Проект "Эффективный человек": Фандрайзинг. Этика социального бизнеса
“Социальный бизнесмен”. Этот парадоксальный термин обозначает личность, готовую получать прибыль от бизнеса не в денежном, а непосредственно целевом выражении: это человек, который в качестве бизнеса выбрал дело, которое его привлекает само по себе, и получает удовлетворение от его развития. Соответствие твоих действий твоим же этическим нормам и системе ценностей, понимание “своего места в этом мире” - сегодня зачастую стоят больше любых денег.
Однако, бизнес есть бизнес, и многие вещи не решаются без финансовых вложений. Как тратить, не получая, откуда брать средства для решения этих вопросов - на эти вопросы отвечает оригинальная теория “фандрайзинга”.
Фандрайзинг (англ. Fundraising) - это публичный процесс сбора средств, которые используются для реализации социально значимых проектов. Членские взносы участников AddVenture, пожертвования для Wikipedia, народные инвестиции Cambrian House, и даже прошумевший One Million Dollar Page - все это примеры успешного
использования метода. Объединяя в себе благотворительность и пиар, фандрайзинговая кампания приносит пользу как ее организаторам, так и привлеченным участникам.
Фандрайзеры работают в различных сферах, странах и при обстоятельствах, но разделяют общие фундаментальные принципы и ценности: трудятся ради перемен, помогают другим и сохраняют ценное – все для того, чтобы изменить мир к лучшему. При работе, успешность которой целиком и полностью зависит он доверия общеста, наличие общих ценностей и определенного кодекса поведения имеет решающее значение.
Этический кодекс социального бизнеса содержит пять принципов:
Честность – предприниматель обязуется в любое время действовать честно и правдиво для сохранения общественного доверия и не введение доноров и клиентов в заблуждение.
Уважение – предприниматель обязуется соблюдать уважение и хранить честь своей профессии и организации наряду с уважением чести покупателей и клиентов.
Целостность – предприниматель обязуется действовать открыто и с пониманием своей ответственности за общественное доверие. Он будет выявлять все текущие и потенциальные конфликты интересов и избегать любых проявлений недостойного поведения в профессиональном или человеческом плане.
Эмпатия – предприниматель обязуется ценить право на частную жизнь, свободу выбора и культурное разнообразие. Но при этом он будет работать так, чтобы не только достигать своих целей, но и вдохновлять других к следованию таким же профессиональным стандартам.
Прозрачность – предприниматель обязуется поощрять открытость в отчетности о проделанной работе, распределением и использованием ресурсов, способе управления пожертвованиями. Он будет вести свой бизнес (и в частности, финансовый учет) аккуратно и понятно.
Эти принципы мне очень по душе. Причем, судя по упоминаемым примерам, они действительно работают - так что есть уверенность в успешности их внедрения в собственную жизнь.