Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Страховка!

  Все выпуски  

Страховка!!! №10


 

РОССИЯ: «ПолуКАСКО» и сегментирование автовладельцев определили моду по автострахованию в 2006 году

Основные маркетинговые усилия страховщиков как в части разработки новых услуг, так и стимулирования сбыта были сосредоточены в 2006 году на рынке добровольного автострахования.
При разработке новых программ страховые компании, как правило, либо предлагали дополнение к полису ОСАГО, так называемое «полуКАСКО», либо сегментировали владельцев автомобилей для более адресного предложения услуг.
В секторе «полуКАСКО» отметились страховые компании «АльфаСтрахование» (АльфаКАСКО), «Русский мир» (Прямое урегулирование), РОСНО (Евросервис в ОСАГО).
Сегментирование автовладельцев проводилось либо по полу водителя, либо по возрасту автомобиля. Полис для женщин предложили страховые компании «РОСНО», «Отечество», «ГУТА-Страхование», «РАСО». О программах для подержанных автомобилей заявили «Русский мир», «Ингосстрах».
Во многом активная маркетинговая политика страховщиков способствовала росту в 2006 году рынка добровольного автострахования на 54% , до 103 млрд. рублей. Более высокими темпами в прошлом году увеличивался сегмент автострахования (КАСКО) физических лиц, который достиг размера в 78 млрд. рублей, что на 65% больше показателя 2005 года. Рынок страхования автопарков юридических лиц вырос на 26%, до 25 млрд. рублей

 

Российский "Ингосстрах" выкупил 9,942% акций страховой компании "ИНГО Украина"

Российская страховая компания «Ингосстрах» сообщила о выкупе 9,942% акций своей дочерней страховой компании «ИНГО Украина» у Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины (АсМАП).
Согласно изменениям, внесенным в реестр акционеров «ИНГО Украина» 30 марта, теперь 99,99% акций страховщика принадлежат ОСАО «Ингосстрах» и его дочерней компании «ИнВест Полис».
По словам начальника управления прямых инвестиций ОСАО «Ингосстрах» Татьяны Кайгородовой, «решение увеличить долю вызвано реализацией долгосрочной стратегии в отношении этой дочерней компании, которая заключается в максимальной консолидации управления организацией для решения корпоративных задач».
Представитель АсМАП сообщил, что решение продать акции «ИНГО Украина» совет ассоциации принял ещё в 2006 году, так как дивиденды с акций СК были «меньше, чем обязательства страховщика перед ассоциацией», а увеличения уставного фонда СК приводили к уменьшению доли АсМАП в СК.
Напомним, что СК «Ингосстрах» контролирует российский бизнесмен Олег Дерипаска.

 

Клиенты-физлица страховой компании «Юпитер» не будут платить комиссию в «Райффайзен Банк Аваль»


С 2 апреля 2007 года всем клиентам страховой компании «Юпитер» — физическим лицам при оплате страховых взносов через отделение «Райффайзен Банк Аваль» не нужно оплачивать комиссию за услуги банка. До этого времени фиксированная комиссия составляла 7 грн. Это касается всех отделений указанного банка.
Страховая компания «Юпитер» приняла решение отныне оплачивать услуги банка за перерасчет средств по оплате страховых взносов клиентов-физических лиц за свой счет. Этот важный и уникальный шаг сделан в рамках задекларированной ранее стратегии компании, направленной на обеспечение наивысшего уровня обслуживания, который будет отвечать не только возрастающим требованиям рынка, а и высокому авторитету Vienna Insurance Group, в которую сходит СК «Юпитер».
СК «Юпитер» и Vienna Insurance Group — основной акционер компании — активно совершенствуют систему клиент-сервис и придерживаются политики абсолютной паритетности интересов клиентов, которая является одним из конкурентных преимуществ группы не только на Украине, а и в Центральной и Восточной Европе.

 

 

В ближайшем будущем 70% рынка  будут подконтрольны 10 крупнейшим компаниям

 

Наступает век страховых гигантов

Страховой рынок переживает переходный, а для некоторых его участников и переломный период. Подобные изменения и повороты свойственны любому развивающемуся финансовому сектору экономики. Ряд компаний, как и в банковском бизнесе, подвергается слияниям и укрупнению, а оставшимся страховщикам придется искать новые ниши на страховом рынке.
По экспертным оценкам, через два-три года на рынке может остаться от 400 до 50 страховых компаний и как раз в этот период продолжится процесс слияний и поглощений в страховом секторе.
Те компании, которые не в состоянии будут выполнить требования закона к финансовой устойчивости и платежеспособности, должны будут покинуть рынок. Многим из них потребуется помощь акционеров. Часть крупных страховых компаний готовы расширять свою долю рынка за счет покупки региональных страховщиков, что может помочь в конкуренции с зарубежными игроками, работающими на российском рынке.

 

Неминуемая консолидация


"Я считаю, что тенденция к поглощению компаний сохранится и будет усиливаться вне зависимости от того, будет в качестве поглощающей стороны выступать иностранная или российская компания", - говорит замдиректора страховой компании "Межрегионгарант" Александр Варенцов. Сейчас мелким компаниям очень трудно выдержать конкуренцию, соответствовать все возрастающим требованиям к резервам, финансам и т.д. Таким образом, в этих процессах объективно заинтересованы обе стороны: средняя или относительно крупная российская компания вынуждена приобретать небольшие компании с целью укрупнения, чтобы в дальнейшем быть в большей степени готовой к постоянно обостряющейся конкуренции. Мелкой же компании просто некуда деться, так как очевидно, что в нынешних условиях выжить мелкий страховщик попросту не сможет. Западные компании тоже заинтересованы в приобретении российских компаний, в особенности располагающих хорошими филиальными сетями, так как в организации страхового бизнеса сложно оперативно выстроить работоспособные филиальные сети.
Кроме благоприятной экономической конъюнктуры активизации слияний и поглощений способствует сама политика государства. "Так как мониторинг со стороны Федеральной службы страхового надзора будет достаточно жестким, многие мелкие компании будут вынуждены уйти с рынка. Если имеющиеся тенденции сохранятся, борьба со схемами и ужесточение требований к размеру и составу собственных средств может привести к уходу с рынка 150-200 компаний. В совсем жестком варианте - до 80% страховщиков", - считает первый заместитель генерального директора группы "Ренессанс Страхование" Сергей Ковальчук.
Клиенты накапливают опыт страхования, получают все более объемную информацию о западных системах страховой защиты. Поэтому мелким страховщикам станет все труднее выживать в конкуренции с монстрами рынка, обладающими более высокой капитализацией, а значит, надежностью и устойчивостью страховой защиты.
По мнению заместителя генерального директора страховой компании РОСНО Марины Айвазовой, сейчас самое время для совершения таких сделок в "ажиотажном" режиме: приближается 1 июля - срок, когда вступят в силу новые требования Министерства финансов к капиталу страховых компаний. И небольшие страховые компании активно ищут стратегических инвесторов, способных выделить инвестиции для увеличения капитала до требуемого уровня. В свою очередь, на рынке есть несколько крупных игроков, заинтересованных в наращивании своего страхового портфеля, в том числе за счет скупки портфелей поменьше. Вот эти две категории компаний сейчас активно ищут друг друга, чтобы решить каждый свои задачи. Ажиотажная ситуация даже привела к некоторому перегреву рынка: видя активизацию спроса на страховые портфели приемлемого качества, потенциальные продавцы сейчас выбирают покупателей, а не наоборот. Скорее всего, такая ситуация не сохранится долго, однако тенденция к укрупнению игроков страховой отрасли неизбежна, считает Марина Айвазова.
Следует отметить, что процессу консолидации косвенно способствует и возможное вступление России в ВТО. Несмотря на то что до конца не ясно, на каких условиях и когда это произойдет, страховщики всерьез обеспокоены данной проблемой. Самый нежелательный сценарий - предоставление полного доступа иностранцев на российский рынок. Конечно, моментального захвата рынка не произойдет, да и некоторые наши страховщики, особенно кэптивные, смогут выдержать наступление иностранцев, но нескольких лет иностранцам будет достаточно для завоевания значительной доли рынка.

 

Меньше не значит хуже


По мнению страховщиков, на сегодняшний день на рынке налицо перенасыщение, и та ситуация, когда на нем присутствует около тысячи компаний, нежизнеспособна. Причем от этого количество самих страховых продуктов и принципиально отличающихся друг от друга предложений не увеличилось. Качество обслуживания тоже не улучшилось, а даже напротив, стало хуже в целом по рынку. "На мой взгляд, подчистить ряды и оставить компаний 500 - этого было бы вполне достаточно. И больших, и средних, и маленьких. Убирать все мелкие компании, конечно, нецелесообразно, потому что, как говорится, каждому свое. От статуса компании зависит и спектр предлагаемых страховых продуктов, и качество обслуживания, и адресность", - говорит Александр Варенцов.
В ближайшие три года рынок придет к ограниченному числу крупных игроков с премиями больше $500 млн и к разумному количеству нишевых и региональных игроков. "Сейчас 10 крупнейших компаний, по нашим оценкам, контролируют около 50% рынка. В результате консолидации рынка 10 крупнейших страховщиков будут иметь не 50%, а, может быть, ближе к 70% рынка, если не больше, уже в течение ближайших нескольких лет. На наш взгляд, вполне вероятно перераспределение 20%. Это будет процесс параллельный общему росту размеров рынка, который в ближайшие несколько лет будет расти на 20-5%, и рост будет наблюдаться практически во всех секторах рынка", - говорит Сергей Ковальчук.
"Полагаю, к 2010 году останется не более 50 страховщиков, после чего тенденция к снижению их количества замедлится. Эти 50 игроков будут обладать соизмеримыми параметрами в части надежности операций и будут добросовестно конкурировать в разных сегментах рынка. В мире в целом на Tоп-5 может приходиться до 80% рынка", - говорит Марина Айвазова.
По мнению аналитика агентства "Эксперт РА" Павла Самиева, с учетом разнонаправленных тенденций - слияний и поглощений, с одной стороны, и создания иностранных "дочек" и специализированных life-"дочек" - с другой, через два-три года на рынке будет около 400 компаний. На этом уровне, видимо, рынок стабилизируется. По мнению аналитика, первая пятерка будет контролировать меньше половины рынка, а вот Tоп-30 захватит почти весь рынок.

 

Место для мелких


Укрупнение страховых компаний не сулит ничего хорошего небольшим страховщикам, решившим продолжать самостоятельный бизнес. Какое место они займут на рынке и останется ли у них хоть какой-либо шанс на выживание? Участники рынка сегодняшнего оценивают перспективы этого сектора со сдержанным пессимизмом. "Скорее всего, это будет роль посредника - брокера или "фронтирующей" компании, передающей в перестрахование практически всю ответственность и, соответственно, сумму взносов", - предполагает Марина Айвазова. Возможно, маленькие страховые организации смогут найти себе какую-либо узкоспециализированную нишу. Например, заняться разработкой и продажей страховых продуктов немассового спроса, требующих сугубо индивидуальных нетиповых действий. Скорее всего, такие виды страхования будут не очень интересны "монстрам" рынка, так как трудозатраты велики, а эффект теряется в общем объеме бизнеса. "Но значительных перспектив для развития бизнеса мелких страховщиков не видно. Реальное страхование - это все-таки не малый бизнес, у него другие законы", - утверждает Марина Айвазова.
По мнению Павла Самиева, для маленьких компаний места не будет. "Зачем они нужны? Посредники - это брокеры. Перестрахование - это удел мощных и больших. Страхование в рознице - это филиальная сеть, финансовая устойчивость, известный бренд, отлаженные технологии, а значит, большие инвестиции и текущие расходы. Страхование корпоративных клиентов опять-таки гораздо эффективнее осуществляют крупные страховщики. Мелочь может еще как-то побарахтаться, но недолго. Либо их купят, либо они уйдут", - считает Павел Самиев.
Мелким компаниям действительно все тяжелее и тяжелее конкурировать с крупными, поскольку у последних, во-первых, больше финансовых возможностей, а во-вторых, больше объемы рисков, а значит, лучше условия по страхованию крупных рисков. Обладая большим портфелем, компания получает более интересные условия по перестрахованию и больше возможностей для маневра, что нельзя сказать о мелком страховщике.

 

Общие рыночные проблемы


Сейчас у страхового рынка все еще достаточно нерешенных проблем. По мнению Александра Варенцова, главной причиной, тормозящей его развитие, является отсутствие нормально функционирующего страхования жизни. До тех пор пока не появится полноценное страхование жизни, не будет и роста рынка. "И второй, на мой взгляд, важной сдерживающей причиной является низкий уровень платежеспособного спроса на страховые услуги. А это в сочетании с крайне низким уровнем страховой культуры относит настоящий и стремительный рост рынка практически к горизонту", - подчеркивает Александр Варенцов.
Упрек в недостаточной страховой культуре относится не только к населению, не имеющему многолетних традиций пользования страховыми услугами, но и к самим страховым компаниям. "Не секрет, что пока только несколько российских страховщиков ориентируются на международные стандарты и алгоритмы ведения страхового бизнеса, расчета тарифов, экономического анализа. В результате - кратный разброс цен на полисы, мало (на первый взгляд непосвященного клиента) отличающиеся друг от друга. А также непонятные (нестандартные) алгоритмы урегулирования убытков, задержки с выплатами, а то и вовсе исчезновение страховой организации. К счастью, последнее уже можно отнести к разряду воспоминаний о периоде 90-х", - сетует Марина Айвазова.
Усугубляют ситуацию страховые агенты, работающие одновременно на несколько компаний и не всегда правильно излагающие отличия одних правил страхования от других. Все это дезориентирует потенциального клиента, заставляет его накапливать не положительный, а отрицательный опыт страхования. Получается своего рода замкнутый круг, сильно тормозящий развитие отрасли. "Нужна все более активная и детальная стандартизация правил игры для страховщиков. Была бы полезна государственная пиар-поддержка страхования как института защиты имущественных интересов граждан. Непонятна позиция государства по отношению к медицинскому страхованию и страхованию жизни; во всем мире на этих страховках базируется львиная доля системы социального обеспечения, а у нас популяризируется идея, что это злоупотребления чиновников в данной сфере. Соответственно, о росте доверия населения к страхованию приходится только мечтать", - считает Марина Айвазова
.


С Уважением,
Мельников Константин (Bormaley)
bormaley@finans.net.ua

 


  

Сайт предназначен для облегчения жизни тем, кто хочет разобраться в бурном финансовом мире.
На сайте полезная и интересная информация, которая поможет Вам максимально быстро сориентироваться в финансовом мире.

http://finans.net.ua/


В избранное