Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Для Вас, педагоги! Список статей из периодических изданий 2025. Выпуск 23-24


                            Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА"

Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

ДЛЯ ВАС, ПЕДАГОГИ!

Аннотированный список статей периодических изданий и Интернет-ресурсов

Выпуск N 23-24

[2025]

 

ЕГЭ

 

Наблюдатели из числа родителей зафиксировали 115 нарушений во время первых ЕГЭ. Текст : электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL:https://obrnadzor.gov.ru/news/nablyudateli-iz-chisla-roditelej-zafiksirovali-115-narushenij-vo-vremya-pervyh-ege/ (дата обращения: 10.06.2025).*

 

В этом году Рособрнадзор активно привлекает родителей обучающихся, в том числе представителей родительских комитетов, к мониторингу хода экзаменов. Они следят за соблюдением прав выпускников и за ходом экзамена.Общее количество нарушений, зафиксированных родителями, составило 115.В частности, родители отметили такие нарушения порядка проведения экзаменов, как присутствие посторонних лиц в пунктах проведения экзаменов, отсутствие металлоискателей, помощь участникам во время экзаменов со стороны организаторов, невыдача организаторами по просьбе участников экзамена черновиков или дополнительных бланков ответов, перемещение участников ЕГЭ без сопровождения, отсутствие помещений для медицинских работников, отсутствие инструктажа перед экзаменом или неполный инструктаж и другие.

 

Основной период ЕГЭ проходит на высоком организационном уровнеЕГЭ. Текст : электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL:https://obrnadzor.gov.ru/news/osnovnoj-period-ege-prohodit-na-vysokom-organizaczionnom-urovne/ (дата обращения: 10.06.2025).*

 

Основной период ЕГЭ проходит на высоком организационном уровне, рассказал на пресс-конференции, посвященной первым результатам ЕГЭ 2025 года, руководитель РособрнадзораАнзор Музаев. Основной период начался 23 мая и завершится 4 июля. Экзамены проходят во всех 89 регионах России, а также в образовательных организациях за рубежом. Экзамены проходят без серьезных нарушений и сбоев, которые могли бы повлечь перенос ЕГЭ в отдельных экзаменационных пунктах, без нарушений прав выпускников.

 

УЧИТЕЛЮ  ХИМИИ

 

Агрохимия: новый курс для агроклассов // Химия в школе. - 2025. - № 4. - С. 48-49.

 

Информация об учебном пособии для агроклассов "Агрохимия", предназначенного для организации курса внеурочной деятельности.

 

Алехина Е. А. Исследовательская деятельность в университетском технопарке // Химия в школе. - 2025. - № 4. - С. 50-57 : рис., 5 табл.

 

Описаны основные этапы организации исследовательской деятельности обучающиеся 8-9 классов по изучению химического состава и свойств воды остаточных озер реки Замарайки в рамках работы проектной группы Технопарка универсальных педагогических компетенций имени В. М. Самосудова Омского государственного педагогического университета. Даны рекомендации по содержанию исследовательской деятельности обучающихся разных классов и уровней подготовки и методики некоторых опытов по анализу состава и качества воды, которые можно осуществить в школьных лабораториях.

 

Ахметов М. А. Уроки Победы // Химия в школе. - 2025. - № 4. - С. 13-19 : 2 рис., 3 табл., ил.

 

Представлены три контекстных урока по химии для 8, 9 и 10 классов по темам "Кристаллические решетки", "Электролитическая диссоциация", "Углеводороды". Каждый из этих уроков связан с определенными событиями времен Великой Отечественной войны – битвой за Москву, партизанским движением Брянщины и Курской битвой.

 

Дзенис А. В. Госпитальная школа: первый урок химии // Химия в школе. - 2025. - № 4. - С. 34-38 : 2 табл. Ъ

 

Особенности проведения первого урока химии с восьмиклассниками, нуждающимися в длительном лечении, в госпитальной школе.

 

Жукова Н. В. Кейс-метод в обучении химии / Н. В. Жукова, П. И. Гречихина, В. А. Жуков // Химия в школе. - 2025. - № 4. - С. 29-34 : 2 табл.

 

Примеры учебных кейсов по химии для учащихся 9 класса (базовый уровень).

 

Журова В. Г. Учебно-исследовательский проект "Изучение качества меда" / В. Г. Журова, Н. А. Смирнова // Химия в школе. - 2025. - № 4. - С. 60-63 : 3 табл.

 

Описан учебно-исследовательский проект по определению качества различных образцов меда. Приведены методики выполнения эксперимента и полученные результаты.

 

Затенацкий Е. Е. Об использовании учебных фильмов при изучении подгрупп азота и углерода // Химия в школе. - 2025. - № 4. - С. 42-45.

 

Анализ возможного применения видеофильмов на уроках химии.

 

Изюмов И. А. Джон Дальтон: новая система химической философии // Химия в школе. - 2025. - № 4. - С. 68-73 : ил.

 

Основные вехи биографии и научной деятельности английского ученого Джона Дальтона.

 

Иоффе А. Н. Целеполагание как основа успеха современного занятия // Химия в школе. - 2025. - № 4. - С. 20-22 : табл.

 

Предлагается памятка по выстраиванию целеполагания. Приводятся конкретные примеры и даются методические рекомендации по комплексу целеполагания при разработке занятия.

 

Коваленко И. В. Об организации творческой деятельности при выполнении проекта / И. В. Коваленко, Е. Г. Погосян // Химия в школе. - 2025. - № 4. - С. 23-26 : рис.

 

Рассматривается процесс организации проектной деятельности учащихся медицинского класса на примере разработки методического пособия по органической химии для 10 профильного класса.

 

Медведева А. С. Интеграция химии и физики в условиях госпитальной школы / А. С. Медведева, И. И. Вагизова // Химия в школе. - 2025. - № 4. - С. 38-41 : 3 рис.

 

Рассматривается формирование метапредметных знаний и умений по химии и физике на примере внеурочного занятия. Раскрывается проблема проведения практических и лабораторных работ в условиях госпитальной школы.

 

Микулевич И. Н. Определение холестерина в биологических объектах методом вольтамперометрии / И. Н. Микулевич, В. С. Первушин // Химия в школе. - 2025. - № 4. - С. 64-67 : рис.

 

Представлены основная роль холестерина в организме человека, его воздействие на здоровье человека. Охарактеризованы эндогенный и экзогенный пути поступления и накопления холестерина в организме человека. Изучены основные методы определения холестерина с указанием их преимуществ и недостатков. Выполнена оценка сущности и основных аспектов методов вольтамперометрии для определения холестерина в пищевых продуктах и биологических объектов.

 

Ощенко А. П. Тетраэтилсвинец: история открытия и запрета его применения // Химия в школе. - 2025. - № 4. - С. 6-12 : фот., 2 рис., табл.

 

Краткая информация об истории открытия и запрета применения тетраэтилсвинца.

 

 

Павлуткина М. П. Новая модель задания 23 // Химия в школе. - 2025. - № 4. - С. 74-77 : 4 табл., ил.

 

Рассмотрена новая модель задания 23 Основного государственного экзамена по химии. Даны рекомендации по подготовке и выполнению этого задания, приведены конкретные примеры.

 

Рогатых С. В. Моделирование в органической химии: турнир для старшеклассников // Химия в школе. - 2025. - № 4. - С. 57-59.

 

Опыт организации турнира по сборке моделей молекул органических веществ. Турнир проводится в форме командной игры для учащихся 10-11 классов и включает в себя четыре этапа с постепенным усложнением заданий.

 

Тагиев Т. И. О развитии самостоятельности учащихся в процессе обучения // Химия в школе. - 2025. - № 4. - С. 45-47.

 

Педагогические методы обучения химии при изучении тем "Кислоты и основания" и "Химическая связь" для формирования у учащихся самостоятельности и творческих способностей.

 

Телешов С. В. Музей-лаборатория в научно-методической подготовке учителя / С. В. Телешов, Е. Г. Полупаненко // Химия в школе. - 2025. - № 4. - С. 2-5.

 

Раскрывается целесообразность совершенствования системы профессиональной и/или дополнительной подготовки учителей естественно-научных предметов на базе Музея истории методики обучения естественным наукам в России.

 

Уткина В. С. Задания по теме "Ароматические углеводороды" // Химия в школе. - 2025. - № 4. - С. 47.

 

Предложены химические задания по теме "Ароматические углеводороды".

 

Файзуллаева Ч. О. Использование природных индикаторов в лабораторных опытах / Ч. О. Файзуллаева, М. А. Кучкаров // Химия в школе. - 2025. - № 4. - С. 77-78, 3-я с. обл. : табл., рис.

 

Описана методика получения и применения природных кислотно-основных индикаторов (отваров из цветков и плодов растений). Некоторые природные индикаторы меняют цвет в растворах, содержащих определенные катионы.

 

Шепаревич Д. А. Применение графических алгоритмов при решении расчетных задач // Химия в школе. - 2025. - № 4. - С. 26-29 : 3 рис.

 

Приведен графический алгоритм решения расчетной задачи по химии на примере задания № 22 Основного государственного экзамена по химии.

 

УЧИТЕЛЮ  БИОЛОГИИ

 

Барсукова Т. В. Использование искусственного интеллекта в выявлении классификационных признаков на уроках биологии // Биология в школе. - 2025. - № 3. - С. 44-48 : 3 рис.

 

Рассматривается технология искусственного интеллекта в реализации продуктивного подхода. Продуктивное выявление признаков реализуется на основе создания объекта с помощью искусственного интеллекта, у которого искажен или отсутствует один из признаков при наличии остальных. Подход ориентирован на развитие познавательных универсальных учебных действий в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

 

Борзова З. В. Микробиом как один из факторов долголетия / З. В. Борзова, В. П. Разаханова // Биология в школе. - 2025. - № 3. - С. 13-18 : табл.

 

Приводятся данные о роли микробиома в сохранении здоровья человека, факторах, влияющих на его развитие, отмечается роль диеты в его формировании.

 

Власова Е. А. Проблемное поле Ярославской школы теории и методики обучения биологии / Е. А. Власова, В. А. Смирнова // Биология в школе. - 2025. - № 3. - С. 39-43.

 

В статье речь идет о проблемах биологического образования, которые находят отражение в методических исследованиях Ярославской школы. Особенность разрабатываемых методик - в их технологичности, ориентации на достижение и объективную диагностику планируемых результатов в познавательной и эмоционально-ценностной деятельности обучающихся.

 

Выродов И. В. Содержание тяжелых металлов в почвах и плодах шиповника майского при разной антропогенной нагрузке / И. В. Выродов, С. А. Кустова // Биология в школе. - 2025. - № 3. - С. 8-12 : 3 табл.

 

В статье рассказано о содержании тяжелых металлов в почвах и плодах шиповника майского, произрастающего на территории Балашихинского района, Московской области в местах с разной антропогенной нагрузкой. Дана оценка плодов растения на соответствие требований нормативных документов. Результаты позволяют утверждать, что население может использовать в пищу плоды растения.

 

Голикова Т. В. Формирование базовых логических приемов в процессе обучения биологии // Биология в школе. - 2025. - № 3. - С. 54-61 : рис.

 

Изложены методические основы формирования и развития мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии. Предлагается алгоритм формирования и развития приемов логического мышления.

 

Князев Ю. П. Первые хищники Земли // Биология в школе. - 2025. - № 3. - С. 3-7 : 4 рис.

 

Приводятся новые научные данные о первых достоверно установленных палеонтологической наукой хищниках нашей планеты - книдариях и аномалокарисах.

 

Кулев А. В. Изучаем фауну России. Амурский тигр // Биология в школе. - 2025. - № 3. - С. 62-71 : 3 фот.

 

В процессе проведения кружковых занятий по биологии педагог имеет возможность существенно расширить знания школьников о различных представителях фауны России. В статье учитель найдет необходимую информацию для этих занятий, а также вопросы и задания, многие из которых нацелены на развитие мышления у школьников.

 

Лазарева О. Л. Ученый и человек / О. Л. Лазарева, Е. Е. Матюшенко, И. В. Тимошенко // Биология в школе. - 2025. - № 3. - С. 19-24.

 

Статья посвящена Людмиле Николаевне Сухоруковой, ученом и человеке, преданной педагогической профессии, осознающим ответственность за судьбу общего биологического образования и подготовку будущего учителя биологии.

 

Методика определения лиственныхдеревьев и кустарников в зимний период / А. С. Коляда, С. А. Берсенева, Т. Н. Шурухина, Г. А. Белова // Биология в школе. - 2025. - № 3. - С. 72-80 : 13 фот., табл.

 

Авторами статьи предложена методика определения видов арборифлоры по основным морфологическим признакам в зимний период времени.

 

Мирнова М. Н. От интерактивного УМК линии "Сферы" до создания цифровой образовательной среды подготовки будущего учителя биологии // Биология в школе. - 2025. - № 3. - С. 34-38.

 

В статье речь идет о становлении методической подготовки будущих учителей биологии в цифровой образовательной среде Южного федерального университета и ее связи с цифровой средой общеобразовательных учреждений Ростовской области. Начало этой связи было положено интерактивным учебно-методическим комплексом "Сферы. Биология" издательства "Просвещение", учебная информация которого представлена на печатной и электронной основе. Ведущий автор УМК - Л. Н. Сухорукова.

 

Сухорукова Л. Н. Содержание общего биологического образования как модель науки в системе культуры // Биология в школе. - 2025. - № 3. - С. 25-33.

 

Биология занимает промежуточное положение между естественно-научными и гуманитарными предметами, вступает с ними в резонанс. Поэтому важно, чтобы учебное содержание не сводилось только к усвоению понятий, законов и теорий науки, а ориентировало бы на применение знаний и способов деятельности в единстве с освоением традиционных ценностей, идеалов, этических норм и традиций.

 

УЧИТЕЛЮ  ИНФОРМАТИКИ

 

Букина Е. Ю. Формирование финансовой грамотности на уроках информатики в старшей школе // Информатика в школе. - 2025. - № 2. - С. 17-29 : ил.

 

В статье рассматриваются различные приемы формирования финансовой грамотности на уроках информатики в старшей школе. Представлен урок по теме "Встроенные функции электронной таблицы. Финансовые функции". Урок направлен на формирование у учащихся финансовой культуры, которая является важной составляющей финансовой грамотности, на развитие интереса к информационно-коммуникационным технологиям, стимулирование использования учащимися информационных технологий как образовательного ресурса.

 

Всероссийский конкурс "Робототехника в информатике" // Информатика в школе. - 2025. - № 2. - С. 5.

 

Издательство "Образование и Информатика" объявляет о проведении в 2025 году Всероссийского конкурса "Робототехника в информатике". Работы на конкурс принимаются с 1 апреля по 31 мая 2025 года включительно. Лучшие работы будут опубликованы в журнале "Информатика в школе".

 

Коренюгина Л. М. Методы формирования визуального цифрового образовательного контента с помощью языка Python // Информатика в школе. - 2025. - № 2. - С. 59-64.

 

Цель данной статьи - продемонстрировать (на примере языка программирования Python и использования возможностей его графических модулей и библиотек), как можно расширить круг инструментов для создания цифрового образовательного контента. В статье приведены примеры использования языка Python для создания иллюстративных материалов к решению задач из курсов информатики и математики.

 

Корзун О. И. Робототехника во внеурочной деятельности по информатике: комплекс заданий для развития личностных результатов / О. И. Корзун, Г. А. Федорова // Информатика в школе. - 2025. - № 2. - С. 38-47 : ил.

 

Статья посвящена разработке комплекса заданий по робототехнике для внеурочной деятельности школьников в рамках предмета "Информатика". Основная цель работы - обоснование и разработка комплекса заданий, применение которых направлено на развитие личностных результатов учащихся через вовлечение их в процесс конструирования, программирования и решения практических задач с использованием роботов. Проводится анализ понятия "учебная задача", и формулируются принципы формирования комплекса учебных заданий. Представлена авторская классификация учебных заданий с примерами для развития личностных результатов обучающихся.

 

Махмутова М. В. Внеурочная деятельность как мотиватор выбора профессии в STEM-областях / М. В. Махмутова, С. А. Игнатович, А. А. Ложкина // Информатика в школе. - 2025. - № 2. - С. 65-70.

 

В статье обсуждается роль внеурочной деятельности для развития у школьников интереса к профессиям, связанным с естественными науками, техникой, инженерным делом, математикой (STEM). Внеклассные научные проекты и эксперименты играют важную роль в развитии у обучающихся критического мышления, исследовательских навыков, навыков командной работы, в формировании уверенности в себе. Данная деятельность не только расширяет кругозор учащихся, но и способствует их профессиональному самоопределению и подготовке к карьере в STEM-областях. В статье приведены примеры авторских проектов внеурочной деятельности школьников в указанных областях.

 

Моисеева (Дудина) М. В. Автоматизация обработки результатов работы учащихся при составлении индивидуальных маршрутов подготовки к компьютерному ЕГЭ по информатике // Информатика в школе. - 2025. - № 2. - С. 80-86 : ил.

 

В данной статье представлен один из способов автоматизации и визуализации результатов подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике с выстраиванием индивидуальной траектории подготовки для каждого обучающегося. Данный способ можно применять при подготовке к государственной итоговой аттестации не только по информатике, но и по другим предметам. Кроме того, автор применяет указанный метод и при обучении информатике в VII-X классах.

 

Попов В. С. Формирование компетенций старшеклассников в области программирования: решение задания 25 ЕГЭ по информатике с масками чисел // Информатика в школе. - 2025. - № 2. - С. 71-79.

 

В статье рассмотрены различные способы решения вариантов задания 25 ЕГЭ по информатике, содержащих маски числа, приведены примеры усложненных заданий и соответствующие программные коды на языке Python для их решения. Показаны решения с использованием функции fnmatch, индексации строк, операций целочисленного деления и получения остатка от целочисленного деления. Приведены формируемые компетенции обучающихся, включающие не только компетенции в области программирования, но и математические компетенции.

 

Сергеева А. О. Метод сквозных задач при обучении 3D-моделированию / А. О. Сергеева, О. Г. Семенова // Информатика в школе. - 2025. - № 2. - С. 6-16 : ил.

 

В статье предложено описание девяти занятий, направленных на последовательную разработку элементов одного проекта - "Комната мечты". Каждое занятие содержит пошаговую инструкцию для освоения учащимися элементов разработки 3D-объектов с помощью редактора Blender и задания для самостоятельной работы, направленные на закрепление полученных в ходе выполнения лабораторной работы знаний и умений и разработку дополнительных элементов интерьера комнаты. В качестве ориентира для выполнения каждого из заданий школьникам предъявляется пример изображения готового результата до начала выполнения лабораторной работы.

 

Францкевич А. А. Развитие функциональной грамотности учащихся VII-VIII классов на уроках информатики с использованием мультипредметного подхода / А. А. Францкевич, А. С. Шалесная // Информатика в школе. - 2025. - № 2. - С. 30-37 : ил.

 

В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием функциональной грамотности на уроках информатики в VII-VIII классах. Развитию функциональной грамотности способствует подход, когда на уроках информатики используются практико-ориентированные задания, в содержание которых включен материал из двух и более школьных предметов, направленные на освоение курса информатики. В статье предложен именно такой - мультипредметный - подход к разработке заданий для развития функциональной грамотности у учащихся VII-VIII классов и описан способ его применения.

 

Четвертов А. В. Тренажер по информационной безопасности как средство формирования предпрофессиональных компетенций в рамках курса "Введение в ИТ-специальность" / А. В. Четвертов, Е. А. Алефиренко // Информатика в школе. - 2025. - № 2. - С. 48-58 : ил.

 

В статье обсуждаются проблемы, связанные с недостаточной подготовкой школьников в области информационной безопасности. Рассмотрена роль информационной безопасности в структуре современных учебных программ по информатике. Рассмотрены интерактивные приложения для лабораторных работ, направленных на обучение основам информационной безопасности на уровне среднего общего образования (в X-XI классах). Приведены примеры лабораторных работ. Описаны преимущества внедрения интерактивных технологий для формирования предпрофессиональных компетенций.

 

УЧИТЕЛЮ  РУССКОГО  ЯЗЫКА

 

Аксиологическое измерение концепта"Россия" в ситуации самоидентификации личности (по данным ценностных суждений студентов-луганчан, 2017–2023 гг.) / Л. Г. Викулова, Е. Ф. Серебренникова, И. М. Петрова, И. А. Соболева // Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 114-124.

 

Изучение аксиологических аспектов российской самоидентификации студентов Луганского государственного педагогического университета вопреки дерусификации региона при украинской власти.

 

Барандеев А. В. Этимологии столичногогодонима Писцовая улица (топонимический этюд) // Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 108-113.

 

На основании применения этимологического метода рассмотрены четыре версии происхождения столичного годонима Писцовая улица. Критически проанализирована литература вопроса на предмет содержания в ней достоверных сведений об этимологии годонима.

 

Бусарева С. Эмодзи в разных сферах коммуникации // Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 96-107 : рис.

 

Рассматриваются поликодовые тексты, в которых содержатся эмодзи, дается характеристика структуры отдельных высказываний и определяется роль эмодзи в передаче фактуальной информации.

 

Волченкова Л. Д. Антонимы :V кл. // Русский язык и литература. - 2025. - № 4. - С. 13-15.

 

Изучение учащимися особенностей правописания антонимов на уроке русского языка в пятом классе.

 

Голубева В. К. Сентенциальные наречия-интерпретативы: грамматические и прагматические особенности на фоне предикативов // Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 74-85.

 

Рассматривается функциональное взаимодействие предикативов и наречий на -о, которые формально примыкают к глаголу, но семантически характеризуют все предложение (сентенциальные наречия).

 

Григорьев А. В. Об итогах заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2024 году / А. В. Григорьев, А. В. Орлова // Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 30-35.

 

Анализ заданий заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2024 году. Описано содержание заданий, выявлены типы заданий и принципы их решения, рассмотрена лингвистическая база, на основе которой они были составлены.

 

Елад С. Л. Повторение изученного по пунктуации в IX классе : употребление двоеточия и тире // Русский язык и литература. - 2025. - № 4. - С. 26-28.

 

Изучение правил употребления двоеточия и тире на уроке русского языка.

 

Ерохина Е. Л. Живое слово – ключ к диалогу и взаимопониманию : (к 100-летию со дня рождения профессора Т. А. Ладыженской) / Е. Л. Ерохина, З. И. Курцева // Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 36-42.

 

Характеристика научного наследия профессора Таисы Алексеевны Ладыженской, выдающегося российского методиста, доктора педагогических наук, профессора, автора учебников для школы и вуза. Рассматриваются основные аспекты разработанной Ладыженской методики развития устной речи учащихся и обучения сочинению, подчеркивается принцип системности и последовательности как концептуальная основа формирования коммуникативно-речевых умений учащихся.

 

Ерошонок М. Н. Компетентностно-ориентированные задания на уроках русского языка как средство формирования культуры речи // Русский язык и литература. - 2025. - № 4. - С. 11-12.

 

Речевая деятельность и обучение русскому языку в общеобразовательной школе.

 

Жилинская О. И. Калейдоскоп слов и предложений. Внеклассное мероприятие для учащихся IX класса // Русский язык и литература. - 2025. - № 4. - С. 36-39.

 

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся девятых классов.

 

Зазулина Л. Г. Практикум по развитию речи : (дидактический материал для уроч. и внеуроч. деятельности по рус. яз. и лит. IX кл.) // Русский язык в школе и дома. - 2025. - Т. 25, № 1. - С. 3-8.

 

Дидактические материалы к практическим занятиям по русскому языку и литературе по развитию речи в 9 классе.

 

Карпухин С. А. Родные звуки : (эссе) : ч. 2 // Русский язык в школе и дома. - 2025. - Т. 25, № 1. - С. 9-14.

 

Рассматриваются некоторые речевые факты, демонстрирующие восприятие устройства языкового знака субъектами родной речи.

 

Кезина С. В. Историко-лингвистический анализ фактов русского языка на современном этапе филологического образования / С. В. Кезина, И. Г. Родионова // Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 19-29.

 

Определение основных направлений совершенствования историко-лингвистического анализа фактов русского языка. Предложены способы их реализации.

 

Левушкина О. Н. Научно-практическая студенческая конференция с международным участием "Научно-методический журнал "Русский язык в школе": история и современность" / О. Н. Левушкина, И. А. Сунцова, В. Д. Янченко // Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 125-126.

 

Информация о работе Научно-практической студенческой конференции с международным участием "Научно-методический журнал "Русский язык в школе": история и современность", которая состоялась в Москве 29 ноября 2024 года.

 

Матюнова А. А. Из истории слов и выражений // Русский язык и литература. - 2025. - № 4. - С. 43-47.

 

Лексика и заимствования в русском языке. Материалы филологического исследования.

 

Никитина Е. Н. Категория лица и семантика вводно-эмотивных слов (на примере вводных слов к удивлению, к сожалению, к несчастью) / Е. Н. Никитина, Н. К. Онипенко // Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 63-73. –

 

Рассматриваются семантические возможности синтаксической категории лица в составе вводных конструкций, вербализующих эмотивный модус. В результате сравнительного анализа трех вводных слов, образованных на базе субстантивной формы К + дательный падеж (к удивлению, к сожалению, к несчастью), устанавливается зависимость их сочетаемостных свойств от семантических особенностей: 1) от их семантической гибридности (наличия в семантике не только модусной, но и диктальной составляющей) ; 2) от семантической разновидности модусной составляющей (собственно-эмотивной, эмотивно-речевой и эмотивно-оценочной).

 

Олонцев А. А. Семантические изменения наречий в русском языке: лексема аккуратно (на основе корпусных данных) // Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 86-95.

 

Описание семантической эволюции, функциональной вариативности и стилистических изменений наречий в русском языке в XVII–XXI вв. на примере наречия аккуратно.

 

Парфенцева Е. А. Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство формирования у учащихся навыков XXI века // Русский язык и литература. - 2025. - № 4. - С. 3-6.

 

Нетрадиционные творческие задания как новый метод обучения учащихся на уроках русского языка и литературы.

 

Романов Д. А. "Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях" Д. И. Фонвизина: лингвостилистический очерк // Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 43-51, 2-3-я с. обл.

 

Последнее произведение Фонвизина "Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях" (опубликовано в 1798 г. ) обобщает лингвостилистический опыт всего его творчества. Итоговый характер, весомые художественные достоинства и недостаточная исследованность этого текста обусловливают пристальное внимание к нему современной филологии.

 

Савко И. Э. Предупреждение и исправление речевых ошибок при обучении русскому языку в V классе // Русский язык и литература. - 2025. - № 4. - С. 7-11.

 

Обучение русскому языку учащихся в пятом классе.

 

Северов С. А. Итоговая тестовая работа "Обобщение изученного в VIII классе" // Русский язык и литература. - 2025. - № 4. - С. 20-23.

 

Материалы по обобщению изученного по русскому языку в восьмом классе.

 

Уржа А. В. Специфика введения прямой речи в романах Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого: сопоставительный анализ / А. В. Уржа, Цяо Ван // Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 52-62 : табл., 2 рис.

 

Результаты исследования, целью которого стал сопоставительный анализ семантики, прагматики, стилистических особенностей и частотности языковых средств (глаголов, существительных, а также глагольно-именных сочетаний), вводящих прямую речь в произведениях Федора Михайловича Достоевского и Льва Николаевича Толстого. Материалом для сравнительного изучения стали романы "Преступление и наказание" и "Анна Каренина".

 

УЧИТЕЛЮ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

Бугаева М. В. Игра-путешествие "Маленький принц - воплощение человеческой мечты о красоте, правде" : VII кл. // Русский язык и литература. - 2025. - № 4. - С. 15-19.

 

Проведение внеучебного мероприятия на уроке литературы в школе.

 

Веремей И. Л. "Поэтические странички" на уроках русской литературы и во внеурочной деятельности // Русский язык и литература. - 2025. - № 4. - С. 28-33.

 

Материалы по внеучебной деятельности учащихся по русской литературе.

 

Гович М. Б. Игра "Литературный ералаш". Внеклассное мероприятие по русской литературе : IX-XI кл. // Русский язык и литература. - 2025. - № 4. - С. 39-42.

 

Проведение интеллектуально-познавательной игры для учащихся по русской литературе.

 

Зазулина Л. Г. Практикум по развитию речи : (дидакт. материал для уроч. и внеуроч. деятельности по рус. яз. и лит. IX кл.) // Русский язык в школе и дома. - 2025. - Т. 25, № 1. - С. 3-8.

 

Дидактические материалы к практическим занятиям по русскому языку и литературе по развитию речи в 9 классе.

 

Камлюк-Ярошенко Л. В. Мистификация как интеллектуальный вызов. Филолого-педагогическая рефлексия занятия "События гениев : мастер-класс в кругозоре игры и мистификации" // Русский язык и литература. - 2025. - № 4. - С. 48-53.

 

Мастер-класс по творчеству русского и польского востоковеда и писателя Осипа Сенковского.

 

Ладеева Ж. А. Литературная игра-конкурс "По страницам изученных произведений" : VIII кл. // Русский язык и литература. - 2025. - № 4. - С. 23-26.

 

Систематизация знаний учащихся, полученных при изучении русской литературы в восьмом классе.

 

Норман Б. Ю. Лингвистика для любознательных : задачи по рус. яз. : вып. 57 // Русский язык и литература. - 2025. - № 4. - С. 34-35.

 

Дополнительные материалы по русскому языку для школьников.

 

Скоропанова И. С. Игра с искусственным интеллектом в "Метакомпьютерных экспериментах" Д. А. Пригова // Русский язык и литература. - 2025. - № 4. - С. 54-57.

 

Взаимосвязи современной русской литературы и искусственного интеллекта. Литературное наследие русского поэта Дмитрия Александровича Пригова.

 

Черкес Т. В. Динамика хронотопа в русской балладе эпохи романтизма // Русский язык и литература. - 2025. - № 4. - С. 57-64.

 

Рассматриваются преобразования хронотопа в русских романтических балладах 19 века.

 

УЧИТЕЛЮ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

Бурлакова И. В. Журналисты времен Великой Отечественной войны : познават.-творч. проект для обучающихся 3-5-х классов // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 4. - С. 38-42 : фот.

 

Дается краткое описание познавательно-творческого проекта "Журналисты времен Великой Отечественной войны". Приведены вопросы викторины.

 

Винтенбах И. В. Игровая театрализованная программа "Здравствуй, лето!" : для детей 3-5 лет / Винтенбах И. В., Сопина Н. В., Шурганова Н. В. // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 4. - С. 59-62.

 

Сценарий театрализованной игровой программы для дошкольников. В мероприятии задействованы 6 сказочных персонажей: Красная Шапочка, Колобок, Волк, доктор Айболит, Витаминка, Бабушка, которые проводят с детьми массовые игры, поют песни и танцуют веселые танцы.

 

Зуева М. А. ТРИЗ "Любимая сказка наоборот по структуре Проппа" : занятие для обучающихся 3 кл. // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 4. - С. 56-58.

 

Представлена методическая разработка занятия по ТРИЗ, нацеленного на развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи изящным и эффективным способом.

 

Иванова Л. М. Кружевной мир: творчество - возможности дополнительного образования // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 4. - С. 45-47 : фот.

 

Реализация дополнительной общеобразовательной программы "Народные промыслы и ремесла", которая развивает навыки кружевоплетения у молодого поколения, в учреждении дополнительного образования.

 

Лутовинов С. И. Я - учитель здоровья : "Школа здоровья: детский мотоспорт" // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 4. - С. 37-38.

 

О реализации дополнительной общеразвивающей программы "Мотокросс" в учреждении дополнительного образования.

 

Ляшко Т. В. По ступеням развития: от искателя - до интеллектуального лидера // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 4. - С. 34-36 : фот.

 

О реализации проекта "Научный потенциал России. От искателя - до интеллектуального лидера" Малой академией наук "Интеллект будущего" г. Обнинска. Проект направлен на создание системы социального и интеллектуального продвижения школьников 5-11 классов, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью.

 

Моор Е. А. Образовательный проект "50х50" в рамках летней оздоровительной кампании : творческие пробы учащихся // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 4. - С. 42-44 : фот.

 

Творческие встречи "50х50" - это походы в гости к другим отрядам и организация вводных занятий по профилю детских коллективов других отрядов, что дает возможность расширить горизонты познаний детей. Организацию занятий осуществляют как педагоги, так и дети. Именно летом у педагогов есть замечательная возможность приобщать детей и коллег к своему творчеству через мероприятия.

 

Пимоненко Я. В Екатеринбурге открылась Аллея педагогов дополнительного образования // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 4. - С. 58.

 

Аллея легенд екатеринбургского образования - 13-я по счету экспозиция - открылась в сквере на проспекте Ленина. Героями выставки стали 64 педагога дополнительного образования, которые представили школы всех районов города.

 

Плоц О. А. Мы в Эстафетоландии! : конспект занятия по физ. культуре для детей ст. дошк. возраста // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 4. - С. 52-54.

 

Представлен конспект занятия, цель которого - развитие быстроты, ловкости, выносливости посредством эстафетных соревнований. Возраст обучающихся: 6-7 лет.

 

Прокопец И. Н. Контурная аппликация из ниток. Паучок : конспект открытого занятия // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 4. - С. 48-51 : ил. - 2 прил.

 

Приведен конспект занятия, цель которого - познакомить учащихся с контурной аппликацией.

 

Шкварунец М. С. Азбука гостеприимства : сценарий воспитательского часа // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 4. - С. 54-56 : табл.

 

Описан ход занятия, цель которого - формирование культурного поведения, изучение правил этикета в гостях, развитие коммуникативных навыков у детей.

 

Юсюк М. О. Детство - летний радостный пейзаж: квест-игра // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 4. - С. 62-64, 3-я с. обл.

 

Описан ход квест-игры. Целевая аудитория: обучающиеся 8-11 лет. Цель: через коммуникативное взаимодействие подвести к раскрытию понятия о жанре изобразительного искусства посредством игрового задания.

 

 

Составитель: вед.библиотекарь Матвеева Т. Ю.

 

* - документы devisu просмотрены

 

Наш адрес:

624130, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13

МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

телефон: (34370) 9-10-70

e-mail: mbapbngo@yandex.ru

Web-сайт: http://www.publiclibrary


В избранное