Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Для Вас, педагоги! Список статей из периодических изданий 2025. Выпуск 29-30


Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА"

Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

ДЛЯ ВАС, ПЕДАГОГИ!

Аннотированный список статей периодических изданий и Интернет-ресурсов

Выпуск N29-30

[2025]

 

НОВОУРАЛЬСК  СЕГОДНЯ

 

Новоуральский городской округ. Администрация. О внесении изменений в муниципальную программу "Развитие системы образования в Новоуральском городском округе" на 2025-2030 годы : постановление № 1538-а от 03.07.2025 // Нейва. - 2025. - 11 июля (№ 54): Сб. офиц. док. № 32. - С. 5-21.

 

Новоуральский городской округ. Администрация. О внесении изменений в Порядок оплаты труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров муниципальных образовательных учреждений Новоуральского городского округа, утвержденный постановлением Администрации Новоуральского городского округа от 30.10.2023 № 3395-а : постановление № 1493-а от 30.06.2025 // Нейва. - 2025. - 11 июля (№ 54): Сб. офиц. док. № 32. - С. 2-3.

 

Иванов Е. Как мы создавали выпускной вальс между прошлым и будущим // Наша городская газета. - 2025. - 16 июля (№ 28). - С. 5.

 

Один из постановщиков вальса на общегородском выпускном в Новоуральске рассказывает, как рождался этот номер и почему он стал больше, чем просто танец.

 

ЕГЭ

 

Итоги основного периода проведения ГИА обсудили на площадке Госдумы ЕГЭ.Текст : электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL:https://obrnadzor.gov.ru/news/itogi-osnovnogo-perioda-provedeniya-gia-obsudili-na-ploshhadke-gosdumy/(дата обращения: 13.10.2025).*

 

Итоги основного периода проведения государственной итоговой аттестации стали темой обсуждения на заседании Комитета по просвещению Госдумы. Основной доклад представил глава РособрнадзораАнзор Музаев. В обсуждении также участвовали заместитель руководителя Игорь Круглинский и директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова. Руководитель Рособрнадзора рассказал о проведении экзаменов, обеспечении безопасности и нововведениях в 2025 году.

 

Итоги пересдачи ЕГЭ 3 и 4 июля: результаты и тенденции ЕГЭ.Текст : электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL:https://obrnadzor.gov.ru/news/itogi-peresdachi-ege-3-i-4-iyulya-rezultaty-i-tendenczii/(дата обращения: 13.10.2025).*

 

Все участники, которые пересдавали ЕГЭ в дополнительные дни 3 и 4 июля, уже получили свои результаты. Интерес к пересдаче в 2025 году вырос: в этом году экзамен пересдавали 135 496 человек, а в прошлом – 107 136. Данный факт подтверждает востребованность в проведении пересдач ЕГЭ. Дополнительные дни для пересдачи ЕГЭ по любому предмету были введены по инициативе Президента России Владимира Путина в прошлом году.

 

УЧИТЕЛЮ  ФИЗИКИ

 

Барабанов Н. Н. Уроки астрономии и физики глазами писателя // Физика для школьников. - 2025. - № 2. - С. 36-42 : фот.

 

О сербском писателе БраниславеНушиче и его произведении "Автобиография" (1924). Здесь он рассказал о своем детстве и юности, о провинциальной сербской школе семидесятых годов 19 века, о том, как и чему в этой школе учили. Об учениках и учителях, уроках истории и математики, биологии и латыни, химии и иностранного языка.

 

Дружинин Б. Л. Самый первый // Физика для школьников. - 2025. - № 2. - С. 43-48 : ил.

 

Первую Нобелевскую премию по физике получил в 1901 году Вильгельм Конрад Рентген.

 

Ионин А. Е. Применение программного обеспечения "Aladin" для изучения объектов глубокого космоса / А. Е. Ионин, З. И. Кравец // Физика для школьников. - 2025. - № 2. - С. 4-17 : рис.

 

Об использовании специального программного обеспечения для обработки астрофотографий. Дается пошаговая инструкция, существенно упрощающая работу астрономов-любителей.

 

Петрова Е. Б. Тайные послания Робинзона // Физика для школьников. - 2025. - № 2. - С. 18-27 : рис.

 

Квест с заданиями на темы естественно-научных знаний.

 

Перская Е. Б. Физика сталагмитов // Физика для школьников. - 2025. - № 2. - С. 28-35 : рис.

 

О процессах образования сталагмитов.

 

УЧИТЕЛЮ  ИНФОРМАТИКИ

 

Бычкова Д. Д. Стратегическая сессия как средство организации деятельности студентов в рамках обучения методическим дисциплинам / Д. Д. Бычкова, А. В. Проданец // Информатика и образование. - 2025. - Т. 40, № 1. - С. 18-30 : 3 табл., 2 рис.

 

На сегодняшний день педагогические вузы в России выпускают высококвалифицированных специалистов, которые готовы трудиться в современной системе образования. Но, несмотря на это, преподаватели вузов продолжают улучшать процесс подготовки, сочетая традиции и инновации, а также осуществляя непрерывный поиск концептуально новых средств организации работы. Одним из таких средств может являться стратегическая сессия, заимствованная из экономической практики, но адаптированная под сферу образования.

 

Любимцева-Наталуха Л. Н. Применение нейросетевой модели BERT-RusLit для создания обучающих корпусов художественных текстов в преподавании русского языка как иностранного / Л. Н. Любимцева-Наталуха, Н. А. Жихарева // Информатика и образование. - 2025. - Т. 40, № 1. - С. 69-81 : 4 рис., 8 табл.

 

Исследование потенциала художественной литературы в формировании навыков межкультурной коммуникации у студентов, рассмотрены возможности применения нейросетей для создания корпусов текстов, используемых при обучении русскому языку как иностранному.

 

Методология анализа больших данных для разработки образовательных стандартов на основе интеллектуальных моделей обработки / Г. В. Палаткина, Н. О. Дубченкова, В. В. Палаткин, А. А. Подлипалин // Информатика и образование. - 2025. - Т. 40, № 1. - С. 57-68 : 4 рис., 8 табл.

 

Анализ перспектив интеграции больших данных в процесс разработки национальных образовательных стандартов в России.

 

Садыкова Г. В. Использование сервисов генеративного искусственного интеллекта в языковых образовательных программах для детей дошкольного возраста / Г. В. Садыкова, А. Р. Каюмова, Д. И. Халиуллина // Информатика и образование. - 2025. - Т. 40, № 1. - С. 31-41 : 8 рис.

 

Обоснован потенциал двух сервисов генеративного искусственного интеллекта (FusionBrain и Suno AI) как инструментов развития языковых навыков детей дошкольного возраста, изучающих иностранный (английский) язык.

 

Уваров А. Ю. От первых персональных компьютеров к цифровым интеллектуальным инструментам: 40 лет курсу информатики в отечественной школе // Информатика и образование. - 2025. - Т. 40, № 1. - С. 5-13 : 3 рис.

 

Сорокалетняя история цифрового обновления отечественной школы. Компьютеризация, ранняя и зрелая информатизация, цифровая трансформация школы обсуждаются как отдельные этапы этого процесса. Предполагается, что опыт решения проблем, возникавших на ранних этапах цифрового обновления, полезен для выработки ответов на вызовы, которые несет с собой современный этап цифровой трансформации образования.

 

Фирсова С. А. Разработка программного модуля для управления образовательной деятельностью учреждений общего образования с использованием методов ABC- и XYZ-анализа успеваемости и посещаемости обучающихся / С. А. Фирсова, Е. А. Рябухина, Н. Д. Гладунов // Информатика и образование. - 2025. - Т. 40, № 1. - С. 42-56 : 12 рис., 3 табл.

 

Разработан программный модуль, позволяющий в режиме онлайн импортировать данные из автоматизированной информационной системы "Сетевой Город. Образование", проводить статистический анализ и выгружать полученные результаты в отчеты различных форматов. В качестве инструментария обработки и анализа данных были выбраны методы ABC- и XYZ-анализа.

 

Черкашина Е. Л. Автоматизированный анализ речи с применением методов машинного обучения для оценки языковых компетенций в экзамене по русскому языку как иностранному / Е. Л. Черкашина, Р. И. Жамалетдинов // Информатика и образование. - 2025. - Т. 40, № 1. - С. 82-94 : 4 рис., 10 табл.

 

Применение компьютерных и цифровых технологий при оценивании речевых и коммуникативных умений студентов на экзамене по русскому языку как иностранному, в частности в субтесте "Говорение".

 

УЧИТЕЛЮ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Гович М. Б. Материалы для подготовки к ЦЭ по русскому языку // Русский язык и литература. - 2025. - № 5. - С. 21-24.

 

Представлены материалы для централизованного экзамена по русскому языку.

 

Леонович В. Л. Системный подход к обучению словообразованию в X классе : повышенный уровень / В. Л. Леонович, Д. А. Петух // Русский язык и литература. - 2025. - № 5. - С. 41-49.

 

Изучение словообразования в десятом классе общеобразовательной школы.

 

Матюнова А. А. Из истории слов и выражений. Этюд 4 // Русский язык и литература. - 2025. - № 5. - С. 38-40.

 

Изучение истории и происхождения слов "ланита" и "щека".

 

Норман Б. Ю. Лингвистика для любознательных : задачи по рус. яз.: вып. 58 // Русский язык и литература. - 2025. - № 5. - С. 27-28.

 

Дополнительные материалы для любознательных по русскому языку.

 

Статуева В. В. Формула успеха в организации исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы // Русский язык и литература. - 2025. - № 5. - С. 10-16.

 

Познавательная и исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и русской литературы.

 

Страшнова С. М. Тексты и задания к ним на уроках русского языка : VII кл. // Русский язык и литература. - 2025. - № 5. - С. 17-19.

 

Изучение правописания глаголов на уроке русского языка в седьмом классе.

 

УЧИТЕЛЮ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

Зубко А. С. Литературная игра "Шукшин прошел, оставив яркий звездный след" : VIII-XI кл. // Русский язык и литература. - 2025. - № 5. - С. 29-32.

 

Литературная игра по творчеству русского писателя Василия Шукшина.

 

Капшай Н. П. Аналитическое переосмысление художественного текста в ситуации ретрочтения // Русский язык и литература. - 2025. - № 5. - С. 3-10.

 

Изучение художественных текстов на уроке русской литературы.

 

Кротова Е. В. Интерактивный плакат "Мир глазами детей" на уроках русской литературы // Русский язык и литература. - 2025. - № 5. - С. 19-21.

 

Применение новых методов обучения на уроках русской литературы в общеобразовательной школе.

 

Сойко И. Л. Проблемный подход к изучению литературного текста как средство активизации мыслительной деятельности учащихся // Русский язык и литература. - 2025. - № 5. - С. 25-26.

 

Познавательная активность учащихся на уроке русской литературы.

 

Старожилец Н. Б. Физики и лирики. Интеллектуальный конкурс // Русский язык и литература. - 2025. - № 5. - С. 33-37.

 

Представлены материалы интеллектуального конкурса по литературе и физике.

 

Статуева В. В. Формула успеха в организации исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы // Русский язык и литература. - 2025. - № 5. - С. 10-16.

 

Познавательная и исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и русской литературы.

 

ШКОЛЬНОМУ  ПСИХОЛОГУ

 

Акинкина Я. Алгоритмы помощи от консультанта по сну, когда стресс настолько силен, что уснуть невозможно // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2025. - № 6. - С. 66-70.

 

В статье рассматривается работа психолога-консультанта с родителями и педагогами по улучшению и качеству сна.

 

Акинкина Я. Как играть в школу: картотека, чтобы родители сформировали у первоклашек мотивационную готовность за лето // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2025. - № 6. - С. 56-58.

 

В статье представлена картотека для родителей, которая поможет за летний период сформировать у будущих первоклассников мотивационную готовность к школе.

 

Архипова А. Тренинг "Ценность дружбы" для профилактики буллинга в летнем лагере // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2025. - № 6. - С. 44-49.

 

В статье представлен сценарий психологического тренинга для учащихся начальной школы по профилактике буллинга.

 

Архипова А. Циклограмма на июнь и рекомендации, что почитать психологу в отпуске // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2025. - № 6. - С. 24-30.

 

В статье представлен подробный план работы педагога-психолога на июнь.

 

Базуева К. И. Психологическое выгорание в условиях образовательного процесса: причины, проявления и методы профилактики / К. И. Базуева, Н. В. Газизова, Л. И. Джегистаева // Психология обучения. - 2025. - № 1. - С. 88-97.

 

Статья посвящена исследованию проблемы психологического выгорания среди педагогов в условиях современной образовательной реальности. Рассматриваются причины, проявления и последствия синдрома эмоционального выгорания, а также его влияние на профессиональную деятельность и психоэмоциональное благополучие учителей. Кроме того, в статье предлагается комплексный подход к решению проблемы эмоционального выгорания, направленный на поддержание профессиональной активности и сохранение психофизического здоровья педагогического состава.

 

Брунчукова Н. М. Психолого-педагогические классы: от идеи до реализации / Н. М. Брунчукова, Л. М. Гримовская, О. О. Харченко // Психология обучения. - 2025. - № 1. - С. 46-56.

 

В статье представлены концептуальные положения Программы организации деятельности психолого-педагогических классов. Последние рассматриваются авторами как средство восполнения дефицита педагогических кадров. Описан опыт реализации Программы в образовательных организациях Смоленского региона. Акцентировано внимание на профессиональных пробах старшеклассников в рамках реализации деятельностного подхода в обучении.

 

Белоусова А. К. Когнитивные предикторы произвольного внимания у детей младшего школьного возраста / А. К. Белоусова, Н. И. Яманова // Психология обучения. - 2025. - № 1. - С. 117-126.

 

В статье рассматриваются особенности произвольного внимания у детей младшего школьного возраста. В исследовании была поставлена цель - установить зависимости уровней произвольного внимания от гностических процессов у детей младшего школьного возраста. Результаты демонстрируют связь между когнитивными функциями и эффективностью произвольного внимания, указывая на то, что нарушения в праксисе, гнозисе, речи и мышлении связаны со снижением эффективности внимания.

 

Ведяшкина А. В. Организация дифференцированного обучения на основе психодидактического подхода // Психология обучения. - 2025. - № 1. - С. 78-87.

 

Приобретающие все большее влияние тенденции в современном образовании призваны обеспечить комфортные условия получения академических компетенций. В данной связи, актуальной является реализация дифференцированного обучения на основе психодидактического подхода. В статье рассмотрено в широком смысле понятие «дифференцированное обучение». Приведено содержание и результаты экспериментальной работы в начальной школе.

 

Гончарова Н. А. Ценностные факторы формирования я-концепции личности обучающегося в вузе // Психология обучения. - 2025. - № 1. - С. 24-31.

 

В статье обсуждаются механизмы формирования Я-концепции личности как устойчивой и осознанной системы позитивных знаний человека о собственных свойствах, согласующихся с базовыми социальными ценностями и предопределяющими последующее положительное самоотношение и успешность в деятельности. Результаты исследования показали преимущественно отрицательные корреляции между ценностями личности обучающихся в вузе и модальностями Я-концепции, при среднем уровне выраженности исследуемых показателей.

 

Григорян Е. "У меня есть три совета каждому, кто успешно хочет выступить на профконкурсе" // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2025. - № 6. - С. 18-23.

 

В статье рассматривается профессиональный конкурс как одна из форм повышения квалификации педагога-психолога.

 

Игнатова Е. Ресурсное занятие с элементами тренинга для педагогов "Путь к себе через любовь и принятие" // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2025. - № 6. - С. 71-79.

 

В статье представлен сценарий занятия для педагогов по развитию позитивного отношения к себе.

 

Карапузиков А. А. Психологические аспекты профессиональной подготовки курсантов вузов МЧС России к деятельности в экстремальных условиях / А. А. Карапузиков, Н. П. Муравьев, Д. Е. Опарин // Психология обучения. - 2025. - № 1. - С. 32-39.

 

В данной статье рассматриваются психологические аспекты подготовки курсантов вузов МЧС России к деятельности в экстремальных условиях. Особое внимание авторы уделяют психологической подготовке и формированию у будущих выпускников ключевых личностных качеств, таких как стрессоустойчивость, самообладание и готовность к действиям в условиях высокого риска и неопределенности.

 

Мельцов В. М. Особенности психопрофилактики сотрудников ОВД при работе в особых условиях / В. М. Мельцов, А. И. Смирнов // Психология обучения. - 2025. - № 1. - С. 108-116.

 

В статье рассматриваются основные аспекты психопрофилактической работы с сотрудниками органов внутренних дел (ОВД), выполняющими служебные обязанности в условиях повышенной сложности и потенциальной угрозы. Подчеркивается важность профилактики профессионального выгорания, повышения устойчивости к стрессу и психической стабильности сотрудников в связи с высокой вероятностью воздействия на них экстремальных факторов.

 

Нечаева С. В. Реализация интерактивного подхода в становлении субъектности школьников в условиях современного цифрового общества // Психология обучения. - 2025. - № 1. - С. 57-67.

 

В статье проводится анализ сложных вызовов, с которыми сталкивается развивающаяся личность в условиях цифрового общества. Выделяются риски цифрового и возрастного генезиса на основе возрастно-нормативной модели подростка и типа его субъектности в аспектах самосознания, самобытности, самодеятельности. Представлены конкретные примеры реализации интерактивного подхода в обучении истории в основной школе как способа профилактики личностных рисков возрастного генезиса подростка в цифровом обществе.

 

Озиева Л. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях цифровой трансформации школы / Л. С. Озиева, К. З. Кафарова, М. Р. Сельмурзаева // Психология обучения. - 2025. - № 1. - С. 68-77.

 

Статья посвящена вопросам психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях цифровой трансформации образовательной системы. Авторы исследуют концептуальные подходы к интеграции цифровых технологий в инклюзивное образование. Акцентируется внимание на применении персонализированных цифровых стратегий и подходов, а также на роли междисциплинарных специалистов в организации эффективного образовательного процесса.

 

Пронина О. Образец с вариативной частью, чтобы составить план работы педагога-психолога на 2025/26 учебный год // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2025. - № 6. - С. 6-17.

 

В статье представлен подробный план работы по всем направлениям психолого-педагогического сопровождения учебного процесса.

 

Соловьева Д. Программа "Я не люблю учиться!" : рабочая тетрадь про волнение и стресс // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2025. - № 6. - С. 32-42.

 

В статье представлен сценарий психолого-педагогического занятия, целью которого является научить подростков как правильно справляться со стрессом и волнением.

 

Филатова Л. Э. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению старшеклассников / Л. Э. Филатова, В. Р. Петросянц, Л. Н. Гридяева // Психология обучения. - 2025. - № 1. - С. 14-23.

 

В статье представлен анализ подходов к изучению готовности к профессиональному самоопределению, предложена структура психологической готовности к профессиональному самоопределению, состоящая из мотивационно-личностного, когнитивного и деятельностного компонентов. Приведены результаты эмпирического исследования психологической готовности к профессиональному самоопределению учащихся 9-11 классов.

 

Фокина А. Как важно себя хвалить. Психологические приемы, которые помогают в работе и личной жизни // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2025. - № 6. - С. 60-65.

 

В статье рассматриваются психологические приемы, которые помогают педагогу повысить уверенность в себе и общую удовлетворенность жизнью.

 

Чижова М. Б. Экзамен в представлениях студентов-первокурсников медицинского университета (на примере дисциплины «Биофизика») / М. Б. Чижкова, М. А. Лопарева // Психология обучения. - 2025. - № 1. - С. 98-107.

 

В статье анализируются представления первокурсников медицинского университета об организационно-содержательных и психоэмоциональных аспектах экзамена по дисциплине «Биофизика». Проведенный опрос позволил выделить позитивные и негативные моменты восприятия обучающимися экзаменационных испытаний. Полученные результаты вносят вклад в выяснение объективных и субъективных причин психофизиологического неблагополучия будущих врачей в период промежуточной аттестации.

 

Яшин С. В. Психофизиологические факторы, влияющие на процесс подготовки водителей специальных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации / С. В. Яшин, А. А. Вязов, Д. А. Вантеев // Психология обучения. - 2025. - № 1. - С. 40-45.

 

В данной работе рассмотрены актуальные вопросы, связанные с профессиональной подготовкой и переподготовкой водителей транспортных средств для служб и подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации. Изучены отдельные психические и психофизиологические факторы, влияющие на процесс управления транспортными средствами и процесс подготовки и переподготовки водителей специальных служб МВД России.

 

 

Составитель: вед.библиотекарь Матвеева Т. Ю.

 

* - документы devisu просмотрены

 

Наш адрес:

624130, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13

МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

телефон: (34370) 9-10-70

e-mail: mbapbngo@yandex.ru

Web-сайт: http://www.publiclibrary



В избранное