Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Знать, понимать, уметь

  Все выпуски  

Знать, понимать, уметь. Шаг вперед – два шага назад. Что мешает нам читать быстро


Суперпамять, скорочтение, письмо и ... фотография

Случалось ли вам, читая учебный или профессиональный текст, возвращаться назад, к уже прочитанному?  Например, вы встречаете в тексте непонятный термин. Первое, что приходит в голову – поискать в уже прочитанных главах его определение. Вдруг случайно пропустили…

Или другой пример – студенческий. Вы пытаетесь разобраться в доказательстве теоремы и к своему разочарованию обнаруживали оборот вроде «из предыдущей главы можно с очевидностью заключить, что…». Для автора все и впрямь очевидно – но вас такая же очевидность не посещает, и вы, скрепя сердце, принимаетесь перечитывать злосчастную предыдущую главу…

Конечно, такие возвраты снижают скорость чтения – но случаются они нечасто, раз-другой за всю книгу, так что беспокоиться не о чем… Стоп! Раз-другой за книгу? А что вы скажете, если мы сообщим вам, что многие из нас возвращаются назад по нескольку раз на каждой странице текста? А то и в каждой строке?

Как ни удивительно, это правда. Когда мы читаем,  наши глаза движутся по строке не непрерывно, а скачками.  После каждого скачка взгляд на некоторое время останавливается – и именно во время этой остановки происходит восприятие информации.

Многочисленные исследования показывают, что продолжительность остановок (или, по-научному, фиксаций) у всех взрослых читателей почти не изменяется, независимо от степени трудности текста. Она составляет приблизительно 1/4 долю секунды и у тех, кто читает быстро, и у тех, кто читает медленно.

Общая длительность фиксации складывается из времени, необходимого для восприятия участка текста, и времени, требующегося для его осмысления. Поэтому скорость чтения зависит не столько от длительности подобных фиксаций, сколько от их количества на строку текста: для тех, кто читает быстро, требуется меньше остановок, чем для читающих медленно.

А теперь то, с чего мы начали разговор: оказывается, у читателей, не владеющих навыками эффективного чтения, взгляд время от времени не только останавливается, но и возвращается назад, к уже прочитанному. Такие возвраты называются регрессиями – подсчитано, что при медленном чтении совершается 0,5-0,7 регрессии на строку. У школьников, например, на 100 слов текста наблюдается 20 регрессивных движений глаз, у студентов — 15.

Таким образом, при традиционном чтении существенная часть времени уходит на непродуктивные регрессивные движения. И чем меньше регрессий будут совершать при чтении наши глаза, тем быстрее мы сможем прочесть и осмыслить наш текст.

Почему же происходят регрессии? В первую очередь они возникают при плохом внимании и вялом мышлении, когда смысл плохо улавливается и кажется, что пропущено что-то важное из уже прочитанного.

Известные отечественные исследователи скорочтения (В. А. Бородина, В. Ф. Вормсбехер, В. А. Кабин и др.) выделяют и ряд дополнительных факторов, повышающих частоту регрессий:

  •  пропуск части текста из-за несоразмерного движения глаз;
  •  необходимость в корректирующих движениях, компенсирующих недостаточные или неправильные переходы со строки на строку;
  •  непонимание смысла некоторых слов, словосочетаний, предложений;
  •  неумение соотнести значение одних слов со значениями других, неспособность понять смысл слова, предложения;
  •  наличие в строке специфической информации фактографического характера (дат, статистических данных и т. п.);
  •  мелкий или слепой шрифт;
  •  неблагоприятная внешняя обстановка (шумы, громкие разговоры, хождения и т. д.).

Конечно, часть факторов из этого списка можно попытаться устранить, обеспечив себе благоприятные условия для чтения – но в первую очередь важно все-таки тренировать внимание и мышление, учиться читать так, чтобы количество остановок и регрессий становилось меньше, а объем информации, понятой за одну остановку возрастал.

На занятиях по развитию памяти в нашей школе мы предлагаем слушателям специальные упражнения для сокращения числа остановок и регрессий. Одним из таких упражнений мы решили поделиться сегодня и с вами.  Вот оно.

Быстро и сосредоточенно прочитайте строку один раз, закройте её листом бумаги, запишите номера тех слов, которые сочетаются по смыслу. После этого переходите к следующей строке.

  • кресло (1),                  вода (2),                       диван (3),                      стена (4)
  • кактус (1),                   бумага (2),                   иголка (3),                     деньги (4)
  • куб (1),                        стакан (2),                    стекло (3),                     грань (4)
  • рыба (1),                      инструмент (2),           вода (З),                        цветок (4)
  • окно (1),                      свет (2),                        лиана (3),                      спальня (4)
  • парк (1),                      надпись (2),                 деревья (3),                  коляска (4)
  • папоротник (1),   панно (2),                             краска (3),                    лес (4)
  • страница (1),               прилавок (2),               весы (З),                        батарея (4)
  • деревня (1),                 свинья (2),                   реклама (3),                  машина (4)
  • лента (1),                      коробка (2),                 покрытие (3),               бант (4)
  • рана (1),                       обложка (2),                кровь (3),                      ветер (4)
  • пух (1),                        река (2),                       тополь (3),                    дверь (4)
  • рынок (1),                   беда (2),                       дорога (3),                    деньги (4)
  • замок (1),                     бинт (2),                       ручка (3),                      суд (4)
  • ребро (1),                    облака (2),                   песок (3),                скелет (4)
  • болт(1),                        резьба (2),                   крыша (3),                    толщина (4)
  • сундук (1),                  ручка (2),                    замок (3),                      весна (4)

Чтобы тренироваться постоянно, можно договориться с кем-нибудь из друзей и составлять новые тренировочные наборы друг для друга. Именно регулярные тренировки дадут наибольший эффект, повысят эффективность вашего чтения – а значит, сэкономят вам время для более приятных и интересных вещей. В том числе и для общения с друзьями, которые вам помогали!

Новости

Первая сегодняшняя новость - как раз про скорочтение. Теперь быстрому и эффективному чтению у нас можно обучиться за полцены! Смотрите подробности здесь - и приходите!

Вторая новость адресована тем, кому близок тренинговый формат. Именно в этом формате будут проходить занятия по нашей новой программе "Суперпамять ТМ". Индивидуальное сопровождение, дополнительные упражнения - обо всех плюсах нового варианта занятий читайте здесь.

Ну и наконец деловая переписка - очередная сессия обучения эффективному письму началась  нас 15.06, и к ней еще можно присоединиться.

А в конце - самая летняя новость. Собираетесь в отпуск, планируете взять с собой камеру, чтобы запечатлеть незабываемые виды? Тогда обязательно приходите к нам на мастер-класс по фотографии "Пейзаж: город, ночь, природа". Скучно точно не будет!


В избранное