Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Стратегии ускоренного изучения иностранных языков


Учиться нужно легко. Если вам трудно дается иностранный язык, значит, вы что-то неправильно делаете. Узнайте приемы обучения, и тогда оно станет приятным. Дина Никуличева

Изучение иностранных языков в Эриксоновсом университете

За четыре года существования Эриксоновского университета и Института НЛП Британской Колумбии нами был разработан интересный проект по изучению и преподаванию иностранных языков. Организатором проекта стала психолог Мерилин Аткинсон, являющаяся специалистом в области моделирования экспертного поведения и мастером-тренером НЛП. С 1989 года она анализировала внутренние стратегии обучения, проявляемые людьми, достигшими наибольших успехов в изучении иностранных языков. Один из таких людей бегло говорит на 45 языках и ежегодно выучивает по два новых иностранных языка. Этот человек, проживающий в Британской Колумбии, упоминается в Книге рекордов Гиннеса как один из рекордсменов в области изучения иностранных языков. На основе работы с ним Мерилин Аткинсон создала всестороннюю модель изучения иностранных языков. Она изучала наиболее эффективные моменты, позволяющие подобным людям быстро и успешно изучить множество языков.

Навыки изучения иностранных языков подразделяются на четыре основных типа, каждый из которых может быть смоделирован. Во-первых, изучались стратегии загрузки (ввода) языковой информации. Это первый шаг для каждого, кто начинает изучать иностранный язык. Во-вторых, то, как изучающий язык организует хранение полученной информации.

В-третьих, то, как организован доступ к уже выученной информации. Исследуются различные техники доступа к оперативной памяти. Наконец, исследуются стратегии долгосрочной бессознательной организации каждого нового языка как навыка, как удобного и легкого процесса говорения.

В основу положен метод наблюдения в соединении с опросом испытуемых относительно их внутренних привычек как ключевых моментов языкового поведения.

Хороший пример - это работа с одним полиглотом, которого наблюдали в процессе его взаимодействия с пятью носителями разных, абсолютно ему незнакомых языков. Выбранные языки относились к разным языковым семьям и разным континентам. В каждом из случаев процесс изучения нового языка записывался на видео. Мерилин Аткинсон изучала в течение нескольких дней весь процесс того, как каждый из испытуемых начинал усвоение нового языка.

Одним из носителей языка была женщина, говорившая на необычном диалекте Филиппинских островов. Другие языки были: сквамский (один из языков североамериканских индейцев), лапландский, хакка (кантонский диалект), а также один из редких диалектов зулу. В случае языка зулу была возможность проводить наблюдения на более поздней стадии выработки навыка, когда испытуемым уже была проделана работа по созданию для себя ряда схем, моделей, таблиц и т.п.

В изучении языков М.Аткинсон фокусировала внимание на нескольких элементах. Она анализирует, какие физиологические модели использует каждый из полиглотов. Исследуется их "язык тела". Он включает жесты рук, типы дыхания, тональности, а также положение тела в процессе коммуникации с носителем языка. Исследуются также модели скорости и ритма ответов, скорость жестов и эмоциональные состояния изучающего язык.

Для выявлении стратегий интенсивного обучения были всесторонние изучены привычные репрезентативные последовательности. Задавались прямые вопросы относительно внутренних привычек и стратегий каждого полиглота, проявляющиеся у него каждый раз, когда он отбирает новую языковую информацию. Каждого испытуемого спрашивали, как он упражняется в каждом новом компоненте и в каком порядке. Отмечалось, как они привычно создают внутренние репрезентации того, что было выучено. Это включает те образы, которые они конструируют, когда слушают диалог. Как они наблюдают, визуализируют и проверяют свою работу, проверялись любые используемые зацепки для памяти, например мнемонические приемы.

Исследуется "масштаб", которым пользуется каждый испытуемый для организации выученного, те единицы, которые предпочитаются для заучивания: слово, фраза, предложение, понятие.

М.Аткинсон изучила многие аспекты поведения в процессе обучения, продемонстрированные испытуемыми, и детализировала полученную информацию.

Так, для наиболее успешного из испытуемых она наблюдала:

- как испытуемый достигает беглости, как обеспечивает генерализацию, и какой объем усваивает за один сеанс обучения;

- как испытуемый не смешивает один язык с другим;

- его способность работать с таблицами, как написанными, так и хранящимися в памяти;

- его ориентация на собственные цели, как он достигает и поддерживает бессознательный раппорт со своим информантом, обеспечивает состояние активного внимания;

- как он ощущает свою компетентность в сфере произношения, пользуясь произносительной стратегией без вмешательства внутреннего диалога;

- его стратегии компетентности и обратной связи на всех стадиях изучения языка. Это включает в себя так называемые "убеждающие" стратегии. Таковыми являются ключевые воспоминания, которые он целенаправленно вызывает, чтобы усилить свою уверенность в своих способностях изучения языка и одновременно убедить своего информанта и наблюдателей в реальности собственных способностей;

- его ключевые убеждения и ценности, связанные с компетентностью; способ, которым он организует свои маленькие победы, для того, чтобы поддерживать свою мотивацию;

- способ изучения каждого языка - специфическое культуральное событие. Его упражнения включают множество культуральных компонентов, которые улучшают запоминание и доставляют удовольствие от обучения;

- его общая стратегия владения языком в течение долгого времени и сохранения этого языка в долгосрочной памяти.

Результатом этого исследования стал набор полезных техник, которые составили основу тренерского тренинга в Эриксоновском университете. Шесть ключевых аспектов моделирования определяются как центральные и для успешного изучения новых языков. Эти ключевые аспекты легки в усвоении облегчают и делают изучение иностранных языков более приятным.

Важно, что эти навыки легко переходят в привычку. Им можно обучать, используя приятные игровые формы. В результате процесс становится намного более радостным и свободным от стрессов. Процесс также включает расширение стратегии запоминания и стратегии обучения, что применимо во многих других областях интенсивного обучения.

 

Новые книги Мэрилин Аткинсон, теперь и на русском языке.


Дорогие подписчики рассылки, рады сообщить вам о том что в свет вышли новые публикации книг Мэрилин Аткинсон "Пошаговая система Коучинга" и "Внутренняя Динамика Коучинга" на русском языке.

Вы можете приобрести данные книги в Международном Эриксоновском Университете, на наших тренингах и мероприятиях.

Интересного Вам чтения и новых открытий!


 


В избранное