Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Занятие №37. КУЛЬТУРА РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Занятие №37. КУЛЬТУРА РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.

Уважаемые подписчики!

В связи с многочисленными обращениями в наш адрес с просьбами выслать прошлые номера рассылок напоминаем вам, что архив рассылки можно найти в Интернете по адресу: http://subscribe.ru/archive/job.education.histdistcourse/

В том случае, если вы не можете пользоваться Web-интерфейсом, выпуски рассылок можно получить по электронной почте, послав письмо по адресу subscribe@subscribe.ru . Это адрес почтового робота, он понимает только автоматические команды. Так, команда
ARCHIVE job.education.histdistcourse 2002/02/05-21:12:52.text
пришлет вам письмо с текстом выпуска от пятого февраля, содержащего указатель к рассылке. Обратите внимание, что в командах используется обратный порядок дат: гггг/мм/дд!

Послав по тому же адресу команду HELP вы получите полный список команд почтового робота.

Основные события

1863-Университетский Устав, предоставление университетам автономии

1864-Школьный устав

1865-Принятие временных правил о печати

1866-Закрытие журналов "Современник" и "Русское слово"

1869-Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона химических элементов

1870-Возникновение "Товарищества передвижных художественных выставок"

1872-Открытие Высших женских курсов В. И. Герье в Москве

1878-Открытие Высших женских курсов ("бестужевских") в Санкт-Петербурге

1881-Завершение строительства храма Христа Спасителя в Москве

1884-Университетский устав, ограничение автономии университетов

1887-Циркуляр о кухаркиных детях

Действующие лица

Деятели просвещения:

  • И.Д.Делянов
  • В.И.Герье
  • К.Н.Бестужев-Рюмин

Издатели:

  • Ф.Ф.Павленков
  • М.М.Стасюлевич
  • М.Н.Катков
  • А.С.Суворин
  • М.Е.Салтыков-Щедрин

Ученые:

  • Д.И.Менделеев
  • Н.Н.Зинин
  • А.М.Бутлеров
  • И. М. Сеченов
  • И. И. Мечников
  • А. О. Ковалевский
  • А. Н. Бекетов
  • К. А. Тимирязев
  • П. Н. Яблочков
  • А. Н. Лодыгин
  • Н. Е. Жуковский
  • К. Э. Циолковский
  • С. М. Соловьев
  • В. О. Ключевский
  • В. С. Соловьев
  • И. И. Срезневский
  • В. И. Даль
  • Ф. И. Буслаев
  • А. Н. Афанасьев

Художники:

  • И. К. Айвазовский
  • В. М. Васнецов
  • В. В. Верещагин
  • Н. Н. Ге
  • И. Н. Крамской
  • И. И. Левитан
  • В. Г. Перов
  • В. Д. Поленов
  • И. Е. Репин
  • А. К. Саврасов
  • В. И. Суриков
  • И. И. Шишкин
  • Н. А. Ярошенко

Скульпторы и архитекторы:

  • М. М. Антокольский
  • А. М. Опекушин
  • В. О. Шервуд
  • К. А. Тон

Композиторы:

  • М. А. Балакирев
  • А. П. Бородин
  • М. П. Мусоргский
  • Н. А. Римский-Корсаков
  • П. И. Чайковский

Актеры:

  • М.Н.Ермолова
  • В.Ф.Комиссаржевская
  • А.П.Ленский
  • А.И.Сумбатов-Южин

Содержание ответа

Развитие культуры во второй половине XIX в. можно достаточно четко разделить на два этапа: 60-70-е гг., то есть "эпоха великих реформ" и 80-90-е гг., время контрреформ. Общественно-политическая и духовная жизнь этих двух периодов резко различалась.

Просвещение

В 60-х гг. была осуществлена реформа школы, в ходе которой была провозглашена бессословность образования, получили право открывать собственные школы земства и другие общественные организации, предоставлялось право преподавания женщинам. Однако новый школьный устав, введенный в 1864 г., не ликвидировал разрыв между различными типами учебных заведений.

Особенно быстрыми темпами начальное образование развивалось в 60-х и 90-х гг. Самым массовым типом начальной школы в пореформенной России стала трехлетняя земская школа. Только за первые 10 лет существования земств таких школ было открыто 10 тыс., а к 1914 г. их стало уже 40 тыс. Наряду с чтением, письмом, арифметикой и Законом Божьим здесь обучали географии, истории, основам естествознания. Значительно более упрощенное образование давалось в церковно-приходских школах. В 80-90-х гг. правительство оказывало особую поддержку развитию церковно-приходских школ, считая их более благонадежными, нежели земские. Количество этих школ за время царствования Александра III возросло в 8 раз, а государственные расходы на них - в 40 раз.

В целом, если до отмены крепостного права в России грамотным было лишь 7% населения, то в 1897 г. - 21,1% (среди мужчин 29%, среди женщин -13%).

Основным учебным заведением средней школы оставалась гимназия. В 1865 г. в России насчитывалось 96 гимназий, в 1882 г. - 136. В 60-х гг. наряду с классическими гимназиями появились шестиклассные реальные училища, но их выпускники не имели права поступать в университеты. В 1887 г. правительство, стремясь задержать распространение образования в низших слоях населения, издало разработанный министром иностранных дел И. Д. Деляновым "циркуляр о кухаркиных детях", фактически запретив принимать в гимназии детей крестьян и городской бедноты. К концу XIX в. среднее образование имели лишь около 4% населения России.

В пореформенные годы появились новые университеты в Одессе и Томске. В 1863 г. был принят университетский устав, предоставивший университетам автономию и закрывший их территорию для доступа полиции.

Наряду с университетским развивалось и специальное высшее образование. В ряде губернских городов открылись технологические и политехнические институты, в Москве - Петровская земледельческая и лесная академия. Гражданскими учебным заведениями стали Горный институт, Институт инженеров путей сообщения. К концу XIX в. в России было 60 вузов, в которых обучались 30 тыс. студентов.

Университетский устав 1863 г. по-прежнему не разрешил допускать женщин в ряды студентов. Поэтому на рубеже 60-70-х гг. стали создаваться Высшие женские курсы. Впервые они были открыты в Петербурге в 1869 г. Наиболее известны московские курсы В. И. Герье, начавшие работу в 1872 г., и петербургские "бестужевские" (по фамилии директора К. Н. Бестужева-Рюмина) курсы, открытые в 1878 г. Образование на женских курсах не уступало университетскому, но диплома о высшем образовании их слушательницы не получали.

В 80-х гг. университетское образование продолжало развиваться, численность студентов росла, хотя и в 1897 г. высшее образование имел лишь 1% населения. Постепенно приобретали массовый характер такие интеллигентские * профессии, как учитель, врач, юрист, журналист. Число людей с профессиональным образованием, составлявшее в 60-х гг. около 20 тыс. человек, выросло к концу XIX в. до 85 тыс.

Заботясь о развитии высшего образования, правительство в то же время пыталось репрессивными мерами противостоять растущему вовлечению студенчества в политическую борьбу. Университетский устав 1884 г. ограничил автономию университетов и запретил студенческие организации. При поступлении в университет теперь требовалось свидетельство о политической благонадежности.

Книгоиздание и периодика

В связи с ростом грамотности в пореформенной России расширился доступ к книге. В год печаталось от 2 до 10 тыс. наименований книг, возросли тиражи, достигавшие нескольких тысяч экземпляров. Появилось множество частных издательств различной специализации. Наиболее известным издателем демократической литературы был Ф. Ф. Павленков. Он первым стал выпускать дешевые издания сочинений русских классиков для народного чтения и для учащихся. Число книжных магазинов увеличилось до двух тыс., а помимо них книгами торговали бродячие разносчики-офени. Стремясь проконтролировать благонадежность продаваемых народу книг, правительство в 80-х гг. постановило, что офени должны получить разрешение губернатора на торговлю, для чего требовалось представить полный каталог продаваемых изданий.

В пореформенное время, когда цензурный гнет несколько ослабел, особенно быстро развивалась периодическая печать. Возросло число газет. Во всех губерниях издавались официальные губернские "ведомости". Но ведущую роль играла частная пресса, в первую очередь литературные журналы различной идейной направленности.

Основными демократическими журналами были в 50-60-х Современник" и "Русское слово" (закрыты в 1866 г. после покушения Д.В. Каракозова на Александра II), среди самых известных либеральных журналов - "Вестник Европы", издававшийся историком М. М. Стасюлевичем. К либеральным изданиям относился и "Русский вестник" М. Н. Каткова, но уже с 1862 г. журнал повел решительную борьбу против нигилистов, принадлежавших к кругу "Современника".

В 80-х гг. пресса испытала растущее давление властей. В 1884 г. был закрыт последний демократический журнал "Отечественные записки", который в это время издавался М. Е. Салтыковым-Щедриным. Катков перешел на консервативно-охранительные позиции. Его газета "Московские ведомости" вместе с "Новым временем" А. С. Суворина стала флагманом официозной прессы. (Правда, и Катков неоднократно получал предупреждения цензуры за нападки "справа" на правительственную политику.)

Наука

60-е годы характеризовались исключительным интересом к естественным наукам. И действительно, русская наука в пореформенные годы добилась огромных успехов.

В 1869 г. Д. И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов. Крупнейших успехов в области органической химии достигли Н. Н. Зинин и А. М. Бутлеров.

В 1863 г. И. М. Сеченов опубликовал статью "Рефлексы головного мозга", положив начало созданию русской физиологической школы.

Работы И. И. Мечникова и А. О. Ковалевского заложили основы сравнительной эмбриологии, труды А. Н. Бекетова стали фундаментом эволюционной морфологии растений. Русская школа физиологии растений связана с именем К. А. Тимирязева.

Значительны были и достижения технических наук. П. Н. Яблочков создал первую дуговую электрическую лампу, а А. Н. Лодыгин - лампу накаливания.

В 70-80-х гг. были созданы многие труды Н. Е. Жуковского по теории аэродинамики. К этому же времени относятся первые работы К. Э. Циолковского.

В области гуманитарных наук особых успехов достигли историки. В 1851-1879 гг. было издано 29 томов капитальной "Истории России с древнейших времен" С. М. Соловьева.

С конца 60-х гг. велась преподавательская и научно-исследовательская деятельность В. О. Ключевского. С 70-х гг. он начал работу над "Курсом русской истории". Первое издание "Курса..." состоялось, однако, лишь в 1900 г.

Крупнейшим филологом-славистом был И. И. Срезневский, многое сделавший для изучения старославянского языка и древнерусской литературы.

Огромный вклад в исследование русской фольклористики принадлежит В. И. Далю, издавшему в 60-х гг. "Толковый словарь живого великорусского языка", а также Ф.И. Буслаеву и А. Н. Афанасьеву. В. С. Соловьев стал основателем русской религиозной философии.

Живопись

В живописи 50- 60-х гг. широко распространился социально-бытовой жанр. Картины нередко приобретали откровенно обличительный пафос, прежде всего в творчестве В.Г. Перова и художников его круга. Наиболее известны картины Перова "Сельский крестный ход на Пасхе", "Тройка", "Чаепитие в Мытищах" и др.

В 1863 г. группа художников во главе с И. Н. Крамским демонстративно вышла из Академии художеств в знак протеста против ее классицистской направленности и организовала Санкт-Петербургскую артель художников. В 1870 г. возникло "Товарищество передвижных художественных выставок". В нем принимали участие И.К. Айвазовский, В. М. Васнецов, В. В. Верещагин, Н. Н. Ге, И. Н. Крамской, А. И. Куинджи, И. И. Левитан, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, А. К. Саврасов, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н. А. Ярошенко и др.

Творчество передвижников было психологическим и реалистическим, имело ярко выраженный социальный характер и уже потому противостояло официальному академическому искусству. Передвижники работали в самых разных жанрах: бытовой, пейзаж, историческая живопись, портрет. В конце XIX в. манера передвижников преобладала в русской живописи. С 1871 по 1923 г. состоялось 48 выставок этих художников.

К передвижникам был близок по своим идейно-эстетическим взглядам крупнейший российский скульптор второй половины XIX в. М.М. Антокольский, создавший серию скульптур на историческую тему: "Иван Грозный", "Петр Первый", " Нестор- летописец", "Ярослав Мудрый".

Одним из крупнейших достижений русской скульптуры стал памятник А. С. Пушкину в Москве работы А. М. Опекушина.

Архитектура

В русской архитектуре второй половины XIX в. широко распространилась эклектика, сочетающая элементы ренессанса, барокко, рококо и "мавританского стиля". В этом направлении выстроены государственный банк в Москве (архитектор К.М.Быковский) и дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге.

Но особенно распространился русско-византийский стиль. Наиболее известные его памятники - Исторический музей в Москве (архитектор В. О. Шервуд), Московская городская Дума (архитектор Д. Н. Чичагов), Верхние торговые ряды на Красной площади (архитектор А. Н. Померанцев), храм Спаса-на-крови в Петербурге (архитектор А. А. Парланд).

В 1881 г. было завершено строительство храма Христа Спасителя в Москве (архитектор К. А. Тон).

В конце XIX в. начали появляться новые архитектурные стили: модерн, новорусский стиль, неоклассицизм. Их расцвет пришелся уже на начало XX в.

Театр и музыка

Драматический театр второй половины XIX в. тесно связан с именем А. Н. Островского, которого И. А. Гончаров называл создателем русского национального театра.

Крупнейшими театрами эпохи оставались Александринский в Петербурге и Малый в Москве. Вторая половина XIX в. - время расцвета творческого таланта М. Н. Ермоловой, А. И. Сумбатова-Южина, А. П. Ленского, В. Ф. Комиссаржевской и др.

В 60-х гг. были открыты Петербургская и Московская консерватории. Ведущую роль в развитии музыкального искусства играла так называемая "Могучая кучка": М. А. Балакирев, М. П.Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков. Для творчества этих композиторов было характерно использование фольклорных мотивов, историко-эпических сюжетов.

Величайшим русским композитором второй половины века стал П. И. Чайковский, оставивший обширное творческое наследие: симфонии, оперы, балеты, романсы и многое другое.

Литература

Ввиду того что русская литература XIX в. подробно изучается в школьном курсе словесности, здесь мы ее рассматривать не будем. Обратитесь к учебникам по литературе.

На что следует обратить внимание при ответе:

Ответ должен демонстрировать понимание связи между развитием культуры и основными тенденциями общественно-политической жизни России.

Значительную часть ответа необходимо посвятить истории русской литературы второй половины XIX в. При этом основное внимание уделить не творчеству отдельных, хотя бы и самых крупных, русских писателей, а характеристике литературного процесса в целом.

К экзамену необходимо хорошо представлять хотя бы самые известные из картин передвижников.


Примечание

* Само слово "интеллигенция" как название определенного социального слоя родилось в России. Считается, что автором этого термина был писатель П.Д.Боборыкин.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное