Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Анонсы статей по управлению персоналом, руководству и ...." на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Февраль 2006 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
18
|
19
|
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
Статистика
0 за неделю
e-Learning World: дистанционное и электронное обучение #2'2006
e-Learning World: Электронное и дистанционное обучение выпуск второй (13)/ 17 февраля 2006 года | e-Learning
World www.elw.ru info@elw.ru (095) 442-7777 (доб.231) |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ирина Павлековская Communities of Practice – что это такое и зачем это нужно компаниям? Если бы данная статья содержала в названии фразу «профессиональные сообщества», то часть читателей решила, что речь пойдет о профсоюзах или их модифицированном варианте. А если бы был использован термин «коммьюнити» (с точки зрения автора это и стоило бы сделать), то такое название стало бы понятным только для читателей, интересующихся Интернет как средством поиска и общения с друзьями и единомышленниками на просторах всей нашей необъятной Родине или даже планеты. Речь здесь пойдет о таком способе обмена знаний, как тематическое общение в группе людей (сообществе) с использованием различных средств коммуникаций. «Профессиональное сообщество... Это что-то вроде профсоюза?». Такой вопрос задавали автору данной статьи знакомые, не сталкивавшиеся ранее с понятием Communities of Practice. Можно предположить, что и у некоторых из читателей может возникнуть ассоциация с профсоюзом. Автору не раз приходилось объяснять своим знакомым, что Профессиональное Сообщество (для краткости, ПрофСообщество) – это не профсоюз, а «коммьюнити». Но тогда что такое «коммьюнити»? Наверное, для разговора о таком явлении, как обмен и распространение знаний через Communities of Practice удобнее было бы использовать англицизм «коммьюнити», но дабы не вступать в полемику с ревнителями чистоты русского языка, переведем термин Communities of Practice как «Профессиональное Сообщество». Авторство термина Communities of Practice ( CoP) признают за Этьеном Венгером ( Etienne Wenger), который в 1991 году определил Community of Practice как « группу людей, которые разделяют тему интереса/проблемы или увлечение чем-то и которые углубляют свои знания и опыт в этой области через взаимодействия на постоянной основе»». Венгер высказал идею, что подобные сообщества существуют везде и всегда (в явном или неявном виде). Каждый человек, даже не осознавая этого, является участником нескольких сообществ. Впоследствии другие ученые и практики в области управления знаниями в корпорациях развили это определение. Так, например, Эрик Лессер и Джон Сторк ( Eric L . Lesser и John Stork ) из IBM выдвинули описали ПрофСообщество как «группу, члены которой регулярно заняты в обмене знаниями и обучении, основанном на общем интересе». Диана Форестел ( Diane Forestell ) ссылается на Уильяма Беннета ( William Bennett ), который выдвинул схожее определение, но добавил, что ПрофСообщество является «самоорганизующейся группой». Приведенные определения не ограничивают термин «Профессиональное Сообщество» только профессиональным (рабочим или трудовым) окружением. Также эти авторы не ограничивают ПрофСообщества одной организацией. В то же время Фред Николс ( Fred Nickols ) выдвигает более узкое определение, связывая ПрофСообщество с организационным контекстом и настаивая: ПрофСообщества – «это группы людей в компании (организации), которые формируются с целью обмена того, что они знают; обучения друг у друга различным аспектам и тонкостям профессиональной деятельности; обеспечения социального взаимодействия в процессе этой деятельности». Одновременно с этим Николс разделяет ПрофСообщества на два класса: самоорганизующиеся и организуемые извне. Несмотря на некоторое разнообразие в трактовке понятия, во всех упомянутых определениях наличествуют три признака ПрофСообщества, а именно: 1. Это неформальная группа людей (т.е. группа, не связанная официальными или организационными обязательствами); 2. Существует некая объединяющая тема или область интересов; 3. Цель существования сообщества состоит в обмене, углублении и изучении знаний и опыта, а также в создании новых знаний. В тоже время следует отметить, что Community of Practice не единственный термин, которым именуют означенную неформальную группу людей, объединенных общей профессиональной темой или интересом и поддерживающих общение для углубления или передачи собственных знаний. В зарубежной литературе можно встретить такие термины как « сообщества по интересам» ( Communities of Interest ), «онлайн-сообщества» ( Online Communities ), «виртуальные сообщества» ( Virtual Communities ), «сети знаний» ( Knowledge Networks ), «глобальные сети» ( Global Networks ) и т.п. Общим в этих названиях является либо слово «сообщество» ( community), либо слово «сеть» (под «сетью» в данном случае понимаются не некоторые технические устройства, объединенные каналами связи, а так называемые «социальные» сети, т.е. группы людей, взаимодействующих друг с другом через общение). Иногда для удобства Community of Practice называют просто community (сообщество). В российской интернет-среде понятие «сообщество» уже прижилось. Так, например, организаторы портала e- Xecutive. ru позиционируют свой проект как онлайн-сообщество менеджеров-профессионалов. Среди участников популярного портала Живой Журнал ( LiveJournal) помимо обычных онлайн-дневников есть и сообщества (когда записи может добавлять не только автор «дневника», но и все присоединившиеся к сообществу пользователи). Справедливости ради отметим, что в обычном «дневнике» все желающие тоже могут оставлять свои записи, но только в виде комментариев, а не исходных сообщений, отображаемых на основной странице «дневника». Чтобы узнать о том, какие именно сообщества уже функционируют на портале LiveJournal, читатель может зайти на сайт www. livejournal. com и в разделе поиска по интересам ввести ключевое слово. Еще одним примером существования сообщества в сети Интернет служат дискуссионные листы рассылок по электронной почте (например, в сервисе информационного канала Subscribe. ru). Итак, в общем случае сообщество – это группа единомышленников (или просто интересующихся), у которых есть некий общий интерес или тема, а также желание общаться с целью обмена опытом, знаниями и просто идеями, а также изучения опыта и знаний более продвинутых коллег. Как происходит общение, т.е. сам процесс обмена знаниями в сообществе? Зависит от типа сообщества и средств коммуникации, используемых его участниками. Чаще всего сообщества функционируют в так называемом режиме «вопрос-ответ»: когда один из членов сообщества столкнулся с некоторой проблемой, он задает вопрос с описанием проблемы всем членам сообщества; те, кому есть что ответить на поставленный вопрос, высказывают свои мнения, также доступные всем членам сообщества; затем другие члены сообщества могут задать дополнительные вопросы или высказать свои комментарии (как к исходному вопросу, так и к любому из ответов на него). В итоге образуется дискуссия, в процессе которой все желающие могут высказать свое мнение. Но не обязательно поводом для такой дискуссии должен служить вопрос или какая-то проблема. Возможна ситуация, когда кто-то из членов сообщества решает поделиться интересным опытом или возникшей идеей, и тогда сообщение об этом доводится до всех членов сообщества с призывом высказать свои комментарии и замечания. В процессе обмена идеями и советами участники сообщества вдохновляются на создание и обмен новыми идеями (также возможно апробирование этих идей на практике). Таким образом можно говорить о коллективном создании новых знаний в сообществе. Проекты e- Xecutive. ru, LiveJournal и Subscribe – это сообщества, объединяющие людей либо на основе некоторого интереса (хобби), либо сообщества, объединяющие профессионалов из различных компаний. Возникает вопрос: а какое приложение имеет такая модель сообщества применительно к бизнесу отдельно взятой компании? Оказывается, имеет, и особенно для многонациональных компаний и фирм, имеющих территориально удаленные офисы и филиалы. Николс, подчеркивая свойство неофициальности ПрофСообществ, сравнил их с другими группами сотрудников, существующих в компании (см. Таблицу №1).
Таблица №1. Сравнение ПрофСообществ и других групп в компании (по Николсу)
ПрофСообщество как социальное явление, в общем-то, не ново. Неформальные группы общающихся и помогающих друг другу сотрудников существовали в компаниях и организациях еще до того, как были распознаны и официально признаны руководством этих организаций. Многонациональные компании поняли и оценили важность обмена знаниями и сами сообщества в начале 1990-х гг. ХХ в. С тех пор эти компании начали поддерживать и осознанно «взращивать» ПрофСообщества. Консультант в области управления знаниями Ричард МакДермот ( Richard McDermott ) обращает внимание, что «компании осознали, насколько эффективны подобные стихийные сообщества в процессе распространения знаний внутри организации; поэтому они [компании] начали осознанно поощрять и развивать сообщества по тематикам, важным для бизнеса компании». Сегодня примеры внедрения ПрофСообществ для распространения профессиональных знаний могут быть найдены в ряде многонациональных компаний (см. Таблицу № 2 ).
Таблица №2. Примеры ПрофСообществ в многонациональных компаниях
Если де-факто сообщества существуют давно, то признание их как инструмента управления знаниями совпало с периодом бурного развития средств коммуникации и, в частности, технологий одновременного общения нескольких людей, территориально удаленных друг от друга. Возможны различные критерии классификации ПрофСообществ: например, географический фактор (какие страны/территории охватывает сообщество), размеры сообщества (количество участников), степень открытости сообщества (насколько легко новым участникам вступить в сообщество), необходимость регистрации членства в сообществе (обязательное добавление сведений о новом члене сообщества в список участников) и т.д. Но это организационные характеристики, которые в определенной мере зависят от технических средств коммуникации, используемых в сообществе. В настоящее время выбор средств коммуникации объясняется организационными характеристиками конкретного сообщества. Поскольку ПрофСообщества базируются на сотрудничестве и общении между участниками, то можно говорить о существовании ряда возможных способов и средств, которые обеспечивают процесс коммуникации, т.е. самого общения. Эти средства можно условно разделить на две группы, одна из которых состоит из общераспространенных средств коммуникации, а другая – из специализированных технологий, которые создаются или адаптируются специально для содействия ПрофСообществам. В Таблице №3 приведены примеры технологий коммуникации для обеих групп средств общения.
Таблица №3. Средства коммуникации в ПрофСообществах
В настоящее время ПрофСообщество, объединяющее территориально удаленных участников, подразумевает использование электронных средств коммуникаций. Особые характеристики ПрофСообщества в многонациональной компании исследованы и описаны в работе, изучающей опыт IBM по созданию и эволюции ПрофСообществ (Gongla & Rizzuto ): - ПрофСообщества не имеют территориальных границ, т.е. объединяют практиков по всему миру и обеспечивают своеобразный «дух» сообщества; - ПрофСообщества ответственны за определенную область знаний (эта ответственность включает в себя обеспечение возможностей для обмена знаниями среди всех членов сообщества); - ПрофСообщества используют общие для всей компании программные средства коммуникации в режиме «онлайн»; - ПрофСообщества спонсируются бизнес-подразделениями компании и охватывают те предметные области, которые считаются приоритетными с позиции управления знаниями; - ПрофСообщества не являются ни элементами организационной структуры компании, ни четко определенными замкнутыми командами. Как устроены ПрофСообщества и насколько они неформальны Неформальность (или неофициальность) в ПрофСообществах означает, что участие в деятельности сообщества добровольное, т.е. сотрудник компании сам решает, к какому сообществу (или сообществам) ему стоит присоединиться и стоит ли вообще в этом участвовать. За сотрудником же остается и право формулировать вопрос или ответ, адресуемые остальным членам сообщества. У руководства компании при этом есть соблазн административно заставить сотрудников участвовать в работе сообщества или применить косвенные меры принуждения (например, методы премирования и/или наказания). Но исследования и опыт таких компаний, как Shell EP и Siemens, показывает, что подобные «акции» со стороны руководства зачастую приводят к негативным последствиям для сообщества: сотрудники начинают саботировать участие, ссылаясь на занятость и отсутствие времени для поддержания дискуссий в сообществах; качество знаний и информации, поступающих в сообщество, резко падает из-за падения интереса к сообществу. Последнее приводит к тому, что некорректный совет или ответ на вопрос «новичка» выливается в неблагоприятные для компании результаты (ошибки на производстве, потеря клиентов и т.д.), выражающиеся уже в прямых материальных потерях. Как же в этом случае руководство может воздействовать на процессы обмена знаниями через ПрофСообщества? Прежде всего, путем распознавания и открытого признания конкретных сообществ внутри компании, а также оказания этим сообществам технической и технологической поддержки. Под технической поддержкой подразумевается выделение технических и программных средств для осуществления коммуникаций (взаимодействия) сотрудников. Эти средства коммуникации должны быть доступны всем сотрудникам, заинтересованным в теме сообщества. Под технологической поддержкой понимается организационно-методическая помощь сообществу. В любой социальной группе есть лидеры и активисты, вокруг которых и объединяется вся группа. Задача руководства компании – выявить таких сотрудников и помочь им. Для того, чтобы организовывать и поддерживать функционирование сообщества, необходимы не только технические ресурсы, но и временные. Т.е. руководство должно выделить отрезок рабочего времени, которое сотрудники могут посвятить сообществу. Так или иначе, но поднимается вопрос о структуре сообщества. Некоторые читатели могут возразить, что ПрофСообщество перестает быть неформальным. Это так, но свойство неформальности теперь заключается в добровольности участия в работе сообщества для рядовых членов. Современные многонациональные компании в своей практике создания и поддержания функционирования ПрофСообществ используют организационную модель сообщества, предложенную Ричардом МакДермотом компании Shell EP. Эта модель подразумевает выделение в структуре сообщества следующих ролей участников сообщества:
Чем ПрофСообщества полезны компании? Любая коммерческая компания преследует свои бизнес-цели, которые можно в общем описать как получение прибыли или ее увеличение. Чтобы увеличить прибыль, руководство компании должно решить две принципиальные задачи: освоение новых рынков сбыта (и/или новых рынков продукции) и сокращение издержек. ПрофСообщества как инструмент обмена знаниями и опытом среди сотрудников компании помогают в определенной мере решить эти задачи. Достигается это, в первую очередь, за счет сокращения времени, которое молодые специалисты и сотрудники, особенно недавно пришедшие в компанию, тратят на поиск информации и подготовку решений, а также за счет снижения количества ошибок и применения более эффективных методов решений. Ведь участники сообществ делятся опытом как ошибок, так и обнаруженных методов решений ( best practices, так называемые «лучшие методы решения»). С точки зрения достижения бизнес-целей компании создание и функционирование ПрофСообществ как инструмента обмена знаниями решает такие задачи как:
Ценность деятельности ПрофСообществ для компании может выражаться как в прямых денежных, так и в нематериальных (неосязаемых) выгодах. Среди первых можно назвать экономию рабочего времени сотрудников и экономию материальных ресурсов в результате использования более эффективных решений (например, снижение издержек на выпуск продукции, снижение затрат в результате оперативного решения проблемы и т.п.). Среди нематериальных выгод можно выделить улучшение качества продукции и услуг, повышение мотивации сотрудников к поиску эффективных решений, приобретение сотрудниками новых знаний и навыков (обучение), поддержание корпоративной культуры обмена знаниями, осознание сотрудниками своей принадлежности к многонациональной компании. Современные ПрофСообщества ─ это e- Learning Современные ПрофСообщества объединяют людей со всей планеты с помощью электронных средств коммуникации. Коммуникации эти преследуют цель поделиться знаниями и/или получить новые знания. Таким образом, нынешние сообщества являются одним из направлений электронного обучения ( e- Learning). Вот только порой участники ПрофСообществ не осознают этого. Дело в том, что, общаясь в рамках сообщества, люди не всегда ставят перед собой конкретную цель изучить что-то. Как правило, они стремятся найти быстрое и эффективное решение проблемы, используя опыт экспертов и просто тех, кто сталкивался с подобной проблемой раньше. Но постоянное общение в ПрофСообществе позволяет его участникам так или иначе узнавать о новых веяниях в предметной области, возможных проблемах и способах решения. Таким образом, участник сообщества приобретает новые знания, которые он может применить в своей практической деятельности. А это и есть обучение. Исследование, проведенное в компании Shell EP среди сотрудников-координаторов сообществ и собственных менеджеров знаний, показало, что даже не все координаторы сообществ воспринимают SIGN (общее название всех ПрофСообществ компании Shell EP) как средство или метод обучения. И это несмотря на то, что общее курирование всех ПрофСообществ в Shell EP осуществляется подразделением департамента, ответственного за обучение персонала. Одним из выводов указанного исследования стала рекомендация руководству департамента, курирующего ПрофСообщества, о необходимости просветительской работы среди участников сообществ (координаторов и рядовых участников) об использовании обучающих возможностей SIGN. Также был поднят вопрос об интеграции ПрофСообществ в систему традиционного обучения компании ( Shell EP обладает собственным учебным центром). Эта интеграция возможна как в виде создания и внедрения курса, обучающего принципам функционирования сообществ, так и использования SIGN в роли дополнения уже существующих курсов в качестве инструмента подготовки и поиска решений или дополнительного источника учебных материалов. Говоря об интеграции понятий ПрофСообщество и e- Learning, получает свое развитие идея о деятельности ПрофСообществ как модели неформального ( informal) обучения, а также обучения прямо на рабочем месте ( work- place learning) без «отрыва от производства». А постоянное участие в работе сообщества есть не что иное, как пример обучения в течение всей жизни ( long- life learning). Так является ли ПрофСообщество, использующее электронные средства общения, моделью e- Learning? Ответ – да, и для компании это, пожалуй, один из эффективных способов объединения сотрудников в самообучающуюся систему. У читателя может возникнуть резонный вопрос: а как же заставить ПрофСообщество работать на благо компании? Как убедить сотрудников делиться опытом и знаниями? Какие факторы влияют на процессы обмена знаниями в рамках сообщества? Отчасти это тема психологов и социологов, изучающих поведение групп людей. Но мы обязательно затронем эти и другие концептуальные основы функционирования ПрофСообществ в компаниях в следующих номерах журнала.
Источники : Forestell, D. (n.d.). Communities of practice: Thinking and acting within the territory. Retrieved March, 10, 2004 from Canadian forces Leadership Institute web site http://www.cda-acd.forces.gc.ca/cfli/engraph/research/pdf/41.pdf Gongla, P., & Rizzuto, C. R. (2001). Evolving communities of practice: IBM Global Services experience. Knowledge Management, 40 (4). Retrieved March, 10, 2004 from http://www.research.ibm.com/journal/sj/404/gongla.html Lesser, E. L., & Storck, J. (2001). Communities of practice and organizational performance. Knowledge Management, 40(4) . Retrieved March, 10, 2004 from http://www.research.ibm.com/journal/sj/404/lesser.html. McDermott, R. (2002). Interview with Richard McDermott, McDermott Consulting. Online Community Report, 03/21/2002. Retrieved March, 10, 2004 from http://www.onlinecommunityreport.com/features/mcdermott. McDermott, R. (n.d.). Measuring community value. Presentation. Retrieved March, 10, 2004 from http://www.knowledgeboard.com/library/cop_workshop_presentation_by_richard_mcdermott.pdf. Nickols, F. (2003). Communities of practice: Definition, indicators & identifying characteristics . Retrieved March, 10, 2004 from http://home.att.net/~discon/KM/CoPCharacteristics.htm. Wenger E. (1998). Communities of practice: Learning, meaning, and identity. New York: Cambridge University Press.
Источник: журнал "e-Learning World", №5-6'2004 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Читайте в №6'2005 журнала "e-Learning World" | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Электронный учебник для школы: основные характеристики, особенности и технологии Александр Козленко | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные направления государственного регулирования в сфере высшего образования за рубежом Василий Беляков | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как это было, или e-Learning в 2005 году Елена Тихомирова | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методика оценки возврата инвестиций и субъективная оценка эффективности тренингов Антон Рягузов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дистанционно или в классе: где лежит золотая середина? Д.Оверченко
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Год эксплуатации СДО в компании Mr.Doors: финансовые результаты Виктор Жуков | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Креативный e-Learning Елена Тихомирова | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полезные книги Елена Тихомирова, Виктор Бовт, Светлана Корнилова |
Подписаться на новый номер журнала "e-Learning World"
можно здесь |
|
В избранное | ||