Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ЗАНЯТИЕ №18. РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XVII В.


Информационный Канал Subscribe.Ru

ЗАНЯТИЕ №18. РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XVII В.

Важнейшие термины:

Обмирщение культуры

Нарышкинское барокко

Парсуны

Основные жанры литературы

Нравоучительная повесть

Сатира

Поэзия (силлабическое стихосложение)

Драма

Названия литературных произведений

Повесть о Тверском отроче монастыре

Повесть о Горе-Злосчастии

Повесть о Ерше Ершовиче

Повесть о Шемякином суде

Калязинская челобитная

Повесть о бражнике

«О Навуходоносоре царе»

«Комедия притча о блудном сыне»

«Житие» протопопа Аввакума

Важнейшие архитектурные памятники

Церкви:

Церковь Троицы в Никитниках (1630-е гг.)

Церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649–1652 гг.)

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (1656–1685 гг.)

Церковь Воскресения в Кадашах (1680-е гг.)

Церковь Николы в Хамовниках (1680-е гг.)

Церковь Покрова в Филях (1690-е гг.)

Светские здания:

Теремной дворец в Кремле (1630-е гг.)

Дворец в Коломенском (1667–1678 гг.)

Сухарева башня (1690-е гг.)

Художники

Симон Ушаков

Содержание ответа:

XVII в. занимает особое место в истории русской культуры. Этот век — переходный от традиционной средневековой культуры Московской Руси к культуре Нового времени. Большинство современных исследователей считает, что важнейшие культурные преобразования Петра I были подготовлены всем ходом истории российской культуры XVII в.

Самая главная черта русской культуры XVII в. состоит в широком обмирщении, постепенном разрушении средневекового всецело религиозного сознания. Обмирщение коснулось всех сторон культурного развития: образования, литературы, архитектуры, живописи. Это касается, однако, преимущественно городского населения, в то время, как культура деревни еще долго оставалась полностью в рамках традиции.

1. Материальная культура

Быт русских людей в XVII в. менялся постепенно. Кухня подавляющего большинства населения оставалась традиционной. Основу ее составляли щи, каши, хлеб и разнообразные мучные блюда. Очень много потреблялось рыбы. Мясо также было доступно даже людям небольшого достатка. Из напитков предпочитали различные квасы, меды, пиво. В богатых домах появлялись привозные вина, пряности, фрукты.

Русский костюм, оставаясь в своей основе традиционным, все же претерпел определенные изменения. Одежда стала разнообразнее, появились кафтаны различного покроя, головные уборы разной формы. В конце XVII в. знатные щеголи уже нередко отвергали длиннополое русское платье, предпочитая более удобное польское или венгерское.

Богатые дома все чаще строились из камня. В помещениях появились зеркала и картины, часто на светские темы. Более разнообразной стала мебель.

Продолжалось развитие ремесла. Особенно значительных успехов достигли мастера, занятые обработкой железа, ювелирным делом, литьем колоколов, ткачеством, производством деревянных изделий. В связи с распространением мелкотоварного производства ремесленные изделия стали более разнообразными. В России научились производить стекло, был даже основан первый стекольный завод.

2. Образование и письменность

Рост ремесла, торговли, усиление государственного аппарата вызвали более широкое распространение грамотности в среде городского населения. Считается, что среди посадских людей 40–50% были грамотными.

Грамоте обучали, главным образом, церковнослужители и приказные. Учили по церковным книгам. Первый русский букварь был издан в 90-х гг. XVII в.

Однако уже в I половине XVII в. появились частные школы, где учили не только грамоте, но и риторике, древним языкам. Учителями в них нередко бывали ученые украинские монахи. Одним из них был выдающийся просветитель Симеон Полоцкий. В 1685 г. была создана Славяно-греко-латинская академия, построенная по образцу европейских университетов. Преподавание велось на греческом и латинском языках (что и дало ей название). Преподавались риторика, логика, философия и физика.

По-прежнему широко распространены были рукописные книги. В середине XVII в. в России было налажено производство бумаги. Однако ее не хватало, поэтому бумагу привозили из Европы. Расширялось и книгопечатание. На московском Печатном дворе трудились более 150 чел. В I половине XVII в. было издано свыше 200 книг. Среди них преобладали богослужебные книги, официальные документы, учебники.

3. Литература

В литературе XVII в. черты обмирщения особенно заметны. Герои литературных произведений обретают индивидуальные характеры. Ценится ловкость, предприимчивость. Литература XVII в. стала проявлять интерес к внутреннему миру человека, его личным, интимным переживаниям. Так, в «Повести о Тверском отроче монастыре» рассказывается о страданиях княжеского отрока, у которого князь отнял невесту. Однако итог повествования решен еще в чисто религиозном духе: несчастный по велению Богородицы основывает монастырь.

В «Повести о Горе-Злосчастии» молодой человек, отвергший традиции патриархальной родительской семьи, терпит бедствия и в конце концов уходит в монастырь. Характерно, что монастырская келья, в отличие от литературы предшествующих веков понимается не как желанная тихая пристань, а как вынужденное и безотрадное пристанище.

Эти примеры свидетельствуют о том, что литература XVII в. еще только начинала преодолевать традиции. В повестях начала XVIII в., когда процесс обмирщения приведет к окончательному торжеству светского начала в литературе, герои будут выходить победителями из любых жизненных коллизий.

В литературе XVII в. появились принципиально новые жанры: сатира, драма, поэзия.

В сатирических повестях о Ерше Ершовиче, о Шемякином суде обличался неправедный и корыстный суд. Судья Шемяка, надеясь на подношение, решал дело в пользу бедняка, который из-под полы показывал ему обернутый в платок камень. Мелкую рыбешку Ерша, спорившего с сыном боярским Лещом, судьи — великие господа Осетр, Белуга и Белая рыбица — судили «по мзде» и признали виновным. Тогда «плюнул Ерш судьям в глаза и скочил в хворост: только того ерша и видели».

В «Калязинской челобитной» и ряде других произведений высмеивались распутные нравы духовенства. В «Повести о бражнике» пьяница доказывал, что имеет больше прав на райское блаженство, чем святые, перечисляя прегрешения героев Священного Писания.

Появление русской поэзии и драмы связано с именем Симеона Полоцкого. Симеон писал торжественные оды тяжеловесными силлабическими1 стихами. Симеону принадлежат пьесы «О Навуходоносоре царе» и «Комедия притча о блудном сыне».

Автобиографический жанр пришел в русскую литературу благодаря «Житию» протопопа Аввакума. Аввакум выступил не только как страстный публицист и обличитель церковных и светских властей, но и как реформатор литературного языка. смело вводя в письменную речь просторечие.

4. Архитектура

Зодчество XVII в. претерпело значительные изменения. Наряду с культовыми постройками из кирпича и камня стали возводиться жилые дома и гражданские здания. Изменился и внешний вид церквей: они стали менее суровыми и аскетичными, приобрели нарядный праздничный вид, украсились цветным кирпичом и изразцами. Для храмов XVII в. характерны купола луковичной формы, удлиненные подкупольные барабаны, многочисленные кокошники, наличники, колонки.

Богатым декором отличалась Церковь Троицы в Никитниках, построенная в 30-х гг. XVII в.

Выдающимся образцом шатрового зодчества середины XVII в. стала церковь Рождества Богородицы в Путинках, увенчанная шестью шатрами (два из них венчают внутренние помещения церкви, один — колокольню, а три — просто декоративные).

В середине XVII в. шатровое храмовое строительство прекратилось по требованию патриарха Никона. Он стремился вернуть церковной архитектуре тяжеловесность и монументальность. Однако и в постройках 2-й половины XVII в. ощущаются черты нового. Так, в огромном пятиглавом соборе Валдайского Иверского монастыря обращают на себя внимание огромные оконные проемы, совершенно не характерные для зодчества предшествующих столетий. Даже в Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря, который, по замыслу патриарха, должен был воспроизвести Храм Гроба Господня в Иерусалиме, использовались цветные изразцы.

В 80-х гг. XVII в. сложился своеобразный «узорчатый» стиль. Его образцами являются московские церкви Воскресения в Кадашах и Николы в Хамовниках.

В конце XVII в. появился новый архитектурный стиль — нарышкинское (московское) барокко. Его отличительные черты — живописность, усложненность плана, сочетание красного (кирпичная кладка) и белого (каменная резьба) цветов фасада. Характерным образцом этого стиля является церковь Покрова в Филях, построенная в 1693 г. в усадьбе Нарышкиных.

Среди светских построек XVII в. видное место занимал деревянный загородный царский дворец в Коломенском (1667–1678 гг.), состоявший из множества хором, переходов, галерей и башенок, покрытый сверху позолоченной резьбой.

Нарядный, «пряничный» вид имел кирпичный Теремной дворец Московского Кремля (30-е гг. XVII в.).

Жилые каменные дома в XVII в. стали строиться в два и три этажа. Они живо напоминали деревянные хоромы: переходы, сложный силуэт, живописные крыльца. Примером таких построек являются палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной в Москве. К концу XVII в. жилые постройки стали больше походить на европейские городские дома и дворцы знати.

В XVII в. интересно развивалось башенное строительство. Башни Кремля получили шатровые завершения, приобретя современный облик. В виде башен строились промышленные и гражданские сооружения. В 90-х гг. XVII в. была построена знаменитая Сухаревская башня у Сретенских ворот Земляного города.

5. Изобразительное искусство

В изобразительном искусстве XVII в. сильнее, чем в других сферах культуры, сохранялось влияние традиции, что объяснялось контролем церковных властей за соблюдением иконописного канона. И тем не менее, именно в XVII в. началось превращение иконописи в живопись.

Крупнейшим художником столетия был Симон Ушаков. Самое знаменитое его произведение — «Спас Нерукотворный». Лицо Христа кисти Ушакова — гармоничное, классически правильное. Икона «Насаждение древа государства Российского» — произведение на светский сюжет. Здесь изображены Иван Калита и митрополит Петр поливающие дерево, в кроне которого размещены медальоны с изображением великих князей и царей. Рядом с деревом — царь Алексей Михайлович.

В XVII в. было положено начало портретной живописи. Известны изображения Алексея Михайловича, его сына Федора Алексеевича, патриарха Никона, князя Скопина-Шуйского и др. Правда, в ней еще ощущается сильное влияние иконографии. Произведения XVII в. принято именовать не портретами, а парсунами. Для них характерно сочетание портретного сходства с плоскостным изображением. Однако это был уже значительный шаг к портретному искусству XVIII в.

На что следует обратить внимание при ответе:

Главный процесс, который должен быть подчеркнут – процесс постепенного обмирщения культуры, то есть приобретения ею более светского характера. Переход от иконы к парсуне, а впоследствии — к портрету — хорошая иллюстрация этого тезиса. Вместе с тем, произошедший в XVII в. церковный раскол сохранил русскую средневековую религиозную культурную традицию в виде консервативной и очень замкнутой старообрядческой культуры. Покажите постепенное проникновение в русскую культуру элементов культуры Запада, проявившееся, прежде всего, в ориентации на Польшу при формировании стандарта бытовой культуры. Не следует впадать в часто встречающуюся у студентов крайность и преувеличивать замкнутость и отсталость русской культуры в допетровское время.

Важно показать, что эволюционное развитие России в течение столетия привело к расцвету материальной культуры, ремесла и архитектуры.


1 Силлабическими называются стихи, в которых количество слогов в каждой строке одинаково.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное