Рассылка № 2
ИДЕМ В НАРОД
Здравствуйте, уважаемые подписчики!
В предыдущей рассылке № 1 мы очень коротко рассмотрели основные
цели создания сайтов. Здесь и далее мы будем рассматривать только
коммерческие проекты, так что прошу извинить меня создателей
сайтов знакомств, клубов фанатов, театров, городских администраций
и многих других некоммерчесих ресурсов. Важные и имеющие право на
существование цели этих сайтов, безусловно учитываются
разработчиками конструкторов, но… Нельзя объять необъятное и мы
концентрируемся на сайтах, имеющих своей целью продвижение
фирмы-владельца и ее продукции. Также не рассматриваются нами
имиджевые проекты, главной целью которых является создание
раскрученного ресурса (обычно портала) и его последующая продажа
стратегическому инвестору. Впрочем, инвестиционная лихорадка,
охватившая Рунет год-полтора назад, резко пошла на убыль.
Итак, главными целями нами были названы: сбор маркетинговой
информации, информирование клиентов о своих услугах, продажа
товаров и услуг онлайн, сокращение расходов на коммуникации,
имиджевый эффект. К разработчикам сайта заказчики (владельцы)
предъявляют следующие основные требования: полное сопровождение
проекта, быстрота исполнения, ответственность за размещение сайта
в Сети (хостинг), а также за его содержание и продвижение. Мы
будем постоянно обращаться к этому перечню, рассматривая
возможности того или иного конструктора.
Начнем с одного из самых простых и популярных http://narod.ru.
Простота этого бесплатного конструктора подкупает. На главной
странице обещается, что сайт или во всяком случае его главную
страницу, можно сделать за 60 секунд, и это соответствует истине.
Действительно можно. Однажды вашему покорному слуге в силу
родительской необходимости пришлось создать сайт собственной
дочери (есть такой предмет в школе - "Информатика"), на что ушло
минут 7 - 10, включая закачку фотографии, сочинение обращения и
т.п. Но, конечно, цели создания подобного сайта были, мягко
говоря, далеки от коммерческих.
При подобной простоте сервиса конструктор позволяет тем не менее
достаточно много. Основные потребности владельца - увидеть на
экране изображение собственной продукции и прайс-лист - вполне
могут быть удовлетворены, равно как и возможность обратной связи,
собственного форума и поиска по сайту. Как говорится, чего ж вам
боле? Обратимся к приведенным выше целям заказчика.
Главные из них - это информировать потенциальных покупателей о
своей продукции и услугах и формировать благоприятный имидж.
Информировать с помощью "народного" конструктора, конечно, можно.
Однако многое зависит от сложности продукции или услуг владельца
ресурса. Конструктор позволяет создать меню сайта только с одним
уровнем, что накладывает известные ограничения. Так, если
владелец ресурса, например, занимается продажей разнородной
продукцией (пищевая продукция и стройматериалы, например), а
также предоставляет сервисные услуги (доставка, перевозки,
хранение), то единственной возможностью отобразить это на сайте в
структурированном виде будет делать достаточно длинное меню. Ну а
посетители сайта, как известно, не любят задерживаться надолго,
изучать списки, не помещающиеся в экран, им подавай что-то
необходимое сразу же и только после этого они готовы углубиться в
подробности. Примером того, в каких случаях может понадобиться
многоуровневое меню может служить сайт журнала "Бизнес в
промышленности. Переработка пищевой продукции"
http://foodmart.faktura.ru , сделанный на другом конструкторе
(Фактура.Ру). Разделы второго уровня сделаны для того, чтобы
посетитель мог ознакомиться с содержанием отдельных рубрик
журнала или отдельных подотраслей (молоко, напитки и т.п.).
Кроме возможности представить свою продукцию, есть и другие
важные сервисы, которые часто бывают необходимы, например,
возможность сделать заказ непосредственно с сайта. Этот сервис
реализован народным конструктором в режиме "интернет-магазина",
однако далеко не всегда эта цель является основной, а вот
совместить ее с общим сервисом конструктора в данном случае не
представляется возможным, приходится выбирать. Но, как было
сказано выше, возможность непосредственно продавать продукцию с
сайта, для очень многих - не самая главная цель. Другое дело -
формирование имиджа. Как способствует этому народный конструктор?
С моей точки зрения, этот конструктор, название которого выбрано
чрезвычайно удачно, четко и правильно позиционирован. Он
предназначен "для народа". Это означает наличие минимального
набора необходимых функциональных фозможностей и объединение
сайтов, сделанных на этом конструкторе в определенные кластеры,
"тусовки" по интересам. Самая крупная группа (6798 сайтов на 22
июля 2001 г.) - это сайты знакомств. Среди них есть и своего рода
коммерческие, однако специфика этого бизнеса (выразимся мягко)
далека от интересующих нас тем. Учитывая то, что в имя, присваимое
сайту, сделанному на этом конструкторе, вшивается его название,
например http://Ваше_имя.narod.ru, возникающий имидж носит вполне
определенный "народный" характер, что не всегда может
понравиться. Впрочем, есть и достаточно много бизнес-сайтов. В
разделе "Бизнес и финансы", например, зарегистрировано на ту же
дату 3106 сайтов, среди которых есть ресурсы производственных
компаний. Всего же зарегистрировано около 40 тыс. сайтов. Эта
многочисленная аудитория (каждый сайт имеет нескольких владельцев
и достаточно много посетителей) образует своего рода сообщество,
внутри которого у владельцев сайта сделанного "на народе"
возникает определенный признак "принадлежности". Другой вопрос в
том, может ли эта принадлежность расцениваться позитивно. В
каких-то случаях, да, а в каких-то нет. И все же с точки зрения
коммерческих бизнес-проектов (пусть это мнение останется на
совести автора), это скорее негативный признак. Качество целевой
аудитории, несмотря на ее многочисленность, оставляет желать
лучшего.
Мы не рассмотрели некоторые важные параметры конструктора
Народ.Ру, такие как насыщенность рекламой, возможности по
раскрутке сайтов и другие. Сделаем это обязательно в следующих
рассылках, при анализе других конструкторов.
Автор будет благодарен всем, указавшим на неточности сделанного
описания.
В случае возникновения у журналистов желания опубликовать эту
работу в СМИ, как виртуальных, так и печатных, буду рад контактам.
Дмитрий Фролов mailto:food@icsti.su