Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Web... Просто Web... Web... Просто Web... Лучшие материалы по веб-строительству!


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

[ Компьютерная библиотека | Компьютерный форум | Другие рассылки ]

 
 

Web... Просто Web...


Новости


Сегодня в выпуске:

  • Новости сайта и форума рассылки.
  • Литература веб-мастеру. Профессиональные знания по сходной цене!
  • Статья «Доступность текста в сети — определяем размер шрифта для верстки».

Последние статьи на ComputerLibrary.info:

Последние темы форума Forum.ComputerLibrary.info:


Литература веб-мастеру


PHP в web-дизайне
Практическое руководство поможет вам создать на языке РНР Web-сайт с динамически изменяемым дизайном, навигацией и новостными страницами. Рассматриваются вопросы поддержки сайта на всех этапах его существования. Создание, изменение и удаление объектов выполняется путем непосредственного редактирования XML-файла и с помощью Web-интерфейса. Особое внимание уделено вопросам оптимизации доступа к информации и ее контроля.
592 страниц, 2002 г., 166 руб.
купить подробнее

Web-мастеринг средствами CSS
Рассматриваются способы применения каскадных таблиц стилей, проблемы реализации поддержки CSS в различных браузерах. Особое внимание уделяется переходу от верстки с использованием HTML-таблиц к совершенно новому виду верстки с использованием CSS-блоков. Приведено множество примеров, а также полностью продемонстрирован процесс верстки сложного сайта с применением CSS-блоков.
544 страницы, 2002 г., 178 руб.
купить подробнее

Самоучитель PHP 4
Учебное пособие по использованию языка РНР версии 4 содержит обширную информацию о приемах, призванных в кратчайшие сроки сделать новичка, владеющего хотя бы одним алгоритмическим языком, Web-программистом. Рассматриваются основы протоколов HTTP и CGI, схемы разработки крупных сценариев на РНР, синтаксис языка, объектно-ориентированное программирование с применением идеологии интерфейсов, манипуляции со строками и массивами, создание баз данных и многое другое.
576 страницы, 2001 г., 145 руб.
купить подробнее


Доступность текста в сети — определяем размер шрифта для верстки


Автор: Jim Byrne
www.mcu.org.uk
Оригинал статьи

Перевод: YuraZzz
www.computerlibrary.info

часть первая и не последняя… :)

Во второй части введения в создание доступных и читабельных текстов я исследую проблему выбора оптимального размера шрифта для верстки текстов в сети, объясняю почему этот вопрос так актуален и предлагаю несколько полезных советов, которые могут быть приняты вами на вооружение для верстки текстов, легкодоступных посетителям вашего сайта.

«Чем больше, тем лучше. Вы можете использовать любую гарнитуру шрифта, если она достаточно велика», — пишет Дэниел Вил-Харис (Daniel Will-Harris) в статье «Лучшие гарнитуры для вывода на экран». «Шрифты размером в 14 пунктов считаются более разборчивыми и обеспечивающими быстрое чтение, поэтому они предпочтительней шрифтов в 12 пунктов», — утверждают Майкл Бернард (Michael Bernard), Карина Лао (Corrinacliao) и Мелисса Милс (Melissa Mills) в своем исследовании по определению оптимального шрифта для людей среднего и пожилого возраста.

Приведенные выше цитаты говорят нам о том, что размер шрифта является важным фактором, когда дело доходит до читабельности текста в сети. Более того, в похожей работе «Какой размер и семейство шрифта мне стоит использовать для веб-сайта?» Майкл Бернард и Мелисса Милс делают вывод, что использование большого размера шрифта положительно сказывается на скорости чтения.

Так значит ли это, что вам, как дизайнеру, озабоченному проблемой удобства и доступности сайта, необходимо сделать шрифт большего размера? Здравый смысл подсказывает, что люди с пониженным зрением склонны увеличивать размер шрифта при чтении с монитора. Значит стоит сразу дать им большой размер букв? И не подливают ли масла в огонь результаты исследований, утверждающие, что большой шрифт увеличивает скорость чтения у людей с хорошим зрением? Наверное, все не может быть так просто!? Обдумайте нижеследующую цитату Королевского Национального Института Слепых (The Royal National Institute for the Blind — RNIB):

«Одни люди предпочитают читать крупный текст в то время, как другие могут читать только мелкий. Большинству требуется высоко контрастная цветовая схема в то время, как некоторые могут читать желтый текст на черном фоне. Для удовлетворения потребностей всех посетителей сайт должен иметь гибкий дизайн, позволяющий каждому выбрать оптимальный для него размер и цвет шрифта.»
(RNIB www.rnib.org.uk/wedo/research/hints.htm)

Хм… RNIB похоже не разделяет мнение, высказанное в начале статьи, утверждая вопреки ему, что, несмотря на благие намерения, большой размер шрифта, напротив, может оттолкнуть некоторых посетителей. Оказывается, есть люди, которым удобнее читать тексты, сверстанные небольшим размером шрифта. Большой размер шрифта не подходит, маленький — тоже. Кажется, нам не из чего выбирать. Что же делать, если хочется быть уверенным в том, что текст на ваших веб-страницах доступен максимально широкой аудитории?

На самом деле есть выход из этого положения. RNIB попадает в точку, говоря о «гибком дизайне», как о ключе к решению проблемы. Выход не в крупном или мелком тексте, а в создании «безразмерного» текста, т. е. в обеспечении посетителя возможностью установить необходимый лично ему размер шрифта. В других словах, веб-дизайн доступного и удобного текста заключается в том, чтобы не мешать посетителю задать свои собственные предпочтения в настройках браузера.

Как же не стоять на пути посетителя?

Есть два способа передать управление размером шрифта в руки пользователю:

  • Даже и не пытаться задать размер шрифта.
  • Или определить размер, используя относительные единицы измерения.

Выбрав первый путь, т. е. полностью отказавшись от контроля за размером шрифта, вы ломаете все преграды перед доступностью сайта для посетителя (по крайней мере, относительно его текстов), которые вы могли ненароком установить. Но подобный подход также означает, что ваши веб-страницы могут выглядеть не так красиво, как хотелось бы, если они будут отображаться браузером с настройками по умолчанию. Это может привести к тому что, например, заголовки будут выглядеть слишком крупными по сравнению с основным текстом.

Используя относительные единицы измерения, вы получите все преимущества двух подходов: с одной стороны, вы позволите посетителю контролировать размер шрифта, с другой — сами сможете установить размеры, соответствующие вашим эстетическим чувствам. В данном случае, когда пользователь изменит размер шрифта основного текста в своем браузере, пропорционально увеличатся или уменьшатся и все прочие текстовые элементы страницы, при этом текстовые блоки сохранят свои размеры относительно друг друга. Допустим, вы решите, что основной текст страницы должен быть равен 100% от установленного в настройках браузера вашего посетителя, заголовок тогда пусть будет равен 130%, подзаголовок — 120%, а текст в навигационном блоке — 95% и т. д. (Внимание: размеры указаны для примера, это не рекомендации.)

Используя относительные единицы, вы признаете, что невозможно предугадать потребности посетителя или тип пользовательского агента (мощные браузеры последнего поколения, текстовые браузеры, мобильные телефоны с доступом в интернет, карманные компьютеры и т. д. — прим. перев.). Если посетитель любит крупный шрифт, у него есть возможность сделать его крупным, просто изменив настройки своего браузера. Далее несколько относительных единиц измерения, благодаря которым пользователи и получат такую возможность:

  • em
  • проценты
  • ключевые слова такие, как «smaller» или «bigger»

Далее я расскажу, как использовать эти единицы измерения на практике, однако сначала считаю нужным рассмотреть пару других не менее важных вопросов.

Во-первых, обдумаем высказывание Джо Кларка, который утверждает, что размер шрифта не так уж и важен для создания удобного и доступного сайта, и не стоит беспокоиться о выборе единицы измерения, если только текст не станет абсолютно нечитабельным из-за своего маленького размера.

Во-вторых, мы рассмотрим доводы против использования абсолютных единиц измерения (например, пунктов) для задания размеров, т. к. это одна из основных проблем удобства использования сайтов, с которой я сталкиваюсь при их проверке на легкость доступа.

Так ли важно использовать строго определенные единицы измерения?

Джо Кларк в своей книге «Создание удобных веб-сайтов» утверждает, что веб-дизайнерам не стоит слишком беспокоиться, может ли посетитель изменить размер шрифта на сайте или нет. Он основывается на собственном определении людей с ослабленным зрением, считая таковыми тех, кто использует вспомогательные компьютерные средства для работы в сети. Дав людям с ослабленным зрением подобное определение, Джо Кларк утверждает, что выбранные дизайнером единицы измерения текста «абсолютно неважны для людей с сильно ослабленным зрением.» (стр. 223), потому что «Удобство пользования сайтом целиком и полностью зависит от адаптивных технологий, используемых посетителем».

Другими словами, неважно, как вы задаете размер шрифта, т. к. посетители с ослабленным зрением все-равно пользуются дополнительными средствами, позволяющими увеличить шрифт, прослушать написанное (т. н. ScreenReaders — прим. перев.) или перевести текст в шрифт Брайля. Выбором единиц измерения, в первую очередь, будут затронуты пользователи с «нормальным зрением, которым будет неудобно читать подобные специфические страницы.» (стр. 223). Но люди с нормальным зрением не должны быть поводом для беспокойства, т. к. они не страдают от ослабленного зрения и смогут найти выход из положения, созданного веб-мастером.

Аргументация достаточно привлекательна, но, тем не менее, я вижу несколько проблем, связанных с таким подходом:

  • Джо Кларк заявляет, что процесс создания удобного и доступного сайта должен быть ориентирован на людей с физическими или познавательными недостатками, но я не согласен с этим определением. Даже если мы создаем сайт именно для людей с различными недостатками, данное Джо Кларком определение веб-дизайна и следование ему будет мешать нам впоследствии заниматься широким спектром работ по поддержанию сайта в рабочем состоянии, повторному использованию опубликованной информации и оптимизации страниц для работы с широким кругом устройств для доступа в интернет. Я бы отнес дополнительные вспомогательные технологии, используемые пользователями, к другим средствам доступа в сеть и мне хотелось бы, чтобы мои сайты хорошо работали со всеми этими средствами.

    В своей статье «Что такое удобный и доступный веб-сайт?» я рассматриваю для веб-мастеров и менеджеров веб-проектов различные аспекты доступного и удобного сайта и даю определение, которое ведет к формулировке практических советов и правил.

    Мне, человеку с хорошим зрением, приходилось встречать множество сайтов, где необходимо было увеличивать размер шрифта для удобства чтения текста. Подход, подразумевающий, что я, как посетитель, должен использовать дополнительные программы для увеличения экранного текста, необоснованно ограничивает возможности доступа к веб-сайту и создает проблемы, которые он вообще-то должен решать.
  • Джо Кларк не принимает во внимание хорошо известное соображение, что подобные ограничения и делают людей «нетрудоспособными», а не их физические недостатки. Например, я «нетрудоспособен», потому что текст на сайте слишком мал, чтобы я смог прочесть его и нет возможности изменить размер шрифта, а не из-за моего пониженного зрения. Уберите ограничение, т. е. позвольте мне изменять размер шрифта, и в данной конкретной ситуации я уже не «инвалид», хотя мое зрение никак не изменилось со времени предыдущей попытки прочесть этой текст.

    Суть в том, что возможность или невозможность изменить размер шрифта зависит от выбора единицы измерения.
  • По правде говоря, точка зрения Джо Кларка, опровергает мое заявление о необходимости использования относительных единиц для определения размеров шрифта веб-страниц и признает оправданным использование для этих целей пунктов или пикселей. Как вы увидите далее, аргументация против использования пунктов достаточно очевидна. Обосновать отказ от пикселей сложнее, т. к. пиксель — одновременно и абсолютная, и относительная единица измерения в зависимости от браузера и устройства, используемого для просмотра страницы.

    Я бы не рекомендовал использование пикселей для задания размеров шрифта веб-страниц, потому что для многих пиксели являются абсолютными единицами, т. е. пользователи не смогут изменить размер шрифта.

Хотя я и не согласен с Джо Кларком по данному вопросу, тем не менее, в целом я разделяю его взгляды на создание удобных и доступных сайтов и хочу порекомендовать вам его книгу «Создание удобных веб-сайтов».

Следующее утверждение, которое будет рассмотрено и опровергнуто значительно быстрее — это необходимость использования абсолютных единиц измерения при верстке текста. Оно основывается на заблуждении, что это единственный способ для дизайнера полностью контролировать внешний вид сайта.

продолжение следует…

Данная статья («Доступность текста в сети — определяем размер шрифта для верстки») является второй частью трилогии Джима Берна (Jima Byrne) о публикации в сети доступных и удобных для чтения текстов. Перевод первой вводной статьи из данного цикла можно прочесть на сайте рассылки:
«Введение в оформление текстов для веб».

 

Хотите опубликовать собственную статью о web на сайте и в рассылке?
Пишите. Ссылки на авторов и большое человеческое спасибо гарантируются :) Публикация статьи со ссылкой на ваш сайт увеличит количество посетителей вашего проекта. А что может быть важнее!?



Постскриптум


Уважаемые подписчики,

  • если у вас есть какие-то вопросы, предложения, пожелания касательно рассылки, пишите на мой e-mail: yura@computerlibrary.info,
  • если вам нравится рассылка, присылайте интересные статьи о веб-строительстве на мой e-mail. Все, достойное внимания, будет опубликовано,
  • предложите своим друзьям и знакомым подписаться на рассылку, ведь чем больше читателей, тем больше я буду стараться,
  • подписаться на другие мои рассылки можно с этой страницы,
  • по поводу рекламы в рассылке пишите сюда же.

Удачного веб-строительства :),
С уважением, Юрий.

 
 

[ Компьютерная библиотека | Компьютерный форум | Другие рассылки ]

 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное