Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Передовые технологии и немного физики от М.Фарадея


Фарадей215
Выпуск № 62
Фарадей Майкл

Передовые технологии
и немного физики от Майкла Фарадея

05.05.10

Наука - это спорт, гимнастика ума, доставляющая мне удовольствие.
Альберт Эйнштейн.

Здравствуйте, уважаемый читатель!
С Вами Михаил Рулев и рассылка
"Передовые технологии и немного физики от Майкла Фарадея

Сегодня в рассылке

1. Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе обучения правилам техники безопасности на уроках физики. Рулев М.А.
2. Как физика помогла победить в Великой Отечественной войне
3. Расходы родителей на образование детей не вырастут в связи с новым законом о бюджетных учреждениях
4. Ирина Абанкина: Образование в России не станет платным
5. Бюджетная реформа: будет ли платным бесплатное образование


Эту статью я написал для Международной научно-практической конференции "Реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в процессе обучения физике, информатике, математике", состоявшейся в г. Екатеринбурге на базе Уральского государственного педагогического университета 6-7 апреля 2010 г.

1. Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе обучения правилам техники безопасности на уроках физики.
Рулев М.А., учитель высшей категории гимназии № 205 «Театр», к.п.н.

http://faraday215.ru/docs/104.%20MR%20NewSchool.html

Обсуждение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (далее – «Инициатива») проходит в настоящее время по всей стране силами руководителей органов образования, преподавателей ВУЗов, а также учителей различных учебных предметов.

Заложенные в документе идеи выглядят очень привлекательно, и в случае своей реализации действительно выведут образование в нашей стране на качественно новый уровень.

Отдельный раздел Инициативы посвящен требованиям, предъявляемым к учителю. «Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы» [1, С. 3].

Под «другими областями деятельности» понимаются те сферы жизни, которые, являясь значимыми для школьников, не обсуждаются детально во время традиционного учебного процесса; например, основы личной безопасности.

Важность соблюдения учениками правил безопасного поведения подчеркивается участниками образовательного процесса.

По нашему мнению, физика обладает наибольшими возможностями для знакомства учащихся с данными вопросами.

1. В начале каждого учебного года учащиеся знакомятся с техникой безопасности на уроках физики. Если данный урок проводить ответственно и неформально, то его эффективность может быть очень высокой. Важно не просто прочитать правила безопасного поведения, но и показать самые необходимые действия, которые должны быть усвоены учащимися в виде умений или переведены в область навыков.

Например, каждый учащийся, считаем, должен лично подойти к рубильнику (если такая норма предусмотрена в инструкции) и убедиться в том, что он сможет его выключить, обесточив помещение, чтобы либо предотвратить распространение возможного пожара, либо оказать помощь попавшему под напряжение товарищу.

2. Перед проведением каждой лабораторной работы учащиеся обычно сдают так называемый «Допуск», объясняя учителю тему, цель, задачи работы. Это не просто ритуал. В личной беседе учитель может убедиться, что школьники хорошо понимают свои будущие действия. Если же приходится использовать электроприборы, то ценность такого инструктажа многократно возрастает.

Проделывая лабораторные работы, учащиеся переводят знания основ электробезопасности на уровень умений; некоторые же ученики – на уровень устойчивых навыков. Последняя категория учеников прекрасно справляется с должностью помощника учителя, помогая ему готовить оборудование для уроков.

3. Участие во внеклассных мероприятиях часто предусматривает наличие демонстрационной техники, музыкальных приборов, светошумовых устройств.

Конечно, отвечает за безопасность электрической техники специально назначенный учитель, но эксплуатируют ее, как правило, хоть и под наблюдением взрослых, сами учащиеся. Здесь-то и смогут пригодиться знания, умения и навыки, полученные на инструктажах по технике безопасности во время подготовки лабораторных работ.

Подключить компьютер, проектор, проверить безопасность подключения, настроить микрофон – все это требует навыков безопасного обращения с электроприборами.

В Инициативе рассматриваются требования, предъявляемые не только к учителю, но и к общеобразовательному учреждению в целом. «В рамках межведомственного взаимодействия в ближайшее время также предстоит обновить… требования по обеспечению безопасности образовательных учреждений» [1, С. 17].

Это означает не столько усиление физической защищенности школьного здания, сколько специальное обучение участников образовательного процесса.

В школе с самой современной системой пожаротушения и сигнализации нельзя будет говорить о высокой степени безопасности, пока учителя и ученики не будут четко знать, что им делать в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Пожар это будет или попытка террористического акта – наличие устойчивых навыков безопасного поведения  поможет свести к минимуму неблагоприятные последствия.

Именно физика, как учебный предмет, с ее техническими возможностями, системой лабораторных работ и строгими нормами техники безопасности, может обеспечить развитие этих полезных навыков у учащихся.

Литература
1. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
http://mon.gov.ru/files/materials/5457/nns-p.pdf

 

 

2. Как физика помогла победить в Великой Отечественной войне
Учитель физики МОУ  «Новомуратская средняя общеобразовательная школа» Павлов Владимир Николаевич

Цель: вспомнить, перечислить открытия, изобретения, конструкторские находки, ставшие решающими факторами в деле Победы и принесшие славу и приоритет советской науке.

Цель воспитательная: воспитывать патриотизм, интернационализм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа, самоотверженно кующего в тылу материальную основу Победы; воспитывать волю к победе на исторических примерах.

Цель развивающая: развивать аналитическое мышление на исторических примерах, развивать интерес к физике, химии, военной технике и отечественной истории.


Вся статья - здесь.

 

 

Блестяще пройти аттестацию,
повысить квалификационную категорию,
дать открытый урок?

Познакомьтесь с книгой
"Парад воплощенных идей,
или
как учить и учиться
интересно и результативно"
,
которая может изменить и обогатить
методику Вашего преподавания!

Кликните СЮДА...

 

 

3. Расходы родителей на образование детей не вырастут в связи с новым законом о бюджетных учреждениях
05 Мая 2010
http://www.eurekanet.ru/ewww/promo/12743.html

Государственное финансирование образовательных учреждений не будет сокращаться в связи с одобренным Советом Федерации законом о государственных и муниципальных учреждениях. Об этом заявил Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ на брифинге в правительстве РФ 4 мая 2010 года.

«Я думаю, что придется платить меньше, потому что в законе четко оговорено, что платить можно только за то, что идет в сверхстандарт. А сегодня в ряде случаев школы просят платить за то, чтобы лучше преподавали в рамках стандарта», - заявил он.

При этом, если перед родителями будет ставиться вопрос о взимании денег, руководство школы должно будет «гораздо более серьезно обосновывать - в отчетах, в размещаемой в интернете информации, зачем сдавать эти деньги», - подчеркнул министр. Кроме этого, родители смогут сами решать, а стоит ли и есть ли за что платить, поскольку вопрос прозрачности в новом законе прописан очень четко.

«Очень важно, чтобы представители родителей активно участвовали, работали с этими стандартами. Другое дело, что у нас активная жизненная позиция не является сильной стороной. Условия для минимизации плат (за учебу) в законе содержатся, а будут ли они в полной мере реализованы, я не знаю», - сказал Андрей Фурсенко.

По его словам, учредитель может в рамках своих требований для продвинутых школ расширить стандарт. «Тогда в рамках своего финансирования бюджетный норматив должен быть увеличен. Но школа может предложить родителям помимо обязательных трех часов физкультуры оплатить кружок, например, тенниса. Все разговоры о том, что оставят только русский язык, математику и физкультуру (бесплатными) - это из анекдотов», - добавил министр.

По словам Фурсенко, опасения, которые высказываются в связи с этим законопроектом, не являются обоснованными: «Первое (опасение) - все это кончится массовыми банкротствами. В законе прописано, что банкротство исключено в образовательных и вообще бюджетных учреждениях. И существуют инструменты, которые будут это банкротство предотвращать».

«Законопроект, на самом деле, фиксирует то, что в образовании уже есть. Если говорить о госзадании, то для школы - это нормативно-подушевое финансирование. Главный принцип - это (выделение государственных) денег в обмен на обязательства. Для образовательных учреждений важная вещь - это сокращение временных издержек и возможность перераспределения средств», - сказал министр образования и науки РФ.

Соб.инф.

Фото с сайта rg.ru

 

4. Ирина Абанкина: Образование в России не станет платным
05 Мая 2010
http://www.eurekanet.ru/ewww/promo/12742.html

В связи с принятием закона «Об автономных учреждениях», в общественности и СМИ начались разговоры о том, что теперь бесплатными останутся только базовые курсы по основным предметам, а вот за иностранные языки, музыку, пение и прочие развивающие уроки придется платить. Однако по словам Ирины Абанкиной, директора Института развития образования ВШЭ, такого не будет никогда. «По новым стандартам образования, которые вступают в силу в 2011 году, идет не сокращение обязательной программы, а ее расширение на 10 часов внеурочной работы в день. И все это входит в основную образовательную программу, которая будет оплачиваться из федерального бюджета. Количество часов по обязательным предметам будет сохранено прежним. А кружки, репетиторство, спортивные секции останутся платными,» - заявила она.

Соб.инф.
 

Блестяще пройти аттестацию,
повысить квалификационную категорию,
дать открытый урок?

Познакомьтесь с книгой
"Парад воплощенных идей,
или
как учить и учиться
интересно и результативно"
,
которая может изменить и обогатить
методику Вашего преподавания!

Кликните СЮДА...

5. Бюджетная реформа: будет ли платным бесплатное образование
04 Мая 2010
http://www.eurekanet.ru/ewww/promo/12735.html

Ксения Ларина: 11 часов 8 минут, мы начинаем программу «Родительское собрание». По заявкам трудящихся сегодня тема, бюджетная реформа, будет ли платным бесплатное образование. В нашей студии сегодня Александр Адамский, ректор института образовательной политики «Эврика». Здравствуйте Александр Изотович.

Александр Адамский: Добрый день.

Ксения Ларина:
Михаил Шнейдер, директор московской гимназии № 45. Добрый день Михаил, здравствуйте.

Михаил Шнейдер: Добрый день.

Ксения Ларина: Ольга Бакушинская, телеведущая и мать.

Ольга Бакушинская: Здравствуйте.

Ксения Ларина: Здравствуйте Ольга. Напомню, программа «Скандальная жизнь с Ольгой Б» выходит на канале ТВ-центр. И у нас на связи по телефону, есть, второй наверно, Олег Николаевич Смолин, депутат Госдумы, заместитель председателя комитета по образованию. Олег Николаевич, вы здесь?

Олег Смолин: Да, я здесь, и я вас даже слышу.

Ксения Ларина: Да, приветствуем вас.

Олег Смолин: Добрый день ещё раз Ксения, добрый день уважаемые коллеги и радиослушатели.

Ксения Ларина: Я напомню исходящие данные. В третьем чтении Госдума приняла закон, согласно которому будет изменено правовое положение государственных и муниципальных учреждений, и проведена реформа их финансирования. Официальное название законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных учреждений». Что самое главное, все учреждения делятся на три типа, казённые, автономные и бюджетные в зависимости от степени финансирования. Как говорят многие эксперты, бесплатными в России останутся только тюрьмы, казармы и спецпсихушки. Конечно же, нас в первую очередь, интересует образовательная сфера, и прежде всего государственные школы, и, судя по мнению многих экспертов, комментаторов, тех, кто критикует этот законопроект, принятие этого закона положит конец бесплатному образованию и медицинскому обслуживанию. Хочу сразу сказать, что у нас есть информационные сообщения от министерства образования и науки Российской Федерации, которые называют подобные утверждения спекуляцией, и настаивают на том, что: «Образование было и остаётся важнейшим приоритетом государственной политики, а право граждан на бесплатное образование гарантировано конституцией России, и обеспечено финансированием из бюджета всех уровней». Достаточно витиеватое определение, во всяком случае, министерство образования опровергает появившиеся в ряде СМИ, как они пишут, спекуляции, о якобы переходе на платное школьное образование в России. Давайте попробуем разобраться, поскольку этот законопроект взбудоражил всё сообщество, родительское, прежде всего, и в интернете по этому поводу очень много таких панических текстов: «Всё, конец всему, будем платить за каждый урок, а бесплатными останутся только математика и русский язык». Так ли это... Вы наушники зря сняли, потому что мы с Олегом Николаевичем будем жить всю передачу по телефону. Олег Николаевич, мы хотим сразу к вам обратиться, поскольку вы свидетель всего этого дела.
Окончание - http://www.eurekanet.ru/ewww/promo/12735.html

 

С уважением, Рулев Михаил, faraday215@yandex.ru
учитель высшей категории (стаж 19 лет),
кандидат педагогических наук (с 2002 года),
руководитель проекта http://faraday215.ru.
Сайт книги: http://bestlesson.msk.ru

 


В избранное