Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Основы потребительских знаний. Учимся защищать свои права. - Выпуск 7-й.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


Основы потребительских знаний.
Учимся защищать свои права.

Выпуск 7-й
02.03.2001
Сегодня в выпуске:
Собственно, о самом выпуске...
ОПЗ. Урок 6.
Важную роль играет пароль.
Анонс следующего номера.


Юмор:
Заика в магазине:
- С-с-ска-жжите, п-п-по-жжалуйста, у-у в-вас есть к-красная ик-к-ра?
- Нет. А о черной и не заикайтесь.

Покупательница кричит продавцу:
- Это безобразие! Принесите мне книгу жалоб!
- Какой том?


Рекомендую:
"Потребитель в сети" Алексея Яковлева. Свежий обзор потребительских ресурсов всегда в вашем почтовом ящике!
Рассылки
Subscribe.Ru
Потребитель в Сети

"Спрос" - правильный журнал для потребителей БЕЗ РЕКЛАМЫ.
Итак, 7-й выпуск...

Дамы и господа. Добро пожаловать на борт рассылки "Основы потребительских знаний". Температура за бортом весенняя. Наш полет будет проходить над темами грамотного пользования услугами авиатранспорта и выбора безопасного пароля. Пожалуйста, пристегните ремни и не покидайте своих компьютеров до полного прочтения выпуска. Объединение "Хабар" и командир рассылки желают вам полезного времяпрепровождения.

к оглавлению


ОПЗ. Урок 6.
Летайте самолетами...

От правильного поведения вас, потребителя, на авиатранспорте во многом зависит, насколько приятным будет ваше путешествие. Поэтому надо знать о том, какие права вы имеете как авиапассажир и как эти права отстаивать.

Разные авиакомпании отличаются друг от друга набором услуг, временем вылета и, соответственно, ценой. Купив билет, вы становитесь пассажиром, а авиакомпания — перевозчиком (продавцом услуг по авиаперевозкам). Билет — это не просто бумажка, в которой указано ваше место в самолете, это документ, подтверждающий факт заключения договора.

    Класс дорогого стоит

Цена билета зависит от: авиакомпании, направления полета, срока пребывания в стране (если речь идет о международных рейсах), условий бронирования и возврата билетов, вашего возраста, наконец. Однако главное условие — класс, в котором вы хотите лететь.

На любой авиакомпании мира существует три класса: первый (на билете обозначается буквой “F”), бизнес-класс (“C”) и экономический (“Y”). Первый класс — самый дорогой, экономический — самый дешевый. Классы различаются комфортностью кресел, качеством питания и размером бесплатно провозимого багажа.

Кроме того, на большинстве направлений, особенно на международных рейсах, существует разветвленная система скидок, которая позволяет платить за билет меньше, чем по базовым тарифам. Чем существеннее скидка, тем больше ограничений накладывается на пассажира (по возрасту, срокам полета, бронирования и выкупа билетов и т. д.). В некоторых авиакомпаниях существуют также специальные скидки, нацеленные на то, чтобы привлечь пассажиров летать именно этой авиакомпанией. Например, налетав самолетами данной авиакомпании определенное количество километров, вы получат возможность один рейс совершить бесплатно.

    Если вы потеряли билет

На внутренних рейсах потерянные билеты не восстанавливаются, дубликаты не выдаются и деньги не возвращаются.

На международных рейсах потеря билета - неприятность, но не трагедия. Если вы потерли билет еще до отлета за рубеж, идите в то агентство, где вы покупали билет. Если неприятность случилась уже заграницей, то надо обратиться в представительство авиакомпании, билет которой вы потеряли. После проверки, действительно ли вы числитесь в списках пассажиров, вам выпишут дубликат билета.

Не тяните с восстановлением билета. Чем раньше вы обратитесь в представительство, тем больше у вас времени в запасе для восстановления билета.

    От чемоданов до велосипедов

Одним из главных отличий классов является норма бесплатного провоза багажа. В эконом-классе вы можете провести бесплатно 20 кг багажа, в бизнес-классе — 30 кг и в первом — 40 кг. За “лишний” груз платят одинаково пассажиры всех классов - 1% от тарифа первого класса за каждый килограмм сверх нормы.

Исключение составляют внутренние рейсы, на которых перевозки осуществляются небольшими самолетами типа АН-2, Л-410 и вертолетом МИ-2. Там разрешено провозить не более 10 кг.

Большинство авиакомпаний разрешает провоз в качестве багажа предметов любой формы - от чемоданов до велосипедов - если их вес не превышает норму.

Для ручной клади, то есть того, что вы берете с собой в салон самолета, жесткой регламентации нет. Правда, некоторые авиакомпании устанавливают ограничение (часто неофициальное) на вес ручной клади — не более 5 кг. Другие же ограничивают ручную кладь по габаритам: около стойки регистрации ставится что-то вроде ящика, и если ручная кладь влезает в него, то ее разрешают взять в салон. Если же нет, то ее приходится сдавать в багаж.

    Мы везем с собой кота ...

Перевозка животных разрешена практически всеми авиакомпаниями. Если вы имеете на руках все необходимые и правильно оформленные справки (подробнее о том, что именно нужно, справьтесь в представительстве авиакомпании, которой вам предстоит лететь, а также узнайте о таможенных правилах страны выбытия и страны прибытия), то можете вести своего питомца.

Для перевозки животных и птиц пассажир обязан обеспечить контейнер (клетку) достаточных размеров с доступом воздуха. Дно контейнера (клетки) должно быть водонепроницаемым и покрыто абсорбирующим материалом. В порядке исключения допускается перевозка животных и птиц в плотно закрываемых корзинах, коробках с отверстиями для доступа воздуха. Клетки птиц должны быть покрыты плотной светонепроницаемой тканью.

Животное в клетке взвешивается, и за этот вес платится как за сверхнормативный багаж - 1 % от тарифа первого класса - вне зависимости от того, превысил ли совокупный вес вашего багажа ограничения по весу.

Собаки-поводыри перевозятся бесплатно без клетки сверх нормы бесплатного провоза багажа при условии, что на такой собаке имеется ошейник и намордник, и она находится привязанной у ног владельца.

    Нелетная погода или...

Одной из главных проблем, с которыми сталкивается авиапассажир, является возможная задержка рейса или изменение маршрута полета (вы летите в Москву, а самолет сажают в Санкт-Петербурге).

Если рейс задержали на несколько часов или суток, вам следует навести справки о причине задержки. Перевозчик имеет право без предупреждения отменить, задержать или перенести вылет самолета, изменить маршрут или пункт посадки только в случае:

  • стихийных бедствий, неблагоприятных погодных условий в аэропортах отправления, назначения или по маршруту следования;
  • требований государственных органов, связанных с обеспечением безопасности пассажиров (например, из-за угроз террористов).

Но если в задержке виновата, например, служба снабжения авиакомпании, вовремя не закупившая топливо, либо компания ждет, когда же соберется народ, чтобы полностью загрузить салон самолета, то вы имеете право требовать очень многого.

  • Во-первых, предоставления гостиницы на время ожидания рейса.
  • Во-вторых, бесплатного транспорта до гостиницы и обратно.
  • В-третьих, компенсации разумных расходов за время ожидания вылета (затрат на питание, телефонных переговоров с семьей и т. п.).

Как же лучше действовать? Можно добиваться от представителя компании выполнения своих требований. Но можно пойти более простым путем. Узнав о причине невылета и признав ее необъективной, спокойно садитесь в автобус и отправляетесь в гостиницу (не забудьте сохранить автобусный билет). Размещайтесь в номере, ужинайте в ресторане (не забудьте взять счет), говорите с домом по телефону (сохранив счет за междугородний разговор).

Прилетев в аэропорт назначения, сделайте на билете отметку о дате и времени приземления. После этого обращайтесь в авиакомпанию с письменной претензией, требуя на основании Закона "О защите прав потребителей" возместить ваши расходы (их в данном случае можно рассматривать как ваши прямые убытки). Можете также потребовать уплату неустойки за нарушение сроков предоставления услуги и возмещения морального вреда.

    Чартерный рейс

Это рейс вне расписания. Существуют регулярные рейсы, которые летают по данному маршруту в определенные дни по расписанию вне зависимости от количества пассажиров, приобретших билеты на данное направление. На регулярный рейс вы можете приобрести билеты за год до даты вылета. Чартеры же организуются конкретной фирмой или авиакомпанией для перевозки конкретной группы людей.

Неорганизованному туристу купить билеты на чартерный рейс можно в редких случаях. Как правило, на таких рейсах летят организованные туристические группы, и билет на чартерный рейс вы получаете вместе с туристической путевкой.

У чартерных рейсов сложилась не очень хорошая репутация. Считается, что и задерживаются они чаще, и обслуживание там хуже. Но это далеко не всегда соответствует действительности. Дело в том, что обслуживание на чартерных рейсах одной авиакомпании не может быть хуже (лучше - пожалуйста), чем обслуживание на ее же регулярных рейсах. Другое дело, что часто за организацию чартеров берутся маленькие компании, не имеющие достаточного опыта международных пассажирских авиаперевозок и не умеющие обеспечить должный уровень обслуживания.

Так что когда в турфирме вам предлагают билет на чартерный рейс, узнайте, какая авиакомпания его организует и какова репутация этой компании. В случае нарушения ваших прав (задержки рейса, изменения маршрута и т.п.) вы можете предъявлять претензии как авиакомпании, так и туристической фирме, продавшей вам тур и авиабилеты как часть тура.

В сказке В. Гаршина “Лягушка-путешественница” лягушка летела на юг вместе со стаей уток: две утки держали в клюве прутик, а путешественница цеплялась за него по середине. Утки и лягушка договорились, что для безопасности полета необходимо, чтобы утки не крякали, а лягушка не квакала.

Такой способ путешествия не мог оставить равнодушным случайных зрителей.

“ - Смотрите, смотрите, - кричали дети в одной деревне, - утки лягушку несут! ... И кто это придумал такую хитрую штуку?

Тут лягушка уже не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи: - Это я! Я! Я!

И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю...”

а). Предположим, утки организовали фирму “Утки-аэро”, регулярно перевозили лягушек по согласованному маршруту “болото - юг”, брали плату, выдавали билет, в котором в частности были указаны правила поведения пассажира. Как вы думаете, могла бы лягушка в данном случае потребовать компенсацию за то, что ее не доставили в место назначения?

б). Предположим теперь, не лягушка заквакала, а одна из уток закрякала. Что может в этом случае потребовать лягушка от фирмы-перевозчика “Утки- аэро” и что ей надо для этого сделать?

Если лягушка не долетела до юга по причине не соблюдения правил безопасности, то фирма “Утки-аэро” здесь не при чем. Но если лягушка свалилась в болото по вине уток-перевозчиков, то она может потребовать,
  • во-первых, чтобы ее подобрали и доставили до места,
  • во-вторых, выплату неустойки за задержку рейса,
  • и в-третьих, компенсации затрат на лечение, если таковые потребовались (падать-то пришлось с большой высоты).

 

Продолжение следует...
В уроках использованы материалы образовательной службы КонфОП, которые базируются на учебнике "Основы потребительских знаний", но не могут полностью заменить его. Приобрести учебник можно в интернет-магазине Biblion.ru.

к оглавлению


Важную роль играет пароль.

Не можете выбрать между безопасным паролем и легко запоминающимся? Убейте двух зайцев сразу!
Чем больше путешествуешь по интернету, тем больше накапливается паролей при регистрации в самых разнообразных сервисах.
Конечно, проще всего было бы иметь и запомнить один пароль на все случаи жизни, но тут есть и обратная сторона медали. Если кто-то узнает этот пароль, то тогда под ударом окажутся все аккаунты, в том числе наиболее важные. Но есть выход: вполне можно придумать пароль, который и легко запомнить, и, что важнее, который будет безопасен.
Чтобы пароль был безопасен, к его выбору надо подходить внимательно. Для программы-взломщика паролей удивительно легко "засечь" даже самые необычные пароли.
Так как же противостоять хакерам?
Более или менее безопасный пароль выглядит примерно так - 5hrJ93pgRL - но кто такое запомнит?
То, что нужно - это комплексная комбинация, которую всё же легко запомнить.
Используйте какое-нибудь глупое слово, к примеру, nuichush, измените регистр нескольких букв, пунктуацию. Примеры: nu3-Ichu5sh NuI00-0chush
Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан! Помните? Что если применить это к паролям. Возьмем "Lublu Pridumyvat Ochen Bezopasniye I Zapominayuschiesya Paroli". Фразу легко запомнить. Сокращенно - lpobizp. Модифицируем: L1p9O7b5IzP, где 1975 - это год рождения. В принципе, можно сделать что-нибудь покороче и попроще.
Другой вариант. К примеру, вы каждый день любите утром в 7 часов выпить горячего чайку. Получается неплохой вариант 7UTRA-chai

Пунктуация и цифры делают пароль более сложным для взлома.
Не посылайте свой пароль куда-либо по e-mail. Многие мошенники пользуются электронной почтой чтобы, представившись от имени какой-либо компании, выманить у ничего не подозревающего пользователя пароль.

Стоит ли записать свой пароль - это спорный вопрос. С одной стороны, его никогда не забудешь, но с другой, если потерять бумажку с паролем, тот, кто найдет...

Рекомендуется создавать разные пароли для разных случаев. Для чего-то очень важного, средней важности и простые, для повседневного использования, для регистрации на любимом сервере новостей, к примеру.

По материалам австралийской ассоциации потребителей.


Анонс следующего выпуска.

В следующем выпуске разговор пойдёт о деньгах и об их сохранении, а также о Всероссийском конкурсе по основам потребительских знаний. Всего доброго.

к оглавлению




При поддержке Отдела по защите прав потребителей Администрации города Хабаровска.
Всегда ждем ваших писем по адресу: khabar-team@mail.ru.
© Юрий Карпов
"КонфОП-Новая волна"
khabar-team@mail.ru
http://khabar.by.ru/

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное