Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Передовые технологии и немного физики от М.Фарадея Выпуск № 141


Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ по физике - 6.

Часть 2. Проблемы с учебным предметом.

Психологические проблемы (см. выпуски 1-5) решаем с психологом. В последнее время психология активно развивается, открываются новые перспективные направления (ЭОТ и др.). Ищите, выбирайте.

Проблема 1. Катапульта, пуск! Эх, …перелёт!

Ученики, целенаправленно готовящиеся к сдаче физики и знающие её на очень высоком уровне, иногда попадают в необычную ловушку. Они начинают проходить курсы и решать задачи очень высокого (вузовского) уровня. Погружаясь в дебри квантовой физики, разбираясь в теории струн и волновой функции, они считают, что теперь-то дело в шляпе и уж ЕГЭ они как-нибудь сдадут, причём с позиции силы.

В итоге типовые задачи ЕГЭ прорешиваются в небольшом количестве (всё время уходит на уравнение Шрёдингера), эксперименты лично не проделываются, консультации посещаются через раз. В итоге эти талантливые, прекрасно знающие физику ребята набирают вместо 100 баллов всего 80-85.

Что же делать?

***

Необходимо поставить цель и определить количество требуемых баллов.

Если в «ВУЗ мечты» хватит и 80-ти – готовьтесь себе потихоньку, изучайте программу ВУЗа и читайте книги о современной физике, не заморачиваясь особенностями заданий ЕГЭ. Свои 80 вы, скорее всего, наберёте, а за счёт других предметов можно набрать большой суммарный балл и выбрать место учёбы.

Но если цель – максимум (100 баллов на ЕГЭ и «5» на ОГЭ), то всё меняется, и обычно приходится ограничивать свои интересы, концентрируясь на техниках сдачи задач ЕГЭ (ОГЭ) и выполнения заданий тестовой части. Олимпиадные задачи помогают, а вот вузовская программа может зря отнять массу времени и сил (хоть это моё мнение и можно оспорить).

По своему опыту скажу, что именно в тестовой части теряли большинство баллов ребята, набравшие 80 баллов на ЕГЭ и 35 (из 40) баллов на ОГЭ. Иначе говоря, они были готовы на 100%, решили довести до 120% и в итоге – «перелёт!», снаряд «перелетел мишень».

Готовясь в системе, отслеживая результаты, корректируя слабо изученные темы, можно достичь любых целей.

(Продолжение следует)

#физика #физикаегэ #физикаогэ #егэ #огэ #physicsofmar

 

 

Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ по физике - 7.

Часть 2. Проблемы с учебным предметом.

Если учёба идёт легко, какой путь подготовки выбрать?

Проблема 2. «Я знаю, что ничего не знаю» (Сократ).

Год за годом учимся по физике на «хорошо» и «отлично»; какие могут быть сложности при подготовке к ОГЭ или ЕГЭ?

Ученики на распутье: как понять, что они знают, что не знают, о чём вообще ни разу не слышали, что решат «с закрытыми глазами»?

Прорешивая тесты на онлайн-ресурсах или на бумажных носителях, они получает противоречивую информацию. Отдельные темы то решаются легко, то совсем не получаются. Нервозность нарастает.

На занятиях по подготовке ученики записывают решённые задачи, иногда понимая, что эту тему, похоже, они знают хорошо, и не было особого смысла её повторять именно сейчас, когда есть более важные проблемы.

Но что это за проблемы, они тоже точно не знают.

Что же делать?

***

Необходима диагностика. Вот один из вариантов.

1. Вертикальная диагностика. Возьмём сборник тестов и решим, скажем, пять вариантов, записав результаты вертикально. Мы получим пять столбцов, причём по горизонтали образуется цепочка из пяти результатов написания задания одного и того же номера.

Верхняя строка – пять результатов написания задания номер один, вторая сверху строка – пять результатов написания задания номер два, и так далее.

Например, во второй строке правильно решено одно из пяти, а в пятой строке – пять из пяти. Видимо, нужно обратить внимание на задание номер два: что за задание, как оно построено, какие могут быть там темы. Нужно сформулировать вопрос и задать его на ближайшем занятии по подготовке к ОГЭ или ЕГЭ, в какой бы форме оно ни проходило.

2. Горизонтальная диагностика. Получив ответ и повторив вопросы теории, нужно снова вернуться к тестам, но теперь решать не варианты целиком, а только вторые задания всех вариантов, фиксируя все результаты и делая необходимые выводы.

Конечно, это очень грубая схема, но начать можно хотя бы с неё.

(Продолжение следует)

Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ по физике - 8.

Часть 2. Проблемы с учебным предметом.

Если учёба идёт нелегко, а тут ещё экзамены…

Проблема 3. «Последний бой, он трудный самый».

А что, если ученик учился неважно, проблемы возникали почти по всем учебным дисциплинам, а теперь ещё надо особенным образом готовиться к нескольким непростым предметам?

Голова пойдёт кругом! Где взять силы, мотивацию и знания для качественной подготовки?

Может даже возникнуть мысль: «Не учились хорошо, нечего и начинать». Это как бы шутка, от которой, однако, не смешно.

В итоге учёба идёт ещё хуже, с трудом получаются какие-то отметки, а неотвратимые экзамены превращаются в какую-то страшилку. Так можно и до пересдачи докатиться! Все в печали: ученики, их родители, учителя и администрация школы.

Что же делать?

***

Попробуем проверенный вариант – поговорить с учеником и составить план на учёбу до конца экзаменов.

Нужно признаться себе, что выше «троек» по многим предметам получить не удастся; и это, кстати, не самый плохой вариант, своеобразный «Брестский мир», который гораздо лучше «пирровой победы», которую можно было бы одержать, начав активно учиться по всем направлениям и «сдувшись» через пару недель.

Таким образом, по экзаменационным предметам составляется «План сдачи экзамена», а по остальным – «План получения отметки не ниже удовлетворительной». Начав учиться в таком режиме, ученик может обнаружить некоторое улучшение успеваемости по предметам ОГЭ или ЕГЭ при неизменном среднем уровне знаний по другим дисциплинам.

После этой передышки можно попробовать улучшить положение по некоторым наиболее «удобным» предметам, что может привести к небольшому повышению среднего балла. Ученик вдруг понимает, что может сам реально влиять на свою успеваемость и, в итоге, на своё будущее.

Ощущение наличия собственных сил и возможностей «влиять на процессы» окрыляет!

(Продолжение следует)

 

Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ по физике - 9.

Часть 2. Проблемы с учебным предметом.

Диалог на уроке.

- Постройте график зависимости проекции скорости от времени.

- График?! Это же математика, а не физика! J

Проблема 4. Математика – царица наук! Дружи с царицей!

Некоторые ученики учатся под девизом: «Знать – не главное! Главное – понять!» Они могут внятно объяснить, что означает выражение «При прямолинейном равноускоренном движении проекция скорости прямо пропорциональна времени», но построение графика этого процесса представляет для них неразрешимую проблему.

При этом они храбрятся и доказывают, что график – это ерунда, ведь важно понимать физические процессы! Что ж, можно знать устройство и принцип движения велосипедиста на велосипеде, но не уметь крутить эти самые педали и не получать удовольствия от велосипедной прогулки. Как решить противоречие между умением разобраться в физической проблеме и неумением использовать простейшие математические операции при решении задач?

Что же делать?

***

Попросите ребят объяснить необходимость запоминания новых слов при изучении иностранного языка. Они, скорее всего, со смехом скажут, что без твёрдого знания большого количества иностранных слов говорить на этом языке не удастся. Можно выучить расположение различных частей речи в вопросительном предложении, но без использования специально выученных вопросительных слов разговор не будет клеиться.

Знание математики позволяет выразить в устной речи и на бумаге различные физические законы. Идеи великого Майкла Фарадея не признавались научным сообществом, пока гениальный Джеймс Клерк Максвелл не выразил закономерности полевой картины Фарадея на математическом языке.

Необходимо уделять специальное время объяснению значения умения совершать математические операции и преобразования для прогресса в изучении физики. Тогда дисбаланс будет устранён, и знатоки науки смогут эффективно использовать математику в своей увлекательной учёбе и подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по физике.

(Окончание следует)

Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ по физике - 10.

(окончание)

...Подытожим всё ранее написанное.

Часть 1. Психологические проблемы.

...Главное – понять, что наряду с предметными проблемами, которые сравнительно хорошо решаются в наше время, всё более важное значение приобретают проблемы психологического характера, мешающие ученикам реализовывать свой потенциал.

…При правильном психологическом настрое прогресс в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ может быть стремительным.

Это нужно детям.

Это нужно понять родителям.

…Готовясь к ОГЭ или ЕГЭ по физике, ученики выбирают различные стратегии подготовки.

Стратегия 1. Опора на отличную учёбу.

Стратегия 2. Акцент только на экзамены в ущерб другим учебным предметам.

Стратегия 3. Экзамены – последний шанс.

Стратегия 4. «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю»!

…Конечно, предложенные четыре стратегии рассмотрены очень кратко, но вывод таков: «Причиной учебной неуспеваемости учащихся и их нестабильной подготовки к экзаменам могут быть психологические проблемы, которые нужно определять и решать».

Часть 2. Проблемы с учебным предметом.

Психологические проблемы (см. выпуски 1-5) решаем с психологом. В последнее время психология активно развивается, открываются новые перспективные направления (ЭОТ и др.). Ищите, выбирайте.

Наряду с психологическими возникают, естественно, и предметные проблемы, зависящие от успеваемости учащихся. 

Проблема 1. Катапульта, пуск! Эх, …перелёт!

Проблема 2. «Я знаю, что ничего не знаю» (Сократ).

Проблема 3. «Последний бой, он трудный самый».

Проблема 4. Математика – царица наук! Дружи с царицей!

Необходимо поставить цель и определить количество требуемых баллов, уделять специальное время объяснению значения умения совершать математические операции и преобразования для прогресса в изучении физики. Тогда дисбаланс будет устранён, и знатоки науки смогут эффективно использовать математику в своей увлекательной учёбе и подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по физике.

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ – интересный, сложный и длительный процесс, которым нужно специально заниматься. Успехов!


В избранное