Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Развитие творческого мышления школьников с помощью ТРИЗ Выпуск 27


В выпуске: разбор задачи из сказки «Три медведя»

Напомню задание из прошлого выпуска рассылки: Найдите в любом литературном произведении изобретательскую задачу и решите её другим способом. Не таким, как в первоисточнике! Например, Машенька из сказки «Три медведя» испугалась медведей и убежала через окно. А если бы окно было запечатано, что тогда делать?

Познакомьтесь с одним из присланных ответов:

В сказке говорится, что Машенька убежала через окно и медведи не догнали ее. Но это сомнительно, т.к. медведь бежит гораздо быстрее человека... А если бы окно было запечатано, то можно было бы помириться с медведями. Например, как в сказке "Машенька и медведь": медведь, когда пришел домой и обнаружил Машеньку, то оставил ее у себя в доме жить и заставил по дому работать. Но она потом придумала, как сбежать...

А теперь разберём это решение с точки зрения ТРИЗ: не убегать, а НАОБОРОТ остаться (приём “сделать наоборот”) и “помириться” с медведями. Что для этого надо сделать? Вспомним, почему медведи на неё рассердились? Зашла без приглашения, без разрешения в чужой дом, съела мишуткину похлёбку, сломала стульчик, перемяла все постели... Кому же это понравится? Соответственно, ей надо было всё исправить: извиниться, сварить новую еду, починить стульчик, заправить постели... Или: вообще не заходить в дом без хозяев, дождаться их и попросить разрешения...

Далее Вы предлагаете действие ПО АНАЛОГИИ, т.е. ПОХОЖЕЕ действие из другой сказки. Применение АНАЛОГИЙ часто используется при решении изобретательских и исследовательских задач.

А теперь давайте посмотрим, какие ещё могли бы быть варианты спасения девочки. Рассмотрим РЕСУРСЫ, которые были рядом с Машей в тот момент, когда она проснулась и увидела перед собой трёх сердитых медведей: дело было в спальне, значит было три кровати разного размера, постельные принадлежности, пол, стены, потолок, окно, дверь. Ресурсы самой МАШИ (биологические , умственные, психологические, ресурсы её одежды, её знаний и т.д.)

Подумайте, как каждый из этих ресурсов, можно было использовать, чтобы спастись? Сосредоточьтесь на КАЖДОМ РЕСУРСЕ в отдельности, а можно, и комбинировать их друг с другом для получения идеи спасения, защиты или хотя бы отвлечения внимания медведей.

Рассмотрите приёмы преодоления противоречий:

  • ОБЪЕДИНЕНИЕ (что с чем надо объединить, чтоб медведи не смогли нанести ей вреда?)
  •  ДРОБЛЕНИЕ (что надо “раздробить". т.е. разделить на части, и ЭТО поможет Маше спастись?)
  • ДИНАМИЗАЦИЯ (что надо сделать подвижным, динамичным, чтобы это помогло Маше?)

Найдите в интернете 40 приёмов преодоления технических противоречий (например. по этой ссылке http://triz.natm.ru/instrum/40priem.htm ) Наверняка, эти приёмы “подскажут вам ещё несколько вариантов решения данной задачи.

Кто хочет подробнее узнать о возможностях ТРИЗ в школе, освоить инструменты ТРИЗ, развить своё творческое мышление, познакомьтесь с продуктами на моих сайтах: http://www.triz-v-shkole.ru или http://valentina-bojarkina.narod.ru

Желаю вам интересной, яркой, творческой жизни!

До следующей встречи

 Бояркина Валентина Ивановна


В избранное