Да! Вы можете выучить любой язык и научить себя учиться. Книга М.Шестова из книги Гиннесса. Часть 6
Михаил Шестов - гл. консультант организации ООН "День Земли" по системам обучения, лингвист, педагог-новатор, педагогический обозреватель ряда международных газет. Разработал принципиально новую методику обучения и самообучения, которая позволила ему быстро освоить десятки иностранных языков, установить четыре мировых рекорда по работе на компьютере с применением текстового редактора на многих языках. Информация о его методе, успешно применяемом для обучения "самых неспособных взрослых" и достижениях была
включена в Книгу Рекордов Гиннесса, российскую Книгу феноменальных достижений человека "Диво" и другие издания. Деятельность М.Шестова широко освещается международными средствами массовой информации: от "CNN", "ABC", "WMNB", "RTN" в Америке до "ОРТ", "Коммерсантъ Daily" в России и "Fuji TV" в Японии".
Приведу кое-какие дополнительные советы, некоторые из них, видимо, можно было бы назвать самоустановками на обучение (многим из вас, наверное, вспомнился А.Кашпировский):
- Я должен пытаться разговаривать сам с собой по-английски вслух (конечно, не на улице или в окружении людей, а в полном одиночестве), задавать вопросы и отвечать на них, т.е. представлять себя в различных ситуациях, беседующим с кем-то; перестав разыгрывать представление театра одного актера - то есть обдумывать формулировки или только вопросов, или только ответов. Естественно, не на уровне "грязных образов", генерированных эмоциями, а с реальным
формированием и полировкой фраз, как вслух, так и про себя. Иными словами, мне нужно стремиться к перфекционизму, чтобы удлинение времени на обдумывание вопросов и ответов реально улучшало их варианты, которые будут произнесены вслух, когда назреет такая необходимость.
- Мне необходимо, преодолевая чувство ложного самолюбия, всегда произносить: "Я не понял, повторите, пожалуйста" во всех случаях, когда я что-то не усвоил (конечно, только в тех случаях, если это предусмотрено планом конкретного урока, то есть преподаватель разрешил переспрашивать, говоря, что это его с мысли не собьет).
- Я должен свыкнуться с мыслью, что чтение вслух - абсолютно необходимый элемент процесса совершенствования в иностранном или родном языке потому, что это развивает как пассивный, так и активный словарный запас, улучшает устную речь.
- Мне не нужно пытаться понять все, что я читаю. В большинстве случаев, это просто невозможно. Такие попытки могут привести только к невероятному замедлению процесса обучения. Главное - не переусердствовать и научиться своевременно переходить к другой теме или предложению. Более глубокий уровень понимания придет позже, как бы сам по себе, потому что для того, чтобы мозг получил достаточно "информации к размышлению", ему необходимо ознакомиться с большой порцией
учебного материала.
- Я обязан при малейшей возможности стараться имитировать носителей языка, с которыми мне доводится встречаться и беседовать, и мне необходимо повторять вслух, в их присутствии (в форме переспроса) хотя бы отдельные слова каждого из вопросов, адресованных мне.
- Хотя бы в течение часа в день, не считая непосредственно времени нахождения в классе, я должен пытаться вести себя как американец, то есть работать над формированием у себя привычки испытывать положительные эмоции в различных, сейчас кажущихся мне чужеродными, видах деятельности типичного местного уроженца и нормальных чужеземных бытовых, служебных и других ситуациях.
- Мнение окружающих по поводу моей непонятливости и того, что я пытаюсь учить себя нетрадиционным образом - меня не должно беспокоить и приниматься мной близко к сердцу.
Еще одна общая мысль. Постепенная подача материала, как известно, полностью себя дискредитировала. Дело в том, что при таком методе работы ученик забывает к завтрашнему утру половину того, что было, якобы, усвоено сегодня. Преподаватель, который может обучать только по учебнику - является не maestro (по-испански - учитель), а своего рода диктором провинциальной телестанции. В американских школах, например, на разъяснение простых глагольных времен затрачивается
год (!?), что, в принципе, не только не помогает детям улучшить свои познания в языке, а напротив, тормозит весь процесс их интеллектуального развития. Семилетний ребенок уже знает и умеет применять все устные формы родного языка: времена и их последовательность, активный и пассивный залог, "домашний" и "школьный" лексические пласты (наборы слов) и т.п. Все, чему необходимо его научить, как и почему возникли исключения из правил идиоматического порядка и как избежать ошибок в их употреблении, как в устной речи,
так и при письме. Попытки объяснить ему все правила постепенно - от простого к сложному, да еще и вкупе с особой учительской манерой поведения (особенно негативно действует на малыша, злоупотребление "просветителями" психолого-дидактической установки: "А через год мы будем изучать еще более сложные правила; это - еще цветочки...") приводят к выработке у среднего школьника ненависти к изучению правил на уровне чуть ли не безусловного рефлекса.
Правила знать не помешает. Но просто зазубривать их - не следует. Не нужно относиться к школьникам и, вообще, к ученикам любого возраста как к умственно неполноценным существам. Не надо идти от простого к сложному... Это вам не черчение или математика, где без такого "хождения" просто трудно обойтись. Изучение языка - все-таки гуманитарная процедура (хотя тренировка мышц рта, как один из базовых элементов, способствующих развитию "добротной" речи, и имеет какое-то
отношение к "body-building"). Господа работники школ и курсов, возьмите нормальный сложный текст и попытайтесь с ним "вживую" поработать! Ведь если преподаватель не умеет доходчиво разъяснить ученику все нюансы любого сложного предложения: интонация, варианты и оттенки запутанных глагольных форм, идиоматические обороты, сокращения и т.д., то это - не тот специалист, у которого стоит учиться. Так считают многие, судя по моей почте.
С января прошлого года, Михаил Шестов ведет рабочий дневник ("Живой журнал"), "в прямом эфире", по адресу: http://www.livejournal.com/users/maestro2005 Название журнала - "Не учится английский? Методы обучения в корне неверны! Образование: мифы и реальность", что перекликается с темой данной рассылки. У посетителей этого сайта есть возможность обращаться с вопросами лично к автору системы SupremeLearning. Многие новые подписчики просят разъяснить им принципы системы Шестова "Как научить себя учиться", при этом, статистика показывает, что читаются только последние
2-3 выпуска данной рассылки. Поясню: эта информация публиковалась в предыдущих выпусках рассылки, см. например: http://subscribe.ru/archive/job.lang.englishfast/200412/13031713.html Тем, кто хочет получить полное представление о системе Шестова, без знакомства со всеми выпусками не обойтись, так как материал идет, как "повесть с продолжением"... Основы принципов общепедагогической
системы Шестова "Как научиться эффективно учиться" изложены в любой из его книг. Одна из них, временно, опубликована по адресу: http://www.supremelearning.com/russianslbookpart1.html Ознакомиться с аудио- упражнениями, повышающими эффективность любого учебного процесса, применительно к изучению или совершенствованию английского языка, можно на странице: http://www.shestov.ru/russiancoursesamplesone.html Ссылки на видео-примеры типичных упражнений находятся в начале главной русской страницы (в абзаце, который начинается словами "Аудиосеминар Михаила Шестова..."), по адресу: http://www.supremelearning.com/russianslae.html Вопросы
и комментарии, пожалуйста, высылайте через "Форму обратной связи" - http://www.supremelearning.com/rcontactus.html