Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Язык деловых бумаг

  Все выпуски  

Язык деловых бумаг


Служба Рассылок Subscribe.Ru
Ресурс "Культура письменной речи"

Язык деловых бумаг

Выпуск 9 21 декабря 2001 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

      Этим выпуском мы завершаем год 2001-й. И поскольку следующий раз мы встретимся с вами уже в новом году, то позвольте уже сейчас поздравить всех вас с Рождеством и наступающим Новым 2002-м годом и пожелать всем счастья, удачи и всяческих духовных и материальных благ. Будьте счастливы!



  
В этом выпуске:
1.
Элементы административного речевого этикета
2. Терминология в делопроизводстве (продолжение)

ЭЛЕМЕНТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА


     В составлении и оформлении деловой документации не последнее место занимает административный речевой этикет, некоторые элементы которого требуют особого внимания.

1. Наиболее распространенные формы обращения: Уважаемый..., или Уважаемый...! Следует помнить, что запятая после обращения придает документу (письму) будничный характер; знак восклицания указывает на то, что факту обращения к данному лицу или затронутому вопросу придается особое значение (Уважаемый господин...! Уважаемые господа! Уважаемый Николай Иванович, Уважаемая Ирина Петровна!).

      Если в обращении указывается имя и отчество, а фамилия не называется, то обращение приобретает личный характер. Включение в формулу обращения фамилии адресата придает тексту документа вежливо-официальный оттенок.

2. Текстовое употребление слов: товарищ (т.), господин (г-н), гражданин (гр.) имеет свою специфику.
      Слово товарищ, преимущественно употреблявшееся в нашей стране до 90-х годов, уже вытеснено словом господин, используемым в мировой практике.
      Слово гражданин применяется тогда, когда то или иное лицо рассматривается как субъект гражданских правоотношений.

3. В ведомственной письменной речи имеет место тенденция к утрате местоимения Я. Например, вместо я прошу пишут прошу. Вместо я выполнил пишут мною выполнено. Однако нельзя сказать мною решено. Правильно: я решил. В целом местоимение я употребляется только в докладных и объяснительных записках.

4. Административный речевой этикет предусматривает умение пользоваться местоимением ОН. Оно может быть средством и обезличивания, и фамильярности, поэтому требует особой осторожности, даже ограниченности при пользовании им в служебных документах. Вполне очевидно, что в приказе, постановлении, решении, распоряжении, характеристике следует указывать фамилию лица и его инициалы. В характеристике в каждом абзаце повторяются фамилия и инициалы лица, на которое она составляется.

5. Следует учитывать, что служебные документы пишутся в нейтральном доброжелательном тоне, не допускается иронизирование, проявление грубости, использование вычурных оборотов с выражением чрезмерной вежливости и т.п.

6. Наиболее распространенные формы завершения текста служебного документа (письма):
С уважением (подпись), Искренне Ваш... (подпись), и т.п.


      Разумеется, никакой список рекомендуемых выражений не позволит полностью решить проблему административного речевого этикета. Только внутренний такт и объективность в оценке тех или иных производственных ситуаций могут подсказать выбор слов и выражений.


по материалам www.gramma.ru

Терминология в делопроизводстве


ПИСЬМО - ПОДТВЕРЖДЕНИЕ - письмо, подтверждающее факт отправки документов, состоявшийся ранее разговор и т.д.
ПИСЬМО - ПРИГЛАШЕНИЕ - такие письма адресуются конкретному лицу или нескольким лицам и служат основанием для их участия в планируемом мероприятии.
ПИСЬМО - ПРОСЬБА - письмо, выражающее просьбу о выполнении какого-либо действия, получении документации или материальных ценностей. Начинается со слов: Прошу (просим)..
ПОВЕСТКА - официальное сообщение частному лицу или учреждению с предложением куда-либо выслать своего представителя.
ПИСЬМО - НАПОМИНАНИЕ - письмо, в котором вторично содержится информация о каком-либо факте. Такое письмо приближается к телеграмме.
ПИСЬМО - ПОДТВЕРЖДЕНИЕ - письмо, подтверждающее факт отправки документов, состоявшийся ранее разговор и т.д.
ПИСЬМО - ПРИГЛАШЕНИЕ - такие письма адресуются конкретному лицу или нескольким лицам и служат основанием для их участия в планируемом мероприятии.
ПОДЛИННИК ДОКУМЕНТА -
1. Документ официального происхождения в окончательной редакции, удостоверенный соответствующим образом.
2. Рукопись.
ПОДПИСЬ НА ДОКУМЕНТЕ - подпись должностного лица или автора документа, удостоверяющая подлинность или заверяющая копию документа.
ПОИСКОВЫЕ ДАННЫЕ ДОКУМЕНТА - сведения о месте хранения документа, включающие архивный шифр и ссылку на номер листа (страницы) документа.
ПОЛОЖЕНИЕ -
1. Правовой акт, устанавливающий основные правила организации и деятельности государственных органов, структурных подразделений органа, а также нижестоящих учреждений, организаций и предприятий.
2. Свод правил, регулирующих определенную отрасль государственного управления, политической, общественной, культурной или хозяйственной жизни.



 

Уважаемые подписчики!

      На нашем сайте www.gramma.ru существуют рассылки по другой тематике. Вы сможете подписаться на них, используя представленную ниже форму или форму подписки на сайте.

Говорим и пишем правильно
Анонсы недели
Готовимся заранее. Сочинение в школе и вузе
Архив рассылок
    

      Рабочая группа проекта "Культура письменной речи" готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству специалистов. Ваши наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://www.gramma.ru


Ведущий рассылки А. Белокуров
Все права защищены © ABL-2001.
Воспроизведение материалов допускается только со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное