Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Развитие творческого мышления школьников с помощью ТРИЗ. Выпуск 34


В выпуске:

∙ Оправдания по поводу долгого молчания

∙ «Маша и медведь» - поле для изобретательской и исследовательской деятельности

 Дорогие коллеги! Приветствую вас, рада опять встретиться с вами!

Прошу извинения за долгое молчание. С сентября школьные дела одолели, взялась участвовать в нескольких педагогических конкурсах областного и российского уровня. В результате выиграли губернаторскую премию 200 тыс. руб. (команда из 4 учителей под моим руководством) за программу студии дизайна на основе ТРИЗ с приложением ряда выполненных дизайнерских проектов. С коллегами по школе участвовали в российском конкурсе образовательных проектов для школьников с проектом детского научно-изобретательского центра. А с международной командой ТРИЗ-специалистов вышли в финал российского конкурса концепций для школ Сколково. В этой команде я была только скромным участником, там были специалисты гораздо более высокого ранга.

На этом вся положительная полоса закончилась... Потом навалились семейные проблемы, болезни и проч. Сейчас всё более-менее стабилизировалось, и я опять решила продолжить наше общение.

Где брать изобретательские задачи для детей? Да, хоть где! Например, в мультиках. «Маша и Медведь» - прекрасный набор различных проблемных ситуаций. К примеру – 23 серия «Подкидыш». Давайте поищем в этой серии исследовательские и изобретательские задачи!

Чтобы выявить исследовательские задачи, надо к данному факту, к ситуации, к процессу задать вопросы «Почему..?», «Какая связь..?», «Зачем..?» и т.п. А потом постараться раскрыть эти тайны!

Итак, начало 23 серии: только белка выскочила на минутку из дупла, как дупло оказалось «запечатанным» большим-пребольшим яйцом! Возможные иследовательские вопросы:

 ∙ Откуда взялось это яйцо пингвина в нашем русском лесу?

 ∙ Почему оно оказалось в дупле именно у белки?

∙ Как яйцо могло стоять на ветке?

 ∙ Почему оно не разбилось?

 Попробуем ответить на первый вопрос. Раз дело происходит в сказке, ответ (гипотеза) может быть сказочным, т.е. волшебным, нереальным, фантастическим. С другой стороны, эта сказка очень реалистична по своим бытовым подробностям, по реальным житейским проблемам. И нам ведь хочется научить детей решать реальные проблемы. Поэтому будем принимать любые гипотезы: и реальные и фантастические. А фантастические идеи потом постараемся доработать до реальных.

Какие волшебные силы могут перенести яйцо пингвина через тысячи километров из Антарктиды? Может быть, Алладин со своей лампой постарался? А как же яйцо в дупло попало? Алладин на ковре-самолёте летел, яйцо и скатилось с ковра, упало на упругую ветку дерева, срикошетило и… чпок! Прямо в дупло! Ну, что ж, волшебная гипотеза получилась. Посмотрим, что в ней реальное? – Яйцо может упасть на гибкую ветку и отскочить прямо в дупло? Может, если очень повезёт. Скатиться яйцо с ковра-самолёта может? Может, только ковра-самолёта нет… ( а вообще, я уже где-то читала, что есть вполне успешные попытки осуществить эту древнюю идею! Посмотрите, в интернете есть эта информация).

Ну, ладно, не с ковра-самолёта, а из вертолёта яйцо могло выпасть? Могло. Допустим, учёные-биологи, везли яйца пингвинов для изучения, а одно выкатилось… И т.д.

 А какие у вас возникли версии? А у ваших детей, учеников? Пишите на мой адрес  matchem@mail.ru  

Кто хочет подробнее узнать о возможностях ТРИЗ в школе, освоить инструменты ТРИЗ, развить своё творческое мышление, познакомьтесь с архивом данной рассылки и с продуктами на моём сайте: http://www.triz-v-shkole.ru

Желаю вам интересной, яркой, творческой жизни! До следующей встречи! Бояркина Валентина Ивановна.

10.04.2012.


В избранное