Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Язык деловых бумаг

  Все выпуски  

Язык деловых бумаг


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Ресурс "Культура письменной речи"

Язык деловых бумаг

Выпуск 2 26 октября 2001 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

  В этом выпуске:
1.
Общие положения по оформлению документов: реквизиты
2. Терминология в делопроизводстве

Общие положения по оформлению документов


       Оформление деловых бумаг вне зависимости от их категории подчинено определенным правилам и в большинстве случаев закреплено правовыми актами. Стандартизация касается в первую очередь реквизитов документа: наименования документа, написания даты, регистрационного номера, заголовка, оформления подписи и т.д. Для многих служебных документов введена стандартизация текстовой части.

      Основополагающим документом, определяющим типологию, языковое и композиционное представление деловых бумаг, является ГОСТ Р 6.30-97 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно - распорядительной документации. Требования к оформлению документов". В последней редакции ГОСТ принят Постановлением Госстандарта России от 21 января 2000 г. N 9-ст. Этот стандарт распространяется на организационно - распорядительные документы, относящиеся к Унифицированной системе организационно - распорядительной документации (УСОРД), - постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и др., включенные в Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) (класс 0200000) и используемые в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, включая субъекты Российской Федерации, имеющие наряду с русским языком в качестве государственного национальный язык, органов местного самоуправления: предприятий, организаций и их объединений независимо от формы собственности и организационно - правовой формы. На основе этого документа мы и рассмотрим основные требования к оформлению деловых бумаг различного вида. Начнем с реквизитов документа (схему размещения реквизитов на формате А4 можно посмотреть здесь).

Состав реквизитов:

  • 01 - Государственный герб Российской Федерации;
  • 02 - герб субъекта Российской Федерации;
  • 03 - эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания);
  • 04 - код организации;
  • 05 - код формы документа;
  • 06 - наименование организации;
  • 07 - справочные данные об организации;
  • 08 - наименование вида документа;
  • 09 - дата документа;
  • 10 - регистрационный номер документа;
  • 11 - ссылка на регистрационный номер и дату документа;
  • 12 - место составления или издания документа;
  • 13 - гриф ограничения доступа к документу;
  • 14 - адресат;
  • 15 - гриф утверждения документа;
  • 16 - резолюция;
  • 17 - заголовок к тексту;
  • 18 - отметка о контроле;
  • 19 - текст документа;
  • 20 - отметка о наличии приложения;
  • 21 - подпись;
  • 22 - гриф согласования документа;
  • 23 - визы согласования документа;
  • 24 - печать;
  • 25 - отметка о заверении копии;
  • 26 - отметка об исполнителе;
  • 27 - отметка об исполнении документа и направлении его в дело;
  • 28 - отметка о поступлении документа в организацию;
  • 29 - идентификатор электронной копии документа.

  • Эмблема (товарный знак) и код организации, код формы документа.
    Эмблему организации или товарный знак (знак обслуживания) помещают на бланках организаций в соответствии с уставом (положением об организации).
    Код организации проставляют по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО).
    Код формы документа проставляют по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД).

  • Наименование организации, являющейся автором документа, должно соответствовать наименованию, закрепленному в ее учредительных документах. Над наименованием организации указывают сокращенное, а при его отсутствии - полное наименование вышестоящей организации. Наименование организаций субъектов РФ, имеющих наряду с русским языком в качестве государственного национальный язык, печатают на двух языках - русском и национальном. Сокращенное наименование организации приводят в тех случаях, когда оно закреплено в учредительных документах организации. Сокращенное наименование (в скобках) помещают ниже полного.
         Наименование на иностранном языке воспроизводят в тех случаях, когда оно закреплено в уставе (положении об организации). Наименование на иностранном языке располагают ниже наименования на русском языке.
         Наименование филиала, территориального отделения, представительства, структурного подразделения организации указывают в том случае, если оно является автором документа, и располагают ниже наименования организации.

  • Справочные данные об организации включают: почтовый адрес; номера телефонов и другие сведения по усмотрению организации (номера факсов, телексов, счетов в банке, адрес электронной почты и др.).

  • Дата документа оформляется арабскими цифрами в следующей последовательности: день месяца, месяц, год. День месяца и месяц оформляются двумя парами арабских цифр, разделенными точкой; год - четырьмя арабскими цифрами. Например, дату 5 января 2000 г. следует оформлять: 05.01.2000.
          Допускается словесно - цифровой способ оформления даты, например: 5 марта 2000 г., а также оформление даты в следующей последовательности: год, месяц, день месяца, например: 2000.01.05.

Продолжение в следующем выпуске


по материалам www.gramma.ru

Терминология в делопроизводстве


БЛАНК - белый лист с частично напечатанным текстом и пробелами, которые заполняются актуальной информацией, например, анкетные бланки.
ВИЗА - подпись, подтверждающая факт ознакомления должностного лица с документом.
ВНУТРЕННИЙ АДРЕС ПИСЬМА - наименование и адрес организации или фамилия и адрес лица, которому направлено письмо.
ВНУТРЕННИЙ ДОКУМЕНТ - документ, предназначенный для использования тем учреждением, в котором он создан.
ВХОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ - документ, поступивший в учреждение.
ВЫПИСКА - копия части текстового документа.

ГАРАНТИЙНОЕ ПИСЬМО - письмо, выражающее гарантию.
ГРИФ - пометка, указывающая на особый характер или особый способ пересылки деловой корреспонденции ("секретно", "срочно", "не подлежит оглашению", "лично").


 
     Рабочая группа проекта "Культура письменной речи" готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству специалистов. Ваши наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://www.gramma.ru

Ведущий рассылки А. Белокуров
Все права защищены © ABL-2001.
Воспроизведение материалов допускается только со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное