Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Orator.Ru - Уверенность в себе и мастерство общения . Выпуск 50.


Информационный Канал Subscribe.Ru


 
Orator.ru :   УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ И МАСТЕРСТВО ОБЩЕНИЯ
 
Выпуск 50 Архив рассылки

НАШИ ПЕСНИ

      Когда меня спрашивают, какая музыка тебе нравится? - я обычно отвечаю, что та, которая приятно ложится на слух. В основном, инструментальная, а если в ней присутствует вокал, то мне он бывает интересен, как правило, только по части качества звучания, но не по смыслу доносимых слов, потому что я уже привык к тому, что песни, ежедневно обрушивающиеся на наши с вами головы, в подавляющем большинстве своем имеют низкопробное содержание. Видно, что обычно не долго думают авторы песенных стихов, не стремятся одарить слушателя интересными идеями, а разводят бодягу.
      О чем поют? Часто о порочных желаниях (как бы доказать любимому, что он кретин), либо же это тоскливое нытье, малоумные прибаутки или полная чушь. Иногда чувствуется, что автор хотел выговорить одно, а получилось совсем другое или же он сам не понял, что сказал.
      Давайте рассмотрим содержание некоторых песен и попробуем прикинуть, какой смысл их авторы фактически вложили в свои слова.

      Итак,

      Девушка по городу шагает босиком

      Пока ничего особенного, хотя это негигиенично (город, всё-таки - пыль, да грязь). Травмоопасно, опять же (на улицах иногда валяются бутылочные осколки и тлеющие бычки от сигарет). И пятки у девушки, конечно же, черные, хоть в песне об этом ничего не говорится.

      Девушке дорогу уступает светофор

      А тут возникает некоторый вопрос. Насколько я понимаю, дорогу уступать могут только движущиеся предметы: какие-нибудь быки, носороги или, на худой конец, паровозы (могут, но обычно не уступают). Светофор же, как известно - недвижимость. Вопрос к автору песенных строк: как же недвижимый светофор может уступить дорогу? Наверно, не долго думая, он мог бы ответить, что был, дескать, один такой мультик, в котором улыбчивый светофор на коротких ножках с полосатой палкой в руке перевел малыша через дорогу. Ну, если так, тогда понятно. Песня про мультик, значит.

      Далее куплет из произведения искусства под названием "Гибралтар - Лабрадор":

      Многоликие монголы
      пьют карбидовые смолы,
      турки скачут по гробам
      прямо в город Амстердам


      Трудно додуматься до такого в трезвом уме. Наверно только отпетым наркоманам дано найти тут смысл. Монголы, конечно же, могут быть многоликими, как и все остальные люди, но, простите, какие такие карбидовые смолы? Тут автор непременно почешет репу и сообщит: "а вот хрен его знает, какие такие карбидовые смолы, просто просто хотел поумничать и в рифму попасть, наверно, пьяный был". Наверно, был, потому что карбидовых смол в природе не существует (про турок задавать вопросов не буду). И вот таким же духом пронизана вся песня. Превзошел ее в нелепости разве лишь только следующий шедевр:

     Быстрая походка и взгляд безумный,
     поэтому меня называют чугунный

      Что на это можно сказать? Если взгляд безумный, то, следовательно, обладатель его непременно чугунный, а не какой-нибудь там алюминиевый. Железная логика.

      Меня убивают, из эмки стреляют в левую мышцу

      Не в левую руку, скажем, или ногу, а именно в левую мышцу. Из песни видно, что у того, в кого стреляют, только две мышцы - левая и правая. Вопрос: в кого стреляют? Молчит наука. Предвижу ответ автора: "хм-м, я и сама озадачилась. Выходит, что в некое двухмышечное существо. Может, в чебурашку? Хотя, нет, постойте. У чебурашки два уха, а мышц наверно побольше - в общем, сложный этот зверек чебурашка. Короче, сами решайте, в кого стреляют".

      Ночью прыгал и скакал, маме спать не давал,
      а сегодня, как ни в чём улыбается

      Тут, вероятно, имелось в виду, "как ни в чём не бывало, улыбается", а фактически получилось, что улыбается, как голый ("как ни в чём" ведь по смыслу смахивает на "как голый" - ни в ползунках, ни в подгузниках, а просто ни в чём, понимаете?). То есть, "а сегодня, как голый, улыбается". Что бы это значило? - спрашиваем. Нет ответа. Тогда давайте порассуждаем логически. Какой голый обычно улыбается? Эксгибиционист? Э, нет. У этого, скорее, будут выпученные глаза (нелегко улыбаться, когда в процессе своего грязного дела только и думаешь о том, как бы не загреметь в ментуру). Нудист? А вот это уже ближе. Но не всякий, а начинающий. Начинающий нудист, который первый раз в жизни решил "пойти потрясти", наверняка будет с непривычки виновато улыбаться или нервно хихикать, в отличие от бывалого. А раз так, то с таким же успехом можно было бы спеть: "а сегодня, как нудист улыбается" - и смысл тот же, и ритм неиспорчен. "Да ладно вам придираться", - воскликнет автор, - "вы же понимаете, о чем шла речь!". Понимаем. Однако также понимаем, что смысл принесен в жертву ритму - производственный брак, понимаете.

      А теперь романтические напевы:

      Я куплю тебе дом у пруда в Подмосковье

      Неплохое начало. Такой пассаж, безусловно, свидетельствовал бы о большой и чистой любви, если бы слова не разошлись с делом, иначе случится банальный порожняк. Почему-то мне кажется, что наш герой - не финансовый гений (по голосу определил). На какие же такие шиши он собирается совершить столь дорогую покупку? Давайте послушаем его ответ:

      Мало шансов у нас, но мужик барабанщик,
      что кидает шары, управляя лото
      мне сказал номера, если он не обманщик
      на которые нам выпадет дом


      Ага. Значит, ставки сделаны не на упорные труды и реализацию многоходовых комбинаций, требующих определенных жертв, а на халяву и нечестную игру. Но мы-то с вами понимаем, что такие варианты практически невероятны, следовательно, слова песни хоть и в рифме, но пустозвонны. В общем, если называть вещи своими именами, то в данном случае поется о заведомо несбыточной мечте и о превышении желаний над возможностями. Знает дядька, что женщины любят ушами, поэтому и пудрит даме мозги.

      Или вот такая песня, жалостливая:

      Я начал жизнь в трущобах городских
      и нежных слов я не слыхал
      когда ласкали вы детей своих
      я есть просил, я замерзал


      Вызывает сострадание. Поначалу искренне жаль такого бедолагу: тяжелое детство - трагедия для ребенка. Сердобольный слушатель, конечно же, начинает подумывать об оказании материальной поддержки - хоть копеечку, хоть сухарик какой бы ему подкинуть, а то, наверно, тощий, как велосипед и синяки под глазами. Но, спустя куплет, наш сердяга проболтался:

      Ах, если б мне хоть раз набраться сил
      вы дали б мне за всё ответ!


      Обнажил свои коварные помыслы. Злыдень скрывался в обличии несчастного! Лучше бы он молчал, ибо нашего слушателя слегка передернуло и, утирая слезу, он недоуменно вопросил: "это что же такое получается? Это, значит, если я дам ему сухариков, а он, окаянный, наберется сил и меня в мелкий винегрет покрошит что ли?".
      Сердяга, видать, спохватился от такого вопроса и продолжил прибедняться, дескать, я видел свою маму только во сне и если б я ее нашел, то была бы не так горька моя судьба. Но наш слушатель уже не поддается на лукавые уговоры, а думает про себя: "зачем такому помогать, чтобы он потом тебя же еще и прищучил? Глупо. Уж лучше пусть он продолжит свое плачевное существование - так оно будет безопасней для общества". В общем, анализируя смысл данной песни, можно сказать, что в ней поется о социально-опасном представителе деклассированных слоев населения, который планировал хитростью завладеть ресурсами сострадательных людей, чтобы затем прокатиться на их шее.

      И пусть в поступках моих не было логики
      я не умею жить по-другому


      Отсутствие логики в поступках, судя по всему, преподносится в этой песне как достоинство, иначе, стоило ли об этом петь? Но гордиться-то, собственно, нечем. (Понимаю, что люди склонны оправдывать своё бытие, даже если оно тоскливо, как канализация. По этому поводу анекдот: копается, значит, сантехник самозабвенно в унитазе - прочищает засор, и вдруг краем глаза замечает, что за ним наблюдает мальчик, и говорит: "да, пацан, это тебе не в Интернете ковыряться!". Любят люди гордиться своим бытием). Ну, так вот. Что это за человек такой, поступки которого нелогичны? Он может и кинуть, и подставить, и ни с того, ни с другого по морде съездить - и так постоянно, потому что по-другому он жить не умеет. Таких людей много в психиатрических лечебницах и среди неудачников, которые регулярно наступают на одни и те же грабли. Короче говоря, усматривается тут попытка воспеть непутевого мужика.

      Нарушение логики мы прослеживаем также в следующей песне:

      "Да" - это "нет"
      а "нет" - это "да"
      это игра,
      такая игра


      Я знаю одну такую игру. Называется "лохотрон". Там тоже дурят людей.

      Следующая песня называется "Сынок":

      Еще совсем малюсенькие ножки
      еще совсем не ходит по дорожке
      и все друзья, увидев, замечают:
      "глаза похожи на папу"


      Заметьте: не на папины глаза, а на папу. На всего папу целиком - со всеми его руками и усами.

      Или давайте послушаем песню о том, как прилетел один летчик неожиданно к своей красавице часов эдак на сто, и тут же с порога давай ее напрягать:

      Ты всё, что есть, неси на стол
      оставь на после злые вести


      Красавица, видать, думает: "явился, не запылился - сразу ему на стол накрывай, деньги давай, а я не выспалась и еще не успела кое-куда сходить…". Но летчик, не взирая на ее унылое выражение лица, наверно обосновался на диване поудобней и поет самозабвенно:

      Скорей сними мою усталость,
      сегодня долго не уснем
      и не грусти, пусть нам осталось
      всего лишь сто часов вдвоем


      "Как же тут не грустить, когда, судя по всему, отдохнуть опять не придется", - вероятно, думает красавица, и, скорее всего, говорит ему: "ты бы хоть цветочек какой прихватил". Но наш летчик не лыком шит - предвидел такой поворот и заранее заготовил следующий куплет:

      Прости, я снова без цветов
      но я полдня болтался в небе,
      а в небе взять их просто негде
      хоть за червонец, хоть за сто


      Опять вместо цветов подсунул оправдания, да еще голодный - то есть, настроен потребительски. Думается мне, что если бы хотел, то купил бы или нарвал, а раз не купил и не нарвал - значит, не очень хотел. Складывается впечатление, что летчик крайне редко ходит по Земле и в основном болтается в небе круглосуточно. И наверняка ведь добавил: "не видишь - я даже скафандр не снял!". Видимо просто решил внезапно соскочить с орбиты, чтобы побыстрей расслабиться и закусить. Теперь понятно, почему он не смог купить цветы - космонавт он, а никакой не летчик. Точнее, летчик-космонавт. Внезапный такой.

      Слушаем следующую песню, удалую:

      Мужик во хмелю молодец,
      а бабы - последнее дело


      Вообще-то, если бабы исчезнут из жизни мужиков, то они (мужиков имею в виду) не только перестанут петь такие бравурные куплеты, но попросту свихнутся с тоски, ибо все мужицкие дела автоматически потеряют смысл. Поэтому кажется, что присутствует в данной песне лукавство ради красного словца. Любят иногда мужики похваляться друг перед другом, когда женщин рядом нет. (Хотя песня веселая).

      И напоследок песня (которая, кстати, лидирует в некоторых нынешних хит-парадах) о том, как один парень при первой же встрече основательно положил глаз на девушку - хотел на ней жениться, иметь от нее кучу детей и всё такое. Есть там одна привлекательная строчка:

      Может это ветерок мои губы колышет

      Возникают некоторые предположения. Если губы могут произвольно болтаться на ветру, значит перед нами классический губошлеп, который постоянно плюется и брызжет слюной, как верблюд. Таких не берут в космонавты и обычно не любят девушки. Поэтому, похоже, что шансы его невелики. А вы как думаете?

     

*    *    *

      С точки зрения ораторского искусства, основным элементом речи является ее содержание (то, что мы говорим). Конечно, форма речи (то, как мы говорим) имеет большое значение, и одна и та же речь, произнесенная вяло и захватывающе, по-разному повлияет на слушателя, но, тем не менее, форма нигде и никогда не может быть главней содержания в принципе - это закон (пылесос покупают не ради упаковки).
      Песня, конечно, не публичная речь (точнее, не только речь) и оценивать ее стоит не только по элементам речи (о которых мы говорили здесь), а по критериям оценки песенного жанра: насколько стихи вписываются в ритм, качественен вокал, органична музыка и т.д.
      Конечно, кое-где я утрировал и, конечно, может и не стоит строго придираться (особенно если это попса), но смысл песен, всё-таки важен, и добавить в них правильности изложения и капельку остроумия не помешало бы. Ведь потчевать слушателя бестолковым словесным винегретом - значит, держать его за душевного инвалида.


Все предыдущие выпуски рассылки находятся здесь


Феликс Кирсанов
написать автору


Переиздание материалов статьи возможно только с обязательными ссылками на сайт www.orator.ru (в интернете - гиперссылка) и на автора
 

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: job.education.slovo
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное