Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Свой сайт - это просто! Пособие для чайников. Выпуск 71. Пишите системно!


Свой сайт – это просто!
Пособие для чайников

Выпуск 71

Сегодня для вас:

- Эффективная подача информации на сайте. Часть 4
- Письма читателей

Эффективная подача информации на сайте. Часть 4

Напоминаю содержание предыдущих выпусков рассылки:

  1. Пишите кратко;
  2. Пишите грамотно;
  3. Пишите просто;
  4. Пишите системно;
  5. Выделяйте ключевые слова и основные мысли;
  6. Используйте примеры и иллюстрации.

Сейчас мы вплотную подобрались к четвертому пункту "Пишите системно!".

Пишите системно!

Ум — не что иное, как хорошо организованная система знаний.
(Константин Ушинский)

Рекомендую перед началом написания текста составить его примерный план, а не писать "с чистого листа". Впрочем, такой способ тоже хорош и часто необходим, но в конце концов вы все равно придете к составлению плана, только делать это придется уже в процессе. Расписывать все детали перед началом не имеет большого смысла, план должен быть именно "примерный". В момент написания все детали и так уточняются.

За примером далеко ходить не нужно — переведите взгляд выше и вы увидите план написания статьи "Эффективная подача информации на сайте", который уже практически воплощен в жизнь.

Обычно план выглядит как список заголовков и подзаголовков, каждый из которых представляет собой некую смысловую часть. В свою очередь эта часть содержит текст, который предполагает еще большее уточнение. Достигается эффект разделения текста на небольшие смысловые блоки за счет абзацев.

Абзац — всего лишь отрезок текста, но в тоже время он рассматривается как отдельный объект. Попробуйте понаблюдать за собой во время чтения текста, разбитого на абзацы. Если вы будете внимательны, то заметите, что после каждого абзаца автоматически выдерживается некоторая пауза. Поэтому следует запомнить, что для каждого абзаца лучше использовать только одну мысль. Для каждой идеи свой абзац. Не стоит помещать в один абзац сразу все содержание, но и размусоливать одну мысль в нескольких тоже не разумно.

Чем лучше вы осознаете предназначение и структуру абзаца, тем лучше у вас получится оформить его. Строить абзац следует с определения главной мысли, которую он и будет описывать. Основная идея абзаца обычно выражается в одном-двух предложениях, все остальные играют роль второстепенных — они служат для подтверждения, описания и уточнения основной мысли.

Главную мысль желательно разместить в самом начале, чтобы сразу было понятно, о чем речь. Не следует держать читателя в подвешенном состоянии, ведь при размещении информации в Интернете, в отличии от печатных изданий, это неактуально. При беглом просмотре выхватываются именно главные мысли, поэтому чем раньше они будут изложены, тем лучше. Возможность уловить основную идею в первом предложении позволит пропустить остальную часть абзаца. Если же читатель решит продолжить изучение абзаца, то понимание главной мысли поможет упростить восприятие вспомогательных.

Возможно, что мысль окажется настолько объемной, что ее разъяснение и уточнение растянет абзац на половину страницы, а то и больше. В таком случае я рекомендую либо немного упростить идею, разбив на несколько, либо вынести в заголовок, обозначив как тему.

Но не всегда получается выделить главную мысль и тем более излагать ее в самом начале. Тогда можно абзац (или даже весь текст) сначала написать, а только потом отредактировать его, выделив главное и переместив в начало.

А бывает, что это главное и не находится. Наиболее вероятно, что такой  абзац "пустой" и не несет ничего нового. Его лучше вообще исключить или частично перенести в более подходящий по смыслу.

Стоит также учитывать, что часто идеи, изложенные в разных абзацах, связаны или одна следует из другой. В тексте нужно обязательно обозначать эту связь. Наиболее простой способ указать на нее — начинать предложение со слов-связок, таких как "следовательно" и других. Они делятся на несколько категорий:

  • Сложение одного с другим (плюс, также, в дополнение, более того)
  • Утверждение (не случайно, известно, как правило)
  • Перемещение в будущее время (затем, далее, последний)
  • Перечисление (во-первых, во-вторых),
  • Сравнение и противопоставление (аналогично, наоборот),
  • Отслеживание причин (таким образом, в последствии, из этого следует),
  • Доказательство, объяснение (иначе говоря, поэтому, следовательно),
  • Резюме, вывод (вкратце, значит, в результате, итак)

Помимо слов-связок, можно также связывать свои идеи с помощью уже изученного материала. Например, сделать небольшое отступление, чтобы коротко напомнить об упомянутых прежде идеях для определения контекста следующей.

Часто это бывает даже необходимо, так как без упоминания уже знакомой или старой информации, последующий текст может быть просто не понят.

При таком подходе (постепенного перехода) читатели гораздо быстрее смогут осмысливать предложения, чем если бы вы вдруг ввели новую идею, никак при этом их не подготовив. Новые идеи в этом случае лучше запомнятся и будут удерживаться более продолжительное время.

Но существует опасность, что пользователь не читал, о чем писалось ранее. Информация на сайте зачастую разбита на отдельные странички и человек может зайти на любую из них (например, с поисковых систем), не зная, что начал с середины . Поэтому и не нужно, чтобы эта "середина" сильно чувствовалась, избегайте обобщений вроде "вы уже знаете", "как мы уже говорили". Если информация, требуемая для понимания контекста, расположена на другой страничке, просто дайте на нее ссылку.

Умение писать системно приходит не сразу и также, как и любой другой навык, требует тренировки. Помимо написания собственных текстов с предварительным продумыванием структуры, тренироваться можно на уже готовых текстах других авторов.

После прочтения небольшого отрывка (4-5 абзацев) попробуйте сначала выделить в каждом абзаце основную мысль, а затем составить краткий план. Таким образом вы не только потренируетесь составлению структуры, но сможете лучше усвоить и запомнить полученную информацию — а это очень полезный навык.

Для примера я привожу простой текст из школьной программы, жирным начертанием выделены основные мысли.

Три состояния вещества

Зимой вода на поверхности водоемов замерзает, переходит в твердое состояние — лед. Подо льдом вода остается жидкой. Здесь одновременно существуют два различных состояния воды — твердое (лед) и жидкое (вода). Существует и третье состояние воды — газообразное: невидимый ледяной пар находится в окружающем нас воздухе. На примере воды мы видим, что вещества могут находиться в трех состояниях: в виде твердого тела, жидкости и газа.

Твердое тело в обычных условиях трудно сжать или растянуть, оно сохраняет объем. И для изменения формы твердого тела, например чтобы согнуть его или разорвать, нужно приложить усилие. Сохранение объема и формы — свойства твердых тел.

Жидкость легко меняет свою форму, она принимает форму того сосуда, в который ее наливают. В обычных условиях только маленькие капельки жидкости имеют свою форму — форму шарика. Жидкости легко меняют свою форму, но сохраняют свой объем. Сохранилось описание одного опыта: воду налили в свинцовый шар и запаяли, чтобы она не могла вылиться при сжатии. При ударили по шару тяжелым молотком, чтобы он сжался и сжал воду. Но вода не сжалась, она просочилась сквозь стенки шара.

Опытами можно доказать, что газы имеют объем. Но в отличие от жидкости объем газа довольно легко изменить. Газ может быть сильно сжат. Даже руками легко сжать воздух в мяче так, что объем его заметно уменьшится. Газы имеют еще одно особенное свойство: они занимают всю предоставленную им емкость. Следовательно, газы не имеют собственной формы, они принимают форму того сосуда или помещения, в котором находятся. Итак, газы не имеют постоянного объема и собственной формы — заполняют целиком всю предоставленную им емкость.

(Из учебника "Физика" 7 кл. А.В. Перышкин, Н.А. Родина)

Краткий план строится на основании выделенных основных мыслей:

  • Вещества могут находиться в трех состояниях: в виде твердого тела, жидкости и газа.
  • Сохранение объема и формы — свойства твердых тел
  • Жидкости легко меняют свою форму, но сохраняют свой объем
  • Газы не имеют постоянного объема и собственной формы — заполняют целиком всю предоставленную им емкость

А если сократить такой план еще больше, то получится:

  • Три состояния вещества
  • Твердое тело (объем +, форма +)
  • Жидкость (объем +, форма -)
  • Газ (объем -, форма -)

На основании этого уже можно писать, дополняя и объясняя основные мысли.

Напоследок стоит сказать, что составление структуры текста будет удобна не только вам, как автору, но и как читателю. Поэтому необязательно "скрывать" все логические связи в тексте, можно и в самом начале вынести в список темы, которые будут рассматриваться.

В конце, как обобщение, это тоже будет смотреться неплохо, но в середине — уже нелогично, разве что это будет подведение промежуточных итогов.

И вообще, везде, где можно использовать списки, делайте это! Длинное перечисление через запятую может быть уместно в художественной книге, когда читатель может позволить себе отдохнуть, читая ее на диване. Если же мы говорим об информации в Интернете, то информацию нужно излагать как можно более кратко, точно и.. системно!

В виде списка можно представить практически любое перечисление. Это позволяет читающему быстро просматривать предлагаемую информацию, пропускать неинтересные места и находить наиболее достойные внимания. При этом, размещая элементы перечисления в списке и отмечая каждый каким-то графическим символом, можно продемонстрировать, что с одной стороны эти элементы чем-то похожи, а с другой – все они в чем-то отличаются.

Длинный список можно разбивать на отдельные части с подзаголовками. Только не стоит забывать, что используя сложные многоуровневые списки, очень легко запутаться как самому, так и втянуть в это читателя :)

Письма читателей

(Ольга Морозова) А сейчас переходим к письмам читателей. Так как данный раздел некоторое время был в отпуске, то и писем накопилось немало. Буду потихоньку выбирать наиболее интересные. Если же вы хотите получать регулярные консультации, то приглашаю на курс "Создай свой СУПЕР-САЙТ вместе с Ольгой Морозовой", где с каждым учеником ведется индивидуальная работа

Начнем с простого :)

Здравствуйте Ольга. Меня зовут Евгений, можно просто Женя) Я создаю свой сайт по вашей книге "Построй свой СУПЕР-сайт за 21 день!". Кстати хочу вам высказать свое восхищение об этом замечательном издании. Вы так понятно и просто все описываете, что ваша книга не сравнится ни с какими другими :) Я вообще не люблю читать, а тут не могу оторваться. Но отрываться все-таки приходится. На практику и на сон я имею ввиду :)) И спасибо за юмор и хорошее настроение)
Ладно, о чем это я? Ах да :) Когда я делал сайт у меня возникла парочка вопросов:

1) когда я загружу свой сайт в Интернет и мне надо будет создать еще одну страницу, я должен создавать ее во FrontPage, а потом загружать ее как и сам сайт?

2) Я новые файлы, которые у меня появляются, вставляю в начало страницы. И со временем информации станет много. У меня появился вопрос. Есть ли какой-нибудь html-код, который будет через какое-то количество информации создавать новую страницу. Или мне придется самому создавать и из 1 перекидывать во 2. ???

3) Если я буду менять в своей странице что-нибудь, то мне придется еще раз ее загружать в инет?

Фууух. А писать оказывается сложно :)) Еле придумал как написать :) Надеюсь вы поняли что мне непонятно. Заранее спасибо!)

(Ольга Морозова) Благодарю за отзыв.

Как видим, некоторые вопросы Евгений в общем-то и не требуют ответа, нужно лишь уточнение. Разумеется, если вы внесли изменения в страницу на компьютере, то сама она в Интернете не обновится. Впрочем, такое тоже возможно, если, например, использовать программу Dreamweaver, где с помощью некоторых настроек можно устроить и автоматическое обновление (об этом рассказано в моей книге "Создай свой СУПЕР-САЙТ в Dreamweaver 8", а более новые материалы доступны лишь ученикам курса)

HTML-кода, который сам создает новые страницы, к сожалению, нет. Но этого можно добиться, используя другие технологии, например, PHP. Облегчит создание новых страниц и установка на сайт одной из систем управления сайтом (CMS).

А писать действительно непросто, но при постоянной тренировке получается все легче и лучше :) Переходим к следующему письму:

Уважаемая Ольга! Очень рад написать Вам письмо. Опять же, как Вы пишете в своей одной из книг не просто так, а за обращеньем за помощью, но бесплатной. Если сможете ответить, то ответьте. Вопрос вот в чем: как можно вставить на сайт поисковик, а также поменять значок в адресной строке.
Если можно, то хотя бы пришлите ссылки. Заранее благодарен, Виталий!

(Ольга Морозова) По поводу поиска. Наиболее простой способ — подключить к этому делу какую-нибудь поисковую систему (например, Google). Если нужны более сложные, вперед — искать скрипты поиска. Но при этом стоит учитывать, что будут необходимы хотя бы минимальные знания PHP и MySQL.

Что касается значка в адресной строке, то это должен быть значок не больше чем с 16 цветами, размерами 16x16 пикселов. Его можно нарисовать в любом графическом редакторе и затем сохранить под именем  favicon.ico и поместить в корневую папку сайта. Далее на все страницы вставляется следующий код:

<link href="favicon.ico" type="image/ico" rel="shortcut icon">

Что же касается бесплатной помощи, то это возможно в рассылке, на личные письма я отвечаю достаточно редко. Персональная работа, напомню, ведется только с учениками курса.

Здравствуйте дорогая Ольга Морозова. Меня зовут Игорь Николаевич
Я прочитал вашу книгу «Супер-сайт» за 21 дней. С начало я конечно просто прочитал вашу книгу от начало до конца и решил все-таки создать собственный сайт. Но у меня нет программы FrontPage и поэтому хочу спросить вас, а можно ли создать его в Microsoft Word 2003 или в программе Microsoft Publisher правда я ей еще не пользовался но читал что она может создавать какие то сайты. Очень хотелось бы если вы прислали описание как с помощи этой программы создать сайт.
Еще мне также хочется узнать про одну веешь когда я создам сайт если конечно создам это как бы немного будет зависеть от вас, а может и много чего ну это принципе неважно важно то что я хочу создать сайт для музыки. Ну нетто что музыке, а скорее всего мелодии это тоже неважно главное то что на моем сайте будет присутствовать (если получится) только музыка которую я САМ ПИШУ или СОЧИНЯЮ (не слова какие то, а музыку (мелодию) с помощью с специальных программ), НО у меня вот какая проблема я не знаю как приманить пользователя чтоб он смог скачать эту музыку да и вообще есть какая-нибудь служба которая оценит и купит или закажет все песни КОРОЧЕ ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУСТА КАК ЛУДШЕ СДЕЛАТЬ. Еще хочу сказа что ваши книги ну очень мне понравились хотел бы узнать какие еще вы книги написали. Я их обязательно куплю.

Заранее благодарю

(Ольга Морозова) Раз уж мы говорим в рассылке об эффективной подаче информации, то сразу скажу — письмо Игоря Николаевича можно было значительно сократить и это существенно бы упростило его понимание. Ведь по сути оно сводится к двум вопросам, а остальной текст не несет большой смысловой нагрузки. Предлагаю читателям перед прочтением следующего текста проанализировать письмо и найти эти вопросы.

Итак, отвечаю. Сайт можно создать во многих программах, в том числе Word и Publisher. Однако такой подход я настоятельно не рекомендую (если интересно, почему, предлагаю вам ознакомиться с этой статьей). На данный момент наиболее оптимальной программой программой для создания сайта я вижу Macromedia Dreamweaver. Об этом у меня написана книга, и эта же программа описывается в материалах курса.

А по поводу раскрутки себя как музыканта, предлагаю вам не только создать свое представительство, но также и зарегистрироваться на специализированных музыкальных сайтах, где ваше творчество смогут оценить большее количество людей. Плюс — дополнительный способ раскрутки своего ресурса:)

А на сегодня все. Успехов!


В избранное