Занимательная философия человека: Информационная культура личности в провинции
Информационная культура личности в провинции( Бирюков С.В., biryukov.stas@gmail.com)
Информационная культура личности в настоящее время является одной из главных составляющих общей культуры человека. Информационная культура включает в себя информационную грамотность, информационное мировоззрение и грамотность в области ИКТ.
Для развития в современных условиях человек должен приобрести определенные знания, умения и навыки для успешного оперирования информацией, обладать основными качествами, позволяющими совершенствовать эти знания, умения и навыки соответственно современным информационным технологиям, иметь мировоззрение информационного общества.
Грамотность в области ИКТ достигается только в процессе регулярного использования информационных технологий в повседневной жизни. С точки зрения использования ИКТ население можно разделить на четыре группы: на тех, кто регулярно использует ИКТ, соответственно имеет беспрепятственный доступ к информации; на тех, кто хочет их использовать, но по каким-то причинам не может; на тех, кто по тем или иным причинам не хочет их использовать; на тех, кто не имеет представления
о современных ИКТ. К населению провинции в большинстве случаев относятся последние три группы. Это обусловлено многими факторами, главными из которых являются ограниченный доступ к ИКТ, «информационная пассивность» населения и недостаточная осведомленность о возможностях современных информационных технологий.
Ограничения доступа могут быть как техническими (для тех, у кого отсутствует техника, необходимая для работы с ИКТ), так и экономическими (для тех, кто не может пользоваться новыми технологиями из-за высокой стоимости услуг). Техническая ограниченность зачастую является следствием экономической. Для провинции в настоящее время наиболее существенной являются, прежде всего, экономические ограничения, например, стоимость доступа в сеть интернет в небольшом провинциальном
городке в разы, а иногда и в десятки раз выше стоимости аналогичных услуг крупного мегаполиса. Если рассматривать информационную культуру личности как инструмент освоения и адаптации к условиям внешней среды и как способ гармонизации внутреннего мира человека в ходе освоения всего объема социально значимой информации, можно сделать вывод что уровень информационной культуры среднестатистического жителя провинции несколько ниже уровня жителя большого города, это следует из того что человек, живущий в провинции
получает меньшее количество социально значимой информации, основная причина этого как раз таки ограниченный доступ.
«Информационная пассивность» присуща людям, которые не увлекаются новшествами или отрицают нововведения в принципе. К сожалению таких людей, в провинции довольно много, это, прежде всего люди, которые не могут по достоинству оценить преимущества ИКТ по сравнению с другими источниками информации. Для России необходимо прежде всего повышать осведомленность о возможностях ИКТ, особенно в провинции, и создавать широкую сеть доступной переподготовки, особенно учителей
и преподавателей.
Особое место в трактовке понятия «информационная культура» занимает информационное мировоззрение. Информационное мировоззрение – это система взглядов человека на мир информации и место человека в нем. Информационное мировоззрение включает в себя убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Информационное мировоззрение тесно связана с мотивацией деятельности человека, которая определяет успешность его информационной подготовки. В случае работы
с ИКТ, человек, начавший их использовать, зачастую не нуждается в дальнейшей мотивации, так как может воочию убедиться в необходимости повсеместного использования этих технологий.
Бедность населения, включая информационную бедность, низкий уровень доступа к ИКТ и осведомленности об их возможностях, нехватка учителей и преподавателей информатики, а также бесплатных или дешевых курсов переподготовки являются основными причинами невысокого уровня проникновения ИКТ в провинцию, и соответственно мешает повышению уровня информационной культуры личности. Решение этих проблем – ключевой вопрос сегодняшнего развития.