Островок детства: Для молодых родителей и воспитателей 2013. Выпуск 25.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Публичная библиотека»
Новоуральского городского округа
Отдел интеллектуального отдыха
«ОСТРОВОК ДЕТСТВА»
аннотированный список статей из периодических изданий и Интернет-ресурсов
для молодых родителей и воспитателей
Выпуск № 25.
НОВОУРАЛЬСКСЕГОДНЯ
Новоуральский городской округ. Администрация. О внесении изменений в муниципальную целевую долгосрочную программу "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования Новоуральского городского округа" на 2012-2015 годы [Текст] : постановление от 03.06.2013, № 1386-а // Папка "Администрация НГО. 2013/4". - Прил.
РУКОВОДИТЕЛЮДОШКОЛЬНОГОУЧРЕЖДЕНИЯ
Каким быть дошкольномудетству? [Текст] / Т. В. Волосовец [и др.] // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. - № 4. - С. 4-7 : фот.*
Отечественные специалисты в сфере психологии и педагогики высказывают свое отношение к стандартам в дошкольном образовании.
Кудрявцев В. Образование до школы - какой ценой? [Текст] / В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С. 5-11.*
Согласно новому закону, каждый уровень системы образования предполагает введение образовательных стандартов. Автор статьи приглашает читателей к обсуждению проблем стандартизации дошкольного образования.
Слободчиков В. И. "Дошкольное образование - полигон для культурных проб ребенка" [Текст] / В. И. Слободчиков // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. - № 4. - С. 12-15 : фот.*
О возможностях современного дошкольного образования.
ВКОПИЛКУМЕТОДИСТА
Агафонова И. Н. Внутриорганизационное партнерство в ДОУ [Текст] / И. Н. Агафонова, Н. А. Князева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2013. - № 5. - С. 11-15 : 4 фот.*
Уровни социального партнерства ДОУ. Эффекты реализации внутриорганизационного партнерства для педагогического коллектива и администрации дошкольного учреждения. Этапы формирования партнерских отношений.
Арушанова А. Диалогическое общение детей: обучение и самонаучение [Текст] / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С. 35-40.*
В последние время актуальными становятся вопросы ранней диагностики проблем речевого развития детей, поиск новых форм и методов работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, связанных с развитием языковой личности формированием коммуникативно-речевых способностей. В статье автор анализирует формы организации диалогического общения и обучения.
Богородская В. П. Организация воспитательно-образовательной работы в летний период с учетом ФГТ [Текст] / В. П. Богородская // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2013. - № 5. - С.
21-26 : 6 фот. - Прил.*
Подготовительные мероприятия к работе ДОУ в летний период. Содержание работы педагогов с детьми летом в группе и на участке детского сада. Подведение итогов летней оздоровительной работы. Примерное планирование организации воспитательно-образовательной работы с детьми в летний период.
Владимирова Г. А. Формирование у детей предпосылок учебной деятельности в ходе проведения ученого совета [Текст] / Г. А. Владимирова, О. А. Окишева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2013. - № 5. - С. 52-57
: 5 фот. - Прил.*
Выступление перед аудиторией для многих взрослых связано со стрессом. Между тем современные требования предполагают наличие данных умений у детей уже в начале школьного обучения. Формирование монологической речи у дошкольников - одна из задач педагогов ДОУ. Повысить эффективность этого процесса поможет организация выступлений детей с докладами в рамках
заседаний ученого совета.
Еловская Л. Ю. Организация вечерней совместной деятельности взрослых и детей [Текст] / Л. Ю. Еловская // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2013. - № 5. - С. 36-44 : 2 фот. - Прил.*
Классификация современных форм совместной деятельности взрослого и ребенка. Цель вечерней совместной деятельности и используемые композиционные приемы здоровьесберегающих технологий.
Миленко В. Безопасная дорога. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий [Текст] : интерактивные методы взаимодействия педагогов и родителей / В. Миленко, В. Никулина, Н. Титова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С. 17-23
: фот.*
В статье рассказывается о совместной работе родителей и ДОУ по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах с целью предупреждения ДТП с их участием.
Патриотическое воспитание детейдошкольного возраста [Текст] // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2013. - № 5. - С. 16-17 : фот.*
Рекомендации по поиску материалов в электронной системе "Образование".
Рунова М. А. Партнерские отношения семьи и детского сада при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья на основе инклюзии [Текст] / М. А. Рунова, М. С. Макарова, Е. В. Митрековских // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2013. - № 5. - С. 28-35 : 5 фот. - Прил.*
Направления развития социального партнерства семьи и ДОУ, основанного на инклюзии. Семейный клуб как наиболее эффективная форма сотрудничества и этапы организации его работы. Тематический план работы семейного клуба "Здоровые дети одной планеты".
Соседенко Т. А. Аналитический отчет воспитателя в рамках реализации ФГТ [Текст] / Т. А. Соседенко // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2013. - № 5. - С. 4-10 : фот.*
Основные этапы и алгоритм написания аналитического отчета. Примерные формы отчетов о проведении мониторинга освоения детьми основной общеобразовательной программы и мероприятий, проведенных в учебном году.
Харченко В. Эти долгие разговоры ни о чем [Текст] : психотерапевтическая роль нарратива / В. Харченко // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С. 41-45 : фот.*
Разговор ребенка - это сбережение и укрепление контакта, эмоциональная потребность, жизненная необходимость. Долгие разговоры с детьми открывают нам самих детей как слушателей, помогают ребенку преодолеть отрицательные эмоции. По мнению автора статьи, разговаривая, мы учимся и учим других надеяться и терпеть.
ВПОМОЩЬВОСПИТАТЕЛЮ
Асмолкова В. Рисуем песком [Текст] : для старшего дошкольного возраста / В. Асмолкова, Т. Чернова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С. 79-80 : фот.*
Об обучении детей технике рисования песком.
Бахтина Н. В. Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря у детей 2-4 лет [Текст] / Н. В. Бахтина, Е. Г. Трухина // Детство. Отрочество. Юность. - 2013. - № 1/2. - С. 59-69.*
О занятиях по развитию речи в сельском детском саду.
Баянова Л. Ф. Культурная конгруэнтность дошкольника в нормативной ситуации и возможности ее исследования [Текст] / Л. Ф. Баянова, Т. Р. Мустафин // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. - № 4. - С. 70-75 : фот.*
Анализ психологии соответствия ребенка правилам культуры - культурной конгруэнтности.
Валова М. Книжка-малышка о чистоте и порядке [Текст] / М. Валова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С. 14-16 : фот.*
О создании книги своими руками, посвященной экологическому воспитанию. Книжка-малышка состоит из нескольких разделов: физкультминутки, считалки, пальчиковой игры, речевых игр.
Ведревская Т. Гармония и творчество [Текст] : развитие детей в разновозрастной группе детского сада / Т. Ведревская // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С. 81-82 : фот.*
О проведении коллективных творческих дел в разновозрастной группе, с учетом индивидуального подхода и особенностей детского коллектива.
Гаврилина Ю. Огород - круглый год [Текст] / Ю. Гаврилина, Н. Тараканова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С. 97-98 : фот.*
Авторы статьи рассказывают о том, как можно превратить огород на подоконнике в сказочную страну.
Евдокимова Л. М. Авторская методика ознакомления детей с буквами [Текст] / Л. М. Евдокимова // Детство. Отрочество. Юность. - 2013. - № 1/2. - С. 31-43.*
Методическая разработка "Азбука в сказках" с изучением букв и звуков.
Иванова О. Л. Путешествия вдвоем с фантазией [Текст] / О. Л. Иванова // Детство. Отрочество. Юность. - 2013. - № 1/2. - С. 50-53.*
Об изучении основ языка изобразительного искусства в циклах "путешествий", в которых задания располагаются в порядке усложнения.
Новикова Н. Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей [Текст] : педагогический совет / Н. Новикова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С. 101-106.*
О проведении педагогического совета, посвященного преодолению агрессивного поведения детей. В статье предложена повестка педагогического совета, предложен педагогический тренинг, рекомендации для родителей и педагогов по преодолению агрессивных проявлений в общении с ребенком.
Погодина С. Программа "Шаг в искусство" как одна из моделей художественного развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / С. Погодина // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С. 72-78.*
В статье обозначены основные подходы к развитию детского изобразительного творчества в рамках программы "Шаг в искусство", отличительной особенностью которой является обеспечение индивидуально-дифференцированного вектора творческого развития каждого ребенка. Программу можно использовать в различных по виду и типу дошкольных образовательных учреждениях.
Рослякова С. Линейная игра "Да-нет" [Текст] / С. Рослякова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С. 88-93 : рис.*
Об использовании линейной игры "Да-нет", с помощью которой можно решать задачи по закреплению математических представлений, развитию ориентировки в пространстве и во времени.
С чего начинаетсяРодина? [Текст] / Л. Аксенико [и др.] // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С. 24-26 : фот.*
О нравственно-патриотическом воспитании дошкольников и мероприятиях, призванных формировать у детей представление об окружающем мире, отношение к малой Родине и Отечеству.
Синицына И. Ю. Насколько готов ребенок к обучению чтению? [Текст] / И. Ю. Синицына // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. - № 4. - С. 50-55 : фот., рис.*
Предложена авторская игровая методика определения готовности ребенка к обучению чтению.
Становление субъективности дошкольникапри овладении двигательными навыками [Текст] / В. И. Панов [и др.] // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. - № 4. - С. 60-69 : фот., табл., диагр.*
О развитии двигательной активности ребенка как главном условии и средстве его общего психического развития.
Чурбанова С. М. О развитии творческих возможностей ребенка в ранние периоды жизни [Текст] / С. М. Чурбанова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. - № 4. - С. 56-59 : фот.*
О значении ранних периодов жизни ребенка для развития воображения, появления оригинальных творческих идей, свободы самовыражения.
Чусовлянкина Е. Т. Проект "Этот День Победы" [Текст] / Е. Т. Чусовлянкина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2013. - № 5. - С. 46-51 : 3 фот. - 2 Прил.*
Цели и задачи проекта. Содержание этапов его реализации. Сценарий экскурсии и конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности "Этот День Победы" с детьми средней группы.
Сценарии, занятия, игры
Беспалова Л. В гостях у Королевы Бумажного царства [Текст] : подготовительная к школе логопедическая группа / Л. Беспалова, Е. Гридина // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С. 31-34 : фот.*
Автор делится материалом проведения занятия с подготовительной логопедической группой, на котором дети учатся мастерить поделки в стиле оригами.
Десятых М. В гостях у сказки [Текст] : дидактическая игра для детей старшей логопедической группы / М. Десятых // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С. 94-96 : фот.*
Методические указания по использованию игры по придумыванию сказок. Автор представляет дидактические игровые задачи.
Зеленько Н. Вот и пришло лето красное! [Текст] : театрализованный праздник с элементами фольклора / Н. Зеленько, Е. Шаманина, Л. Каткова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С. 124-127 : фот.*
Авторы представляют сценарий театрализованного праздника с элементами фольклора.
Игнатьева Н. Каша - матушка наша [Текст] : старшая группа / Н. Игнатьева // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С. 27-30 : фот.*
Автор представляет сценарий познавательного занятия с детьми старшей группы о полезных для здоровья круп и крупяных изделиях.
Киселева Н. Самый ловкий! [Текст] : коррекционно-развивающее занятие для детей 5-7 лет / Н. Киселева // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С. 12-13.*
Автор статьи делится разработкой коррекционно-развивающих занятий с педагогом-психологом, позволяющих развивать чувство равновесия, осознанное умение владеть своим телом.
Лаане Е. Поможем Лунтику! [Текст] : знакомство со словарями / Е. Лаане // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С. 48-49 : фот.*
Автор статьи представляет процесс образовательной деятельности, в ходе которого дети знакомятся со словарями.
Мартыненко Л. "Слоговичок" [Текст] : логопедическая развлекательно-двигательная игра для детей 6-7 лет / Л. Мартыненко, Е. Варданян // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С. 83-87 : фот.*
Конспект логопедической развлекательно-двигательной игры для закрепления детьми навыков по количественному, последовательному, позиционному слоговому анализу и синтезу.
Хакимова Л. Н. Тимошка в Тридевятом царстве [Текст] : сценарий выпускного вечера / Л. Н. Хакимова, И. В. Теленчак // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2013. - № 5. - С. 60-69 : 7 ил.*
Примерный сценарий выпускного вечера. Поиграть вдоволь в рамках выпускного вечера дети смогут, отправившись с педагогами в путешествие в сказку.
ОСОБЫЕДЕТИ
Константинова Л. Н. Фольклорные игры в реабилитации детей с задержкой психического развития [Текст] / Л. Н. Константинова // Детство. Отрочество. Юность. - 2013. - № 1/2. - С. 18-21.*
Сценарий вечера развлечений "Ярмарка", который откроет дошкольникам частичку прошлой жизни Урала.
Фатихова Л. Ф. Диагностика и формирование способности дошкольников с задержкой психического развития к установлению причинно-следственной связи между событиями [Текст] / Л. Ф. Фатихова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. - № 4. - С. 34-41 : фот., 3 рис., 1 табл.*
Представлены методики, направленные на исследование способностей дошкольников с задержкой психического развития к установлению причинно-следственных связей между событиями.
Харинова О. Ю. Программа формирования элементарных математических представлений в подготовительной логопедической группе [Текст] / О. Ю. Харинова // Детство. Отрочество. Юность. - 2013. - № 1/2. - С. 69-92. - Продолж. след.*
О программе для развития элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы с нарушениями речи. Прилагаются конспекты занятий.
РОДИТЕЛЯМНАЗАМЕТКУ
Российская Федерация. Законы. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей [Текст] : федеральный закон Российской Федерации от 19 мая 1995 г., № 81-ФЗ / Российская Федерация, Законы // Труд
и право. - 2013. - № 9. - С. 2-28.*
***
Кудинова И. Маленький пикник [Текст] / Ирина Кудинова // Крестьянка. - 2013. - № 6. - С. 8-9 : цв. фот.*
Семейный пикник может быть полон веселья, а может, наоборот, ничем, кроме усталости, не закончиться. Все зависит от подготовки. Предложены сценарии идеальных детских прогулок в лесу.
Как свести к минимуму детские проблемы во время путешествий.
Шабунин Р. А. Как выражать свою любовь к ребенку [Текст] / Р. А. Шабунин // Детство. Отрочество. Юность. - 2013. - № 1/2. - С. 1-6.*
О развитии органов чувств ребенка и необходимости безусловной любви родителей к своему ребенку, а также способах выражения любви.
ЧТЕНИЕСУВЛЕЧЕНИЕМ
Для чего вгалетах дырочки? [Текст] // GEOленок. - 2013. - № 5 (103). - С. 37 : ил.
Зачем нужны дырочки в галетах и рецепт их приготовления в домашних условиях.
Елина Е. Игрушки из Юной Америки [Текст] / Е. Елина // GEOленок. - 2013. - № 5 (103). - С. 10-13 : 4 фот.
Виды и среда обитания самых маленьких обезьян в мире.
Козак Т. Наш человек среди аборигенов [Текст] / Т. Козак // GEOленок. - 2013. - № 5 (103). - С. 26-29 : 6 фот., ил.
Биография Николая Николаевича Миклухо-Маклая - знаменитого русского путешественника, этнографа, совершившего ряд экспедиций на Новую Гвинею и другие острова Тихого океана.
Кто изобрел шнурки? [Текст] // GEOленок. - 2013. - № 5 (103). - С. 37 : ил.
История появления первых шнурков для обуви.
Лозенко В. Медвежий угол [Текст] / В. Лозенко ; фото автора // GEOленок. - 2013. - № 5 (103). - С. 32-36 : 13 фот.
В Торопецком районе Тверской области, по инициативе супругов Светланы и Валентина Пажетновых, организована биостанция "Чистый лес", по воспитанию осиротевших медвежат и подготовке их к жизни в лесу.