Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Говорим и пишем правильно. Помощь всем


Информационный Канал Subscribe.Ru

Ресурс "Культура письменной речи"

Говорим и пишем правильно

Выпуск 38 14 января 2004 г.


Здравствуйте, уважаемые подписчики!


В выпуске:
1. Ликбез от GRAMMA.RU. "Я вас любил так искренно, так нЁжно..."
2. Веселый этимологический словарик. Конкурс
3. Новый конкурс "Большая медведица пера"
4. Афоризмы наших читателей
5. Информация

ЛИКБЕЗ ОТ GRAMMA.RU


"Я вас любил так искренно, так нЁжно..."

       Изобретение буквы Ё приписывается знаменитому историку и литератору Н.М. Карамзину. Во всяком случае, первое употребление Ё в печати зафиксировано точно - 1797 год. Иначе говоря, этот графический знак - самый "молодой" в нашем весьма консервативном алфавите, что, несомненно, также сыграло не последнюю роль в трудной судьбе буквы Ё. При этом особенно интересно, что до её изобретения русские филологи мучительно долго искали способ адекватной передачи на письме соответствующего звука (т. е. /o/ после мягкого согласного) и одновременно сочетания звуков (т. е. /йо/ в начале слова, после гласных и после разделительных Ъ и Ь знаков) - по аналогии с уже существовавшими буквами Е, Ю, Я. Предлагались самые разные варианты: O с двумя точками наверху; то же О, но разделенное пополам либо горизонтальной, либо вертикальной чертой; сочетание графем IO, соединенных наверху дугой лигатуры и т. п. Наконец начертание изобрели - и тут же признали не вполне обязательным для употребления...

      Если заглянуть в стереотипный школьный "Орфографический словарь" Д.Н. Ушакова и С.Е. Крючкова, то в предисловии в нему можно прочесть специально оговорённые условия употребления буквы Ё:

а) когда нужно предупредить неверное чтение и понимание слова; например: узнаём в отличие от узнаем; всё в отличие от все: вёдро в отличие от ведро, совершённый (причастие) в отличие от совершенный (прилагательное);

б) когда надо указать правильное произношение слова, например: река Олёкма (не Олекма!), щёлочь (не щелочь!);

в) в специальных текстах (словари, буквари, некоторые учебники и т. д.).

      Необязательность употребления Ё оказывается следствием нескольких причин: как не слишком существенных (относительная "молодость" этого знака; неизбежное снижение скорости письма при "отрыве" руки для начертания двух точек над буквой Е), так и более серьезных.
      Ну, во-первых, таких пар слов, которые отличаются только одной буквой, Е или Ё, относительно немного, десятка два-три. Тем более, что из контекста, как правило, всегда ясно, идет ли речь, скажем, о нёбе или же о небе... Слов, в которых буква Ё стояла бы в самом начале, еще меньше.
      Во-вторых, звук, обозначаемый буквой Ё, может появиться только под ударением - а в безударном положении в той же самой морфеме (т. е. корне, суффиксе, окончании) ему всегда соответствует звук, обозначаемый буквой Е: звёзды - звезда и т. п.
      Оказывается, что неупотребление Ё создает единообразное написание какой-либо морфемы, примерно так же, как написание О вместо слышимого А сохраняет одинаковое написание корней в словах дом - домой, мой - моя и т. п.
      Однако последовательное игнорирование злосчастной буквы Ё приносит, разумеется, и немало вреда. Знала бы она своё место - и мы бы знали точно, как следует произносить некоторые слова: афёра - или афера, бытие - или бытиё, жёлчь - или желчь, манёвры - или маневры... Да и у нерадивых школьников не возникло бы соблазна разрушить пушкинскую рифму, заменив в известном стихотворении "Я вас любил..." высокий архаизм безнадежно на современное безнадёжно... А то ведь и у учителей может появиться желание в шутку срифмовать в ответ: "Я вас любил так искренно, так нЁжно..."

 

по материалам www.gramma.ru

ВЕСЕЛЫЙ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК


      Подведем итоги очередного этапа конкурса. То ли праздник отвлек, то ли скучновато стало - но количество участников несколько уменьшилось. Не приняли участия и наши самые опытные авторы: А. Шулика, Л. Вайсман, Е. Орлова, С. Овчинников и др. А жаль...
      К авторам словаря (см. на сайте) присоединились: Валентин Титов (Москва), Ольга Лопес (Португалия), Юлия Мурова (Санкт-Петербург), Станислав Жерносенко (Барнаул), Людмила Глухова (Москва), Николай Елисеев (Ростов-на-Дону), Капустина Алла (Санкт-Петербург).


      Приведем этимологии, признанные наиболее интересными и оригинальными:

Система - главная сюжетная линия в журнале "Playboy" (Наталья Титова); картинки в Плейбое (Елена Каныгина); волнующая мужчин тема о бюсте (Глухова Людмила)

Странник - клиент врача-психиатра (Наталья Титова); путеводитель (Ладо Имедашвили); президент (Ольга Лопес)

Советник - гнездо совы (Елена Каныгина); житель бывшего СССР (Ольга Лопес); веник (Валентин Титов)

Сварка - кастрюля (Наталья Титова); разговор с тещей (Александр Левченко); небольшая ссора (большинство участников).

Прораб - роман о Спартаке (Татьяна); КЗоТ (C. Селин); надсмотрщик на плантациях (Елена Каныгина); газета на "черном" рынке (Станислав Жерносенко);

Протест - "обкатка" системы ПРО (Александр Левченко); рецепт теста (Елена Каныгина); книга о выпечке (Наталья Титова) .

Провал - шедевр Айвазовского (Александр Левченко); лекция о механизмах (Елена Каныгина); учебник по механике (Наталья Титова);

Папирус - туземный сын Миклухо-Маклая (Татьяна ); дитя папуаса и русской (Андрей Жвалевский); русский папа (большинство участников)

Просвещение - речь Чубайса (Алла Капустина); флюорограмма, рентген (Юлия Мурова, Наталья Титова, C. Селин, Александр Левченко)

Вирус - виртуальные услуги (Елена Каныгина); стропальщик (Наталья Титова); вопрос иностранца: "Вы русский?" (Елена Каныгина, Алла Капустина)

Валюта - киллер (Елена Каныгина); невозвращенец (Елена Каныгина); жена Малюты Скуратова (Александр Левченко); сильный снегопад (Ладо Имедашвили);

Мачеха - жена мачо (Александр Левченко); мать чеха (большинство участников).

Мачете - сын мачо (Татьяна); инструмент для замО'чки в сортире (Александр Левченко);

Мурена - работница МУРа (Елена Каныгина, Наталья Титова, Валентин Титов); сирена на спецавтомобиле МУР (Андрей Жвалевский);

Пловец - то же, что и "абзац" (Ладо Имедашвили); "так-себе-плов" (Александр Левченко); любитель плова (Станислав Жерносенко, Алла Капустина).

Студент - заморозка у дантиста (Валентин Титов); любитель студня (Алла Капустина);

Иллюминация - фокусы сапера (Наталья Титова); калмыки вместе с президентом (Александр Левченко);

Главком - нижний ком в снежной бабе (Елена Каныгина);

Капельмейстер - самогонщик (Николай Елисеев); сантехник (Валентин Титов); уролог (Александр Левченко);

Промоутер - кутила, транжир (Андрей Жвалевский, Александр Левченко); моющий пылесос (Елена Каныгина); мойщик окон (Ольга Лопес)


Лидеры конкурса:
Елена Каныгина
(I место), Александр Левченко (II место), Наталья Титова (III место).

ПОБЕДИТЕЛЕМ КОНКУРСА признана ЕЛЕНА КАНЫГИНА!

Победитель получает книгу "Русский словарь крылатых фраз", М., 2002. Примите наши поздравления и не забудьте сообщить нам свой почтовый адрес!

Лучшие этимологии:

Советник - гнездо совы (Елена Каныгина);
Прораб
- КЗоТ (C. Селин);
Валюта - киллер (Елена Каныгина);
Пловец - то же, что и "абзац" (Ладо Имедашвили);
Иллюминация - фокусы сапера (Наталья Титова);
Капельмейстер - самогонщик (Николай Елисеев).

      Этим адресом можно воспользоваться для того, чтобы предложить новое слово в "Веселый этимологический словарик": spb@gramma.ru. Не забудьте указать свои имя, фамилию и регион. Удачи!
Присылайте интересные слова для толкования.
Присланные слова обязательно сопровождайте своими вариантами толкований.

      Уважаемые "толкователи"! Мы решили сделать небольшой перерыв в конкурсе веселых этимологий. А чтобы вы не скучали, объявляем новый конкурс.


БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА ПЕРА


Даже Лев Толстой, даже эта величайшая медведица пера,
если бы ей удалось взглянуть на наши достижения… даже она
заявила бы…: "Не могу молчать. Вот они, … плоды всеобщего
и обязательного просвещения"

В. Маяковский. Баня

      Новый конкурс - для тех, кто всегда мечтал увидеть свое произведение опубликованным, а свою фамилию стоящей в ряду громких литературных имен.
      Все помнят детскую скороговорку: "Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто". Известно также, что в Книгу рекордов Гиннеса в свое время попала повесть, все слова в которой начинаются на одну букву. "Забавы эти (игры с буквами и словами) имеют весьма почтенную родословную, - писал новомирский обозреватель Михаил Визель.- Я ими искренне восхищаюсь и завидую им (авторам подобных текстов), как восхищаюсь я и завидую цирковым жонглерам, акробатам и эквилибристам, расширяющим представление о возможностях человеческого тела. Так без какого-то или каких-то звуков писались стихи и проза еще в Древней Греции и Древней Индии (в одном санскритском романе целая глава написана без губных звуков - будто бы потому, что у героя после любовной ночи болят губы)". История литературы знает и другие примеры такого рода. Приведем один из них и мы. Мы предложили одиннадцатиклассникам, членам команды КВН, написать произведение, где все слова начинаются с "С". В течение пятнадцати минут они создали вот это:

Солдат с семгой
Сказка

      Светало. Сквозь сеть соленой сельдью сияло солнце. Солдат собирал сеть с сокрушенным сердцем. Сколько сил своих сложил солдат сегодня, сидя с сетью: семгу словить страшно старался солдат. Сплошь селедка…
      Смотрит - соседка. Соседка смеется: "Скоро случится славная свадьба". Солдат струсил, стремительно спрятался, служивого скосила свинка. Состояние солдата слишком слабое. Село сбежалось. Селяне сказали: "Солдата свинка стремительно свалила, скорая сможет солдата спасти". Скоро сказка сказывается, скорая спешить не собирается …
      Соседка сумку соленой семги снесла страдальцу. Солдат с соседом смеются сильно, на семгу слюни свои соча. Семгу съели - счастливы стали. Сосватали солдату соседку. Cправили свадьбу. Собрали стол, сказали столько сладких слов, стали счастливы. Схоронили скелет семги.
      Сказка скончалась.


      Сегодня мы приглашаем вас, уважаемые читатели нашего сайта, создать творение на букву "Т". Она ничем не хуже остальных 32 букв русского алфавита. К тому же отметим, что многие маститые авторы уже пытались освоить этот творческий метод, а некоторые даже преуспели, обогатив литературу такими шедеврами, как "Толстый и тонкий", "Три товарища", "Три толстяка", "Трын-трава" и т. д.

Условия конкурса просты:
1. Все слова должны начинаться с "Т".
2. Допустимо использование не более 5 служебных слов (предлогов и союзов), начинающихся на другие буквы.
3. Произведение должно иметь сюжет.
4. Чем больше слов, тем ближе приз.
5. Однокоренные слова и формы одного и того же слова засчитываются как одно слово.
6. Рассказ (повесть, роман, поэма и т. п.) должны быть нескучными.

Приз - "Словарь трудностей русского языка" Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой.

Победитель конкурса (он же обладатель словаря) получает звание "БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА ПЕРА". Он сможет узнать о написании, произношении, формообразовании любого из 20 тысяч слов, включенных в это исправленное и дополненное издание, а также получить справку о значении, сочетаемости, управлении и правильности употребления того или иного слова.

Подведение итогов - 15 марта сего года. УДАЧИ!


Ждем ваши произведения

АФОРИЗМЫ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ


      Продолжается КОНКУРС АВТОРСКИХ АФОРИЗМОВ. Сделайте свое изречение достоянием многих! Присоединяйтесь!

Вот некоторые мысли наших авторов:

Я тебя так сильно люблю, что уж лучше тебя вообще не видеть! (Алла Капустина) .

Я тут книжицу пописываю... (Алла Капустина)

Не осуждай осуждающих (Диана Позднякова)

Я так ненавижу, когда ты прав... (Даша Тихонова)

Яйца от курицы недалеко падают (Александр Поздняков)

Смерть не роскошь, а средство передвижения... (Артур Агабабян).

Пуля - дура... Смерть в курсе... (Артур Агабабян).

Вечная любовь, как правило, длится несколько недель... (Артур Агабабян).

У истинного хитреца лицо доброе, а помыслы сугубо гуманные... (Артур Агабабян).


Прочитать еще

Ждем ваших афоризмов

ИНФОРМАЦИЯ


      В разделе "Книжные новинки" вас ждут новые поступления: словари, книги по делопроизводству, учебные пособия по русскому языку и литературе

       Рабочая группа проекта "Культура письменной речи" готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству специалистов. Ваши наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://www.gramma.ru

Ведущий рассылки А. Белокуров
Все права защищены © ABL2001-2004.
Воспроизведение материалов допускается только с разрешения администрации
и со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное