Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Занимательная философия человека


Выпуск 24: ФИЛОСОФСКОЕ СОЧИНЕНИЕ на тему: "Мне нравится философия, потому что …"

Бондаренко С.

     Мне нравится философия, потому что я люблю размышлять. А какая наука может дать такой широкий простор для мысли? Философия может предложить то, чего не могут дать различные науки. К тому же, по моему мнению, именно философия является родоначальницей почти всех остальных наук. Эта наука не ограничивает человека формулами, правилами и законами, даёт ему свободу выбора понятий и определений. Некоторые люди путают философию с метафизикой. Я не люблю метафизику, в которую легко верить, но которую невозможно проверить. Ведь, когда болит душа, нужно понять что-то очень важное именно о моей душе, а не о душе вообще, тем более не о мире в целом, не о пространстве и времени. Философия, её особенности и требования к людям, ею занимающимся, со временем претерпели изменения. Думаю, что в наше время от одного философа требуется больше, чем в древности от семерых мудрецов; и в обхождении с одним человеком в наше время надо больше искусства, чем раньше с целым народом. Может быть, я и ошибаюсь, потому что недостаточно знаю древнюю философию, но думаю, что в философии тоже есть прогресс. Современные философы больше мне нравятся тем, что они говорят об индивидуальном человеке, а не о человеке вообще, мире вообще или Боге.

     Философия чем-то схожа с психологией. Ведь психолог - это мудрый практик, который, не взлетая высоко, "разжёвывает" философию применительно к житейской конкретике. А философ - это почти мудрец, любитель мудрости, который, не впадая в конкретику по поводу самых разных житейских проблем, ставит вечные проблемы. Иногда занятия философией требуют большого мастерства общения, ведь в споре легко обидеть человека или обидеться самому. Нужно быть вежливым, даже если твой противник не придерживается этих принципов. Например, в споре о добре и зле я отстаивал следующую точку зрения: понятия добра и зла настолько относительны, что реально их не существует. И тогда мне возразили: понятия добра и зла легко отрицать вообще, но тогда мы реально оправдываем зло по отношению к другим, не допуская его по отношению к себе. Если человеку, отрицающему зло, причинить боль, то он не может сказать: "Это неплохо". Это применимо только по отношению к другим. Довольно сильный аргумент. Можно было бы не удержаться, обидеться и перейти на личность, подумав, что меня обвиняют в мазохизме, но я решил оставить вопрос открытым и сказал, что буду думать еще над этим вопросом. Так я выиграл время и сохранил хорошие отношения со всеми, с кем спорил.

     Занимаясь философией, человек, наиболее полно раскрывает свою личность, свои способности, проявляет себя. Философия помогает человеку найти себя в жизни, найти своё место в кругу других людей. Ведь беда невежды в том, что он ошибается насчёт своего призвания в жизни, в выборе занятий, места в родном краю, в кругу друзей. Наверное, моё стремление к познанию философии обусловлено желанием создать именно тот духовный стержень, на котором основаны все достоинства человека, на котором даже недостатки становятся достоинствами. Мне нравится заниматься философией, потому что это связано с желанием наиболее полно раскрыть свою личность, найти своё место в этой жизни, найти самого себя. Это очень трудно сделать, но мне это надо, может быть, больше, чем другим.

     Мне нравится философия, которая помогает выработать синтетическое мировоззрение, позволяет понять смысл жизни. Я читаю эзотерическую литературу, она мне больше подходит, но окончательно я еще не решил, какая же философия нужна мне. Думаю, что буду и в дальнейшем искать в ней свою истину.

Алексеева К.

     Мне нравится заниматься философией, потому что она пытается дать ответы на самые общие вопросы жизни: "Что такое мораль и нравственность?", "Что такое любовь?", "Что такое верность и предательство?". Ответить на эти вопросы нелегко. Когда я задавала их себе, то не могла найти ответа. Наверное, и другие люди задают себе такие же вопросы. Философия рассматривает их и другие. Что такое философия? На мой взгляд, философия – это особый мир, в который можно войти, только помучившись над неразрешимым вопросом. Этот вопрос станет пропуском в огромный мир философии. И кто входит туда, тот бывает вознагражден за свое упорство и старание тем, что он увидел необычный мир. И хотя философии не всегда дает точные ответы и строгие определения понятий в отношении интересующих нас вопросов и проблем, мне она все равно нравится. Почему? На этот вопрос трудно ответить, поскольку это тоже, наверное, философский вопрос, но я все же попробую.

     Вопрос о том, что такое философия для меня значит примерно то же, что и вопрос о философах. Поэтому я могу сказать, что мне нравится в философах. Думаю, они являются своего рода героями. Действительно, философы размышляют над судьбами человечества, в их умах созревают великие этические, религиозные и политические проекты переустройства общества, революции или реформы, которые из идеи превращались в реальность. Но героизм я вижу не столько в этом, сколько в смелости и принятии на себя насмешек и лишений. Кто из нас решился бы жить в бочке? Или пошел наперекор обычаям и верованиям своего народа, вытерпел отлучение от церкви и проклятия своих священников? Эти герои несли миру великие истины, которые люди не понимали, не хотели выходить из своей темной пещеры заблуждений, в которой им все казалось таким ясным и понятным. А тех, кто смущал умы, т.е. философов, могла постигнуть самая страшная участь вплоть до смертной казни.

     Положа руку на сердце, скажу, что и я была среди тех людей, которые посмеиваются над философами, их жизнью, не понимают их, не хотят к ним прислушиваться. И философия оставалась для меня непонятной. Я даже не понимала, что она может нравиться. Но, разобравшись немного в ней, послушав лекции и особенно участвуя в спорах на философском кружке, я изменила многие свои представления. Стала понимать, что философия – это образ жизни, люди могут быть одержимы ею, или, точнее, увлечены до такой степени, что могут полностью забыть обо всем другом.

     Меня волную вопросы духовной жизни человека. Как жить, как любить, как быть счастливой, есть ли абсолютное в добре и зле или же они только относительны и их вообще не существует как таковых? Правда ли, что одному это кажется добром, для другого – оно зло? Думаю, что добро остается добром, а зло – злом, добродетель не есть порок и наоборот. Иначе жить становится невозможно. Или тогда все должны быть героями, стоить свои миры, что, наверное, невозможно, так как большинство людей хочет просто жить и не очень задумываться над философскими вопросами.

     Мне нравится философствовать самой, и я теперь уважаю занятие философией, потому что оно показывает возможность самого незаметного, но самого благородного вида героизма.

Тимов М.

     Мне нравится заниматься философией, потому что она не требует школьного изучения, запоминания, а нуждается в понимании, осмыслении самой сути дела. Может быть, философию вообще нельзя изучать так, как другие дисциплины в вузе. Ведь философия дает человеку новое сознание, мышление, которое невозможно оценить двойкой или пятеркой. Внутренний человек, который слабо проявляется или вообще незаметен в жизни, может проявить себя в мире философии. В этом мире для него открывается яркий свет новых возможностей своего мышления, возможностей творчества. В будничной суете к человеку могут вообще не прислушиваться, не замечать его. Мало кого интересуют его мысли, его идеи. А какой-то человек может раскрыться внутренне. Он мыслитель в отличие от другого человека, который меньше думает, а больше действует. Ученые в науке – это тоже своего рода философы, поскольку они создают свой мир мысли.

     В мире философии утихают наши бурные эмоции, а раскрывается процесс спокойной и последовательной мысли. Но только на первый взгляд кажется, что философия – это чистая логика, что она является только рассуждениями и выводами. Тогда мы бы полностью отождествили ее с формальной логикой. В философии, на мой взгляд, дух творит материю, например, внутренний человек может преобразить свое физическое тело, как это делают йоги, аскеты, спортсмены. Более того, сотворенным может оказаться даже мир, например, социальный мир.

     Меня удивляет то, что философия приветствует самые радикальные повороты мысли, не отрицает вечное экспериментирование в мышлении, но так, наверное, и должно быть, чтобы человек имел возможность научиться мыслить необычными способами, творчески, а не стандартно. Человек не поймет философию, если не поймет, что она учит мыслить определенным образом, теоретически.

     Что значит "мыслить теоретически"? Я имею в виду то же самое, что подразумевали древние греки: мыслить теоретически - это мыслить незаинтересованно, объективно, или научно. Если мы хотим получить высшее образование, то на уровне высшего образования идет овладение теорией, т.е. системой знаний. В античной философии слово "теория" означало особый вид созерцания, рассмотрения сущности умом. Теория - это то, что служит целям чистого познания, что нельзя использовать.

     Поэтому я считаю, что из двух функций философии (мировоззренческой и методологической) сейчас большее значение имеет функция методологическая. А мировоззренческая функция зависит от нее. Например, хотя непосредственной пользы мне как будущему юристу философия не дает, но она приносит пользу в качестве метода мышления, помогает овладевать своей специальностью. Философия и логика – это две дисциплины, которые помогают формировать культуру мышления юриста.

     Конечно, мне нравится заниматься философией не только потому, что она, якобы, непосредственно полезна. Главное – то, что философия дает универсальный метод жизни, учит достигать поставлено цели, решать свои проблемы.

Мнацаканян В.

     Мне не просто нравится заниматься философией, я могу сказать о том, что я люблю философию. Хорошо, что в вузе есть философия, иначе можно было бы прожить всю жизнь, но так и не узнать о том, что есть настоящая, большая Философия, а не ее довольно искаженный образ в общественном мнении и обыденном сознании. Правда, немного чудно, что философия измельчается на доклады, рефераты, лекции и семинары. Но, думаю, что так, наверное, надо. Хотя в моем представлении философия должна служить ценностным ядром всей нашей жизни, ее измерением. Она призывает стремиться к лучшему, идеальному. А знакомство с нею на занятиях, конечно, необходимо, но один человек может относиться к ней как к обязанности, повинности, а другой – как к своему праву и счастью.

     Я люблю философию за то, что она полна различных идей, творческих замыслов и даже особых подвигов и духовных свершений. Для меня путем в философию стала работа с философскими понятиями. Она может показаться чем-то скучным, но в ней есть свой смысл, и получаешь удовольствие от игры смысла в понятиях. В своей специальности я начинаю лучше ориентироваться, например, после того, как усваиваю сущность общих понятий, "справедливость", "закон", "право" и другие понятия начинаю видеть в новом свете. Они становятся не только отвлеченными понятиями, но и ориентирами в жизни, я имею в виду то, что лучше начинаешь понимать себя, свой путь в жизни. Философское осмысление справедливости дает ориентир мне быть справедливым и жить по справедливости.

     Я люблю философию за то, что она проявляет себя не только в учебниках, но и в разговорах. Такое бывает и на семинарах, но самое интересно случается на философском кружке, когда мы можем поспорить о чем угодно, когда внезапно открывается совершенно новый взгляд на самые привычные вещи. И тогда лучше понимаешь мир и себя, своих друзей, начинаешь больше ценить их, потому что видишь их ум, силу их мысли и чувствуешь, что у тебя не всегда находится ответ на поставленный вопрос, но ты можешь обдумать вопрос и вернуться к нему в следующем споре.

     Иногда на лекциях или на кружке от вихря мыслей просто кружится голова. Я начинаю думать о том, что, наверное, философия может быть своеобразным "наркотиком", от которого ученые получают свое счастье, наслаждение познания. Я испытал что-то подобное после того, как сделал доклад о суициде вначале на семинаре, а затем на заседании школы культурной антропологии. Когда проходит страх, ощущаешь, что ты преодолел самого себя, что ты можешь это сделать, можешь ответить на трудные вопросы.

     Я считаю, что любовь к философии мне передалась от преподавателя. В самом начале я почти ничего не понимал. И если бы не было доверия преподавателя, его веры в мои силы, то могли бы просто опуститься руки. Но преподаватель сказал, что у меня все получится, потому что я стараюсь, а это и есть самое главное. Сейчас я понимаю гораздо больше, чем в самом начале, хотя, конечно, возникают все новые и новые вопросы.

     Хочу сделать вывод о том, что мне нравится заниматься философией, учиться, читать для себя, а не только для того, чтобы ответить на семинаре. Но могу сказать и больше: я стал понимать философов, которые избирают философию делом своей жизни. Если бы была такая возможность, то я бы тоже хотел изучать ее на философском факультете. Жаль, что в нашем педагогическом университете нет такого факультета. Правда, наш преподаватель сказал, что желающие могут все пять лет посещать философский кружок, школу культурной антропологии.

Молчанова Н.

     Мне нравится заниматься философией, изучать ее, хотя окончательно дать ответ на вопрос, почему же именно нравится, я не могу. Могу сказать так: мне нравится, потому что нравится, хочется заниматься ею, потому что есть желание. Конечно, я размышляю об этом и ищу ответ на этот вопрос. Почему же философия притягивает меня?

     Возможно, заниматься философией мне нравится потому, что она трудная, а трудное всегда вызывает интерес и может увлечь за собой. Но, с другой стороны, слишком трудное иногда вызывает страх и непонимание, которые, наоборот, отталкивают. В жизни у нас так бывает, что нам больше нравится то, что у нас получается, что мы делаем легко, и потому делать это приятно.

     Одной из причин моего увлечения философией может быть посещение философского кружка "Школа культурной антропологии". О чем мы здесь говорим? О том, о чем нет времени поговорить на лекциях или семинарах: почему употребляют наркотики; откуда идет агрессивность; что такое добро и зло. Интересно поразмышлять о безумии, суициде, православии, сектантстве и многом другом. В школе культурной антропологии меня выбрали секретарем, и эта ответственность за порученное дело тоже повлияла на мое отношение к философии.

     Однако главной причиной, скорее всего, является своеобразное любопытство. Что я имею в виду? Изучая философию, я как бы заглядываю в параллельный мир, т.е. мир, который идет параллельно реальному миру, сосуществует с ним, но не пересекается. Я из своего обычного, материального мира перехожу в идеальный мир, в котором свободно размышляю, не боясь насмешек. В этом новом мире я не опасаюсь, что кто-то осудит мое собственное мнение. Но с другой стороны, разве можно жить в параллельных мирах? Мир один. Я должна жить только в реальном мире. Это свое мнение я хочу пояснить.

     Если брать настоящего философа, то он, наверное, как бы умирает для реальной жизни. Я считаю, что человек, который серьезно изучает философию (не так, как мы: только для того, чтобы ознакомиться и сдать экзамен), чтобы понять и прочувствовать, глубоко осмыслить, освоить "тот мир", становится не совсем нормальным по меркам обычного, реального повседневного мира. Я бы даже сказала – своего рода "сумасшедшим", т.е. сходящим с обычного ума и восходящим на другой ум, возможно, гениальный, но рискованный.

     Да, на мой взгляд, именно сумасшедшим гением, потому что он перестает правильно воспринимать и оценивать объективно существующую реальность. Подлинным для него становится мир субъективный, который он принимает за реальный, и наоборот, мир реальный он принимает за мир иллюзорный. Сколько философов отгораживались от мира и создавали свои собственные миры. Например, Платон создал мир идей, которых нет в действительности. На современном молодежном сленге о нем можно было бы сказать: "Он на своей волне", а более традиционно: "Не от мира сего". Идеалисты, агностики, скептики, солипсисты, утописты – все они уходили в параллельные миры.

     Я не хочу обидеть этих людей, наоборот, пытаюсь понять их. И хотя не могу принять такой жизни в параллельном мире, но этот таинственный и загадочный мир, конечно, довольно любопытен. Возможно, я сама такая, и потому этот мир меня притягивает к себе. Но перейти в него полностью я бы никогда не смогла. Может быть, это наивно, но я не принимаю философский "экстрим".

© Армавирская Школа Культурной Антропологии , 2007
Переиздание материалов рассылки возможно только с обязательными ссылками на сайт
http://www.armavirsca.narod.ru/ (в интернете - гиперссылка) и на автора статьи


В избранное