Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Готовимся заранее. Сочинение в школе и вузе.


Служба Рассылок Subscribe.Ru
Ресурс "Культура письменной речи"

Готовимся заранее. Сочинение в школе и вузе.

Выпуск 5 30 ноября 2001 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

      

В выпуске:
1.Cинтаксические ошибки (продолжение)
2.Космос и косметика
3.Перлы


Типичные ошибки

Синтаксические ошибки

Ошибки в односоставном предложении: :

  • Использование двусоставных конструкций на месте односоставных.

  • Использование деепричастного оборота в безличном предложении: "Увидев собаку, мне стало жаль ее".

Предложения с однородными членами: :

  • Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения: "Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая".

  • Включение в ряд однородных членов слов, обозначающих неоднородные понятия: "Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату".

  • Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов: "Мальчик был лобастый, но серьезный".

  • Неверное присоединение к одному главному члену логически неоднородных второстепенных членов: "В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда".

  • Ошибки в согласовании однородных подлежащих со сказуемым: "Тревога и тоска застыла в ее глазах".

  • Нарушения в области однородных сказуемых:
    а) использование разных типов сказуемых в качестве однородных: "Море после шторма спокойное, ласковое и играет лучами солнца";
    б) нарушение единообразного оформления составных именных сказуемых: использование разных падежных форм именной части однородных составных именных сказуемых: "Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход"; присоединение к однородным глагольным сказуемым дополнения, которое управляется лишь одним из сказуемых: "Все очень ждут и переживают за солдат"; употребление кратких и полных форм прилагательных и причастий в именной части: "Моя комната недавно отремонтирована: побелена и покрашенная".

  • Объединение членов и частей разных предложений на правах однородных: "Под березой растут грибы, ягоды, подснежники расцветают весной". "Дети ждали отца и когда покажется его лодка".

Предложения с вводными словами и вводными конструкциями:

  • Неправильный выбор вводного слова: "Девочки напряженно вглядывались в даль моря: наверное, на горизонте появится лодка".

  • Использование такого вводного слова, которое приводит к двусмысленности: "По словам рыбаков, ночью был шторм, а теперь штиль".

  • Употребление вводного предложения как самостоятельного: "Книга - источник знаний. Как утверждают многие".

Предложения с обособленными членами:

  • Нарушение порядка слов в предложениях с причастным оборотом.
    - Отрыв причастного оборота от определяемого слова: "Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко".
    - Включение определяемого слова в состав причастного оборота: "У девочек устремленный взгляд в море".

  • Нарушение правил построения причастного оборота.
    - Построение причастного оборота по образцу придаточного предложения: "На картине изображена девочка, которая только вставшая".
    - Употребление причастного оборота вместо деепричастного: "И каждый раз, возвращавшиеся обратно, мы садились под тополем и отдыхали".

  • Ошибки в предложениях с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом : "Отдыхая в кресле, передо мной висит картина "Март".

Способы передачи прямой речи. Прямая и косвенная речь:

  • Объединение прямой речи и слов автора: "Перед войной отец сказал мне: "Ухаживай за деревом и ушел на фронт".

  • Употребление прямой речи без слов автора: "Девочки увидели баркас: "Папа!".

  • Смешение прямой и косвенной речи: "Дедушка сказал, что в детстве у них был такой закон: в дни рождения дарили мы только то, что сделано было своими руками".

  • Ошибки при введении цитат: "К. Паустовский говорил, что "Человек, любящий и умеющий читать, счастливый человек".

Продолжение следует...

      Если в процессе работы с нашими рекомендациями и заданиями у вас возникли вопросы - задайте их нам на сайте www.gramma.ru


по материалам www.gramma.ru

А вы знаете, что...


Космос и косметика

      Вы никогда не задумывались над тем, почему так похожи друг на друга слова космический и косметический? Есть ли у них какой-то, общий, единый источник, или же сходство между этими словами объясняется лишь случайным совпадением?
      Прежде всего нужно сказать, что этимология обоих слов может быть выявлена только на материале греческого языка. Древнегреческий глагол kosmeö [космео] означал «строю, привожу в порядок, украшаю». Отсюда у слова kosmos [космос] появились значения «упорядоченность, порядок», «мировой порядок, мироздание, мир» и «украшение». Впервые слово kosmos в значении «мир, мироздание, вселенная», насколько нам известно, было употреблено знаменитым древнегреческим математиком и философом Пифагором (VI век до н. э.). Значение же «украшение, наряд» было известно у слова kosmos еще во времена Гомера, то есть, по крайней мере, за 200 - 300 лет до Пифагора.

      Древнегреческое прилагательное kosmetikos [косметикос] имело значение «придающий красивый вид, украшающий», а сочетание слов kosmetikё technё [косметике техне:] или просто kosmetikё означало «искусство украшения». Именно здесь и находятся истоки русских слов косметика и косметический.

      Что же касается слова космический, то оно восходит к другому древнегреческому прилагательному - kosmikos [космикос] «мировой, вселенский, относящийся к космосу». Следовательно, общность происхождения русских слов космос, космический и косметика, косметический может быть представлена в виде такой схемы:

греч. kosmeö; „привожу в порядок, украшаю"
|
kosmos «мировой порядок, мироздание», «украшение» kosmetike
«искусство украшения»
| |
kosmikos "относящийся к космосу" русск. косметика
| |
русск. космический русск. косметический




   "О комплиментах "
(прочитать)

Перлы
"Первый сон Раскольникова и его роль в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"."

  • Раскольников не хочет стать подлинным Наполеоном, он хочет стать добрым русским Наполеоном.
  • Раскольников - человек, не обидевший даже самого крохотного жучка.
  • В образе савраски предстает картина угнетенных народных масс.
  • Бросается в глаза антитеза: худая савраска и толстая шея ее хозяина.
  • Можно провести много параллелей между Аленой Ивановной и лошадью: обе они уже пожилые и одинокие.
  • Раскольников беспомощен перед несправедливостью этого мира, но не одинок, а гуляет вместе с отцом.
  • Тяжелое впечатление производит описание кладбища и давно умерших людей.
  • Раскольников оставил учебу, нигде не работал, оставалось одно - Алена Ивановна.
  • На формирование образа лошаденки повлияла молоденькая пьяная девушка, которую Раскольников встретил на бульваре.
  • Символично и то, что Миколка по лошадке, и Раскольников по старушке ударяют несколько раз.
Читайте на сайте "Культура письменной речи"
 
 
     Рабочая группа проекта "Культура письменной речи" готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству специалистов. Ваши наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://www.gramma.ru

Ведущий рассылки А. Белокуров
Все права защищены © ABL-2001.
Воспроизведение материалов допускается только со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное