Позитивные установки, облегчающие усвоение любого иностранного языка
Учиться
нужно легко. Если вам трудно дается иностранный язык, значит, вы что-то неправильно
делаете. Узнайте приемы обучения, и тогда оно станет приятным. Дина Никуличева
Позитивные установки, облегчающие усвоение любого иностранного языка
В предыдущих статьях мы обсуждали ограничивающие убеждения, типичные для людей, испытывающих трудности в изучении иностранных языков. Речь шла о негативных установках, которые не только осложняют жизнь изучающим иностранный язык и служат источником ненужных негативных эмоций, но и существенно замедляют, а порой и вовсе стопорят процесс обучения.
Давайте вспомним основные из этих ограничивающих убеждений и одновременно попробуем сформулировать некоторые общие принципы, которые могли бы послужить противовесом тем ограничивающим мыслительным моделям, которые в связи с изучением иностранных языков обсуждались в предыдущих статьях.
Итак:
Мыслительная модель «Приравнивание негативного восприятия ситуации объективной реальности». ↔ Противоположный постулат: «Карта мира не есть его территория».
Мыслительная модель «Навешивание ярлыков» (привычка к негативным определениям себя и других). ↔ Противоположный постулат: «У каждого человека есть все необходимые ресурсы для достижения цели, но цель должна быть хорошо сформулирована».
Мыслительная модель «Причинно-следственная ловушка» (привычка заранее оправдывать неудачу). ↔ Противоположный постулат: «Человек делает наилучший выбор, исходя из того, что он может и знает в данный момент времени».
Мыслительная модель «Драматизация ошибок». ↔ Противоположный постулат: «Ошибка – это не поражение, ошибка – это обратная связь».
Мыслительная модель «Чтение мыслей» (привычка к приписыванию собеседнику негативной реакции). ↔ Противоположный постулат: «Вселенная дружественна».
Оказывается, в результате мы приходим к тем базовым постулатам, которые как целостная система были впервые сформулированы в НЛП и активно используются в современной психотерапии. Речь идет о системе убеждений, так называемых пресуппозициях, которые были выявлены Джоном Гриндером и Ричардрм Бендлером в ходе исследования практики наиболее успешных американских психотерапевтов середины ХХ века – Милтона Эриксона и Вирджинии Сатир.
В последующих статьях мы подробно разберем, как каждая из этих установок позволяет облегчить процесс изучения языка и общения на этом языке и каким образом выработать в себе это, столь характерное для полиглотов, позитивное отношение к процессу изучения языка.
Дина Никуличева
из книги "Как найти свой путь к иностранным языкам. Лингвистические и психологические стратегии полиглотов."
Cборники для изучающих английский, испанский и шведский языки :"Минилекс" (сборник в который входит “базовый словарный запас”, которого достаточно, чтобы покрыть примерно 90% всех словоупотреблений при повседневном устном общении или около 70 % несложного письменного текста) и "Минифраз" (сборник “готовых фраз”, повседневных клишированных выражений, регулярно возникающих в бытовом общении)