос и генерирует необходимую страницу, т.е. работает в on-line. Такие сайты называются динамическими. Эти системы позволяют не только управлять содержанием сайта, но и применять такие функции, как персонализация и т.д.
Система управления контентом может быть реализована как самостоятельное ПО,
так и как модуль управления контентом сайта в составе системы документооборота
(российских систем такого уровня пока нет, из зарубежных это, например, Documentium
и т.д.). Во втором случае можно при создании любого документа определить, будет
ли он публиковаться на сайте, и если да сразу опубликовать.
Типы построения сайта
По способу управления
можно выделить три типа сайтов:
- Первая группа это статическая Web-страница, которую, как правило, делает IT-специалист, а затем, при необходимости, он же и вносит туда изменения.
- Ко второй группе следует отнести сайты, на которых администратор может самостоятельно изменять содержание, но не его структуру и дизайн.
- К третьей группе относятся системы, позволяющие администратору вносить
изменения в структуру сайта, добавлять и удалять разделы и, конечно, в рамках
дизайна и навигации.
Принципы работы системы управления контентом
Я бы разделил системы
управления контентом на два типа:
- системы первого типа подразумевают хранение данных в базе данных, XML-документе или других, внутренних форматах; страницы, как правило, генерируются на лету, т.е. по параметрам, подаваемым на скрипт вывода, или по адресу запрашиваемой страницы (URL) из базы данных получаются необходимые данные, форматируются, и выводится содержимое страницы;
- системы второго типа обеспечивают редактирование страниц сайта в специальном редакторе, получая на выходе HTML-файлы, которые потом выкладываются на сайт; такого рода системы могут быть установлены как на Web-сервере, так и на локальном компьютере (в этом случае набор страниц нужно закачать на сайт).
Второй тип систем представляет собой некий гибрид между первым типом и статическими
сайтами. Его преимущества отсутствие загрузки сервера (ему не нужно
тратить ресурсы на исполнение программ, запросов к базе данных и пр., а только
передать содержимое страницы), возможность внести изменения вручную в какую-либо
страницу. Преимущества же первого типа систем мощность, возможность
реализовать различные функционалы (например, поиск по каталогу товаров; фильтры,
интерактивы и пр.), большее удобство в работе.
Несмотря на то, что
все системы управления контентом спроектированы по-разному, они предназначены
для одной цели обновления содержания сайта, и важную роль здесь
играет модуль документооборота, входящий в систему управления сайтом.
Дело в том, что права на окончательную публикацию той или иной информации на сайте обычно сосредоточены в руках высшего руководства и рядовой администратор, как правило, не имеет полномочий на вывешивание любой информации на сайте. Каждый документ, каждая новость проходит обычно через несколько согласований начальник отдела, автор (контент-менеджер), редактор, корректор, руководство... Все это занимает очень много времени и является весьма сложной процедурой.
Не так давно мы разработали систему, позволяющую максимально оптимизировать
этот процесс. Так, например, автор через модуль управления контентом направляет
будущую публикацию на визирование, контент-менеджер вносит изменения, дает свое
добро и документ автоматически переходит к редактору. После редактуры
(все перемещения документа происходят внутри модуля) текст попадает на
стол высшего руководства, и оно, будучи последней инстанцией, отправляет
материал в эфир. При этом в процессе не задействовано ни одного Интернет-специалиста,
ни одного программиста или HTML-верстальщика. Весь процесс занимает считанные
минуты. Тот, кто бегал по этажам и неделю собирал необходимые подписи, а затем
снимал с сайта публикацию в срочном порядке из-за оплошности брэнд-менеджера,
понимает насколько это удобно.
Достоинства и недостатки применения
Слабые места в таких
системах действительно есть, одно из них это работа сайта под нагрузкой.
В отличие от статичной страницы, при пользовательском запросе через систему
управления контентом, происходят более сложные процессы выдачи информации. Так
если в первом случае пользователю просто передается уже готовая Web-страница
за десятки миллисекунд, то во втором страница сначала собирается
системой, а затем уже отправляется пользователю это уже около 1,5
сек. Ресурс мощности всегда ограничен, поэтому при пиковой нагрузке система
может отказать. Поэтому следует помнить о таком важном требовании к системам
управления контентом, как наличие возможности кэширования информации.
Без этой функции любая система управления сайтом просто детский опус, не более того. Смысл кэширования в следующем: для первого пользователя, пришедшего на ресурс, страница действительно собирается, а вот для всех последующих она просто высылается в виде статик-контента, поскольку она уже была сохранена в кэш-памяти и в любой момент готова к отсылке. Данный способ снижает нагрузку на сервер в десятки раз. Существует и более сложное кэширование так называемое горячее кэширование, когда после запроса администратора все страницы сайта заранее собираются и в таком виде хранятся в ожидании запроса.
Еще один недостаток существующих систем управления контентом это их привязка к платформе. То есть перенос с одной платформы на другую невозможен. Недавно наши специалисты решили и эту проблему мы разработали легко переносимую систему, работающую на всех платформах. Наличие подобной характеристики зачастую бывает очень полезно клиентам, например, при смене провайдера. Не всегда провайдерские базы данных совпадают, к тому же и каждая платформа имеет свою специфику.
Наша новая система позволяет переносить сайт с платформы на платформу без нарушений
внутренней логики сайта. На самом деле существует очень много продуктов с фиктивной
кросс платформенной универсальностью: то есть когда декларируется полная совместимость,
а на деле оказывается, что для нормальной работы надо убить половину
существующей системы и достроить ее дополнительными пакетами.
В таблице 6 приведены основные достоинства и недостатки статического сайта и сайта, построенного с использованием системы управления контентом.
Таблица 6. Сравнение статического сайта и сайта, построенного с использованием системы управления контентомСтатический сайт | Сайт с системой управления контентом | |
Достоинства |
|
|
Недостатки |
|
|
Требования к системам управления контентом
Прежде всего, это
удобство работы с системой, быстрота внесения изменений на сайт. Часто разработчики
таких систем грешат тем, что строят ее под себя, с точки зрения
искушенных в сайтостроении людей. Движок сайтов должен быть ориентирован
именно на человека, имеющего отдаленное понятие об HTML, Интернет-технологиях.
Также неплохо, чтобы движок поддерживал возможность импорта данных
из файлов каких-либо принятых форматов данных. Например, эта возможность важна
для Интернет-магазинов: нет смысла каждый день менять вручную ассортимент товаров,
если есть возможность экспортировать данные из торговой системы, стоящей в офисе.
К системам управления
контентом предъявляются те же требования, что и к другому программному обеспечению:
- масштабируемость система должна поддерживать любое количество пользователей. Это важно в том случае, если за содержание разных разделов сайта отвечают разные сотрудники;
- гибкость и настравиваемость система должна поддерживать любую структуру сайта, любое количество шаблонов страниц и информации, настраиваться под бизнес-процессы, потребности компании и сотрудников, задавать права пользователей на работу с информацией, ее публикацию и т.д.;
- интуитивно понятный интерфейс;
- многоплатформенность система должна работать на любом (хотя бы наиболее распространенном) аппаратном и программном обеспечении Web-сервера.
Кроме того, к этим системам предъявляются специфичные требования, такие как
умение работать с различными браузерами система должна формировать
страницы сайта таким образом, чтобы они одинаково отображались в различных браузерах;
совместимость с ПО, используемым для подготовки информации, возможность импорта
информации из файлов Word, Excel и др. форматов; умение работать с мультимедиа
(текст, графика, аудио, видео); отслеживание ссылочной структуры сайта, правильности
гиперссылок.
Вопрос переносимости. Что, если необходимо перейти на другую систему управления контентом? Как решается эта проблема?
Обычно, это очень
сложно или вообще невозможно проще создать сайт заново. Однако в
теории, если в старой системе есть возможность выгрузки данных в
какой-либо общепринятый формат (например, в текстовые файлы или в XML-документ),
а в новой возможность экспорта из этого формата, то
попробовать можно. Но, как правило, разработчики систем не реализуют импорт
из системы в другие файлы никому не выгодно давать клиенту возможность
отказаться от его системы.
Цены
Говоря о цене сайта,
необходимо всегда помнить о существовании такого параметра, как соответствие
цены и качества. Системы управления контентом могут стоить от 50 до сотен тысяч
долларов все зависит от качества и сложности системы. Для мощного
документооборота, например, онлайновые СМИ, требуются дорогие системы, имеющие
очень большое количество рабочих мест и сложную иерархию публикаций. Поэтому
их стоимость большая.
Что же касается сайтов, создаваемых нами на базе собственной технологии WebBuilder,
то мы продаем их в разных комплектациях. Полный пакет стоит чуть более 7 тысяч
долларов. При этом цена может уменьшаться за счет исключения из пакета той или
иной опции, подчас абсолютно ненужной для конкретного веб-ресурса. Например,
не всем же нужно периодически менять дизайн сайта.
Разброс цен достаточно
большой: от сотен до тысяч и десятков тысяч долларов. Эта стоимость колеблется
в зависимости от мощности системы и амбиций ее разработчиков.
В каком виде покупать
Как правило, приобретение
системы в коробочном варианте нецелесообразно. Ведь помимо системы
управления контентом сайт должен иметь дизайн, продуманную структуру; до его
создания нужно провести определенные исследования и другую интеллектуальную
работу. Поэтому рекомендуется не требовать от студии продать голый
движок, а провести внедрение его, т.е. разработать сайт при помощи движка.
Здесь также может
использоваться схема ASP. В некоторых случаях исполнитель может предоставлять
полный цикл услуг: разработка сайта на основе системы управления контентом и
предоставление системы в аренду с хостингом сайта на своем сервере, а также
предоставление доступа к системе для редактирования сайта через Web-интерфейс.
Ссылки по теме
Дополнительная литература
- Системы управления Web-контентом. e-commerce.ru (http://www.e-commerce.ru:81/biz_tech/implementation/web_tech/wcsm.html).
- Андрей Акопянц. Системы управления Web-контентом. eCommerce World (http://www.osp.ru/ecom/2000/02/052.htm).
- Мартин Пайлз. Три шага управления контентом. Profi-club (http://www.profi-club.kiev.ua/management/adm_cont.htm).
- Джим Рапоза. Управление контентом. Персональный компьютер сегодня. №8(122). стр. 86-97.
Системы управления контентом
Российские:
- NetCat (www.netcat.ru); разработчик: студия АИСТ (www.aist.ru);
- Imprimatur!; разработчк: студия Артемия Лебедева (www.design.ru);
- Communiware (www.communiware.ru);
- Saitistika (www.saitistika.ru); разработчик: студия Individ (www.individ.ru);
- DynaSite (www.reksoft.ru/dynasite);
- Site.faktura.ru (site.faktura.ru);
- SiteManager (www.sitemanager.ru);
- Web-Издатель; разработчик ДиалогСибирь-ИТ (www.dialog-it.ru).
Зарубежные:
- CommonSpot (www.paperthin.com);
- eMPower (www.ektron.com);
- engenda (www.ebt.com);
- openshare (www.openshare.com);
- Reef Publisher (www.reef.com);
- Rhythmix Content Manager (www.percussion.com).
Часть 7. Размещение сайта в сети Интернет
Способы размещения сайта в сети Интернет
Существуют следующие способы размещения сайта в сети Интернет:
- Размещение на бесплатном хостинг-сервисе.
- Размещение на сервере хостинг-провайдера.
- Размещение co-location сервера в сети провайдера.
Достоинства и недостатки
Способы размещения сайта, а также их достоинства и недостатки компания Wega представила в табл. 7.
Тип размещения | Достоинства | Недостатки | Когда использовать |
Co-location сервер в сети провайдера | Возможность установки собственного ПО и использования нестандартных конфигураций. | Необходимость самим администрировать сервер. Если администрирование возложено на провайдера, то стоимость существенно возрастает. | Сложные системы, где требуется использование специализировнного ПО или его нестандартная конфигурация. Сайты с большой посещаемостью. |
Сервер хостинг-провайдера | Администрирование сервера производится провайдером. | Невозможность использования БД и ПО, не установленного на сервере провайдера. | В большинстве случаев. |
Бесплатный хостинг-сервис | Бесплатность. | Невозможность использования своего доменного имени, низкая скорость и надежность работы. | Никогда. |
С технологической
точки зрения я бы выделил три типа размещения страниц:
- традиционный хостинг (когда размещаются статичные HTML-страницы, какие-то скрипты и пр.);
- хостинг с возможностью установки системы управления контентом (часто для этого приходится подстраивать сервер, на котором будет стоять система, поэтому в этом случае целесообразно поручить поиск хостинг-провайдера разработчику системы);
- ASP-хостинг (так называемая аренда приложений, когда система управления
контентом обслуживает не одного, а сразу многих клиентов, как, например, SiteManager.ru).
Стоимость
Как правило, варианты
различаются по стоимости. Чем меньше ресурсов тратит хостинг-сервер, тем дешевле
эта услуга. Статические страницы разместить дешевле всего, а чем мощнее система
управления сайтом, тем дороже обходится хостинг.
Защита данных
Защита данных от взлома
и несанкционированного доступа забота хостинг-провайдера. Защита
обеспечивается на системном уровне; также необходимо осуществлять резервное
копирование информации на случай, если компьютер даст сбой или его взломают
и сотрут всю информацию. Но, как правило, хороший хостинг-провайдер не дожидается
взлома, а защищает свою систему от его возможности.
Продолжение следует...
![]() |
![]() |
|
Пресс-релизы | ||
Первая Всероссийская Конференция IT-Youth 2002 Будущее электронного бизнеса в России
![]() |
![]() |
|
Высылайте ваши комментарии, предложения, пожелания и вопросы на мой электронный ящик. Я всегда рад вашим письмам...
C уважением, Иван Косяков.
![]() |
![]() |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||