Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Развитие творческого мышления школьников с помощью ТРИЗ Выпуск 24


В выпуске:

∙ Итоги новогоднего Мини-конкурса

∙ Решения задачи об отборе проб щепы учениками 7е ТРИЗ-класса.

Итак, подводим итоги мини-конкурса: к моему сожалению, из трёхсот подписчиков данной рассылки никто не решился участвовать в конкурсе… а я-то думала – скучно людям отдыхать две недели, вот я им задачку-то и подкину...

Напоминаю суть задачи: щепа (кусочки древесины) для варки целлюлозы должна поступать достаточно однородной по размеру ~20-30 мм. Для контроля однородности лаборанты периодически берут пробы щепы, объёмом 10 литров (5 кг), просеивают через сита и определяют состав по фракциям (по размерам). Щепу на пробу надо брать в разных условиях, например, с движущегося конвейера (ширина конвейера 800мм, скорость движения 1,5 м/сек.) Щепа с конвейера ссыпается в открытый приёмный бункер. На ходу брать с конвейера – опасно, останавливать конвейер – нежелательно. Брать пробу надо по полному сечению потока щепы.

Надо дать предложения по выполнению технологических требований к отбору проб щепы и обеспечить безопасность и удобство работы лаборантов.

 А теперь познакомьтесь с некоторыми решениями ребят из ТРИЗ-класса:

Сначала выявили все ресурсы, имеющиеся в данной ситуации: ведро для щепы, воздух, приёмный бункер, конвейер (лента конвейера, ролики). Потом рассмотрели, как КАЖДЫЙ ресурс может помочь решить задачу:

ведро для щепы – сделать его со съёмной, длинной горизонтальной рукояткой, и ловить пробу щепы, когда она ссыпается с конвейера.

 ∙ воздух - сдуть с конвейера порцию щепы, или наоборот всосать устройством типа пылесоса, ∙ приёмный бункер - сделать устройство для забора щепы внутри приёмного бункера, использовать для этого часть наклонной стенки бункера,

лента конвейера гибкая, поэтому можно сделать устройство, которое в определённом месте мгновенно наклоняло бы ленту в поперечном направлении, и порция щепы ссыпалась бы на приёмный лоток,

∙ можно в ленте сделать отверстие, закрытое снизу куском такой же ленты, только большим по размеру, прикрепленным к ленте с одной стороны (первой по ходу движения). Ролики прижимают постоянно этот кусок к ленте, и щепа не просыпается в отверстие. Но когда надо взять пробу щепы, один из роликов выдвигается из конвейера вбок, а на его место вдвигается приёмный лоток для щепы. Когда отверстие в ленте подъезжает к этому месту, отверстие открывается (нет ролика, который прижимал «заплату»!), порция щепы высыпается в приёмный лоток.

щепа ? (это ведь тоже ресурс!)  Формулируем ИКР (идеальный конечный результат) – щепа САМА стремится в ведёрко. Надо наэлектризовать щепу, а потом притянуть порцию к заряду противоположного знака.

 Рассмотрим случай подача щепы по трубопроводу. Трубопровод проложен на высоте порядка 10 метров, щепа из трубопровода ссыпается в кучи, пробу на анализ надо брать не внизу кучи, а наверху - в месте выхода щепы из трубопровода.

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ РЕШЕНИЕ - фотографировать (или снимать на цифровую видеокамеру) поток щепы, высыпающийся из трубы, и сравнивать изображение с эталоном (по фракции щепы). Обработку фотографий производить с помощью специальной компьютерной программы. Если учесть то, что задача решалась 7-8 лет назад, и у наших детей не только компьютеров, но даже домашних телефонов у большинства не было (жили в семейных общежитиях), то это было сильное надсистемное решение. Хотя для детей, применявших приём «копирование» уже много раз – это решение достаточно очевидное. (Суть приёма «копирование» - если невозможно или сложно производить какие-то операции с реальным объектом, то можно применить «копию» объекта: фото, тень, отражение.)

Вот ребята и применили "копию" щепы! 

Всего доброго, коллеги! До следующей встречи! Бояркина Валентина Ивановна 12.01.11.


В избранное