Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Страхование рисков

  Все выпуски  

Страхование рисков N5, 13.02.2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

N5

13 февраля 2004

Страхование рисков

Новости о развитии в России рынка страхования коммерческих и иных рисков

Первая рассылка вышла
16 января 2004 года
Общее число подписчиков рассылки - 907
 

СОДЕРЖАНИЕ

Страховая группа "СОГАЗ" застраховала ОАО "СИБУР-Нефтехим" на общую сумму 236 млн. руб.

Как превратить долги в оборотные средства

Эхуд Ольмерт встретится в Москве с Михаилом Фридманом

 
Страховая группа "СОГАЗ" застраховала ОАО "СИБУР-Нефтехим" на общую сумму 236 млн. руб.
АБН.ру, 06.02.2004
Объединенный филиал страховой группы "СОГАЗ", расположенный в Нижнем Новгороде, заключил ряд договоров по страхованию рисков ОАО "СИБУР-Нефтехим". Как сообщили АБН (www.abnews.ru) в пресс-службе страховой группы, комплексное предложение включает в себя страхование автотранспорта по программам автокаско и обязательного страхования автогражданской ответственности, а также добровольное медицинское страхование персонала предприятия. В соответствии с договорами страхования автотранспорта от угона и ущерба и ОСАГО было застраховано более 400 единиц автотехники, а страховая сумма превысила 175 млн. руб. Лимит ответственности Группы по договору добровольного медицинского страхования равняется 61 млн. руб., а общее количество застрахованных сотрудников предприятия составляет 9 тыс. человек. Напомним, что страховая группа "СОГАЗ" объединяет страховые компании "СОГАЗ" и "Газпроммедстрах" и сервисную медицинскую компанию "Газпроммедсервис". В настоящее время региональная сеть группы включает в себя 53 филиала и 28 отделений.


Как превратить долги в оборотные средства
Услуги. Ликвидацию финансовых разрывов и увеличение оборотного капитала предприятия, деятельность которого связана с предоставлением товарных кредитов широкой группе покупателей, дают факторинговые операции.
Юлия Ефимова
Финансмаг.ру, 10.02.2004
Возможность занять деньги на короткое время, но в нужный момент существенно облегчает жизнь. Финансирование "со стороны" становится еще более оправданным, если собственные поступления на подходе. Еще лучше, если их получением потом займется тот, кто дал деньги вам. В отношении к бизнесу это здравое рассуждение преобразуется в финансовую услугу, называемую "факторинг".
Факторинг (от английского factor - посредник) - это финансовая операция, при которой клиент переуступает дебиторскую задолженность другой компании с целью незамедлительного получения большей части платежа и снижения расходов по ведению счетов. Это целый комплекс услуг: теоретически он может существовать везде, где поставщик кредитует товаром покупателей. Полноценную альтернативу ему придумать трудно. Краткосрочный кредит в банке на пополнение оборотных средств - операция разовая, ставить ее на поток бессмысленно. К тому же, если компания динамично развивается, то все, что может служить для банка залогом (производственное оборудование, здания), обычно уже оформлено в качестве обеспечения "длинных" кредитов. Слабым аналогом факторинга может служить банковский овердрафт. Но по нему можно получить не более 30% от оборота по счету.
Многие операции, которые их участники называют факторингом, таковыми не являются. Например, покупка "мусорных" долгов с большим дисконтом. Если банк, предлагающий факторинговые услуги, настаивает на том, что и клиент, и его дебиторы должны перейти на его счета, это условие также не имеет отношения к факторингу. В чистом смысле это всего лишь услуга, помогающая предприятию поддерживать необходимый уровень оборотных средств и управлять дебиторской задолженностью на регулярной основе.
Бурное развитие факторинга в развитых странах происходило в 60-х годах прошлого века, теперь на мировом рынке эти услуги предоставляют около 900 компаний с суммарным оборотом более $600 млрд. Первые попытки развивать факторинг в России предпринимались в середине 90-х "системообразующими" банками, такими как "Российский кредит", Инкомбанк, "Менатеп", ТверьУниверсалБанк. Но тогда кропотливый труд в сфере финансов был непопулярен, с доходностью по ГКО факторинг поспорить не мог. В конце 90-х за этот вид деятельности взялись принципиально. Сейчас бесспорным лидером рынка является ИБГ "НИКойл", контролирующая 65-70% всех операций. По ее данным, общий объем факторинговых сделок в России в прошлом году составил примерно $600-650 млн.
Операции факторинга в России имеют четкую юридическую базу - они полностью описаны в статье 824 Гражданского кодекса в версии "договора финансирования под уступку денежного требования".
Общая схема и поле применения. Базовая схема факторинга довольно проста. В ней участвуют три стороны: поставщик, его покупатели и факторинговая компания (фактор), оказывающая услуги поставщику. Между поставщиком и фактором подписывается договор факторингового обслуживания. Отношения поставщика с покупателями оформляются договорами поставки или купли-продажи, отгрузка проводится на условиях отсрочки платежа. В момент перехода товара в собственность покупателю возникает денежное требование, которое передается фактору. Имея его на руках, последний проводит на расчетный счет поставщика до 90% от суммы накладной сразу после отгрузки. Таким образом, факторинг возвращает в бизнес поставщика деньги, которые тот инвестировал в склад покупателя или, например, в товар в пути. Деньги от фактора поступают напрямую на расчетный счет без всяких лишних формальностей. Это делает механизм финансирования удобным и доступным и, условно говоря, превращает товарные накладные по отгрузкам с отсрочкой в своего рода высоколиквидные ценные бумаги: захотел превратить их в деньги - просто отвези их фактору. Третья сторона сделки - покупатель, имея отсрочку платежа, пользуется товаром или сам реализует его. По истечении отсрочки, указанной в договоре, он вносит средства на специальный счет фактора. Удержав то, что ему причитается (выплаченное финансирование и комиссию), посредник остаток платежа переводит поставщику и тем самым замыкает цепочку. Таким образом, все остаются довольны.
"Открытый" тип факторинга подразумевает, что должники поставщика оповещаются об участии посредника в сделке. При "закрытом" факторинге в случае затруднений посредник может появиться перед должником внезапно, но эта схема по понятным причинам нежелательна.
В международной деятельности предприятия такой посредник, как факторинговая компания, практически незаменим. Он возьмет на себя трудности согласования законов и практики разных стран и обеспечит грамотную координацию контрагентов. Согласно общему принципу, импортный факторинг - это содействие импортеру в получении товарного кредита из-за рубежа. Что актуально для российского рынка: западный поставщик, как правило, заинтересован в развитии продаж на новых рынках, но при ограниченных рисках. Экспортный факторинг - поддержка экспортеров, конкретно для России - экспортеров леса и целлюлозы. Более "тяжелые" товарные группы (например, продукция машиностроения) обслуживаются лизинговыми схемами, а у главных российских экспортеров проблем с оборотными средствами обычно не возникает.
Вознаграждение в схеме факторинга состоит из фиксированной ставки комиссии и процента, начисляемого на выплаченное финансирование. Вторая часть по смыслу есть не что иное, как процент за беззалоговый кредит. Факторинговые компании снижают ее по надежным группам должников до 20-25% годовых. Комиссия, или тариф на обслуживание, зависит от количества переданных дебиторов на факторинговое обслуживание, объема переданных денежных требований, отсрочки платежа предоставленной дебитору клиентом. В среднем ее ставки колеблются в пределах от 2 до 6,6% от оборота.
Главный потребитель факторинга - дистрибьюторские сети и крупные компании потребительского сектора. В России среди компаний, давно и стабильно использующих эту схему, можно назвать торговую сеть "Градиент" (оптовый оператор на рынке бытовой химии, парфюмерии и косметики), "Балтимор" (всем известные кетчупы и майонез), "Русская кожа" (один из крупнейших в России производителей и экспортеров полуфабрикатов и изделий из кожи).
К вопросу о рисках. Товарное кредитование неизбежно включает в себя целый ряд рисков. Прежде всего это кредитный риск, то есть отказ покупателя от платежа, а также риск нарушения ликвидности, то есть риск несвоевременной оплаты. С риском ликвидности схема факторинга справляется по определению - собственно, для этого она и придумана.
С точки зрения кредитного риска, принципиально отличаются друг от друга факторинг без регресса (со страхованием риска неплатежа) и с регрессом (без страховки). При факторинге без права регресса досрочный платеж фактора в пользу поставщика для последнего является реализацией, он уже не может быть востребован фактором. Таким образом, если покупатель не платит, то поставщик не теряет до 90% от суммы поставки. В случае схемы с регрессом компания-фактор, не получив денег с дебитора, имеет право через определенный срок (обычно один месяц) потребовать деньги с клиента. Факторинг с регрессом фактически сводится к краткосрочному финансированию, где денежное требование не покупается, а принимается в обеспечение финансирования, в данном случае кредитный риск остается на продавце. И хотя ликвидный риск (риск неуплаты в срок) банк берет на себя, на Западе соотношение этих видов - 60:40 в пользу схемы без регресса. Понятно, что в российской экономической среде такого принципа - полного страхования клиента - факторинговым компаниям пока не потянуть, поэтому у нас распространен факторинг с регрессом.
Тем не менее все остальные риски схема без регресса покрывает достаточно успешно. Например, процентный риск - он возникает у компаний, строящих свой бизнес на привлеченных оборотных средствах. При резком изменении процентных ставок происходит дополнительное давление на цену товара поставщика (за счет удорожания кредита растет себестоимость товара). При факторинге, как правило, банк гарантирует поставщику, что стоимость денежных ресурсов, предоставляемых последнему, будет оставаться неизменной в течение довольно длительного периода времени (например, полугода или года).
Кроме того, есть еще валютный риск (например, что актуально сейчас - риск изменения курса доллара в период отсрочки). В частности, на рынке фармации очень много иностранных препаратов, цена которых фиксируется в валюте. На практике они вынуждены номинировать поставки в условных единицах, что не выгодно их покупателям. При факторинге вероятность потерь в связи с этим риском резко снижается опять же благодаря тому, что финансирование выплачивается сразу против отгрузочных документов. Изменение курса за период отсрочки не повлияет кардинальным образом на выручку.
Итак, немалая часть рисков при факторинге переносится на посредника. Разумеется, нести эту "рисковую корзину" бесплатно не будет никто, но в стандартной схеме их можно четко описать и заложить.
Отличие от кредита. Формулировка "финансирование по уступке прав требования" похожа на замаскированный кредит, но есть несколько деталей, которые отличают факторинг от кредита.
Во-первых, схема факторинга принципиально не подразумевает залога. Посредник дает деньги поставщику, а расплачиваются покупатели. Поэтому лимиты при факторинге устанавливаются не на поставщика, а на каждого из покупателей. Если дебиторы исчисляются сотнями, то общий риск "размазан" по ним тонким слоем. Чем больше покупателей, чем больше этих не связанных между собой дискретных денежных потоков, тем меньше кредитный риск. Именно благодаря этим особенностям факторинг работает без традиционных форм покрытия. При факторинге не требуется такого количества бумаг, как при кредите, а также нет дополнительных затрат на страхование и оформление сделки.
Однако факторинг - услуга не для бедных, он всегда дороже кредита. Прежде всего потому, что регулярная сортировка должников и обязательств - очень трудоемкая часть работы. Официально она называется "поддержкой административного управления дебиторской задолженностью" и по праву считается одним из главных коньков факторинга. Сюда входит помощь в постановке системы кредитного контроля, система контактов и напоминаний покупателям о своевременности оплаты поставок поставщика, информационная поддержка контроля за состоянием и движением дебиторской задолженности. С этой целью фактор устанавливает у поставщика свое специально разработанное программное обеспечение. Одним словом, продавец отстраняется от должников - ими и самой задолженностью занимается банковская машина. Это имеет еще и психологический аспект: дружба - дружбой, а деньги должны приходить в срок.
КОММЕНТАРИИ
Станислав Пушторский, заместитель руководителя направления факторингового обслуживания финансовой корпорации "НИКойл":
- Потенциальную емкость рынка факторинговых операций в России мы прогнозируем в размере $21,3 млрд и полагаем, что рынок может удвоиться к 2009 году. Оборот по факторинговым операциям "НИКойла" в 2003 году составил чуть менее $400 млн. На различных этапах развития этого бизнеса работают такие банки, как Промсвязьбанк, банки "Церих", "Диалог-Оптим", Пробизнесбанк и некоторые другие.
Для каких компаний факторинг будет наиболее полезен? Это зависит от типа потребностей компании. Если она исчерпала ограниченные возможности кредитования, а объективная потребность в оборотных средствах сохраняется, факторинг - оптимальное решение. Если же компания заинтересована в страховании своих кредитных рисков, а также если условия работы с собственными поставщиками (особенно для дистрибьюторских компаний) сильно зависят от ритмичности оплаты закупок, факторинг опять же лучшее решение. Если компания имеет большое количество покупателей по всей России и за рубежом и к тому же не один, а несколько отгружающих складов, разбросанных в разных уголках страны, факторинг вновь станет незаменимым решением, по меньшей мере в части поддержки работы с покупателями, консолидации данных об отгрузках и повышения удобства работы с ними. Кстати, существует практика оказания факторинговых услуг без финансирования.
Дмитрий Шиляев, и. о. начальника кредитно-экономического управления банка "Визави":
- Сейчас факторинг становится очень актуальным бизнесом как для банков, так и для их клиентов. Для клиентов (особенно в торговле) тем, что в последние годы одним из инструментов конкурентной борьбы стало предоставление покупателям товарных кредитов, сроки по которым могут достигать трех месяцев. Таким образом, у предприятий возникает дефицит наличности для запуска последующих торговых (производственных) оборотов. Для восполнения дефицита предприятия обращаются в банк за кредитом либо готовы продать свою дебиторскую задолженность с дисконтом. Банкам факторинг интересен тем, что это новый кредитный продукт, который они могут предложить, и что он востребован клиентами. Средняя ставка (дисконт) по факторинговым операциям составляет около 10% от суммы дебиторской задолженности. Она может корректироваться в зависимости от сроков задолженности и риска по дебитору. За указанное вознаграждение банк фактически закрывает клиенту кассовый разрыв и берет на себя все дальнейшие взаимоотношения с дебитором. При этом банк должен в первую очередь оценить прогнозную платежеспособность дебитора, не имея доступа (в большинстве случаев) к его отчетности и другим финансовым показателям. Выводы можно сделать только из косвенных показателей: истории платежей, имени дебитора, наличия негативной информации.
В целом оценить объем факторингового бизнеса в России сложно - пока нет статистики. Однако бизнес этот развивается и вполне вероятно, что к 2010 году факторинговые операции будут составлять около 10-20% совокупного кредитного портфеля российских банков.
Андрей Украинец, финансовый директор ТС "Градиент":
- По схеме факторинга с регрессом мы с 1999 года работаем с ИБГ "НИКойл" и полностью удовлетворены результатами. Это сокращает оборачиваемость средств в 3-4 раза, и сейчас стоимость финансирования по схеме приближается к рыночной - в среднем на уровне 20% годовых, что очень прилично для финансирования без залога. Но мы используем продукт комплексно - так, как его презентуют, и не рассматриваем его только как финансирование. Например, в пакет услуг входит обязательная проверка дебиторов, при этом специалисты обрабатывают всю первичную информацию. Зная, что все документы еще раз проверяются, я как финансовый директор чувствую себя гораздо спокойнее. Кроме того, я могу получить данные по дебиторской задолженности в любом разрезе и в удобной форме.
Около тысячи наших дебиторов - это примерно 40% - переданы на обслуживание в "НИКойл", и у нас практически нет потерь по дебиторской задолженности, что для дистрибьюторской компании нашего масштаба говорит само за себя. Есть кредиты, которые нам по разным причинам невыгодно передавать посредникам, например поставки с отсрочкой платежа до 14 дней, есть группа потребителей, по которым мы используем похожую схему в другом банке.l



Эхуд Ольмерт встретится в Москве с Михаилом Фридманом
jewish.ru, 12.02.2004
Начался визит в Россию вице-премьера Израиля Эхуда Ольмерта, который занимает также пост министра промышленности, торговли, труда и связи.
На вопрос корреспондента газеты "Известия", почему из многих бизнесменов он намерен лично встретиться лишь с Михаилом Фридманом, Ольмерт ответил: "Я хочу встретиться со всеми. Надеюсь, со временем я смогу встретиться со всеми. Если кто-то из них захочет купить футбольную команду в Израиле, я готов помочь ему моими связями. С Фридманом мы планируем обсудить страхование рисков внешней торговли - его банк связан с этой темой".


 
Ведущий рассылки "Страхование рисков " Н. ШвыреваОтклики, предложения, замечания
alexshat@tochka.ru
Отвечаем на все письма.
Не имеем возможности проверять достоверность публикуемой информации.
Мнение авторов публикаций может не совпадать с нашей и Вашей точкой зрения.
Не имеем возможности размещать рекламу в рассылках.
 
Отправить ссылку


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное