Нам
очень приятно, что вы остаетесь с нами и тем самым поддерживаете нашу кампанию «Проясняй слова, Россия»! Мы надеемся, что наша рассылка
позволит вам немного лучше понимать окружающий нас мир!
Бесспорно, математика – одна из важнейших наук. Поэтому
известный итальянский ученый Галилео Галилей утверждал, что «великая книга
природы написана математическими символами». Но невозможно усвоить какую-то
науку, не зная основ; а зная их, обучение превращается в захватывающее и
интригующее исследование. Поэтому сегодня мы возьмем новое слово из основ
математики и проясним его. «Прояснить» значит «сделать для себя ясным и
понятным что-то». И сегодняшнее слово, которое мы будем прояснять, это – ЧИСЛИТЕЛЬ.
ЧТО
ТАКОЕ ЧИСЛИТЕЛЬ? (ДЕФИНИЦИЯ)
Для того, чтобы с этим разобраться, необходимо
вспомнить, что такое дроби.
Дроби – это способ записи тех чисел, которые состоят не из единиц, а из частей
единицы. Вот как выглядят дроби:
½ (одна вторая)
⅜ (три восьмых)
⅖ (две пятых)
В каждой из этих дробей по две цифры. Те цифры,
которые находятся справа и снизу от черточки, называются знаменателями.
А те числа, которые находятся слева и сверху от черточки, называются ЧИСЛИТЕЛЯМИ.
ЧИСЛИТЕЛЬ показывает, сколько из всех частей у вас есть.
Посмотрим на наших примерах:
а) мы делим 1 конфету на 2 детей. В результате у
конфеты будет всего 2 части. Каждый ребенок получит по ½ конфеты. Нижняя двойка показывает, что у конфеты
всего 2 части. А вот верхняя единица показывает, что у каждого ребенка будет
всего по одной части конфеты. Именно верхняя единица и есть ЧИСЛИТЕЛЬ.
б) мы делим 1 торт на 8 человек. В результате пирог
будет разделен всего на 8 частей. Каждый гость получить по ⅛ пирога. Если бы три гостя собрались вместе и
объединили свои куски, у них бы набралось ⅜ пирога.
Нижняя восьмерка показывает, что у пирога всего 8 частей. А вот верхняя тройка
показывает, что у них наберется целых три части пирога. Именно верхняя тройка и
есть ЧИСЛИТЕЛЬ.
в) у Маши и Пети есть 5 монет. Так как Петя старше,
он хочет забрать себе больше монет, чем Маша. Но при этом он не хочет сильно
обижать Машу. Поэтому он возьмет себе 3 монеты, а Маше даст 2 монеты.
Получится, что у Пети будет ⅗ всех монет, а
у Маши - ⅖ всех монет. Нижняя пятерка показывает, что все
деньги ребята поделили на 5 частей (5 монет). У Пети будет 3 части всех монет
(из пяти), а у Маше – 2 части (из пяти). Эти двойка и тройка и будут
ЧИСЛИТЕЛЯМИ.
А
теперь прочитайте предложения со словом ЧИСЛИТЕЛЬ, чтобы разобраться с тем, как
можно использовать это слово в своей речи:
В книге было задание – найти ЧИСЛИТЕЛИ
во всех дробях и записать в тетрадку.
ЧИСЛИТЕЛИ всегда пишутся в дробях
сверху от черточки.
Чем больше ЧИСЛИТЕЛЬ, тем на
большее количество частей у нас есть.
!
Составляйте самостоятельно предложения со словом ЧИСЛИТЕЛЬ до тех пор, пока вы не сможете делать это с
легкостью !
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
СЛОВА ЧИСЛИТЕЛЬ (ЭТИМОЛОГИЯ)
Чтобы
лучше понять это слово, стоит попробовать разобраться с его происхождением.
Итак, смотрим:
Слово
ЧИСЛИТЕЛЬ – это перевод с латыни слова numerator, которое было родственно таким словам,
как “числить, считать”.
НЕСКОЛЬКО
СЛОВ В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На этом мы заканчиваем прояснение слова ЧИСЛИТЕЛЬ.
Но это только начало наших исследований! «Математика - это цепь понятий:
выпадет одно звенышко - и не понятно будет дальнейшее», - писала Н. Крупская.
Проясняйте
математические термины и не пропускайте наши выпуски!
Помните, слова могут иметь больше одного значения. Другие значения слов
смотрите в толковых словарях.