Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Знать, понимать, уметь

  Все выпуски  

Знать, понимать, уметь. Семь правил стрит-фотографа


Самое интересное для человека – другой человек. Каждый, кто успел попутешествовать, хоть раз да задумывался о том, что новые места запоминаются нам не только архитектурными памятниками и достопримечательностями, но и тем, как там живут и ведут себя люди, что происходит на улицах, какая жизнь бурлит вокруг.

Именно это бурление, эту жизнь хочется показать тем, кто не был с вами в поездке – но зачастую она остается за бортом туристической фотографии. В кадр попадают только здания, парки, пейзажи – ведь именно это обычно снимают туристы. Однако, существует и другой жанр – жанр уличной фотографии, так называемый жанр стрит-фото.

Смысл стрит-фото в том, чтобы схватить живую сценку, необычный или выразительный взгляд на улице, подметить что-то характерное в поведении людей на улице. Стрит-фотографии не бывают постановочными, люди в кадре не позируют, выстроившись на привлекательном фоне, а просто живут. Стрит-фотография спонтанна – но это, конечно же, не отменяет необходимости продумывать композицию снимка, свет, цвет и так далее.

С какого же боку подступиться к этому жанру? Как получить качественные снимки на улице? Предлагаем семь несложных правил.

Правило №1. Начинайте с “цифры”. Конечно, и сегодня среди фотографов есть убежденные сторонники пленки. Но цифровое фото как минимум дешевле – а цифровая фотография требует большого количества снимков. Древний собор или памятник спокойно подождут, пока вы выберете нужный ракурс, а вот люди на улицах не будут ждать, поэтому «щелкать» придется много, очередями. Причем даже у мастеров большая часть «нащелканного» уходит в отсев.

К тому же цифровое фото позволяет легче исправлять дефекты при обработке снимков – а в уличной фотографии это важно. Стрит-фотограф не всегда снимает в оптимальных условиях. События происходят когда происходят, и никто не станет повторять для вас сцену при более выгодном освещении. Стараясь схватить момент, новичок не всегда правильно выбирает экспозицию, и снимок может получиться слишком темным или слишком светлым – а цифра дает возможность хотя бы отчасти это скорректировать.

Правило №2. Не снимайте зеркальной камерой. Cтрит-фотограф – это фотограф-любитель, отыскивающий в повседневной жизни интересные сюжеты. Эта фотография очень трудно и не всегда продается на фотостоках. Поэтому приобретать комплекты профессиональной или полупрофессиональной техники не нужно – особенно в начале. Не стоит забывать и о том, что вам придется много ходить, перенося всю аппаратуру на себе – и далеко не всегда у вас будет время на то, чтобы неспеша распаковать камеру, поставить нужный объектив и т.п. Поэтому стоит выбирать нетяжелые и достаточно универсальные модели – например компактные камеры Leica серии D-LUX и X1, Оlympus серии Pen. 

Правило №3. Не вызывайте страха.  Люди в большинстве своем не хотят, чтобы их фотографировали. Будьте готовы к тому, что на улицах вам в основном будут встречаться представители двух категорий: те, которые запрещают себя снимать, и те, которые боятся сниматься. Поставьте себя на их место – скорее всего, вы и сами не захотели бы попасть в кадр: мало ли зачем вас снимают – да и вообще вы сегодня выглядите не очень… Лучший способ решить проблему – стать частью пейзажа. Попробуйте снимать там, где часто снимают туристы. В таком месте турист с камерой не привлекает внимания, он привычен. Постарайтесь и выглядеть как улыбчивый турист, а не как озабоченный профессионал.  

Правило №4. Подвижное в подвижном. Фотограф очень хорошо должен чувствовать ритм движения. Нельзя суетиться или отставать. Всегда нужно стараться мимикрировать в то общество, в котором находится фотограф в момент съемки. При отработке точки лучше сделать круг по кварталу и вернуться, но не стоять на месте. Оставаться неподвижным можно не более 10-15 секунд.

 Правило №5. Хороший фотограф – немой фотограф. Cтрит-фотограф, выходящий на улицы, всегда помнит, что самое важное – это снимок. Разговоры с окружающими Вас людьми лучше не начинать. Иногда даже полезно “поиграть” в иностранца, не говорящего на местном языке – с такого обычно и спрос меньше. Беседы часто заканчиваются неприятными обстоятельствами.

Правило №6. Cнял – уходи. Помните, что терпению даже самых благодушных людей приходит конец. Если вы один раз «щелкнете» рыночного торговца на фоне горы фруктов, он скорее всего не обидится, но если попытаетесь устроить часовую сессию, вряд ли это ему понравится. Если нужно повторить кадр, лучше «прогуляйтесь» по округе а потом вернитесь еще раз.

Всегда чувствуйте, когда к Вам хотят подойти. Выбирайте людей в сюжетах неагрессивных, растворяйтесь в толпе и не привлекайте дополнительного внимания. По возможности делайте вид, что снимаете "вон ту церковь на заднем плане", а вовсе не людей перед ней. Если возникает сложная ситуация для выполнения снимка, фиксируйте сюжет “вслепую с пупа”. Если люди просят их сфотографировать, сделайте смешной снимок и уходите.

Правило №7. Уважайте закон и будьте деликатны. Фотограф должен знать закон и всегда думать о собственной безопасности. Природа фотографии документальна. Документ передает информацию. Cбор и передача информации регламентируется законодательством тех стран, где Вы выполняете съемку.

К фотографу-любителю закон лоялен, и в большинстве стран для съемки на улицк не нужно никаких специальных разрешений. Но хозяева объектов, которые попадут к вам в кадр, не всегда могут быть согласны с буквой закона. К тому же и правоохранительные органы могут заподозрить в вас пособника террористов. Так что лучше воздержитесь от съемки мостов, вокзалов, аэропортов или строек.

Сложности могут возникнуть и при съемке чего-то неприглядного с точки зрения местных жителей - обшарпанных спальных районов, заброшенных строек, пустырей, выселенных домов, свалок.  Люди могут решить, что вы выискиваете их недостатки, хотите высмеять их, осудить.

Меньше всего вопросов возникает при съемке массовых гуляний, государственных и семейных праздников, парков отдыха. Там снимают многие, это выглядит естественно -  а значит, не создает ненужного напряжения.

Ну и еще один совет: вспомните, что фотография это отличное хобби, особенно в том возрасте, когда все вокруг интересно и так хочется узнавать мир – в юности! Приобщайте к фотоискусству ваших детей! Пусть приходят учиться к нам! Наш фотокурс для школьников «Фотокомпозиция и цифровая фотокамера» поможет им научиться использовать все возможности своей фотокамеры, изучить законы композиции и основные фотографические приемы – и возможно навсегда «заболеть» страстью к фотографии.


В избранное