Обучение русскому языку

  Все выпуски  

Обучение русскому языку Два вопроса о метапредметности от учителя


Центр дистанционного образования "Эйдос"

Центр дистанционного образования "Эйдос"
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
курсы, проекты, олимпиады

EIDOS-DIST-EDU # 805
6 декабря 2018 года

www.eidos.ru

Семинар Метапредметный подход

Два вопроса о метапредметности от учителя английского языка:

1. В чём отличие метапредметного содержания от предметного?

2. Чем метапредметное отличается от межпредметного?

Андрей Викторович, здравствуйте! Вот что непонятно, можете ли Вы ответить мне.

Без всякого метапредметного подхода у меня на занятиях иностранного языка всегда были 4 основные вида деятельности - чтение, говорение, письмо, аудирование. Соответственно, в каждом блоке были основные понятия - буквы, правила чтения, звуки и пр.

В чём главное отличие метапредметного подхода в этом случае? В чём отличие метапредметного содержания от того, что у меня всегда было? Просто появилось новое название ФОО? Уроки по чтению у меня всегда были, зачем мне метапредметный урок чтение?

--
А.В. Хуторской: Уважаемая коллега!

Метапредметность - то, что лежит в основе предметов.

Структурно метапредметность выражается:

1) в ключевом содержании - у нас это фундаментальные образовательные объекты (ФОО). Во ФГОСах они этого ещё не сделали, фундаментального ядра не выделили.

2) в метапредметных (базовых) видах деятельности. Во ФГОСах декларируются метапредметные деятельности, но на самом деле это не метапредметные, а общеучебные виды деятельности. В педагогике они так назывались со времён 1980-х гг. (исследования Н.А. Лошкарёвой и др.). Поскольку нынешнюю версию стандартов разрабатывали психологи, они педагогическую терминологию заменили на свою, и метапредметными назвали те деятельности, которые в педагогике всегда назывались общеучебными. Наша научная школа идёт на компромисс со ФГОСами и частично принимает их подход, мы считаем его просто неполным, потому что не выделено метапредметное содержание образования.

Теперь о связи предметного и метапредметного.

Когда учитель английского языка изучает с учениками английские (латинские) буквы, он частично изучает метапредметную основу всех букв вообще. А также - специфику букв английского алфавита. Соответственно, образовательные результаты учеников делятся на предметные (специфика букв английских) и метапредметные (общие свойства букв). Эти два типа получаемых результатов различаются с помощью специальных заданий для учеников.

Кроме того, ученик на уроках английского осуществляет чтение, говорение, письмо, аудирование. Здесь также есть предметная и метапредметная составляющие. Например, чтение метапредметное характеризуется скоростью, внятностью, осознанностью. А чтение предметное - спецификой английского языка - ударениями, окончаниями, тем, что пишется одно, а читается другое.

Таким образом, отличие метапредметного подхода от обычного предметного в том, что в обучении выделяются метапредметные объекты, метапредметные деятельности и метапредметные результаты. Раньше же, традиционно выделялись и оценивались только предметные результаты. 

==

 

 



БЛИЖАЙШИЕ ПЛАНЫ 

4-10 декабря Дистанционное заседание Учёного совета для соискателей. Тема «Диагностика образовательных результатов»

4-13 декабря - XXIII Дистанционная ученическая конференция

6-10 декабря – Олимпиада ИНФОРМАТИКА 

10-16 декабря – Курс в Москве для педагогов "Современный урок в условиях ФГОС".

17-23 декабря – Курс в Москве для педагогов "Методика развития одарённости учащихся в обучении".

13-19 декабря – Олимпиада ГЕОГРАФИЯ

24-26 декабря 2018 – Новогодняя олимпиада для школьников в Москве  

2019 ГОД

23-25 января 2019. Москва. Научно-педагогическая конференция «Исследовательская и проектная деятельность учащихся: обеспечение и оценка результатов».

24-26 января 2019, Санкт-Петербург - Семинар для педагогов «Индивидуальная образовательная траектория обучения на уроках в условиях ФГОС»  

29 января - 2 февраля 2019 – Олимпиада АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

5-11 февраля 2019 г. Дистанционное заседание Учёного совета для соискателей.  Тема «Автореферат диссертации». 

27-29 марта 2019. Москва. Научно-педагогическая конференция «Технологии воспитания и обучения в эпоху цифровой экономики». 

27-29 марта 2019, Санкт-Петербург. Научно-практический семинар «Проектная деятельность школьников: оценка образовательныхрезультатов». Включает: Мастер-класс д.п.н. А.В.Хуторского «Технология оценки проектных работ учащихся». 

28-30 марта 2019 – Санкт-Петербург. IX Научно-практическая конференция для школьников «Эйдос»

 

Скачайте полное расписание на 2018-2019 уч. год (pdf). Внесите в свои планы нужные курсы, конференции, олимпиады, конкурсы. 

 

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998-2018
Посетите наш сайт: http://www.eidos.ru

Пишите нам по e-mail: list@eidos.ru

В избранное