1.
Подпишитесь на ток-лист "Аспирант
и соискатель"
2. Лекция "Социокультурные
аспекты развития науки" (1 часть).
ПОДПИШИТЕСЬ
НА ТОК-ЛИСТ "АСПИРАНТ И
СОИСКАТЕЛЬ"
Данный
ток-лист создан для того, чтобы
помочь аспирантам и соискателям
максимально эффективно
организовать процесс обучения в
аспирантуре, найти коллег,
занимающихся аналогичными
разработками, написать отличную
кандидатскую диссертацию и
защититься!
Автор
лекции: Шадрина Е.Н., асс. кафедры
философии и социальных наук
Саратовского медицинского
университета.
Примечание
ведущего рассылки: обращаю ваше
внимание, что лекции я пишу со слов
лектора, а затем вручную набираю на
компьютере. Я врач-аспирант, а не
профессиональный философ, поэтому
в тексте лекций невольно могу
допустить ошибки.
1.
Научные сообщества.
Субъект
науки является не столько
отдельным ученым, неизбежно
ограниченным в своих возможностях, сколько
совокупностью конкретных
исследователей, т.е. научным
сообществом.
Учитывая
роль личного фактора в развитии и
функционировании науки, роль
ученого как генератора идей,
следует отметить, что деятельность
ученого обусловлена влиянием
научной среды, принятыми в ней
ценностными установками, нормами,
правилами.
Говоря о
субъекте как о творце науки,
следует помнить, что под субъектом
понимают соотношение "ученый -
научное сообщество".
Понятие
"научное сообщество"
утвердилось во всех областях науки
благодаря американскому ученому Т.
Куну, его труду "Структура
научных революций".
Определяя
науку не как систему знаний, а как
деятельность научных сообществ, Т.
Кун акцентировал внимание на
психологические параметры
научного знания.
Понятие
"научное сообщество"
распространено в современной
социологии и науке.
Научное
сообщество необходимо понимать не
как аморфную совокупность ученых,
а как целостную организацию,
которая воспроизводит себя через
систему образования и научного
общения.
В рамках
научного сообщества можно
выделить устойчивые структурные
единицы.
Например,
национальные научные сообщества,
действующие в рамках того или
иного государства, научные
сообщества, ограниченные рамками
соответствующей области знания,
научные школы, объединенные
решением определенной проблемы.
В научном
сообществе можно выделить
определенную иерархию научных
авторитетов.
2.
Научный этос.
Научный
этос - это совокупность базовых
принципов, ценностей,
обеспечивающих мотивацию научной
деятельности, нормы
взаимоотношений между субъектами
деятельности.
Как
правило, научный этос передается в
процессе совместного обучения и
работы. Его выявлением и анализом
занимается социология и этика
науки.
Одним из
определяющих качеств научного
этоса является стремление к
свободе и равноправию всех членов
научного сообщества.
Все права защищены.
Разрешается републикация
материалов рассылки с
обязательным указанием автора
лекции (Шадрина Е.Н.) и ссылки на
сайт "Врач-аспирант" http://www.disser.ru