СТРАСТИ ПО ЖУРНАЛИСТИКЕ: пособие для ценителей профессии.
Приятного вам дня или доброй ночи!
**************************
Рассылка № 1
5 мая 2003 года
ЭПИГРАФ
В Интернете всего 3 или 4 рассылки о практической журналистике. И одна из них
перед вами.
************************
Здравствуйте!
Меня зовут Наталья. И я буду с вами общаться c помощью этой рассылки и e-mail.
Рассылка назрела. Как почка на дереве – прорвалась и на свет показались нежные
зеленые листики.
Это как раз про нас. Про Детское Информационное Агентство www.diapress.info Давайте
обменяемся взглядами и будем считать, что первое знакомство состоялось.
************************
Сейчас, в данную минуту, я еще не знаю, какой она будет, эта рассылка. Слишком
о многом хочется поговорить.
Я слежу в Интернете практически за всеми рассылками по теме ЖУРНАЛИСТИКА года
с 1998-99. Тогда Детского Информационного Агентства даже в проекте не было. Было
только смутное предчувствие, что все-таки должно что-то родиться.
Некоторые из старых рассылок живы до сих пор, либо преобразовались в другую форму.
А другие, не успев родиться, через несколько выпусков «умерли». Я задавала себе
вопрос «почему?» Ведь люди, их затеявшие – интересные, знающие. И самое главное,
интересные.
Почему тогда одни рассылки живут, а другие скоропостижно уходят?
Наверное здесь, как в жизни – ведущий рассылки должен иметь какую-то цель, некая
вершина. к которой он стремится. Он может идти обходными путями или прямо, но
совершенно точно знает, куда идет. И если эта цель увлекает не только ведущего,
но и читателей, если смог он им предложить нечто увлекающее или полезное, то
жизнь рассылки обеспечена. Основное правило, как мне кажется – говорить о том,
что тебе действительно нравится и близко, что увлекает, зажигает, возбуждает!
Рассылка действительно замечательный сильный инструмент, если ею грамотно распорядиться.
Итак, эта рассылка о журналистах и для журналистов. Для «бывалых» и молодых,
для тех кто работает и только собирается устраиваться. Для тех, кто поступает
или уже учится.
Журналистами становятся или рождаются?
Алекс Левитас утверждает, что журналистом можно стать. Я с ним согласна. Потому
что при наличии богатого внутреннего мира (а никто и никогда не скажет же про
себя, что у него не богатый внутренний мир) и элементарного знания родного языка,
писать может каждый. А поскольку журналистика бывает разная, как музыка: и гранжевая,
и легкая, и тяжелая и еще какая-нибудь, то поле для деятельности просто огромно.
Главное знать, о чем ты будешь писать, точнее, в какой области будешь реализовываться.
То есть, заниматься своим делом
Вернемся к цели.
Известно, что человек стремится к удовлетворению либо своих потребностей, либо
к удовольствиям.
Цель данной рассылки - совместить «потребности» и «удовольствия» различных слоев
журналистской братии.
Какими могут быть потребности у молодых?
Учиться интересному и полезному, быть востребованным, продавать, выпускать свою
продукция (здесь имеется в виду продукт журналистской деятельности) , известность.
Смотрите, эти отдельные слова можно прочесть так, что получится почти складная
фраза.
Разве потребности «бывалых» отличаются? Они такие же, только калибр может быть
другим. Интересная деталь: эти потребности, на самом деле можно отнести к любой
сфере деятельности.
Как гласит одна народная мудрость: «Не дадим друг другу умереть!»
************************
СКАЗОЧКА
«…Жил-был Человек 12-13 лет и понял как-то, что много мыслей в голове, которые
необходимо выплескивать на бумагу, а еще лучше, на всеобщее обозрение. Как это
сделать? Писать дневник? Но кто это кроме тебя узнает, оценит, кто на вопросы
сможет ответить?
Неутоленная жажда знаний и здоровое любопытство заставляют искать место, где
относительно взрослые дяди и тети учат различать жанры журналистики, стилистику,
для обличения мыслей в более интересные и правильные формы. Учат общаться с камерой,
диктофоном, приучая молодого воспринимать себя спокойно и с достоинством. Любить
себя в кадре и на бумаге.
«Умного учить – только портить» – поэтому все учение похоже на придание формы,
а не вбивание каких-то истин. Человечек, имея подход к своей возрастной аудитории
уже может в оригинальной форме выражать свою точку зрения в предоставляемых доступных
СМИ. Первый опыт, первая востребованность, первая слава в кругу друзей и родственников.
Эйфория может длиться около года, у кого-то меньше. Что дальше? В чем смысл?
Уже недостаточно самовыражаться в рамках школьной газеты, чувство огромных перспектив
и возможностей греет душу. Просто известности в кругу близких не достаточно.
Человек начинает задумываться, а что я могу, кому я нужен, могу ли я зарабатывать
тем, что умею, как могу свои знания использовать?…»
************************
Скажете, что я преувеличиваю? Что дети более нежные создания и совсем не думают
об этих вещах… Ну тогда вы безнадежно отстали от жизни. Дети сейчас очень хорошо
начинают понимать, что такое будущее и как им его нужно строить. Несомненно,
при всем этом они безнадежные романтики.
Этакий гибрид романтизма и практицизма. По-моему, это очень неплохо. Мои ровесники
об этом не задумывались совсем, поэтому многие из нас научились зарабатывать
только к 30 годам. И только в этом возрасте задумались о предназначении, своем
деле и прочих важных вещах.
Продолжать сказочку? Думаю, нет необходимости.
Как подготовить журналиста? С какого возраста это реально делать? Как научить
человека преподнести себя, устроиться на работу, написать резюме? Не тушеваться
перед «авторитетами», уметь отстоять свою точку зрения? Можно до бесконечности
продолжать, но ясно одно: журналист – это связующее звено между отдельной личностью
и социумом; журналист – это большая ответственность за сказанное; Журналист –
это неравнодушие при максимальной объективности.
************************
Теперь Вы понимаете, друзья, какую серьезную работу делают различные детские
СМИ-организации?
А если серьезно, то я хочу пригласить всех, кто занимается журналистикой: и детей,
и студентов, и взрослых помочь друг другу. И это действительно реально сделать.
То есть мы, например, это уже делаем. Если снова вернуться к потребностям и нуждам,
то у многих будущих студентов возникают проблемы, где печатать свои материалы
(5 публикаций для поступления), многие взрослые любят преподавать, студентам
и выпускникам необходим опыт работы в СМИ, для продвижения.
Приглашаю и тех, кто может помочь малобюджетным организациям в недорогой или
безвозмездной печати изданий, кто интересуется детскими и молодежными проектами,
спонсоров и всех остальных, кому интересно.
Я думаю, что интересно будет многим. Во всяком случае, уже сейчас, мне есть что
вам предложить. А ведь подобных молодежных организаций немало.
На сегодня все. Спасибо и до встречи.
********************************
Живите интересно!
С уважением, Наталья Ковалевская
www.diapress.info
umka@promoteen.com