Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Анонсы статей по управлению персоналом, руководству и ...." на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
e-Learning World: дистанционное и электронное обучение #12'2008
Внимание! Не пропустите! Очень скоро Конференция «Корпоративный университет: как вырастить сотрудника мирового класса?» 10 июня 2008 год, Отель «Ренессанс» В России успешно работают десятки корпоративных университетов. Надо знать об этом больше! На конференции подтвердили свое выступление: * Наталья Журавлева, руководитель Билайн Университета, * Инна Гориславцева, первый вице-президент по корпоративному управлению, «ТрансТелеком», * Инна Куликова, директор дирекции по управлению персоналом и организационному развитию, «Международный аэропорт Шереметьево», * Владислава Друтько, директор департамента лидерства и личной эффективности компании Moscow Business School, * Евгений Доценко, тренер-консультант ГК «Институт Тренинга – АРБ Про», * Лидия Суворова, проректор НОУ «Корпоративный университет «Норильский Никель», * Оксана Назарова, и.о. Директора Департамента Корпоративный университет РУСАЛ.
Корпоративный Университет – это система регулярного развития персонала! Эффективное развитие и обучение сотрудников – залог успешного развития компании! Подробнее о мероприятии: http://events.b2bmedia.ru/calendar/calendars_63.html
Илья Государев, к.п.н., доцент кафедры информационных и коммуникационных технологий РГПУ им.А.И.Герцена (Санкт-Петербург)
Дистанционный мониторинг процесса обучения на основе Flex
Анализ процесса повсеместного – на всех уровнях и во всех регионах – внедрения дистанционных технологий в образовательную практику позволяет сформулировать ряд предварительных выводов с позиции не теоретика методических систем, не разработчика систем дистанционного обучения, а именно педагога-практика. Информационный бум конца 90-х гг. минувшего века в аспекте реализации дистанционного обучения вылился в основную мотивацию – перевести на электронные рельсы информационную (содержательную) сторону обучения. Иначе говоря, основной целью реализации «дистанционности» обучения было представить традиционный образовательный материал в виде, доступном для компьютерной обработки. Результатом стали сотни «электронных УМК», представлявших собой в большинстве случаев просто сайты (часто даже не размещаемые в Интернете) по различным учебным темам. Следующим этапом стало осмысление психолого-педагогических, эргономических характеристик этой продукции, разработка унифицированных моделей, педагогический дизайн. Пик этого процесса пришелся, по-видимому, на 2001-2002 гг. Стартовавшие масштабные проекты (РЕОИС и ИСО), направленные на развитие единой образовательной информационной среды и информатизацию системы образования, уже принесли ощутимые результаты. Это создание образовательных порталов и каталогов федерального уровня (edu.ru, edu.of.ru и др.), разработка методики использования ЦОР в инновационной педагогической деятельности, внедрение учебных модулей на базе модели открытых мультимедийных систем (ОМС). Однако опыт практического использования десятков новых продуктов, коллекций и каталогов показывает, что для разворачивания реально действующих систем дистанционного обучения «на местах» все эти результаты пока недостаточно пригодны. Причина прежде всего в том, что они решают фрагментарные задачи педагогического процесса, в целом обеспечивая лишь дистанционную поддержку. Предусмотренные средства контроля не позволяют организовать непрерывный контроль качества обучения. Между тем реализация конкретного дистанционного процесса обучения, – то есть такого, для которого определены целевая аудитория, цель, содержание, ожидаемые результаты, учебно-методические материалы, – требует детального проектирования не только процесса взаимодействия субъектов образовательной деятельности, но и прозрачного механизма контроля за ходом решения поставленных задач. Иначе говоря, дистанционное обучение должно сопровождаться открытым и четко организованным мониторингом. Открытость в данном случае понимается двояко: это открытость системы, ее способность к взаимодействию и саморазвитию во взаимодействии с другими системами, и публичность, доступность для внешнего наблюдения. Четкость организации означает наличие модели системы, описывающей ее функциональность и взаимосвязь компонентов. Мониторинг представляет собой специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза. Образовательный мониторинг представляет собой систему сбора, хранения, анализа и представления информации о качестве образовательного процесса в образовательном учреждении, а также систему накопления психолого–педагогического опыта. Так как понятие качества образовательного процесса неразрывно связано с поставленной целью и фактически достигнутыми результатами, то оценка качества не может не учитывать многоаспектность образовательных результатов. Обычно в традиционной форме мониторинг есть отслеживание данных об отметках или рейтингах, а также анализ соответствующих трендов. Однако следует осознавать, что учет только баллов, получаемых в ходе тестирования и проведения различного рода «срезовых» работ, не позволяет получить качественной оценки. Мониторинг чаще всего сводится к формализации, к количественной оценке. Между тем на сегодняшний день уже достаточно разработан инновационный инструмент оценки образовательных достижений – портфолио. Существует специальный термин «веб-портфолио», обозначающий специфическую форму реализации портфеля любого субъекта образовательного процесса. Веб-портфолио (веб-портфель) – это особая форма цифрового образовательного ресурса, веб-сайт, используемый для накопления, представления и анализа образовательной продукции.
Отметим три главные характеристики веб-портфелей:
1. Структурированность и гипермедийность; 2. Поддержка образовательных коммуникативных взаимодействий; 3. Поддержка мотивации на достижение более высоких результатов, саморазвитие.
В случае дистанционного обучения мониторинг не может не охватывать деятельностную, рефлективную, творческую составляющую образовательной продукции. То есть те результаты, которые участники образовательного процесса представляют в виде своих веб-портфелей. В данной статье автором предлагается первая версия модели дистанционного мониторинга, построенная на понятии «веб-портфеля». Она создана (и совершенствуется) в процессе преподавания автором разработанных им курсов «Мультимедиа-технологии в образовании» и «Веб-дизайн». Целевая аудитория – студенты, обучающиеся в РГПУ им.А.И.Герцена по специальности «Информационные технологии в образовании». Модель реализована в виде веб-приложения. Предварим характеристику этой модели кратким анализом аналогичных предшествующих разработок. Существующие модели образовательного мониторинга связаны с достаточно широким диапазоном функциональности. Реализующие их системы представляют собой либо компоненты систем дистанционного обучения, либо самостоятельные системы типа «Деканат» или всевозможные системы создания расписания. Главным (а иногда единственным) компонентом систем электронного образовательного мониторинга является электронный журнал. Электронные версии журналов успеваемости студентов позволяют автоматизировать документооборот деканата и кафедр вуза. При этом акцент в основном делается на рейтинговые системы. Ниже приведены примеры различных решений, включающих средства мониторинга.
Пример 1. Классный журнал в «1С:ХроноГраф Школа 2.5». Содержит электронные шаблоны левой и правой страниц стандартного классного журнала.
Приведенный пример показывает типичный подход, характеризующийся следующими особенностями: · буквальная интерпретация понятия «журнал» при создании электронного аналога, вплоть до наличия «левой» и «правой» страниц; · закрытость реализации (журнал представляет собой одну из встроенных функций системы); · отсутствие включения в веб. Несмотря на то, что данная система позволяет экспортировать данные, тем самым обеспечивая некоторое взаимодействие между собой и другими приложениями, она не предусматривает возможности оперативного обновления информации, характерного для распределенных приложений.
Пример 2. АСУ "Рейтинговая система" (Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова) работает с центральной базой данных по модели "Клиент-сервер" и представляет возможность мониторинга текущего рейтинга и просмотр итоговых сводных данных в виде диаграмм. Просмотр может осуществляться с любого компьютера, на котором установлено соответствующее программное обеспечение АСУ "Рейтинговая система". Серверная часть АСУ "Рейтинговая система" реализована на СУБД Microsoft SQL Server 7.0. Клиентские приложения разрабатываются на Visual FoxPro 6.0.
Пример 3. Электронный журнал Красногорского оптико-электроного колледжа (автор П.В. Дубровский) является клиент-серверным приложением, позволяющим просматривать и изменять информацию с любого компьютера учебного заведения, входящего в локальную сеть. Приложение предназначено для работы в комбинации MS IIS (Windows NT Server) + MS Internet Explorer. За рамками обзора оставлены принципиально локальные решения, организованные как приложения СУБД MS Access, и подобные им. Следует также отметить средство мониторинга, включенное в состав системы Moodle, приобретающей все большее распространение среди систем дистанционного обучения. Соответствующий модуль («Оценки») решает задачу сбора информации об оценках, полученных участниками курса при выполнении назначенных им заданий. Он не является аналогом журнала, так как не позволяет модифицировать эти отметки. При разработке модели дистанционного мониторинга, подчеркнем, учитывались следующие условия:
1. Деятельностный качественный характер мониторинга; 2. Ориентация на образовательную продукцию, представленную веб-портфелями; 3. Открытость как самой модели, так и технологий ее реализации.
Первое условие означает, что в процессе мониторинга принимают активное участие и преподаватели, и студенты. При этом оценка качества может принимать и такие формы, как голосование (выбор лучших разработок). Существенно, что она не замыкается на формальные, выраженные в цифрах результаты автоматизированного тестирования. Деятельностный характер проявляется и в том, что каждая оценка буквальным образом связана с оцениваемым результатом: иными словами, активизация мышью соответствующей отметки должна приводить к появлению на экране оцениваемой работы. Наконец, система должна предоставлять возможность информационного взаимодействия между преподавателем и студентами. Второе условие означает, что система мониторинга должна интегрировать веб-портфели студентов, стать узловой точкой, через посредство которой студенты могут узнавать о разработках друг друга и осуществлять взаимодействие. Третье условие означает, что система должна носить модульный, независимый, встраиваемый характер (наподобие надстроек для браузера Mozilla FireFox), не зависеть от конкретной системы дистанционного обучения и использовать только открытые, публично доступные технологии. Это позволяет использовать систему как в качестве одного из элементов дистанционной поддержки традиционного учебного процесса, так и совместно с какой-либо СДО при организации дистанционного обучения. Как идеологически, так и технологически выполнение этих условий необходимым образом влечет выбор XML в качестве основы для хранения и передачи данных и клиент-серверной модели для реализации обработки данных и интерфейса. Введем абстракцию «лабораторная работа». Это обобщение разных видов образовательной продукции, размещаемых в электронной форме на страницах веб-портфеля. Лабораторные работы будут представляться в системе условными обозначениями вида lrN, где N – номер работы. Тогда внешний интерфейс веб-портфеля студента должен предоставлять доступ к информации о том, какие именно работы выполнены и в каких разделах веб-портфеля они располагаются. Логичным представляется выбор в качестве такого интерфейса RSS-канала, то есть, проще говоря, XML-документа с повторяющимися секциями вида:
<item> <title>lr5</title> <description>Лабораторная работа «Звук во Flash»</description> <pubDate>18 Jun 2007 20:30:00</pubDate> <link>http://portfolio.narod.ru/mmtvo/term1/lr5</link> </item>
Итак, каждый веб-портфель студента содержит RSS-канал со стандартизованными обозначениями образовательных результатов, с которыми связаны ссылки на содержащие их веб-страницы. Система мониторинга, со своей стороны, должна включать средство синтаксического анализа этих документов и агрегатор собранной с каналов информации. Цикл деятельности преподавателя при использовании системы следующий:
1. Обращение к агрегатору; 2. Посещение по предоставленным им ссылкам страниц с работами; 3. Расстановка результатов оценивания; 4. Рассылка сообщений студентам с рекомендациями по коррекции работ.
Адреса портфелей для сбора информации, разумеется, заносятся в систему до начала работы в рамках вышеуказанного цикла. Отметим, что описываемая модель не исключает использования формальной количественной оценки как результата тестирования. Напротив, в реализованную автором модель включена возможность интеграции результатов тестирования, осуществляемого специально для этого разработанным серверным компонентом. Так как информация об отметках хранится в XML-файле, то каждый студент может включить в свой портфель XSL-преобразователи, осуществляющие выборку данных о своих отметках из этого общего файла. Тогда степень автоматизации увеличивается и связи на схеме становятся двунаправленными. Клиентский интерфейс системы мониторинга реализуется на основе языка разметки компонентов управления MXML, который используется в системе Adobe Flex. Подчеркнем, что, хотя средство разработки Flex Builder является коммерческим (и очень дорогим) продуктом, сам язык совершенно открыт. Более того, бесплатен компилятор с этого языка, входящий в SDK и позволяющий получать конечные SWF-файлы. Для их воспроизведения требуется Flash Player 9, бесплатно загружаемый с сайта Adobe. Разработка интерфейса на языке MXML и с помощью Flex Builder аналогична разработке веб-страницы на языке HTML и с помощью Dreamweaver: некоторая сложность работы непосредственно с кодом окупается за счет большей гибкости и контроля за всеми аспектами деятельности. Запросы к серверу осуществляются с помощью компонента mx:HTTPService, по функциям аналогичного объекту XMLHTTPRequest. Этот компонент фактически реализует заложенную в модель AJAX идею асинхронного взаимодействия с сервером, что позволяет редактировать журнал, не перезагружая интерфейс в окне браузера. Это весьма существенно, учитывая что средний размер SWF-файла в случае Flex составляет около 200 Килобайт. Обработка запросов и взаимодействие с базой данных осуществляется сценарием на языке PHP. Хранение информации осуществляется с помощью языка разметки StudentGroup Markup Language. Основным преимуществом перед реализацией интерфейса на основе HTML-форм является богатство элементов управления, характерное для RIA – Rich Internet Applications. При этом, так как файл SWF проигрывается кроссбраузерным приложением Flash Player, этот интерфейс с гарантией отображается одинаково в любой системе. Именно за счет использования компонента DataGrid оказалось возможным реализовать редактируемый в реальном времени журнал – то есть дать преподавателю возможность править любую ячейку журнала и сохранять изменения. Вот фрагмент на языке MXML, заставляющий плеер отобразить на экране редактируемую сетку данных:
<mx:DataGrid itemEditBeginning="disableEditing(event);" backgroundColor="#c0c0c0" itemClick="itemClickEvent(event);" selectionColor="#CDFFC1" itemEditEnd="updt(event)" height="35" editable="true" id="dg" x="0" y="5" alpha="0.71" fontSize="10" fontFamily="Verdana" color="#0080ff" > </mx:DataGrid>
Многочисленные события обрабатываются соответствующими функциями, написанными на языке ActionScript 3.0. После загрузки файла интерфейс ждет выбора группы из списка и ввода имени регистрации/пароля. После ввода необходимых данных преподаватель может редактировать информацию, просматривать портфели, посылать сообщения отдельным студентам и группам. Подчеркнем, что преподавателю доступна для редактирования любая ячейка журнала – после щелчка левой кнопкой мыши она преобразуется в текстовое поле ввода. Впрочем, вместо обычного поля ввода может быть использован и выпадающий список (если, к примеру, в ячейки журнала разрешается вводить не произвольные записи, а лишь элементы ограниченного списка) и вообще любой другой инструмент ввода из числа имеющихся. Многочисленные тесты показали, что приложения, скомпилированные на основе технологии Flex, отличаются значительно большим быстродействием, нежели полученные в среде Flash. Большой размер результирующих файлов оправдывается высокой скоростью оперативной перестройки интерфейса, которая осуществляется программно. При этом, в отличие от XUL, язык MXML не ориентирован на какой-либо конкретный браузер или семейство браузеров, а представляет собой удачный вариант интеграции идеи открытой разметки и богатства интерфейса, ранее доступного лишь Flash-разработчикам. После введения в эксплуатацию первых версий приложения, обеспечивающего мониторинг, реализованного на основе форм HTML, его структура претерпела значительные изменения. В конечном итоге она стала носить ярко выраженный модульный характер и включает:
|
В избранное | ||