Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Всемирная история" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
ЗАНЯТИЕ №39. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ В КОНЦЕ
ЗАНЯТИЕ №39. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX В.
Всем внимательным читателям наших текстов разъясняем, что под темой 56 в нашем прошлом выпуске имелся в виду материал занятия №33, рассылка была 28 февраля.Основные события
1883 г. — Образование группы «Освобождение труда»
1885 г. — Морозовская стачка
1894 г. — Вступление Николая II на трон
1895 г. — Основание Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»
1898 г. — I съезд РСДРП
1901 г. — «Обуховская оборона»
1902 г. — Стачка в Ростове-на-Дону
1902 г. — Восстание крестьян в Харьковской и Полтавской губерниях
1902 г. — Образование партии эсеров
1903 г. — Всеобщая стачка рабочих юга России
1903 г. — II съезд РСДРП
1903–1904 гг. — Образование «Союза освобождения» и союза земцев-конституционалистов
Действующие лица
Представители власти
- Николай I
- Витте С.Ю.
- Победоносцев К.П.
- Плеве В.К.
Либеральные деятели
- Струве П.Б.
- Франк С.Л.
- Туган-Барановский М.Т.
- Бердяев Н.А.
- Шипов Д.Н.
- Михайловский Н.К.
- Булгаков С.Н.
- Прокопович С.Н.
- Короленко В.Г.
- Изгоев А.С.
- Кускова Е.Н.
- Пешехонов А.В.
Революционеры социал-демократы
- Плеханов Г. В.
- Игнатов В.Н.
- Федосеев Н.Е.
- Засулич В.И.
- Благоев Д.
- Ленин В.И.
- Аксельрод П.Б.
- Точисский П.В.
- Мартов Ю.О.
- Дейч Л.Г.
- Бруснев М.И.
- Кржижановский Г. М.
Социалисты-революционеры
- Авксентьев Н.Д.
- Савинков Б.В.
- Чернов В.М.
- Гершуни Г. А.
Революционные и либеральные организации
Группа «Освобождение труда»
Союз борьбы за освобождение рабочего класса
Российская социал-демократическая рабочая партия
Партия социалистов-революционеров
Партия народного права
Кружок «Беседа»
Союз земцев-конституционалистов
Союз освобождения
Важнейшие понятия и термины
- Марксизм
- Меньшевизм
- Легальный марксизм
- Либерализм
- Экономизм
- Конституционализм
- Большевизм
- Неонародничество
- Право наций на самоопределение
- Либеральное народничество
- Культурно-национальная автономия
- Теория малых дел
Основные варианты экзаменационных вопросов:
Внутренняя политика и общественное движение в России в конце ХIX — начале XX в.
Политический строй и общественное движение в России в конце ХIX — начале XX в.
Освободительное движение в России в конце XIX — начале ХХ в.
Содержание ответа
1. Идейные основы внутренней политики самодержавия
В конце XIX в. Россия оставалась самодержавной монархией. Власть императора не ограничивалась какими-либо выборными законодательными органами. Представительные органы — земства и городские думы — существовали лишь на местах, причем были лишены реальной власти.
Взгляды последнего русского царя Николая I, сформировавшиеся под влиянием его воспитателя обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева, были типично охранительными. Николай отрицательно относился к реформам, был уверен в божественном происхождении царской власти, в глубоком единении народа с царской властью. В то же время он подозрительно относился к интеллигенции и либеральному дворянству как носителям разрушительных западных идей.
Свое политическое кредо Николай II сформулировал уже в первом публичном выступлении перед депутациями земств и городских дум. Он назвал «бессмысленными мечтаниями» выраженные в адресах по случаю его вступления на престол надежды на созыв всероссийского земства и обещал твердо неуклонно охранять начала самодержавного правления.
Тем не менее, в политике Николая I сочетались откровенно охранительные и либерально-консервативные тенденции. Это было вызвано неизбежной эволюцией России по капиталистическому пути.
2. Социальная политика самодержавия
На рубеже XIX–XX вв. царское правительство стремилось экономически поддержать и спасти от разорения поместное дворянство. Был разработан ряд экономических мер в пользу дворянства. Предлагалось снизить таможенные пошлины на ввоз сельскохозяйственных машин и цены на отечественную промышленную продукцию, предоставить помещикам финансовые льготы, распространить помещичье землевладение на окраины России, в т.ч. Сибирь, запретить продажу дворянских имений лицам других сословий. Вдохновителем этой политики был министр внутренних дел В.К. Плеве.
Иными были взгляды С.Ю. Витте, который доказывал, что спасение дворянства от оскудения — в его активном внедрении в торгово-промышленную и финансовую деятельность. На практике предложенные консерваторами меры реализовать не удалось. Решение о введении в Сибири дворянского землевладения осталось на бумаге.
Стремление поддержать дворянство сказывалось и на решении крестьянского вопроса. Если Витте предлагал уравнять крестьян в правах с представителями других сословий и предоставить крестьянам право свободного выхода из общины с землей, то сторонники охранительной политики настаивали на крестьянском неполноправии, сохранении общины и допускали организацию индивидуального хозяйства зажиточных крестьян только на купленной земле. Защитники общины стремились затруднить отток крестьян в города, сохранить избыток рабочих рук в деревне и дешевизну наемного труда для помещичьего хозяйства.
На практике были реализованы лишь некоторые давно назревшие меры: отменены телесные наказания и круговая порука, несколько облегчено переселение на окраины. Решить таким образом аграрный вопрос и предотвратить революцию было невозможно.
На рубеже XIX–ХХ вв. правительство вынуждено было уделить большое внимание рабочему вопросу, который постепенно обострялся по мере индустриального развития страны. Рабочее движение, зародившееся в 60-х гг. , в 90-е гг. приобрело значительный размах. Поэтому власти были вынуждены пойти на определенные уступки в области фабричного законодательства. Так, в 1897 г. был законодательно ограничен 11,5 часами рабочий день. В 1901 г. были введены пенсии, но только для рабочих казенных предприятий, потерявшим трудоспособность на производстве. В 1903 г. была установлена ответственность предпринимателей за производственный травматизм, а рабочие получили право выбирать фабричных старост для переговоров с работодателями. Последнюю меру можно считать созданием в зародыше профсоюзных организаций.
Однако все эти меры также носили компромиссный характер и не решали главной проблемы — низкого уровня оплаты труда русских рабочих при крайне тяжелых условиях труда.
3. Национальная политика самодержавия
Национальная политика Российской империи на рубеже XIX–ХХ в. оставалась русификаторской. Все делопроизводство велось только на русском языке, большие трудности чинились развитию образования, книгоиздательского дела на национальных языках. Особенно острыми были польский, финляндский и еврейский вопросы.
Польская автономия была ликвидирована еще при Николае I. Поляков крайне неохотно принимали на государственную службу, польский язык дискриминировался даже в учебных заведениях с преобладанием польского населения.
С конца 90-х гг. правительство неоднократно предпринимало попытки ограничить финскую автономию: уничтожить самостоятельную армию Финляндии, ограничить права сейма, пересмотреть законы. Все это значительно ухудшило отношение финнов к России.
Еврейское население было ограничено в свободе передвижения пределами «черты оседлости», в которую не входили великорусские губернии. Евреев не принимали на государственную службу, им не разрешалось заниматься сельским хозяйством, их ограничивали в праве получения образования (в университетах и гимназиях для евреев существовала «процентная норма»). Неоднократно происходили жестокие еврейские погромы, которым власти попустительствовали (а иногда и прямо подстрекали к ним). Следствием такой политики стал рост антиправительственных и революционных настроений в еврейской среде.
4. Рабочее и крестьянское движение
В 70-х гг. в связи с развитием промышленности и ростом численности рабочего класса в России стали учащаться стачки. Особенно регулярно они происходили в крупнейшем промышленном центре страны — Петербурге. Так, Путиловский завод в 70-е гг. бастовал 11 раз. Крупные стачки произошли на Невской бумагопрядильне в 1870 г. , Кренгольмской мануфактуре под Нарвой в 1872 г. , Новой бумагопрядильне в 1878 г.
Самая же известная стачка произошла в 1885 г. на Никольской мануфактуре Морозова в Орехово-Зуеве. Причинами стачки стали падение зарплаты, рост штрафов, произвол администрации. Поначалу стачка приобрела разгромный характер, но ее руководителям П. Моисеенко и В. Волкову удалось обуздать стихию рабочего бунта. Стачечники предъявили требования не только владельцу мануфактуры, но и правительству, добиваясь законодательного ограничения произвола хозяев. Стачка была подавлена. Однако суд присяжных оправдал ее организаторов, поскольку выяснил, что положение рабочих было действительно нестерпимым. Оправдательный приговор имел большой резонанс. Один из правительственных сановников назвал его «салютационным выстрелом в честь показавшегося на Руси рабочего вопроса».
Рост рабочего движения заставил правительство пойти на определенные уступки. В 1882 г. был запрещен детский труд, а труд подростков 12–15 лет ограничен, в 1885 г. был запрещен ночной труд женщин и подростков, в 1886 г. установлены предельные размеры штрафов (не более 1/3 заработка) и запрещен расчет с рабочими купонами фабричных лавок, где цены были выше, а товары хуже.
Предотвратить рост стачечного движения это не смогло. В 1896–1897 гг. крупные стачки вновь охватили Петербург. В 1901 г. произошло столкновение бастующих с полицией — т.н. «Обуховская оборона», в ходе которой рабочие Обуховского завода несколько часов удерживали заводскую территорию.
Крупные стачки произошли в 1902 г. Ростове-на-Дону и Сормове. В 1903 г. всеобщей стачкой оказался охвачен промышленный юг России. В ней участвовало свыше 200 тыс. рабочих Харькова, Одессы, Екатеринослава, Баку, Тифлиса и других промышленных центров.
По мере роста рабочего движения менялось и его содержание. Если в 80-х — 90-х гг. рабочие выдвигали почти исключительно удовлетворения экономических требований, то в 1900–1902 гг. в 20%, а в 1903–1903 гг. в 50% стачек выдвигались политические лозунги. Быстрая политизация рабочего движения объяснялась репрессивными действиями режима против участников забастовок.
Под влиянием рабочего движения развивалось и крестьянское движение. Крестьяне-отходники, возвращаясь в деревню, привносили в сельскую среду не только городские настроения, но и ставшие для них привычными методы борьбы за свои интересы. Так, нередким явлением стала аграрная стачка — отказ крестьян работать в помещичьем хозяйстве на предложенных владельцем условиях. Наибольшее распространение приобрели волнения, вызванные спорами с помещиками из-за земли.
В 1902 г. в Харьковской и Полтавской губерниях крестьянское движение приобрело характер восстания. В этих губерниях традиционно трудилось много пришлых крестьян из соседнего Центрально-Черноземного района. Неурожай привел к падению спроса на рабочие руки и отсутствию заработка. Ответом стал разгром имений, запахивание помещичьей земли, захват семян и инвентаря. Серьезные крестьянские волнения, сопровождавшиеся разгромом имений, произошли в это же время еще в 12 губерниях, что свидетельствовало о готовности крестьянской массы к насилию против помещиков.
5. Распространение марксизма в России. Создание РСДРП.
Рост промышленного производства, численности рабочего класса, формирование рабочего движения, кризис революционного народничества предопределили внимание российской общественности к новой для России идеологии — марксизму.
Первая русская марксистская группа сложилась в 1883 г. в эмиграции из числа бывших народников, членов организации «Черный передел». Лидером группы был Г. В. Плеханов, в нее входили также В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч и В.Н. Игнатов. Члены группы переводили и распространяли в России труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Плеханов выступил также с самостоятельными марксистскими трудами, среди которых наиболее широкое распространение получили «Социализм и политическая борьба» и «Наши разногласия». Пропаганду марксизма Плеханов сочетал с критикой народничества. По мнению Плеханова, крестьянство, вопреки народническим утверждениям, представляло собой не революционную, а консервативную силу. Плеханов первым выдвинул задачу создания российской социал-демократической рабочей партии и подготовил два проекта ее программы.
Практически одновременно с группой «Освобождение труда», деятельность которой носила, главным образом, теоретический характер, в самой России стали складываться марксистские кружки и группы. В 1883 г. кружок, насчитывавший до 150 чел., создал в Петербурге Д. Благоев, в 1885 г. там же возник кружок П.В. Точисского, в 1889 г. — кружок М.И. Бруснева. В Казани существовал кружок Н.Е. Федосеева. Все перечисленные марксистскеи кружки существовали недолго, быстро раскрывались полицией, однако на их месте возникали новые, что свидетельствует о закономерности распространения марксистских идей в тогдашней России.
В 1895 г. в Петербурге был создан «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», лидерами которого стали В.И. Ленин и Ю.О. Мартов, Г. М. Кржижановский. Союз объединил более 20 кружков, установил связь с рабочими столичных предприятий, начал выпуск газеты «Рабочее дело». В конце 1896 г. руководители «Союза борьбы» были арестованы и отправлены в ссылку. Тем не менее деятельность организации продолжалась. По образцу петербургского были созданы «Союзы» в Одессе, Николаеве, Харькове и ряде других индустриальных городов.
В 80-х — 90-х гг. в России сложились также национальные социал-демократические партии: финская, армянская, польская, литовская, еврейский рабочий союз (Бунд).
Увлечение марксизмом было свойственно не только революционной, но и либеральной общественности. Так сложилось направление «легального марксизма». Его сторонниками были видные либеральные мыслители П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, А.С. Изгоев, известный экономист М.Т. Туган-Барановский. Все они видели в марксизме обоснование прогрессивности буржуазного строя, но отрицали идею пролетарской революции и установления социализма. Легальные и революционные марксисты сотрудничали в борьбе против народнической идеологии.
Особенно резкую полемику вел против народничества Ленин. В 1894 г. он написал полемическую книгу «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», посвященную критике народнической идеологии. В 1899 г. вышла книга Ленина «Развитие капитализма в России», в которой доказывалась несостоятельность надежд народников на некапиталистическое развитие России на основе крестьянской общины и «мелкого народного производства».
В то же время Ленин остро полемизировал и с легальными марксистами, которых считал лишь временными союзниками. Против них была направлена его вышедшая в 1895 г. работа «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве».
В 1898 г. в Минске был проведен первый съезд Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Съезд, в работе которого приняло участие 9 человек, принял написанный П.Б. Струве манифест о создании партии, избрал ее ЦК в составе трех человек. Однако на практике сплотить разрозненные марксистские кружки в единую партию еще не удалось.
После съезда в РСДРП наметилось течение экономизма. Его лидерами были Е.Н. Кускова и С.Н. Прокопович. В составленном ими манифесте под названием «Credo» говорилось о том, что рабочие должны сосредоточиться на экономической борьбе, а политическая борьба является задачей интеллигенции.
Ленин, находившийся в ссылке в Восточной Сибири (в селе Шушенском) написал в ответ на «Credo» статью «Протест российских социал-демократов», доказывая, что для рабочего класса важнейшей является именно политическая борьба. Задаче создания пролетарской политической партии был посвящен целый ряд работ Ленина, среди которых важнейшими являются статья «С чего начать?» и книга «Что делать?» Первым шагом на пути к созданию такой партии стало издание нелегальной рабочей газеты «Искра».
6. II съезд РСДРП
Деятельность «Искры» способствовала подготовке II съезда РСДРП, который состоялся в 1903 г. в Брюсселе, а затем был перенесен в Лондон из-за преследований полиции.
На съезде была принята программа партии, состоявшая из двух частей: программа-максимум и программа-минимум. Такая структура программы объяснялась тем, что, по мнению социал-демократов, в России должны была сначала произойти буржуазно-демократическая революция, а после этого — социалистическая. Программа-максимум содержала требования, которые предстояло реализовать в ходе социалистической революции, программа-минимум — требования, которые могли быть реализованы уже в буржуазно-демократической революции.
В программу-максимум было включено требование установить в результате революции диктатуру пролетариата. Возражения экономистов, считавших, что это будет означать отказ от демократического характера революции и отпугнет возможных союзников социал-демократов, были отвергнуты.
В программу-минимум были включены требования по рабочему вопросу: сокращение рабочего дня до 8 часов, отказ от штрафов, запрет детского труда до 14 лет, ограничение труда подростков 14–16 лет и женщин.
Требования программы-минимум РСДРП по аграрному вопросу включили возвращение крестьянам отрезков и выкупных платежей, законодательное снижение арендной платы, расторжение кабальных сделок, юридическое полноправие крестьянства. В программу не было включено требование ликвидации помещичьего землевладения. Это объяснялось тем, что марксисты рассматривали крупное капиталистическое производство как более прогрессивное по сравнению с мелкотоварным. Помещичье хозяйство они считали тогда именно капиталистическим, а основу крепостнических пережитков видели не во всем помещичьем землевладении, а именно в отрезках. В дальнейшем социал-демократы признали, что степень развития капитализма в помещичьем хозяйстве была ими переоценена. В годы первой российской революции РСДРП пересмотрела свою аграрную программу и включила в нее требование конфискации помещичьих земель.
По национальному вопросу в программу-минимум было включено требование самоопределения наций вплоть до их отделения от России и создания собственного национального государства. Социал-демократы не являлись сторонниками отделения и разрушения единого российского государства. Но они считали необходимым предоставить такое народам России право, чтобы не выглядеть шовинистами в глазах рабочих национальных меньшинств. Вместе с тем было отвергнуто предложение Бунда о введении культурно-национальной автономии. По мнению Ленина и его единомышленников оно вело к усилению идейного влияния национальной буржуазии на рабочих соответствующей нации.
Острый спор разгорелся при обсуждении первого параграфа партийного Устава — о том, кто может быть членом партии. Мартов и его сторонники — мягкие искровцы — предлагали, чтобы членом партии мог быть каждый, кто признает партийную программу и оказывает партии регулярное личное содействие. Ленин и его сторонники — твердые искровцы — считали, что член партии обязан не просто оказывать партии содействие, но регулярно участвовать в работе одной из партийных организаций. Такая формулировка предполагала значительно более жесткую партийную дисциплину. К тому же она исключала возможность членства в партии сочувствующих ей либералов, готовых только к содействию: предоставлению явок, финансовой помощи и т.п.
На II съезде формулировка о членстве в партии была принята в редакции Мартова (голосами мягких искровцев, экономистов и бундовцев).
Съезд избрал центральные органы РСДРП: Центральный комитет (ЦК) и редакцию центрального партийного органа — газеты «Искры» (ЦО). ЦК являлся главным организационным органом партии, ЦО — главным идеологическим органом. В состав ЦК вошли Г. М. Кржижановский, Ленгник и Носков, в состав ЦО — В.И. Ленин, Ю.О. Мартов и Г. В. Плеханов. Плеханов возглавил также созданный для координации деятельности ЦК и ЦО Совет партии.
Поскольку при выборах центральных партийных органов победили сторонники Ленина, их стали называть большевиками, их противников — меньшевиками.
Ленин позднее говорил, что большевизм как политическая партия берет свое начало со II съезда РСДРП.
7. Народничество в 1880-х — 1900-х гг. Возникновение партии эсеров.
После цареубийства 1 марта 1881 г. революционное народничество испытало тяжелый кризис. Устранение царя, чему в последнее время были посвящены все усилия народовольцев, не привело к революции и не вызвало серьезных политических потрясений в обществе. С другой стороны, сама «Народная воля» понесла тяжелые утраты в результате ужесточившихся репрессий и предательства. Постепенно к концу 80-х гг. революционное народничество в России сошло на нет.
В 80-х гг. на первый план выдвинулось либеральное народничество, отвергавшее революционные пути преобразования страны и проповедовавшее мирные формы работы в народе.
В 80-х гг. в среде либеральных народников господствовало мнение о первостепенной важности культурной работы в народе. Они считали необходимым новый вариант хождения в народ — с культурными целями. Народники, многие из которых стали земскими служащими, занимались устройством школ, больниц, стремились оказывать крестьянам агрономическую помощь, защищали их права в качестве юристов. Так возникла теория «малых дел», пропагандистом которой выступала газета «Неделя».
Программа «Недели» способствовала сближению интеллигенции с народом. Но она игнорировала политические проблемы. Увлекшись «культурничеством», сторонники «Недели» перестали уделять внимание вопросам демократизации политического строя. Они не уделяли внимания и такому принципиальному для традиционного народничества вопросу как возможность перехода России к социализму минуя капитализм. Поэтому в среде самого же либерального народничества программа «малых дел» встретила возражения, прежде всего со стороны одного из самых влиятельных народнических теоретиков Н.К. Михайловского.
Н.К. Михайловский считал недопустимым забвение социалистических традиций народничества, отказ от требований демократизации политического строя России. В 1893–894 гг. Михайловский, В.Г. Короленко, А.В. Пешехонов создали партию «народного права». «Народоправцы» стояли на позициях народнического социализма и добивались введения в России важнейших политических свобод.
В самом начале ХХ в. стало формироваться революционное неонародничество. В 1901–1902 гг. на базе нескольких революционных неонароднических групп и кружков сложилась партия социалистов революционеров (сокращенно — с.-р., отсюда — эсеры). Лидерами партии Н.Д. Авксентьев, В.М. Чернов, Г. А. Гершуни, Б.В. Савинков. Эсеры считали, что в России должна произойти социалистическая революция, главной силой которой явится крестьянство. По своему составу партия, однако, была преимущественно интеллигентской, около четверти ее членов составляли рабочие, а крестьяне — менее 2%.
Эсеры, как и народовольцы, считали необходимым политический террор, для чего создали Боевую организацию во главе с Г. А. Гершуни. Эсеры совершили ряд громких террористических актов против высших сановников (в т.ч. убили в 1902 г. министра внутренних дел Д.С. Сипягина, в 1904 г. — В.К. Плеве).
8. Либерально-оппозиционное движение
В 90-х гг. возродилось и либерально-оппозиционное движение. Важнейшей его опорой было земство. Либеральных идей придерживалась небольшая часть земских гласных, главным образом, из числа богатых и образованных дворян, но зато они были популярны в среде земских служащих — разночинной интеллигенции.
Земские служащие служили связующим звеном между либеральными гласными и городским интеллигентским либерализмом, главной социальной базой которого были профессора и преподаватели университетов, а также лица свободных профессий: врачи, адвокаты, литераторы и журналисты.
В 1899 г. возник либеральный кружок «Беседа», в который входили лидеры земского либерализма из числа аристократии, а также сторонники легального марксизма во главе с П.Б. Струве. В этом кружке сформировались взгляды многих будущих видных деятелей российского либерализма.
Все русские либералы были сторонниками исключительно мирной политической эволюции российского политического строя и считали необходимым добиться реформ от самого самодержавного режима. Главным средством для этого все они считали формирование в стране мощного общественного мнения. Однако политические взгляды либералов отнюдь не были едиными.
Правое крыло либерализма составляли сторонники Д.Н. Шипова — либеральные славянофилы, отрицавшие парламентский строй и конституцию и допускавшие лишь созыв Земского собора при сохранении неограниченного самодержавия. По мнению Шипова, России была необходима сильная монаршая власть, опирающаяся на доверие народа.
Левое крыло либералов, преимущественно интеллигентское, а не земско-дворянское, придерживалось мнения о необходимости введения в России конституционного строя по образцу Англии. В 1902 г. конституционалисты стали издавать в эмиграции журнал «Освобождение» под редакцией П.Б. Струве.
В 1903–1904 гг. оформились «Союз земцев - конституционалистов» и более радикальный «Союз освобождения». Обострение критики самодержавия со стороны либералов свидетельствовало о приближающемся кризисе режима.
На что следует обратить внимание при ответе
Важно показать наличие различных направлений оппозиционного движения, часть из которых (либералы) уделяли внимание, главным образом, политическим проблемам, в первую очередь — формированию правового государства и демократических свобод, часть (революционеры) — социальным проблемам. В этом — второе различие между революционерами и либералами, а первое и главное — в провозглашаемых методах борьбы.
Важно обратить внимание на то, что социал-демократы считали, что в России должна сначала произойти буржуазно-демократическая революция и лишь затем — социалистическая, а неонародники (социалисты-революционеры) считали, что Россия непосредственно стоит перед социалистической революцией.
В разделе о внутренней политике самодержавия может потребоваться более подробно говорить об экономической политике. Соответствующий материал был в предыдущей рассылке.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||