Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как написать отличный реферат, курсовую, диплом? Выпуск N 134. Обучение для взрослых


Дорогие подписчики!
В сегодняшнем выпуске рассылки мы представляем вам подборку статей.

1. Инновации в бизнес-образовании

2. Особенности обучения взрослых

3. Почему трудно написать курсовой проект?

4. Как написать тезисы к курсовой работе?

5. Учение с подключением

Источник: http://hrliga.com/

Инновации в бизнес-образовании

О существующем серьезном разрыве между потребностями бизнеса в управленческих кадрах разных уровней и качеством подготовки, которое обеспечивает высшее образование, говорят и пишут в последние годы много, так же как и о серьезном дефиците квалифицированных менеджеров…
В очередном рейтинге глобальной конкурентоспособности 2007– 2008, опубликованном Всемирным экономическим форумом в начале ноября прошлого года, Россия занимает 58-е место, Украина 73-е* (из 117 стран). Из 12-ти факторов конкурентоспособности как явных преимуществ экономики России выделялись следующие: «макроэкономическая стабильность», «высшее образование», «гибкость рынка труда», «размер рынка» и часть индикаторов, характеризующих «инновационный потенциал». По фактору «высшее образование» слабые стороны связаны именно с качеством образования в области менеджмента, а также с корпоративным обучением и повышением квалификации. Лидируют в мире США, где ситуация с бизнес-образованием и удовлетворением потребностей бизнеса в управленческих кадрах в целом достаточно стабильная. Программы MBA в США оканчивают ежегодно свыше 100 тыс. человек, да и в мировых рейтингах американские бизнес-школы занимают ведущие позиции. Несмотря на это, критика деятельности бизнес-школ со стороны бизнеса в последнее время неизменно усиливается, ключевыми пунктами по-прежнему остаются излишний академизм и оторванность от практики.
На этом фоне потребность внедрения «технологических инноваций» в учебный процесс в области бизнес-образования ощущается очень остро. Основные задачи использования инновационных подходов в подготовке менеджеров: сокращение сроков подготовки и минимизация отрыва от рабочих процессов в компаниях, ориентация на компетенции, а не на знания, а также подготовка управленческих команд. Не менее важно обеспечить не только массовость подготовки специалистов, но и высокое ее качество. Для этого необходимо проводить обучение «в удаленном режиме», непосредственно на рабочем месте, что возможно лишь при использовании более продвинутых технологий дистанционного обучения через интернет.
Педагогические основы инновационных образовательных технологий
Концептуальные основы того, что можно назвать «активным обучением», были сформулированы еще в начале ХХ века американским философом и педагогом Джоном Дьюи (John Dewey). Он утверждал, что традиционной системе образования, основанной на приобретении и усвоении знаний, нужно противопоставить обучение «путем делания», чтобы новые знания извлекались человеком из практической деятельности и личного опыта. В 1950–1960 годах подобные идеи активно развивались. В результате оформились две концепции: «пирамида обучения» (learning pyramid) и «конус опыта Эдгара Дейла» (Dale’s cone of experience).
«Конус опыта» американского педагога Эдгара Дейла (Edgar Dale) наглядно иллюстрирует, каких разных образовательных результатов можно добиться, используя различные средства или «носители» (media) содержания обучения (рис. 1). Эта версия «конуса» относится к более поздним публикациям.

Рис. 1. «Конус опыта»
К концу 1970-х годов по результатам исследования Национальной тренинговой лаборатории США была сформулирована так называемая концепция «пирамиды обучения». Она также демонстрирует зависимость между методами обучения и степенью усвоения материала. Становится очевидно, что классическая лекция (монолог преподавателя, который не сопровождается слайдами и другими иллюстрациями) — наименее эффективный метод обучения: он обеспечивает освоение в среднем около 5% содержания. В то же время «активное обучение» (вовлечение участников образовательного процесса в различные виды активной деятельнсти) позволяет добиться значительно лучших результатов (рис. 2).

Рис. 2. «Пирамида обучения»
Основные типы методов обучения
На различных этапах развития системы образования использовались несколько ключевых методических подходов к обучению:
  • практика;
  • трансляция материала;
  • разбор и анализ ситуаций;
  • игра;
  • имитация;
  • проект.
Практика — старейший способ обучения. Его идея проста и понятна: человек осваивает профессиональные навыки и инструменты, включаясь в реальную деятельность. Этот подход использовался как при обучении охоте в древние времена, так и в ремесленных мастерских в средние века. В современной системе образования он широко применяется при организации стажировок и практики учащихся.
Трансляция материала — передача знания о предмете или способе деятельности от одного человека другому. Этот подход также используется с древности, когда знающий и опытный учитель рассказывал молодым и неопытным ученикам о том, как устроен мир. В XVII веке Ян Амос Коменский усовершенствовал эту педагогическую технологию, создав на ее основе классно-урочную систему, «при которой учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились». В современной системе образования трансляция материала происходит в различных формах: при прослушивании лекций, чтении книг, обучении на дистанционных курсах и посещении мастер-классов экспертов.
Однако эти классические подходы к обучению имеют недостатки:
  • при ограничении обучения формированием практических навыков ученики могут недополучить нужные знания;
  • при ограничении обучения трансляцией готовых знаний ученики получают излишне теоретизированное и оторванное от реалий жизни образование.
Чтобы минимизировать эти недостатки и повысить эффективность обучения, в ХХ веке были предложены новые подходы (рис. 3).

Рис. 3. Методы обучения
Разбор и анализ ситуаций. Этот метод появился в Гарвардском университете; первоначально он использовался при подготовке врачей. Суть метода — выделение из практической деятельности типовых ситуаций. Ученики анализируют эти ситуации, а затем предлагают свои решения и формулируют сценарии развития событий. При этом у учащихся формируются профессиональное мышление и способность принимать решения в ряде типовых профессиональных ситуаций.
Игра. Несмотря на то что все люди учатся жизни именно через игры, в профессиональной подготовке игровые методы обучения впервые были использованы только в предвоенные годы в СССР. Первая деловая игра «Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы» была проведена Марией Бирштейн в 1932 году. Примерами такого типа игр являются организационно-деятельностные игры Г. П. Щедровицкого, а также упражнения по разработке политики (policy exercises), которые активно обсуждались известными зарубежными исследователями в области игр Ричардом Дьюком (Richard Duke) и Яном Клабберсом (Jan Klabbers). Однако групповые упражнения по выработке решения в условиях, имитирующих реальность, так и не получили широкого распространения в советских программах подготовки управленцев.
Гораздо более популярными стали ролевые игры, задачей которых является демонстрация моделей поведения в типовых профессиональных ситуациях либо на определенном рабочем месте.
Имитация. Идея использования имитационных моделей в процессе обучения впервые была реализована в военной сфере (тренажеры для подготовки пилотов — flight simulators), оттуда она перекочевала в бизнес-образование. Первые управленческие имитационные модели были разработаны в университете Carnegie Mellon (Питсбург, США) в 1958 году. В основе имитационных методов обучения лежит модель, построенная на основании норм и правил реальной практической деятельности. Принимая участие в имитационной игре, учащийся получает возможность освоить профессиональные процедуры и инструменты работы, а также сформировать представление о целостном устройстве определенной сферы деятельности. У нас этот метод часто называют «симуляцией», «симулятором» или «имитационной игрой».
Проект — один из наиболее эффективных методов обучения. Суть проектного подхода заключается в том, что ученик встраивается в систему коллективных работ, направленных на решение реальной практической задачи. Проектируя развитие ситуации, анализируя данные, учащийся получает возможность освоить способ выполнения соответствующих работ. Групповая форма организации учебного проекта вынуждает участников организовывать совместную деятельность и налаживать рабочие коммуникации, то есть научиться действовать в команде. Обучение на базе проектного подхода наиболее эффективно при подготовке управленцев, которые должны обеспечить процессы реформирования и развития бизнеса.
Для повышения эффективности процесса обучения и обогащения образовательной среды разработчики современных образовательных технологий, как правило, одновременно применяют несколько методов обучения. Использование инноваций с учетом современного уровня развития информационных и коммуникационных технологий позволит повысить эффективность образовательных программ.
Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:
  • Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.
  • Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
  • Современная инфраструктура (технические средства) обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.
Нередко под инновационными образовательными технологиями понимается не применение новых методов обучения, а исключительно более активное использование информационных и коммуникационных технологий — интернета, мультимедиа, вебинаров, телеконференций и т. п. Такое узкое понимание инноваций не дает возможности повысить качество образования.
Где возникают инновации для подготовки менеджеров?
В бизнес-обучении, как одной из наиболее практико-ориентированных областей образования, инновации используются достаточно давно. Если говорить о конкретных — наиболее заметных — «технологических» новинках, следует отметить метод разбора конкретных ситуаций, или метод кейс-стади (case study method); метод бизнес-симуляций (business simulations); метод обучения через проекты (project-based method).
В настоящее время можно выделить несколько программ подготовки управленческих кадров, в рамках которых разрабатываются и внедряются инновационные подходы к обучению менеджеров. Такие программы готовят некоторые бизнес-школы, профессиональные ассоциации, специализированные тренинговые компании и корпоративные университеты.
Традиционно наиболее активными потребителями и производителями новых образовательных технологий становятся бизнес-школы. В частности, речь идет о методе разбора конкретных ситуаций. Несмотря на свою более чем столетнюю историю за рубежом, в России он пока не получил достаточного распространения в школах бизнеса (за исключением ряда столичных школ).
У нас «кейсами» часто называются тексты, которые в соответствии с классическим «западным» пониманием таковыми вовсе не являются. Поэтому качественных отечественных кейсов, описывающих ситуации, характерные для наших компаний и отраслей, сегодня крайне мало. И, конечно же, «кейсовых» школ, в которых учебный процесс практически полностью строится на разборе конкретных ситуаций (за время обучения на программе MBA слушатели разбирают не одну сотню кейсов), подобных американской Harvard Business School или канадской Richard Ivey School на постсоветском пространстве пока нет.
Не очень активно практикуется разработка в рамках MBA-программ прикладных групповых проектов по конкретной компании или отрасли. При работе группы студентов над проектом для конкретной компании они должны сделать детальный анализ ситуации, разработать рекомендации, презентовать и обсудить их с топ-менеджментом данной компании. Пока это редкость в учебном процессе отечественных бизнес-школ. Определенным аналогом такой формы работы является принятая в российском инженерном образовании форма курсовых проектов. Это одна из наиболее близких к реальной практике образовательных технологий, которая дает прекрасные результаты и поэтому имеет мощный потенциал.
Большинство ведущих школ бизнеса в последние полтора-два десятилетия используют проектную форму обучения как одну из основных. Проекты длятся от одного–двух месяцев до полугода. В частности, слушатели годовой программы MBA IMD (Швейцария) за время обучения успевают выполнить два проекта: один предпринимательский, связанный с разработкой бизнес-плана, а второй — консалтинговый для компаний, которые в течение определенного времени уже ведут свою деятельность на рынке.
Одна из наиболее эффективных технологий обучения менеджеров — имитации управления бизнесом (компанией или банком) — бизнес-симуляции (business simulations). У нас под этим термином понимается много различных методик: ролевые игры (role play), настольные игры (board games), деловые игры, а также компьютерные имитации или симуляторы. В зарубежном бизнес-образовании эти разнообразные формы используются и как элементы курсов в бизнес-школах, и как самостоятельные обучающие мероприятия, которые предлагают тренинговые компании.
Компьютерные имитации представляют собой «тренажеры для менеджеров» — по аналогии с тренажерами для авиапилотов. Деятельность управленца не менее ответственна и сложна, потому разумно предварительно пройти тренировку в условиях минимального риска.
В настоящее время в ряде ведущих зарубежных школ бизнеса бизнес-симуляции используются как курс, интегрирующий все дисциплины MBA-программы. Участие в них позволяет учащимся применить на практике основные концепции управления виртуальной компанией, увидеть и осмыслить результат своей деятельности до начала реальной бизнес-практики. В ведущих школах такие курсы длятся от одной-двух недель (Rotman School at the University of Western Ontario в Торонто или в China-European International Business School в Шанхае) до трех месяцев (Tepper Business School at Carnegie Mellon University в Питсбурге). В питтсбургской бизнес-школе уже не одно десятилетие действует специальное структурное подразделение — Центр интерактивных симуляций (Center for Interactive Simulations), который отвечает за создание и внедрение инновационных методов в учебный процесс. В 2001 году лаборатория методов обучения (Learning Lab) была создана и в американской Wharton Business School, занимающей первое место в рейтинге Financial Times. В ее создание было инвестировано более 10 млн. долл.; ожидается, что лаборатория поможет школе удержать лидерство на рынке бизнес-образования.
В ведущих бизнес-школах России и стран СНГ также имеются подобные структуры. Для повышения эффективности образовательных программ и развития активных методов обучения в 2003 году в Академии народного хозяйства (АНХ) при Правительстве РФ было создано структурное подразделение, специализирующееся на исследованиях и проектных разработках в области технологий образования и их внедрении в учебные программы, — Центр инновационных образовательных технологий. Недавно с целью расширения деятельности в этом направлении в АНХ был создан Институт технологий образования, который насчитывает в своем портфеле уже более 10-ти бизнес-симуляций в разных сферах, а также банк кейсов. Институт реализует ряд корпоративных программ для подготовки управленческих кадров, построенных на инновационных образовательных технологиях.
В украинской бизнес-школе Международный институт менеджмента МИМ-Киев уже более семи лет действует Центр инновационных технологий, отвечающий за работу четырех бизнес-симуляций в рамках различных дисциплин программ MBA и Executive Education. Примером использования новых коммуникационных технологий для обучения бизнес-команд в Украине также является сетевая симуляция Global Management Challenge.
В последнее время крупные компании все шире используют инновационные технологии для подготовки действующих менеджеров и для отбора наиболее талантливых студентов. Например L’Оreal, Danone, Siemens и Westdeutsche Landesbank уже 5–10 лет активно реализуют «симуляционные» обучающие проекты и в сетевом (через интернет) и очном формате.
_________________
* Рейтинг глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума (Global Competitiveness Index of the World Economic Forum) составляется с 2004 года. При его расчете исследуются анализ деятельности государственных учреждений, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, качество и доступность здравоохранения и образования, эффективность товарных рынков и рынка труда, сложность финансовых рынков, технологическая готовность, объем рынка, развитие бизнеса и инноваций.
Согласно ежегодному докладу The Global Competitiveness Report 2007–2008, опубликованному ВЭФ, наиболее конкурентоспособной является экономика США, второе место занимает Швейцария, далее следуют Дания, Швеция, Германия, Финляндия и Сингапур. Среди стран с развивающейся экономикой лидируют Китай (34-е место) и Индия (48-е), среди стран Латинской Америки самый высокий рейтинг у Чили (26-е место), на Ближнем Востоке — у Израиля (17-е место).
В 2005 году Россия находилась на 53-м месте, в 2006-м — на 59-м. Украина в 2006-м году занимала 69-е место.
В отчете рейтинга говорится: «Украина страдает от неэффективных прав собственности, практики злоупотребления и коррупции на всех уровнях власти, в том числе в судах. И хотя уровень коррупции снизился с начала 2004 года, он все еще высокий, учитывая международные стандарты. Страна улучшила показатели потенциала и человеческого капитала (например, высокий уровень поступления в университеты), но этого недостаточно, чтобы предупредить дальнейшее снижение уровня конкурентоспособности».
Рейтинг ВЭФ составляется на основе опроса лидеров бизнес-сообщества, с учетом официальных статистических данных. В определении лидеров экономической конкурентоспособности принимают участие ведущие исследовательские институты и организации.
Статья подготовлена в соавторстве с директором проекта Business Battle АНХ при правительстве РФ Денисом Конанчуком и заместителем директора Центра инновационных образовательных технологий АНХ при правительстве РФ Дмитрием Кайсиным.
Автор: Шоптенко Вячеслав


Источник: http://hrliga.com/

Особенности обучения взрослых

Изменения в профессиональной жизни происходят постоянно, а значит, менеджерам систематически нужно учиться и переучиваться самим и обучать своих подчиненных. Навыки тренера сегодня необходимы не только корпоративным специалистам по обучению и эйчарам, но и всем руководителям, особенно в тех организациях, где основной акцент делается на развитие сотрудников. Обучение же взрослых имеет целый ряд особенностей…
Самое общее определение взрослого человека было дано специалистами UNESCO в 1976 году: «Взрослый — всякий человек, признанный таковым в том обществе, к которому он принадлежит». В нашем обществе мы называем взрослым человека, достигшего физиологической, психологической и социальной зрелости, обладающего определенным жизненным опытом, сформировавшимся и постоянно растущим уровнем самосознания, который выполняет роли, традиционно закрепленные обществом за взрослыми людьми, и принимает на себя полную ответственность за свою жизнь (в том числе экономическую и моральную) и поведение.
Понятие образование взрослых (adult education) охватывает собой комплекс непрерывных процессов обучения — как формального, так и весь спектр его неофициальных форм и видов. С его помощью взрослые люди развивают свои способности, обогащаются знаниями, совершенствуют профессиональные квалификации или же применяют их в новом направлении.
Под профессиональным обучением (training) подразумеваются любые систематические действия, которые предпринимаются людьми, закончившими начальный цикл непрерывного образования, с целью изменения своих знаний, навыков, оценок и развития отношений с окружающими, для того чтобы адекватно выполнять профессиональные задачи. Процесс образования должен продолжаться на протяжении всей жизни (lifelong education), в таком случае человек не отстанет от технических и социальных изменений, сможет подготовить себя к изменениям в жизни, полностью реализовать потенциал своей личности.
Отличия взрослых учащихся от учащихся-детей постепенно осознавались наукой. В педагогике появился даже особый раздел дидактики, получивший название андрагогика. Была предложена и андрагогическая модель организации обучения, в рамках которой именно обучающийся несет ответственность за определение области обучения, выбор методов, планирование сроков, а также за оценку результатов. Он выступает в качестве основной «движущей силы» обучения, в то время как преподаватель играет роль координатора процесса, «архитектора», создающего новые формы, методы и возможности.
В последнее время все большей популярностью пользуются доказавшие свою эффективность активные методы обучения персонала: презентации, семинары, деловые и ролевые игры, бизнес-тренинги, кейсы, дискуссии в малых группах, моделирование и выполнение проектов, обучение действием и т. д. В чем же отличие бизнес-образования от традиционного академического обучения? Только ли в содержании упражнений или наличии у людей собственного практического опыта? Нет, конечно, — отличаются и подходы к организации взаимодействия с обучающимися, и методы коммуникации, и распределение ответственности за результаты, и сама мотивация к обучению.
При организации бизнес-обучения специалисты советуют учитывать следующие особенности взрослых людей:

  • осознанное отношение к процессу своего обучения;
  • потребность в самостоятельности;
  • потребность в осмысленности обучения (для решения важной проблемы и достижения конкретной цели), что обеспечивает мотивацию;
  • практическая направленность в отношении обучения, стремление к применению полученных знаний, умений и навыков;
  • наличие жизненного опыта — важного источника знаний;
  • влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых и временных факторов.

Как правило, взрослые люди хотят учиться, если они понимают необходимость обучения и видят возможности применить его результаты для улучшения своей деятельности. Кроме того, взрослые люди стремятся активно участвовать в обучении, привносят в обучающие ситуации собственный опыт и свои жизненные ценности, стараются соотнести обучающую ситуацию со своими целями и задачами. Взрослый человек, как правило, имеет множество семейных и социальных обязанностей, поэтому учится без отрыва от основной профессиональной деятельности. Взрослые осваивают новые знания и навыки с разной скоростью, поэтому при работе с ними требуется уделять особое внимание индивидуализации обучения, повышать самооценку и чувство собственного достоинства каждого человека.
Известный американский психолог Карл Роджерс (Carl Rogers) сформулировал психологические особенности людей, выступающие предпосылками успешного обучения:

  • люди от природы обладают большим потенциалом к обучению;
  • обучение эффективно, когда его предмет актуален для человека и когда личности человека (его «Я») ничто не угрожает;
  • в обучение вовлекается вся личность, что в результате вызывает изменения в самоорганизации и самовосприятии;
  • большая часть обучения достигается действием при сохранении открытости опыту;
  • самокритика и самооценка способствуют творчеству, повышению независимости и уверенности в себе.

Очевидно, что К. Роджерс рассматривает взрослого человека как ответственного участника процесса обучения, инициатора собственного обучения. Как тут не вспомнить слова профессора И. И. Ильясова о том, что глагол «учиться» в русском языке относится к категории «возвратных» глаголов. Учиться — в буквальном смысле — означает «учить себя». Тем не менее, ответственность за определение целей обучения все-таки несет преподаватель.
Но позволяют ли способности взрослым эффективно обучаться, есть ли у них возможность усваивать новые знания? Хотя с возрастом многие функции организма постепенно ослабевают (снижаются зрение и слух, ухудшаются память и мышление, возникают трудности с восприятием новой информации), но сами способности к обучению у взрослых (от 20 до 60 лет) существенно не изменяются. При этом у людей, занятых умственным трудом они сохраняются значительно дольше. Как правило, возрастное снижение обучаемости связано с общим состоянием здоровья и энергией человека, уменьшением объективной и субъективной потребности в новых знаниях, снижением возможностей для применения их на практике.
Проведенные в США в 1980-х годах исследования (National Training Laboratories in Bethel, Maine) позволили обобщить данные относительно эффективности (средний процент усвоения знаний) различных методов обучении взрослых. Эти результаты представлены на схеме «Пирамида обучения» (Learning Pyramid, рис. 1). Они подтверждают древнюю мудрость, сформулированную в китайской пословице: «Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Позволь мне сделать — и это станет моим навсегда».

Рис. 1. Пирамида обучения
В то же время многие взрослые люди действительно испытывают трудности с обучением. В большинстве случаев это связано с неготовностью к изменениям и с психологическими причинами: беспокойством о своем авторитете, боязнью выглядеть некомпетентным в глазах окружающих, несоответствием собственного образа «солидного человека» традиционно понимаемой роли ученика (нежеланием «вернуться в детство», «сесть за парту»). Сегодня сложность обучения взрослых усугубляется еще и тем, что все они испытали на себе воздействие старой педагогической парадигмы, со всеми присущими ей недостатками, такими как: догматический тип обучения, лекционная форма проведения занятий, отрыв обучения от жизни, преобладание технократического мышления, ориентация на усвоение готовых знаний и индивидуальные формы работы.
Для менеджеров и эйчаров важно выделить характерные черты бизнес-образования, понять, чем оно отличается от традиционного обучения. Специалисты описали целый ряд принципиальных отличий:

  • Научение в отличие от изучения. Традиционная система обучения сосредоточена на передаче ученику набора знаний, тогда как бизнес-образование ориентировано на раскрытие перед слушателем дополнительных практических возможностей в результате освоения новых умений и навыков.
  • Анализ общего «свода знаний» в отличие от изучения особенностей конкретных ситуаций и задач. Традиционная система обучения дает учащемуся средства для упорядочивания уже существующих фактов, освоения ранее созданных методов, она скорее обращена в прошлое. А бизнес-образование ориентировано на решение актуальных практических проблем, достижение конкретных результатов «здесь и сейчас», освоение новых методов, то есть ориентировано в основном на будущее.
  • Главенствующая роль содержания обучения («чему учить?») в отличие от ведущей роли процесса обучения («как учить?»). В традиционном обучении основную роль играет лекционная форма подачи материала, при которой ученик пассивно воспринимает информацию, а в бизнес-образовании применяются активные методы обучения, человек принимает участие в получении новых знаний, формировании новых умений и навыков (реализуется принцип «То, как мы учим и есть то, чему мы учим»).
  • Поиск правильного ответа в отличие от поиска приемлемого результата. В реальной жизни нет раздела «Ответы», как в школьном задачнике, и «правильным» зачастую оказывается ответ, позволивший решить проблему. Если для традиционной системы обучения типична плоскость «правильно — неправильно», то здесь возникает еще одна: «верно — неверно», которая позволяет найти больше вариантов решения задачи и провести экспертизу принятого решения. В практике нередки случаи, когда правильно (в соответствии с правилами или алгоритмами) принятое решение оказывается абсолютно неверным (с точки зрения требований реальной ситуации).
  • Различающиеся роли преподавателей: «эксперт» в отличие от «организатора, фасилитатора и консультанта». В рамках традиционного обучения учитель выступает носителем знаний, его задача — передать ученику накопленную человечеством мудрость. В бизнес-образовании преподаватель является скорее помощником, его задача — организовать учебный процесс так, чтобы слушатели становились не только со-участниками, но и со-авторами процесса собственного обучения.
  • Контроль в отличие от самоконтроля. В традиционном обучении функции «контролера» выполняет преподаватель, в то время как в бизнес-образовании именно обучающийся является тем субъектом, который контролирует степень достижения поставленных целей.
  • Различие в постановке целей обучения: общие в отличие от конкретных. Для традиционной системы обучения характерны «размытые», отдаленные цели — освоение, формирование, изучение, обучение «впрок». А для бизнес-образования характерны предварительная оценка потребностей в обучении, ориентация на формирование конкретных умений и навыков, необходимых для выполнения четко поставленных задач. Именно в этом — залог его эффективности.

В свете проблем обучения взрослых людей, особую популярность приобрела циклическая четырехступенчатая эмпирическая модель процесса обучения и усвоения человеком новой информации (Experiential Learning Model), предложенная Дэвидом А. Колбом (David A. Kolb) и его коллегами из Case Western Reserve University.
Исследователи обнаружили, что люди обучаются одним из четырех способов: 1) через опыт; 2) через наблюдение и рефлексию; 3) с помощью абстрактной концептуализации; 4) путем активного экспериментирования — отдавая одному из них предпочтение перед остальными. Согласно представлениям авторов обучение состоит из повторяющихся этапов «выполнения» и «мышления». Это значит, что невозможно эффективно научиться чему-либо, просто читая об этом предмете, изучая теорию или слушая лекции. Однако не может быть эффективным и обучение, в ходе которого новые действия выполняются бездумно, без анализа и подведения итогов.
Стадии модели (или цикла) Колба могут быть представлены следующим образом (рис. 2):

  • Получение непосредственного опыта.
  • Наблюдение, в ходе которого обучающийся обдумывает то, что он только что узнал.
  • Осмысление новых знаний, их теоретическое обобщение.
  • Экспериментальная проверка новых знаний и самостоятельное применение их на практике.


Рис. 2. Цикл обучения Д. Колба
Отправным моментом естественного обучения является приобретение конкретного опыта, который дает материал для рефлексивного наблюдения. Обобщив новые данные и интегрировав их в систему имеющихся знаний, человек приходит к абстрактным представлениям и понятиям (отстраненным от непосредственного опыта). Эти новые знания представляют собой гипотезы, которые проверяются в ходе активного экспериментирования в разнообразных ситуациях — воображаемых, моделируемых и реальных. Процесс обучения может начаться с любой стадии. Он протекает циклически — до тех пор, пока не сформируется требуемый навык; как только один навык освоен, мозг готов к обучению следующему.
Многие практики и теоретики используют цикл Колба в качестве основы при разработке моделей обучения. Исходя из собственного опыта проведения бизнес-тренингов, мы предлагаем использовать два варианта цикла (различающихся целями, которые ставятся перед участниками тренинга), каждый из которых состоит из пяти этапов:

  • личный опыт — осмысление опыта — теоретические концепции — применение на практике — рефлексивный анализ;
  • практика — рефлексивный анализ — теоретические концепции — экспериментирование — осмысление.

Заложенные в модели обучения Д. Колба идеи о связи осмысления опыта, анализа насущных проблем, усвоения теории и ее проверки практикой получили широкое практическое применение. Оказалось, что люди отдают явное предпочтение поведению, соответствующему какой-либо одной из стадий цикла: практическим действиям либо теоретизированию (причем это относится как к обучаемым, так и к самим преподавателям или тренерам).
Развивая идеи Д. Колба, английские психологи П. Хоней и А. Мамфорд (P. Honey & A. Mumford) описали различные стили обучения, а также разработали тест для выявления предпочитаемого стиля обучения (Honey Mumford Preferred Learning Style Test). Как правило, в общем цикле эмпирического обучения люди начинают обучение с предпочитаемого ими стиля.
Исследователи выделили следующие четыре стиля обучения: «активисты», «мыслители», «теоретики» и «прагматики» (рис. 3). Каждому из них присущи свои сильные и слабые стороны, свои особенности поведения, требования к процессу обучения и к другим его участникам. Люди, предпочитающие тот или иной стиль в «чистом» виде встречаются достаточно редко, как правило, у каждого обучающегося более или менее представлены элементы всех стилей. Но все-таки именно доминирующие тенденции определяют и особенности процесса обучения, и реакцию человека на определенные методы и на усилия преподавателя.

Рис. 3. Типы обучающихся в соответствии с циклом Д. Колба
При планировании обучения необходимо учитывать, что в группе обязательно будут люди, тяготеющие к различным стилям обучения. Поэтому тренер должен стремиться строить занятия таким образом, чтобы заинтересовать участников в прохождении всех четырех стадий, составляющих в совокупности цикл обучения от практики до практики. Также нужно включать в программу задания и методы работы, привлекательные для всех участников, помогать людям использовать сильные стороны предпочитаемого ими стиля обучения и компенсировать слабые стороны.
Предпочитаемый учащимся стиль обучения определяется с помощью специальных опросников, но сориентироваться поможет и предварительное интервью (собеседование). При его проведении нужно обращать внимание на характер вопросов относительно предстоящего тренинга, которые задают его будущие участники (табл. 1).
Табл. 1. Типы обучающихся и их предпочтения
Увеличить
Нажмите на изображение для увеличения
В сфере краткосрочного бизнес-образования наиболее популярной формой активного обучения является тренинг. В нем используются интерактивные технологии и методы, реализующие принципы обучения взрослых, учитывающие требования андрогогической модели обучения. Тренинг ориентирован на приобретение практических умений и навыков, предполагает активную позицию обучаемых, строится с учетом их предшествующего опыта. Эта форма обучения позволяет учитывать право взрослых людей на самостоятельный выбор и принятие решений, право принимать или не принимать новые методы работы, их потребность в обосновании необходимости изучения новой информации и в интеграции новых знаний с имеющимся жизненным опытом, требование практической направленности обучения.
Основываясь на описанных выше особенностях обучения взрослых, можно сформулировать основные рекомендации, соблюдение которых обеспечивает успех тренинга (табл. 2).
Табл. 2. Особенности обучения взрослых и рекомендации по проведению тренинга
Увеличить
Нажмите на изображение для увеличения
Процесс совершенствования навыков, повышения профессионального мастерства никогда не завершается: его можно представить в виде бесконечной спирали развития компетентности (рис. 4):

Рис. 4. Спираль развития компетентности
Специалист в сфере управленческого консультирования Рег Реванс (Reg Revans) сформулировал своего рода закон успешной бизнес-адаптации: «Организация (и сотрудники) будет процветать до тех пор, пока темп ее обучения будет выше (или равен) темпу изменения внешней среды».
Эффективность инвестиций в повышение квалификации сотрудников давно просчитана и уже не подвергается сомнению. Но обучение взрослых людей всегда связано с изменением и преобразованием, поэтому эффективным оно может быть лишь в том случае, если ведется с учетом не только возрастных и профессиональных особенностей, но и личных интересов человека, строится на партнерских основаниях.
Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала «Менеджер по персоналу»

Источник: HR-Лига

Автор: Базарова Гули

Источник: Центр научного консалтинга

Почему трудно написать курсовой проект?

Каждый студент будет писать курсовую работу от 3 раз за свою студенческую жизнь. И чаще всего проблемы с курсовыми проектами выглядят примерно одинаково – студенты оставляют все на последний момент. К сожалению, это привычная уже практика. Почему сложно написать курсовую? Да потому, что на ее написание отводится целый семестр, а студенты делают все за последние три ночи.

Научный руководитель всегда поймет, где труд, который делался на протяжении всего семестра, а где быстро склепанная работа, которую еще дорабатывать и дорабатывать.
Ведь по сути курсовой проект – это самостоятельный научный труд. Он создается на основе изученной литературы и с применением собственных знаний. 
Для того, чтобы курсовой проект было легче писать, для начала очень четко определитесь, какая у вас будет тема работы. Обычно ее предлагает ваш научный руководитель, поэтому не поленитесь, а сходите несколько раз к нему на личную консультацию. В беседе с руководителем не упускайте ни единого его слова, так как именно этот человек будет проверять вашу работу и поставит вам оценку. Покажите ему именно то, что бы он хотел от вас увидеть.
Заранее начните собирать материал для курсового проекта. Не пренебрегайте библиотеками, но так же и помните, что большинство книг можно найти в электронном варианте. В любом случае, вам обязательно надо будет перепроверить данные о книгах и авторах, чтобы ссылаться на них в курсовой работе.
Собирайте всю возможную информацию по выбранной теме, пусть даже порой она и не подходит напрямую. Лучше потом отсеивать ненужную информацию, чем додумывать и выжимать из себя «воду». Кстати о «воде». Чем ее меньше в курсовике, тем лучше. Уберите все вводные слова, ненужные слова, слова-паразиты. Старайтесь не говорить об одном и том же несколько раз. Преподаватели не любят эту самую «воду», и чем больше ее в курсовой работе, тем ниже ваша оценка.
Когда весь материал уже собран, начните писать. Оформите титульный лист, введение и сделайте набросок содержания. Это примерно 6 страниц вашей курсовой работы. Отведите примерно столько же на написание заключения, а весь остальной объем заполните только важной информацией.
Соберите все цитаты и материалы из книг в один документ, пусть он у вас получится минимум в 100 страниц. Расставьте кусочки текста в соответствии с содержанием, и начните заполнять пробелы между отдельными кусками своими личными знаниями. Это будет скелет вашей курсового проекта. А дальше – пишите, пишите и пишите. Удачи в учебе!

Центр научного консалтинга


Источник: http://psj.nsu.ru

Как написать тезисы к курсовой работе?


Шаблон для написания тезисов (документ Microsoft Word, 61 кб)
Пример тезисов (документ Microsoft Word, 95 кб)



Тезисы - это приложение к курсовой работе. Лучшие 100 тезисов студентов 1-го курса будут сшиты в книгу и переданы на практикум, на кафедру общей физики физического факультета, в библиотеку университета. С ними познакомятся ректор, декан, заведующие кафедрами, преподаватели и студенты НГУ и других университетов России. Ваши тезисы помогут другим студентам, следующим за вами, лучше выполнить свою работу. Это улучшит систему обучения в нашем университете. Многие увидят качество выполненной вами работы. Это, наконец, будет ваш личный успех, на который вы сможете ссылаться; преподаватели и родители будут вами гордиться. Вот почему есть смысл сделать это хорошо.
Объем тезисов. Две заполненные страницы. Это сделать не трудно, так как ваша курсовая работа существенно больше.
Формат страницы.А4, две колонки шириной 8,25 см, расстояние между колонками - 0,5 см. (см. журнал "Физика горения и взрыва", журнал "Journal of Vacuum Science and Technology", примеры тезисов в к. 141 и на практикуме).
Параметры страницы. Отступы от края страницы: сверху и снизу - 2 см; слева и справа - 2 см. Шрифт - Times New Roman (Cyr), 10-й п. Автоматический перенос слов. Каждая колонка выравнивается по ширине. Названия разделов выделяются жирным шрифтом, разделы нумеруются. Межстрочный интервал - одинарный. Отступов между разделами не делать. Структура тезисов должна обязательно содержать все разделы:

  1. Введение.
  2. Теоретическая часть.
  3. Экспериментальная установка.
  4. Методика измерений.
  5. Результаты.
  6. Анализ погрешностей.
  7. Обсуждение результатов.
  8. Выводы.
  9. Благодарности.
  10. Список литературы.

Тезисы - это компактное по форме и краткое по существу изложение содержания основных достижений исследовательской работы, распространённая форма информации. Труды лучших конференций издаются в форме тезисов со строгими правилами оформления. Принятый стандарт - один полный лист. Такой формат даёт возможность видеть существо работы. Авторы представляют основной результат, следуя правилу: одна главная мысль - одна статья. Здесь - только то, чем вы гордитесь в данной части вашей большой исследовательской работы. Это промежуточный итог вашего труда. Не допускайте вольностей в стиле изложения. Тезисы - результат учебного процесса нашего университета. Они показывают уровень работы практикума, вашего научного руководителя, который зачастую является основным автором, ваших товарищей - участников исследования, нашего общего с вами труда.
В тезисах пишите то, что выполнено вами ЛИЧНО, где ваше участие неоспоримо. Если курсовая работа выполнена совместно, в разделе "Благодарности" укажите участников и покажите их участие. Если ваша работа - часть общей работы, то укажите это в названии работы. Пример. "Исследование течения глицерина в трубе (общая часть). Ламинарный поток (ваша часть)". "Исследование течения глицерина в трубе (общая часть). Турбулентный поток (часть вашего товарища)". Научное исследование могут выполнять несколько студентов, но у каждого своя задача. Первым проверяет тезисы научный руководитель. Он подписывает работу и ставит оценку. Преподаватель проверяет курсовую работу с тезисами, подписывает и сдаёт куратору практикума. После его подписи файлы тезисов и курсовой работы нужно положить в компьютер (к. 120). Это допуск к защите. Если мы не выполним общих для всех правил, нам трудно будет опубликовать тезисы.
1. Введение. Должно быть кратким, лаконичным. Введение - это обоснование для выполнения работы. Введение указывает место вашей работы среди других. Объём введения - не больше 10 строк.
Пример. В работе [1] исследовалась вольт-амперная характеристика газового разряда между плоскими электродами из твёрдых веществ. (Вы показали, что интересуетесь информацией.) Известны устройства [2], где электроды выполнены из жидкого металла. (Далее поясняете) Жидкий электрод - это вариант неразрушаемого, восстанавливаемо-го электрода, что может быть полезно в некоторых устройствах. (Далее приводим пример.) Например, электрод из ртути [3] использован в устройствах коммутации тока, в игнитронах. Однако непонятна роль поверхностного натяжения расплава на стабильность разряда. (Далее чётко формулируем нашу цель на данном этапе работы.) В данной работе исследуется роль поверхностного натяжения расплава олова на вольтамперную характеристику газового разряда в аргоне.
2. Теоретическая часть. Здесь - только основы, только главное, только необходимое для понимания исследуемого явления. Не поучайте! Приведите основное соотношение, формулу, которая будет использована в разделе "Обсуждение результатов". Ссылайтесь на литературу. Все подробности, все вычисления и важные детали - в полной версии вашего отчёта о курсовой работе.
3. Экспериментальная установка. Рисунки следует расположить по ширине колонки (не более 8,5 см). Изображайте экспериментальную установку в сокращённом варианте, только существенную часть. Это не должно занять много места. Не изображайте ускоритель ИЯФа - это, несомненно, подчёркивает важность труда, но не вашего. Можете сделать ссылку на ОТЧЁТ о курсовой работе, где есть четкий, правильно выполненный рисунок. В тезисах ничего лишнего, второстепенного. При острой необходимости допускается расположение более крупных рисунков (фотографий) шириной не более 11 см. В этом случае расположите рисунок на второй странице в верхней её части. Подпись к рисунку (10-й п.) должна быть подроб-ной, так как рисунок должен быть понятен без основного текста.
4. Методика измерений. Это технология выполнения работы. Методика должна дать ясное понимание идеи достижения цели, приведенной в названии. Название должно указывать на результат. Укажите последовательность приёмов и действий. В чём суть измерений? В чём оригинальность? Методика исследований - это главное, чему вы должны научиться на практикумах за время обучения в университете. Это "золотой ключик" ваших будущих открытий.
5. Результаты. Приводятся основные функциональные зависимости в виде графиков, рисунков, таблиц, фотографий. Дайте ясную информацию об условиях полученных результатов.
6.Анализ погрешностей. Приводите только величины. Подробные вычисления погрешностей - в отчёте о курсовой работе. Перечислите источники основных погрешностей и их величины. Преподаватели обратят на этот раздел особое внимание.
7. Обсуждение результатов. Сравните результаты с известными: табличными данными, данными других авторов. Укажите ссылки на известные вам работы. Здесь фактически - ваша оценка результатов.
8. Выводы. Напишите, что удалось достигнуть, что ТВЁРДО УСТАНОВЛЕНО. Три-четыре предложения для ответа на вопрос, поставленный в названии. Что твёрдо обнаружено, лучше всего и надёжно измерено, выяснено, найдено? Обязательно - величины, числовые значения. Результаты, как в спорте, - это измеряемая величина.
9. Благодарности. Благодарите тех, кто помогал. Не благодарите научного руководителя (чаще всего вы его соавтор, он несёт ответственность за эти тезисы). Не благодарите преподавателя (он несёт ответственность за вашу курсовую работу как учитель по методике научного исследования на практикуме, это его обязанность).
10. Список литературы. Не нарушайте правил оформления ссылок на источники информации. Смотрите рекомендации по адресу: http://psj.nsu.ru в разделе "Курсовые работы". Читайте научные статьи и учитесь. Правило: Кто? Что? Где и когда?

Пример. Золкин А. С. Как написать курсовую работу: Метод. пособие / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2002. 56 с.

Обсудите с научным руководителем и преподавателем содержание ваших тезисов.

(текст приводится с сокращениями)


Источник: http://www.kommersant.ru/doc/2087096

Учение с подключением

Электронные технологии помогают не только школьникам и студентам, но даже тем, кто остался во время кризиса без работы

Альберт Янссен, первокурсник Амстердамской бизнес-школы — из того поколения, которое воспринимает электронные новшества как нечто само собой разумеющееся: "Ну вот взять хоть мой день с утра. Разбудил сигнал эсэмэски в мобильном: вставай, назначена скайп-конференция группы. Это обычное дело: когда нет лекций, собираемся и работаем над проектами типа тех, с какими столкнемся в работе по специальности. Но собираемся — это только так говорится. На деле получить материалы, задать вопросы преподавателю — все можно сделать через Blackboard, цифровую сеть нашей бизнес-школы. Там и план занятий, и рекомендованные е-книги. Там же — место обмена файлами и всякие удобства для групповой работы. Правда, теперь с этим Blackboard кое-что стало сложнее. Уже невозможно скачивать работы из интернета. (Альберт чуть заметно вздыхает.) После подключения Safe Assign преподавателям ничего не стоит обнаружить плагиат. Каких-то студентов уже отчислили за это".

Как все начиналось?

Из сегодняшних студентов мало кто знает, что одним из первых технологии в образовании применил американский психолог Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) из Гарварда. Однажды в 1953 году он зашел в школу, где училась его дочь Дебора, и увидел, как там преподается математика. Одни дети щелкали задачи как орешки и потом зевали, не зная, чем заняться. Другие школьники томительно корпели над одним и тем же заданием. Скиннер решил усовершенствовать процесс обучения и изобрел устройство, которое выдавало детям задачи от простых до сложных. Оно же позволяло проверить правильность решения. Он пытался заинтересовать своим изобретением крупные фирмы типа IBM, но они не поверили в коммерческий успех.
Его коллеги, Суппес и Аткинсон из Стэнфордского университета, были первыми, кто установил в учебном заведении компьютер. В 1966 году местная школа стала их плацдармом для экспериментов в области электронного образования, а уже в конце 1980-х годов почти на всех педагогических факультетах США и Европы преподавали методики использования компьютерных технологий в процессе обучения. Будущих педагогов учили писать обучающие программы и применять уже существующие, которые распространялись на дискетах и CD-ROM. С появлением интернета педагогические инновации переместились во Всемирную паутину. Так появилось электронное обучение (e-learning).
Важным преимуществом e-learning является сокращение расходов на образование — с этим никто не поспорит. Английский Открытый университет (The Open University) создал мультимедийную систему, которая ежегодно обслуживает более 200 тысяч студентов. Этот вуз занимает пятое место в Англии по качеству преподавания (выше Оксфорда), расходуя при этом меньше средств, чем большинство других. На Восточно-Фризских островах Германии 22 ноября этого года открылась первая виртуальная гимназия, ученики которой будут принимать участие в уроках, проходящих на материке, при помощи видеоконференций. Это экономически выгодная альтернатива организации гимназического образования, без которого невозможно поступить в университет, на самих островах.

 

 

Что такое e-learning?
Справка
Для студентов или школьников e-learning — это возможность получать учебный материал с помощью интернета, а также система обмена информацией, возможность видеть свои оценки и планировать обучение. Они могут пройти диагностические тесты, просмотреть слайды лекций, воспользоваться форумами, досками объявлений, чатами и видеоконференциями. Для преподавателей это еще и система управления обучением, куда входит учет учащихся, разграничение прав доступа, мониторинг их успехов и многое другое. В зависимости от доступности технических средств, уровня подготовки педагогов и политики учебного заведения в процессе обучения может применяться все перечисленное или лишь некоторые компоненты.

Однако внедряли электронное обучение еще и для того, чтобы повысить мотивацию школьников и студентов. В странах Евросоюза ежегодно бросают школу около 6 млн юношей и девушек, то есть примерно 14 процентов всех школьников. Общество понимает, что это будущие безработные, которые сядут на шею налогоплательщикам, и требует от школ принятия мер. И тут должны прийти на помощь новые технологии, поскольку они лучше отвечают требованиям современной молодежи, чем классическое преподавание.

Заглянуть внутрь

Не все технические инновации в области образования связаны с интернетом. Есть и такие, которые требуют присутствия студентов на занятии. При этом они абсолютно меняют сам процесс обучения и помогают получить необходимые профессиональные навыки. Вот что рассказывает Ольга Федорова, выпускница стоматологического факультета Университета в Левена (Бельгия). В России она тоже окончила стоматологический факультет, но когда приехала в Бельгию, поняла, что необходимо продолжать обучение. Как многие начинающие стоматологи, она боялась применять свои знания на практике, у нее просто не было того, что специалисты называют "пространственным опытом работы". Эту проблему позволяют решить только так называемые фантомы рабочего места (что-то вроде манекена с полным набором вполне реалистичных зубов). В российском вузе она не видела ни одного фантома, а в Университете Левена была собственная лаборатория, где будущие зубные врачи ежедневно отрабатывали на них свои навыки. Каждая манипуляция оценивалась преподавателями двумя оценками: "отлично" или "неудовлетворительно". И только те, кто все сделал на "отлично", могли двигаться дальше. В результате все выпускники были абсолютно готовы к самостоятельной работе.
Другой пример — интерактивный экран для обучения врачей, которым пользуются студенты, например, из Глазго, Шотландия. Он реагирует на прикосновения и позволяет видеть все органы и ткани человеческого тела в 3D под разными углами анатомического среза. Практически этот экран заменяет естественные анатомические модели.
В Питсбургском университете (США) будущие инженеры-строители используют программу виртуального дизайна, которая позволяет видеть все элементы конструкции в 4D и рассчитать, как любое изменение в проекте повлияет на затраты по возведению здания. Объект появляется на компьютерном экране до его реализации, что делает заметным все возможные ошибки. Для работы с этой программой используются большие экраны, а для распечаток чертежей — специальные широкие принтеры, поэтому работают с ней обычно в помещениях университета.
Не только в вузах, но и в школах и даже в детских садах широкое распространение получили интерактивные доски. Они подключены к компьютерам с интернетом и отображают все данные как на большом экране. Вместо мела используется электронный стилус, которым можно открывать документы, вносить в них изменения и сохранять их, а с помощью специального программного обеспечения преподаватели могут создавать мультимедийные учебные материалы.

Зачтется все

"Между прочим, в вузовской сети хранятся все наши оценки,— продолжает рассказ Альберт Янссен из Амстердама.— Причем навсегда, так что если, допустим, потеряешь диплом, с восстановлением проблем не будет. Однако увидеть мои оценки кроме меня могут только преподаватели, да и у тех нет доступа ко всем моим результатам. Каждый видит только то, что сам внес в базу данных. Даже мои родители не могут посмотреть, как я учусь, разве только если сам дам разрешение. Им сложно к этому привыкнуть. Когда я учился в школе, они могли каждый день просматривать мои оценки и записи учителей на школьной страничке в интернете.
Оценки соединены с моим веб-портфолио. Это такое досье, которое я должен вести сам и куда вношу всю информацию о работе в группах, о стажировках, курсовых и дипломных проектах, волонтерской работе и др. Идея в том, что когда буду устраиваться на работу, работодатель сможет больше про меня узнать. Но только с моего разрешения. Если я не захочу, никто ничего не увидит".
Веб-портфолио ведут не только студенты, но и те, кто уже окончил институты. Например, голландские психиатры-ординаторы обязаны фиксировать в них все свои профессиональные достижения, а их руководители — оценивать их деятельность. Местное общество психиатров уже ведет разговоры о том, чтобы обязать и лицензированных специалистов продолжать вести веб-портфолио. Тогда можно будет отслеживать этапы их постдипломного повышения квалификации. Уже сейчас каждые пять лет психиатр должен пройти переаттестацию, демонстрируя свое профессиональное развитие, в частности участие в местных и международных конгрессах и посещение семинаров. С веб-портфолио проконтролировать врача-специалиста станет еще проще.
Появление и распространение веб-портфолио полностью укладывается в концепцию lifelong learning, то есть непрерывного обучения на протяжении всей жизни. Подразумевается, что такой подход к получению знаний делает любого человека, независимо от возраста и его профессиональной деятельности, более конкурентоспособным на рынке труда. Даже если формальное образование и закончено, люди все же не прекращают учиться. Они могут заниматься профессиональным развитием, научной работой, получать дополнительное образование, приобретать новые навыки. Если все это фиксируется в веб-портфолио, можно оценить реальный уровень каждого человека, не зацикливаясь лишь на его дипломах, а это помогает людям легче адаптироваться в период экономического кризиса.
Как это происходит на практике? Кристофер Хасселт из Нидерландов поделился своим опытом: "Когда мне было 20 лет, я учился в Дельфтском техническом университете. На третьем курсе я проходил практику в одной девелоперской фирме. Дело происходило в начале 1990-х, в Голландии был строительный бум. Работы было много, и мне предложили остаться там после практики. Я начал хорошо зарабатывать и забросил учебу. После кризиса дела со строительством пошли плохо, а диплома у меня не было. Понятно, что увольнения начались с меня. Появилось свободное время, и я первый раз пошел на родительское собрание в школу, где учится сын. Оказалось, что учителей не хватает: совсем недавно попал в больницу учитель экономики, а замену ему не нашли. У меня и в мыслях не было идти работать в школу, но директор предложил провести пару уроков и осмотреться. Мне понравилось, но пришлось признаться, что высшее образование у меня неоконченное. Директора это совсем не испугало. Он посоветовал подготовить веб-портфолио с описанием всего, что я делал еще с момента учебы в университете. Доступ к этому досье получили специалисты с педагогического факультета, где готовят учителей средней школы. Они сравнили мой уровень знаний и навыков с тем, который требуется для получения диплома, и подготовили для меня специальную программу. За восемь месяцев я смог получить диплом учителя. Все это время я работал и занимался, чтобы сдать экзамены. Интересно, что мне зачли, например, то, что я в девелоперской фирме отвечал за студентов-практикантов".

Плюсы и минусы

Большой плюс электронного обучения состоит в том, что учиться можно вне аудиторий и библиотек в любое удобное время. Можно встречаться в виртуальном мире, не тратя время на дорогу. Но важно еще и другое. Компьютеры, айпады и смартфоны настолько интегрировались в современную жизнь, что изменили восприятие реальности и поведение. Не нужно запоминать все подряд — ведь можно всегда воспользоваться Google. Не нужно грамотно писать — орфографию и пунктуацию проверит компьютер. Можно и нужно делать несколько дел одновременно — разговаривать по телефону с включенным телевизором, просматривая расписание занятий на айпаде. Такой образ современного учащегося формируется при помощи психологов. А нужно ли электронное обучение самим студентам и школьникам?
В 2011 году в Канаде было проведено первое крупномасштабное исследование среди студентов, чтобы выяснить, действительно ли они предпочитают e-learning традиционным лекциям и семинарам. Большинство студентов опровергло предположение, что они получили больше знаний, используя e-learning, чем это произошло бы в традиционной обстановке. Однако также они и не посчитали, что использование Всемирной паутины повлияло на результаты негативно. В целом они были удовлетворены самим процессом обучения (51 процент — довольны и 35,5 процента — очень довольны) при высоком уровне применяемых технологий. Однако примерно такой же результат был получен при опросе студентов о предметах, преподаваемых без электронных методов: 41,4 процента были довольны процессом обучения и 42,9 процента были очень довольны. 79 процентов участников исследования не пропускали "живые" лекции, даже если была возможность слушать их по интернету. 80 процентов предпочли книги и брошюры электронным носителям.
Неужели деньги выброшены на ветер? Ведь молодежи вполне достаточно преподавателя и учебника. Это не совсем так. 73,7 процента опрошенных сказали, что возможность учиться в виртуальном мире имеет для них большое значение, и более половины подчеркнули, что электронное обучение помогает лучше организовать процесс. Также абсолютное большинство студентов выступили за то, чтобы как можно больше преподавателей использовали все возможности электронного обучения и выкладывали учебные материалы в интернет.
Так что же на самом деле нужно тем, кого психологи называют "цифровым поколением"? Я попросила двух студенток Берлинского университета прокомментировать результаты канадского исследования. "Ну что же тут непонятного? Дома читать с бумаги проще, но если ты едешь в метро или к родителям на выходные, удобнее брать с собой планшет. Учебник можно и забыть, а в айпаде всегда все под рукой. Да и на занятия ходить интереснее, чем пялиться в экран, но не всегда получается. Если ты болеешь или работаешь и не можешь пойти в университет, хорошо иметь возможность потом послушать лекцию. Да и вообще, мы столько времени проводим за компьютером, что хочется пообщаться с живыми людьми. А тут еще преподаватели нам интернет-форумы устраивают. Зачем? Нам проще прийти на семинар".
Получается, что студенты хотят не замены реального мира на виртуальный, а дополнительных удобств, которые могут предложить современные технологии.

 

Школы попали в "яблочко"
Мнение
Лучший способ вдохновить школьника на учебу — предоставить Mac или iPad в личное пользование. Так и сделали в школах Москвы

О плюсах современного цифрового образования говорит директор направления Apple компании "Марвел-Дистрибуция" Владимир Никулин:
"Образовательным проектам компания Apple придает первостепенное значение, и это не просто рекламный трюк. Так, именно образовательные проекты являются тем исключительным случаем, когда дистрибуторы продукции Apple могут получить существенные скидки. Во всех остальных случаях Apple таких скидок не дает, а оптовая цена одинакова для всех вне зависимости от количеств закупаемого товара.
Сегодня сотрудничество Apple с системой школьного образования реализуется в основном в сегменте младшего и среднего школьного образования — в частности, компания выиграла тендер столичного Департамента образования на поставку в 180 школ Москвы свыше 6 тысяч компьютеров MacBook. И это не просто персональные компьютеры — универсальное решение Apple для обучения на базе MacBook включает набор интегрированных инструментов для работы с цифровыми медиаматериалами. Все эти средства для обучения хранятся на прочной передвижной платформе, которая позволяет безопасно хранить, заряжать и перевозить до 20 или 30 ноутбуков, объединенных в единую беспроводную сеть AirPort Extreme. Таким образом, инновационные образовательные решения позволяют превратить любой класс в интерактивную цифровую среду обучения.

Помимо этого, компания производит уникальный обучающий софт для учеников младших классов. Этот комплекс программного обеспечения создается в России командой профессионалов, которыми руководит заслуженный педагог России, то есть работа идет на стыке педагогического опыта и современных технологий. Ну, и конечно, самый масштабный проект — это создание на базе планшетного компьютера iPad целой образовательной инфраструктуры. Вчастности, речь идет о новом сервисе iBooks, а также учебном пособии iBook Author, позволяющем учителям самим создавать электронные учебники. Кроме того, активно внедряется iTunesU— сервис, предоставляющий доступ к крупнейшему в мире интернет-каталогу бесплатных образовательных материалов".
Подробнее:http://kommersant.ru/doc/2087096

Анна Прийдак



Дорогие читатели, пишите нам, задавайте вопросы, высказывайте свои предложения - ведь именно ваши предложения определят содержание выпусков нашей рассылки в этом учебном году.

Условия использования и перепечатки материалов рассылки: http://studentochka.ru/copy.html

Архив рассылки вы сможете найти по адресу: http://studentochka.ru/editor.html

Удачи вам, и до скорой встречи!
Ведущая рассылки
Крестьянова Марина



Рассылки Subscribe.Ru
Как написать отличный реферат, курсовую, диплом?

В избранное