Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

e-Learning World: дистанционное и электронное обучение #1'2006


Информационный Канал Subscribe.Ru

e-Learning World:
Электронное и дистанционное обучение
выпуск первый (12)/ 27 января 2006 года
e-Learning World
www.elw.ru
info@elw.ru
(095) 442-7777 (доб.231)

Внимание! Не пропустите!

Сообщество профессионалов в электронном обучении приглашает Вас принять
участие в онлайн-дискусии на тему "Ежедневное обучение". Предлагаем Вам
познакомиться с новым подходом в обучении и оставить свое мнение. Сделать это Вы можете
на блоге eL-клуба по адресу http://el-club.blogspot.com/2006/01/blog-post.html

Интерактивный разговор eL -клуба (перевод сообщения Элиота Мейзи от 13.01.06 на Learning TRENDS http://trends.masie.com/)

"Большая часть обучения происходит спонтанно. Иногда слишком спонтанно. Работник может посетить класс раз в году, пройти электронный модуль раз в несколько недель, но вещи меняются каждый день!
Как насчет подхода под названием “ Ежедневное обучение”?

Я не имею в виду неформальное обучение или самообучение, каждое из которых очень важно. В этот раз я предлагаю создать структурированную модель ежедневных активностей по обучению. Вот несколько примеров :

* Полицейский садится в служебный автомобиль, оборудованный новым беспроводным компьютером. Как элемент подготовки к выезду на дежурство, он должен просмотреть короткий обучающий модуль перед тем, как покинуть парковку.

* Стюардессы и стюарды собираются на брифинг перед началом полета. Они участвуют в коротком ежедневном уроке, основанном на взаимном обучении на собственных примерах участников.

* Представители службы сервиса отвечают на вопросы ежедневного сценария, в котором предлагается разобрать 2 сложных инцидента предыдущего дня. Их ответы сохраняются на общем ресурсе. Каждый день этот сценарий становится предметом обсуждения в контакт-центре.

* Программа развития лидеров разбита на 200 модулей, каждый из которых успешные кандидаты проходят ежедневно. Каждый должен ответить на вопрос кейса и поделиться своими идеями с коллегами.

* Коммерческий представитель создает ежедневно 1 модуль по информации одного звонка клиенту. Затем такие модули отсылаются другим представителям по всей стране.

Давайте возьмем под сомнение наши представления о времени обучения. Что если мы будем за какие-то считанные минуты создавать учебные модули или задания, которые построены на примерах из нашей ежедневной работы?

Какие у Вас будут ЗА и ПРОТИВ относительно модели «Ежедневого обучения»? Давайте обсудим это."

Присоединяйтесь к обсуждению по адресу http://el-club.blogspot.com/2006/01/blog-post.html ! Нам действительно важно, что Вы думаете по этому поводу.

Ольга Балабанова ,
руководитель отдела разработки корпоративных проектов
компании "Новый Диск"

Любовь Шашенкова ,
менеджер проектов электронного обучения компании "Новый Диск"

 

Индивидуальность разработки курсов,

или то, о чем обычно забывают…

Множество различных статей посвящено разработке электронных курсов. Во всех затрагивались такие аспекты, как проектирование курсов, планирование процесса разработки, выбор инструментария. Но, как и в данных материалах, так и на практике, разработчики нередко забывают об эргономике продуктов, их индивидуальности и ориентированности на уровень компьютерной грамотности целевой аудитории.

Специалисты по разработке курсов лепят их как пирожки, каждый из которых похож на предыдущий вплоть до текста. Эта погоня за наполнением библиотек приводит к тому, что пользователи постоянно ловят себя на ощущении «дежавю».

Цель данного материала – не сравнивать какие-либо конкретные курсы, а лишь рассказать о некоторых отрицательных тенденциях, существующих сегодня в разработке курсов, а также показать, как их можно избежать. Статья написана в надежде, что специалисты по разработке курсов примут некоторые рекомендации во внимание и общее качество курсов на российском рынке повысится.

Эргономика продукта

Эргономичность электронных курсов предполагает комфорт и эффективность их использования и восприятия пользователем. Применение мультимедийных технологий при разработке курсов состоит в том числе и в широком использовании гипертекстовых переходов и разветвленной структуры контекстных вызовов. Но зачастую в курсах создается настолько сложная система переходов, что пользователь теряет всякое представление о своем местоположении в курсе. Чтобы избежать этого, можно при проектировании курса строить граф конечного автомата для анализа функционирования. Это позволит отследить все возможные коллизии взаимодействия пользователя с курсом и даже предупредить возникновение проблем.

При создании интерфейса курсов разработчики часто пытаются уйти от принятого пользовательского интерфейса MS Windows, упуская из виду привычку обучаемого именно к этой широко распространенной связи «знак – отклик». На самом деле не стоит изобретать ничего нового, это может поставить пользователя в тупик. Целесообразнее использовать принятые пиктограммы для стандартных функций интерфейса и распространенные варианты диалога в модальных окнах. Например, если принятыми эргономическими нормами рекомендуется в модальном окне сообщения об ошибке использовать только кнопку «ОК», то не стоит усложнять работу пользователя дополнительным введением кнопки «Отмена». В результате все равно будет выполнено одно и то же действие – закрытие окна сообщения.

Иногда дизайнеры настолько оригинально выполняют внешний вид модального окна с сообщениями (зачастую даже в виде выезжающих панелей), что становиться непонятно, что это окно сообщения и его следует закрыть для продолжения работы. Таких специфических решений, с нашей точки зрения, следует избегать при разработке курсов.

Индивидуальность продукта

В последнее время разработчики электронных курсов явно не стремятся сделать их индивидуальными, девиз «Каждый продукт – произведение искусства» давно забыт.

Ситуация складывается таким образом, что широкое использование систем управления контентом для разработки курсов в большинстве случаев приводит к сухому и типизированному представлению материала, хотя запоминание материала и способность к его вторичному воспроизведению у обучаемого во многом связана с графическими образами. Поэтому к банальному использованию иллюстраций и схем желательно добавить применение запоминающихся, можно с легким юмористическим оттенком рисунков, а схемы целесообразно поэтапно анимировать и синхронизировать с сопроводительным текстом или звуком.

Несмотря на ограниченность тематических клипартов, не рекомендуется и использовать в курсе одни и те же фотографии. Для пополнения галереи очень хорошо периодически проводить фотосессии.

Ориентация на уровень компьютерной грамотности целевой аудитории

При разработке курсов следует учитывать и уровень компьютерной грамотности целевой аудитории. Однотипные по функциональности курсы неоднозначно воспринимаются пользователями с разным уровнем компьютерной грамотности. Например, если курс создается не для сотрудников ИТ-компании, то он должен обладать следующими особенностями:

  • Преимущественно линейная структура .
  • «Неразвитый» интерфейс пользователя , поскольку реакция программы на случайные щелчки мыши только смутит обучаемого.
  • Четко обозначенные элементы управления . Рекомендуется не использовать блокировку кнопок, отображаемую понижением их яркости. В том случае, если в какой-то ситуации кнопка не должна работать, лучше просто убирать ее, сделать полностью невидимой.
  • Простые интерактивные упражнения . Лучше ограничиться простым выбором варианта ответа. Крайне не рекомендуется включать в курс упражнения, предполагающие ввод ответа с клавиатуры или перемещение объектов при удерживании их мышью.
  • Обязательная демонстрация описания функциональных элементов перед началом работы с курсом.

Напротив, если пользователи «продвинуты» в компьютерных технологиях, то функциональность курса может быть более сложной: он может включать большее количество типов интерактивных упражнений от простого выбора варианта ответа до раскрашивания, расстановки маркеров и сборки паззлов. На самом деле, идеальным вариантом будет проведение play-тестов в различных аудиториях и учет их результатов при дальнейших разработках.

Учет вышеперечисленных аспектов при разработке курсов поможет не просто улучшить качество, но и повысить эффективность процесса обучения, так как успешное взаимодействие пользователя с курсом приводит к наилучшему усвоению материала.

 

  • Источник: журнал "e-Learning World", №2'2005

  •  

    Читайте в №6'2005 журнала "e-Learning World"

    e-Learning ТЕМА: "Российский рынок e-Learning"

     

    Электронный учебник для школы: основные характеристики, особенности и технологии

    Александр Козленко
    Автор предлагает новую форму подачи материала: интерактивная статья-схема (точнее, сценарий такой интерактивной статьи, который может быть реализован). Материал состоит из серии схем (диаграмм, рисунков и т.д.) и в наглядном структурированном виде освещает главные проблемы в сфере электронных учебников для школы.

     

    Основные направления государственного регулирования в сфере высшего образования за рубежом

    Василий Беляков
    Влияние государства на систему высшего образования в целом и высшие учебные заведения до сих пор остается существенным. В области высшего образования государство призвано, с одной стороны, предоставлять вузам максимум возможностей для реализации своего внутреннего образовательного, научного и культурного потенциала, с другой стороны, поддерживать единое направление развития образования. Статья представляет собой серьезный обзор последних тенденций и мирового опыта.

     

    Как это было, или e-Learning в 2005 году

    Елена Тихомирова
    В конце 2004 г. мы оглядывались назад и выясняли, насколько же сбылись предсказания экспертов в области e-Learning, а потом пробовали себя в роли Нострадамуса и пытались предсказать будущее (хотя всего только на один год). В конце 2005 г. хотелось бы проделать почти то же самое: посмотреть на основные тенденции и предположить, какие из них мы снова будем наблюдать в будущем году.

     

    Методика оценки возврата инвестиций и субъективная оценка эффективности тренингов

    Антон Рягузов
    Методика калькуляции возврата инвестиций в тренинги необходима не только компаниям, пользующимся услугами тренинговых агентств, но и самим тренерам. Результаты оценки помогут им проанализировать эффективность проделанной работы. Помимо этого, их можно использовать в процессе совершенствования содержания дальнейших тренингов.

     

    Дистанционно или в классе: где лежит золотая середина?

    Д.Оверченко
    О том, какие факторы нужно учитывать при выборе методики обучения персонала в компании, какие типы технологий e-Learning сегодня представлены на рынке и как ими можно эффективно воспользоваться, вы узнаете из данного материала.

     

    Год эксплуатации СДО в компании Mr.Doors: финансовые результаты

    Виктор Жуков
    В №2’2005 нашего журнала была опубликована статья «Mr.Doors открывает двери в e-Learning» о внедрении в учебном центре известного производителя мебели компании Mr.Doors дистанционной системы корпоративного обучения Competentum.Instructor. Год эксплуатации СДО позволил подвести некоторые экономические результаты ее использования.

     

    Креативный e-Learning

    Елена Тихомирова
    На страницах журнала мы уже не раз рассказывали о молодом, но очень перспективном Центре проектирования контента (ЦПК) МЭСИ. Сегодня об успехах и проблемах в его работе мы побеседуем с начальником ЦПК Еленой Тихомировой.

     

    Полезные книги

    Елена Тихомирова, Виктор Бовт, Светлана Корнилова
    В этом номере мы немного отступили от сложившейся традиции – подборки книг под определенную тематику. На этот раз мы поговорим о 4-х изданиях, которые, на наш взгляд, очень интересны, но по разным причинам не вошли в обзоры предыдущих месяцев. Здесь представлены не новинки, а книги, которые будут наиболее полезны для продвижения, внедрения и развития современных технологий в обучении.

    Подписаться на новый номер журнала "e-Learning World" можно здесь
    Подписной индекс в каталогах "Роспечать" - 83222. Подписной индекс в объединенном каталоге "Пресса России" - 87905.


    e-Learning World
    www.elw.ru
    info@elw.ru
    (095) 442-7777 (доб.231)

    По вопросам размещения статей и рекламы обращайтесь: adv@elw.ru

     


    Subscribe.Ru
    Поддержка подписчиков
    Другие рассылки этой тематики
    Другие рассылки этого автора
    Подписан адрес:
    Код этой рассылки: job.education.elwinfo
    Архив рассылки
    Отписаться Вебом Почтой
    Вспомнить пароль

    В избранное