Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Готовимся заранее: EГЭ, сочинение в школе и вузе


Информационный Канал Subscribe.Ru

Ресурс "Культура письменной речи"

Готовимся заранее. Единый государственный экзамен

Выпуск 40

22 мая 2005 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

В выпуске:
1. КОМПЛЕКТЫ ТЕМ СОЧИНЕНИЙ для подготовки к письменному экзамену в 2005 году
2. Готовимся к ЕГЭ. ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 2005 ГОДУ. Тренинг
3. Перлы "знатоков" из репетиционного экзамена ЕГЭ-2005
4. Информация

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНУ


      Для выпускников 2005 года опубликованы КОМПЛЕКТЫ ТЕМ СОЧИНЕНИЙ для подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы в 2004/2005 учебном году. С ними можно познакомиться на нашем сайте www.gramma.ru


ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ


ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 2005 ГОДУ

Тренинг

Прочитайте текст и пример сочинения по нему. Отметьте в сочинении удачные, с вашей точки зрения, приемы краткого пересказа и анализа предложенного текста. Оцените степень глубины и точности анализа средств выразительности, логику изложения материала, уместность вступления и заключения. Напишите свое сочинение по предложенному тексту.

      (1)Упражняется ли милосердие в нашей жизни? (2)...Есть ли постоянная принуда для этого чувства? (З)Часто ли мы получаем призыв к нему? (4)В "Памятнике", где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

      (5)Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. (б)Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. (7)От "Пира Петра Первого", от "Капитанской дочки", "Выстрела", "Станционного смотрителя" милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя. (8)В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. (9)Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова.
      (10)Это не только прямой призыв к милосердию вроде "Муму", но это и обращение писателей к героям униженным и оскорблённым, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова. (11)Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.
      (12)Милость к падшим призывать - воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему - необходимость настоятельная, труднооценимая. (13)Я убеждён, что литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета.

(по Д. Гранину)

 

      "Упражняется ли милосердие в нашей жизни?" - задает нам вопрос автор, с самого начала заявляя актуальную для него проблему и приглашая читателя задуматься: действительно, "есть ли постоянная принуда для этого чувства?".
      Позиция самого Д. Гранина ярко выражена в последнем абзаце: автор убежден, что воспитание чувства милосердия в современном обществе - "необходимость настоятельная, труднооценимая", он обращается к традициям русской классической литературы, чтобы проследить развитие темы милосердия и сострадания от Пушкина до наших дней.
      Писатель приводит в качестве примера цитату из стихотворения А.С. Пушкина "Памятник", в последней строке которого Д. Гранин видит "прямой призыв к милосердию". Автор утверждает, что именно Пушкин положил начало развитию темы "милости к падшим" в таких произведениях, как "Пир Петра Первого", "Капитанская дочка", "Выстрел", "Станционный смотритель", позднее же эта тема получила продолжение в творчестве "Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова". В тексте Даниила Гранина часто встречается такое средство выразительности, как ряды однородных членов. В приведенной выше цитате автор использует этот прием, чтобы показать, насколько широко рассматриваемая им проблема отражена в произведениях подавляющего большинства русских писателей XIX века. В следующем абзаце мы видим ряд однородных определений: "… обращение писателей к героям униженным и оскорбленным, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим…". Эти эпитеты взаимно усиливают друг друга, и автору удается выразить глубочайшую степень униженности, одиночества "падших героев".
      Я согласна с автором в том, что сегодняшняя литература должна осознать необходимость воспитания чувства сострадания, "возвращения к нему" в современном мире, ставшем более жестоким с течением времени. Чтение русской классической литературы - прекрасный способ эстетического и духовного воспитания, самосовершенствования человека как личности и как члена общества. Особое внимание, как мне кажется, необходимо уделять изучению русской литературы в школе, поскольку именно в детском, юношеском возрасте закладываются основы нравственности и морали и от этого зависит, каким человек будет в дальнейшем, какой жизненный путь он выберет.
      Однако я не вполне принимаю гранинское прочтение образа Сонечки Мармеладовой, героини романа Достоевского "Преступление и наказание". Гранин представляет ее как одну из множества "сирых" и "убогих", включает в ряд персонажей, к которым в произведениях русских классиков проявляется сострадание. Но у разных авторов - разные взгляды и разные образы героев, и это надо учитывать. Если в "забитом ничтожнейшем чиновнике" - станционном смотрителе - мы, несомненно, видим "человека с душой благородной, достойной любви и уважения", то в образе Сони Мармеладовой, как мне кажется, читатель "открывает" прежде всего не "оскорбленную, сирую, убогую, несчастную" девушку, а человека удивительной души - щедрой, всепрощающей, способной к бескорыстной христианской любви, человека необычайно сильного духовно и безгранично верящего в добро и справедливость. Соне не нужно милосердия со стороны окружающих, ибо она сама - воплощение милосердия и любви к ближнему.
      Итак, литература наша действительно не имеет права "отказаться от пушкинского завета", особенно сейчас, когда "век" вновь обещает быть "жестоким".

Примеры других текстов и сочинений по ним можно на нашем сайте.

Критерии проверки

Проверьте предложенные сочинения, а также свои работы по следующим "параметрам":

1. Выполнены ли коммуникативные задачи вступления:
- приглашение к разговору;
- определение темы (проблемы) текста;
- представление автора;
- переход к основной части, связь с ней.
Отметим, что во вступлении недопустим пересказ содержания текста. Объем вступления - 3-4 предложения.

2. Выполнены ли коммуникативные задачи основной части.

Структура этой части работы может быть следующей (в этой части уместно изложить и собственное мнение, но не о тексте, а о поставленных автором проблемах):

а) комментарий содержания текста, включающий анализ микротем и языковых средств;
б) изложение собственного мнения о поставленной автором проблеме.

Проверка содержания основной части сочинения может быть проведена по следующим пунктам:

- правильно ли поняты пишущим тема и проблемы текста, отражены ли они в работе;
- не является ли основная часть простым пересказом;
- нет ли посторонних тем;
- все ли микротемы текста освещены;
- выявлена ли авторская идея;
- аргументировано ли собственное суждение о предложенной автором текста проблеме;
- выполнен ли анализ языковых средств выразительности (заметим, что эти средства можно рассматривать как форму авторской аргументации, способ воздействия на читателя):
а) проверьте, представлен в вашей работе только перечень средств выразительности или дан их анализ;
б) приведены ли примеры (допустимо в скобках, но обязательно в кавычках);
в) достаточно ли корректны приемы введения в сочинение языкового анализа (нежелательно писать "автор использует, употребляет" то-то и то-то, избегайте общих слов: "для большей выразительности, чтобы придать эмоциональность" и т. п.).

3. Выполнены ли коммуникативные задачи заключения. В заключительной части работы читающий (проверяющий) должен увидеть:
- завершенность работы;
- связь заключения с текстом, с его проблематикой.

Объем заключения - 2-3 предложения.

по материалам www.gramma.ru

ИНФОРМАЦИЯ


      Наш ресурс www.gramma.ru принимает участие в конкурсе "ИНТЕРНИТЬ-2005". Если мы интересны и полезны вам, проголосуйте, пожалуйста!

ПЕРЛЫ "ЗНАТОКОВ"


Из репетиционных сочинений (часть С) ЕГЭ 2005:

- Набор кратких предложений призван создать эмоциональное вопрошание.
- …милость к павшим...
- Кто есть влюбленные: больные или просветленные?
- Пытаясь объяснить, что значит милосердие, как в строчках Пушкина, не всем дано.
- Мне очень понравился очерк. Такие очерки должны читать не только взрослые люди, но и дети в школах и даже садиках.
- Литература 19 века с выделяющимися авторами из феодального дворянства, которые отлично описывали реалии жизни, в основном являясь при этом владельцами крепостных.
- Даже милостыни можно подавать по-разному, то ли с искренними чувствами, то ли отрывая злостно от сердца.
- Конечно, такое явление не могло не быть освещено в русской литературе, да что уж там душой кривить, во всем мировом искусстве в целом.
- Именно это пробуждает в читателе человека.
- Милость к падшим - величайшая благодетель.
- Пушкин призывал к милосердию, писатели 19 века призывали, Гранин призывал. И теперь я вас призываю: будьте милосердными! (концовка работы)
- "Все люди - братья",- завещал Иисус Христос.
- После прочтения произведения ("Шинель") слезы наворачиваются на глаза, спускаются по щекам и бусинками капают на бумагу.
- Успокаивает лишь то, что сквозь толпы безразличных людей проскальзывают такие, как Пушкин и блюстители его завета.
- В нашем веке не каждый человек милосердлив.
- Ласки и любви достоин каждый, даже такие падшие люди, как Самсон Вырин, Сонечка Мармеладова, Левша.
- Я думаю, что автор донес до наших умов то, что хотел донести. Он был задан целью. У него это отлично получилось, но по крайней мере это случилось со мной, наверное, поэтому я, погружая себя в текст, вчитывала себя как можно глубже и даже ощутила себя во многих произведениях Пушкина.
- Это Пушкин очень хорошо показал, ведь еще и потому что упомянуть о милости к падшим - его литературная обязанность, так как иначе люди, не прочитавшие Пушкина могут забыться. Что падшие тоже люди.
- Нечитающий же человек мыслит плоско, узко, из-за того, что не читая, у него не работают мозги и не вырабатывается милосердие.
- Рассуждения автора доводят читателя до логического конца.

Полную версию читайте на сайте


ИНФОРМАЦИЯ

     Рабочая группа проекта "Культура письменной речи" готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству специалистов. Ваши наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://www.gramma.ru

Ведущий рассылки А. Белокуров
Все права защищены © ABL2001-2005.
Воспроизведение материалов допускается только c разрешения администрации
и со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: job.education.lit

Другие рассылки этой тематики
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное