Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюллетень Европейского Суда по правам человека N 6/2016


Бюллетень Европейского Суда по правам человека

Российское издание

Полный и без купюр русскоязычный вариант официального ежемесячного вестника Европейского Суда по правам человека, представляющего собой краткое изложение всех постановлений и решений, а также наиболее важных процессуальных действий Суда в Страсбурге. В журнале публикуются полные тексты постановлений Суда по жалобам против России.

Оформить подписку можно на нашем сайте.   

 

«Июнь — месяц жаркий»

Июнь – месяц перед началом сезона отпусков – всегда богат на события, которые имеют значение для функционирования страсбургской правозащитной системы. Судьи и юристы Европейского Суда стремятся завершить процедуры перед летней паузой. Да и их российские коллеги также максимально активны. 2 июня Совет Европы совместно с Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации провели конференцию на тему «Интеграционные процессы в Европе и Евразии: роль конвенций Совета Европы». Пожалуй, в этом юбилейном году это было пока что наиболее представительное мероприятие (среди непосредственно посвященных 20-летию членства России в Совете Европы) по числу и рангу российских официальных лиц, принявших в нем участие: академик Т. Хабриева, заместитель Председателя Государственной Думы С. Железняк, заместитель министра иностранных дел А. Мешков и др. Сам факт проведения данной конференции в ведущем юридическом аналитическом центре Правительства – хороший позитивный сигнал о сохраняющемся потенциале сотрудничества наших властей с Советом Европы.

14 июня Государственная Дума приняла в первом чтении проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок” в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего исполнение государством требований имущественного и (или) неимущественного характера».Законопроектом предлагается внести в упомянутый закон изменения, устанавливающие «право физического или юридического лица обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц этих органов и организаций обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера».

Таким образом, в соответствии с законопроектом расширяется перечень судебных актов, за неисполнение которых в разумный срок устанавливается право на компенсацию.

Необходимость корректировки закона, принятого в 2010 году, была очевидна с самого момента его принятия: в нем совершенно явно были заложены «подводные камни» и оставлены пробелы в предмете регулирования. Однако потребовались более пяти лет и целый ряд новых постановлений Европейского Суда, включая «пилотное» по делу «Герасимов и другие против Российской Федерации» (в которых указано на наличие в России «системной проблемы чрезмерно длительного исполнения вынесенных в пользу заявителей решений внутригосударственных судов, предусматривающих исполнение государством так называемых обязательств в натуральной форме, а также отсутствие эффективных внутригосударственных средств правовой защиты от соответствующих нарушений»), чтобы Министерство юстиции решило подготовить и внести упомянутый законопроект.

В пояснительной записке к документу его авторы отмечают, что отсутствие в законодательстве Российской Федерации внутригосударственных средств правовой защиты от нарушения права на исполнение в разумный срок судебных актов, предусматривающих исполнение обязательства «в натуре», не только «нарушает право на судебную защиту», но и «может иметь неблагоприятные последствия для Российской Федерации». При этом в настоящее время на рассмотрении Европейского Суда находится более 500 жалоб против Российской Федерации, связанных с неисполнением (длительным исполнением) вступивших в силу судебных актов, предусматривающих исполнение государством обязательств в натуре. К тому же размер компенсаций за судебную волокиту, выплачиваемых на внутригосударственном уровне, существенно ниже тех, что присуждает Европейский Суд (в среднем 20–30 тысяч рублей, или 3000 евро, по односторонним декларациям властей Российской Федерации в страсбургской процедуре по сравнению с 4500–5500 евро по постановлениям Европейского Суда).

Авторы законопроекта уверены, что его принятие существенно расширит внутригосударственные средства правовой защиты граждан и организаций от нарушения права на исполнение в разумный срок судебных актов и повысит гарантии соблюдения конституционного права на судебную защиту. Кроме того, «принятие предлагаемых законопроектом изменений позволит перенести бремя защиты российских граждан по данным категориям дел на национальный уровень и тем самым сократить возможные расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». Так что бюджетная «экономия» играет в принятии этого законопроекта не менее важную роль!

На этом фоне не менее позитивно (или даже оптимистично!) выглядит и изданное Президентом Российской Федерации распоряжение от 11 июня 2016 г. № 166-р, содержащее поручение Министерству юстиции России подписать от имени Российской Федерации Протокол № 15, вносящий изменения в Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Позитивно, поскольку нет смысла подписывать протокол, если собираешься выходить из страсбургского контрольного механизма. И, хотя действия властей Российской Федерации иногда впечатляют своей непоследовательностью, это распоряжение Президента, надеемся, на какое-то время снимет остроту вопроса «о выходе России из Совета Европы».

Основные новеллы Протокола № 15 состоят в сокращении с шести до четырех месяцев срока на обращение с жалобами в Европейский Суд (после исчерпания внутригосударственных средств правовой защиты). Кроме того, Палатам Суда разрешается уступать свою юрисдикцию в пользу Большой Палаты Европейского Суда вне зависимости от возможных возражений сторон разбирательства. Протоколом № 15 также предполагается включение в преамбулу Конвенции указания на принцип субсидиарности, согласно которому государства несут основную ответственность за обеспечение прав и свобод, гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней, и пользуются при этом свободой усмотрения, надзор в отношении реализации которой осуществляется Европейским Судом. Помимо этого, вводится ограничение на возраст кандидатов в судьи Европейского Суда – 65 лет.

Вместе с тем упрощается применение критерия приемлемости жалоб, введенный Протоколом № 14 к Конвенции, согласно которому Европейский Суд объявляет неприемлемой для рассмотрения по существу любую индивидуальную жалобу, если он сочтет, что заявителю не был причинен значительный ущерб, если только принцип уважения прав человека, как они определены в Конвенции и Протоколах к ней, не требует рассмотрения жалобы по существу. В Протоколе № 14 у этого критерия имеется важная оговорка: «и при условии, что на этом основании не может быть отказано в рассмотрении никакого дела, которое не было надлежащим образом рассмотрено внутригосударственным судом». Протокол № 15 эту оговорку снимает, упрощая Европейскому Суду возможность отклонять практически любую жалобу по своему усмотрению.

Данная новелла, а также сокращение срока на подачу жалобы вызвали в целом негативное отношение к Протоколу № 15 со стороны адвокатов и правозащитников, которые полагают, что под лозунгом ускорения судопроизводства в Европейском Суде будут ограничиваться права индивидуальных заявителей. Отчасти, видимо, так. И это, возможно, сыграло свою роль в том, что власти стран – членов Совета Европы, не исключая и Российскую Федерацию, поддерживают данный протокол и за три года, прошедшие с момента его открытия для подписания, его подписали более 40 стран. Стоит отметить, что подписание данного Протокола еще не означает его вступления в силу. Для этого необходимо, чтобы его ратифицировали все 47 государств-участников (после чего прошли еще три месяца). К июню 2016 года Протокол не ратифицировали 18 стран, из них шесть, включая Российскую Федерацию, даже еще его не подписали. В то же время норма о сокращении срока для обращения в Европейский Суд с шести месяцев до четырех вступит в силу еще через полгода после вступления в силу самого Протокола. Так что нынешняя процедура будет действовать еще как минимум несколько лет.

Ну, а пока в Страсбурге 6–17 июня 2016 г. делегация из семи судей Европейского Суда провела в деле «Грузия против России (II)» (жалоба № 38263/08, поданная 11 августа 2008 г. в связи с вооруженным конфликтом между Грузией и Россией в августе 2008 года и его последствиями) слушания «по установлению фактов», допросив 33 свидетелей: 16 свидетелей, вызванных в Европейский Суд через власти Грузии, 11 – через власти Российской Федерации, и шестерых – непосредственно самим Европейским Судом. Слушания носили закрытый характер, в отличие от слушаний, состоявшихся 22 сентября 2011 г., по результатам которых 13 декабря 2011 г. жалоба была объявлена Палатой Суда приемлемой без вынесения решения по существу дела. Впоследствии, в 2012 году, Палата Европейского Суда уступила юрисдикцию по рассмотрению дела в пользу Большой Палаты Суда и вот новое, важное процессуальное действие по данному делу. Следует отметить, что подобный допрос свидетелей – чрезвычайно редкая процедура в практике Европейского Суда и применяется им тогда, когда фактические обстоятельства по общественно важному делу, представляемые сторонами, носят взаимоисключающий характер. В российских делах такая процедура применялась в делах «Илашку и другие против Российской Федерации и Республики Молдова» (о событиях в Приднестровье) и «Шамаев и другие против Грузии и Российской Федерации» (об экстрадиции из Грузии в Россию боевиков банды Гелаева).

Прошедшее слушание, очевидно, свидетельствует об активизации работы Европейского Суда по данному межгосударственному делу. Между тем 10 июня Европейская комиссия за демократию через право, независимый консультативный орган по конституционному праву при Совете Европы, часто сокращенно называемая Венецианской комиссией, после длительной экспертизы утвердила свое заключение в отношении закона Российской Федерации о «нежелательных организациях», вступившего в силу в прошлом году. Как указывает Венецианская комиссия, «федеральный закон Российской Федерации о нежелательной деятельности иностранных и международных неправительственных организаций препятствует свободе ассоциаций, собраний и выражения мнений, а также нарушает право на эффективные средства правовой защиты и другие права, поэтому в него должны быть внесены изменения». Венецианская комиссия особо отметила «расплывчатое определение некоторых ключевых понятий, на основании которых деятельность иностранной или международной неправительственной организации может быть сочтена нежелательной, широкие полномочия, предоставленные прокуратуре, и отсутствие конкретных судебных гарантий, а также излишне общие запреты, налагаемые на неправительственную правозащитную организацию (запрет на проведение мероприятий и распространение информации), которые противоречат принципу пропорциональности». В документе указывается, что решение о внесении организации в список «нежелательных» должно приниматься только судом при возможности его судебного обжалования, а все основания, по которым неправительственная правозащитная организация будет внесена в список нежелательных, должны быть прописаны гораздо четче, чем сейчас. Требует четкого определения и сам термин «неправительственная организация».

На этом заседании Венецианской комиссии было принято и второе заключение, точнее, его окончательная, «финальная» версия о новых полномочиях Конституционного Суда Российской Федерации: выносить решение об «исполнимости» постановлений Европейского Суда. Первоначально заключение было принято в марте этого года, и в нем отмечалось, что власти Российской Федерации проигнорировали предложение Венецианской комиссии о работе над его текстом в режиме диалога (с экспертами комиссии с российской стороны никто не пожелал встречаться). Заключение получилось очень жестким, и российская сторона предприняла ряд мер, чтобы смягчить ситуацию: пригласила руководство комиссии на конференцию Конституционного Суда в Санкт-Петербурге, назначила членом комиссии А.И. Ковлера (российского судью Европейского Суда в отставке, обладающего огромным авторитетом в Европе) и организовала визит делегации Венецианской комиссии в Москву. В результате Венецианская комиссия объявила мартовское заключение «промежуточным», а в доработанной «окончательной» версии формулировки были существенно смягчены. «Вполне очевидно, что Конституционный Суд приложил все усилия, чтобы избежать конфликта со Страсбургом, что можно только приветствовать», – заявила Венецианская комиссия.Тем не менее она настаивает на исключении из текста закона статьи, согласно которой не могут приниматься меры по исполнению международного решения, объявленного Конституционным Судом не соответствующим Конституции.Кроме того, Конституционный Суд не должен, по мнению Венецианской комиссии, заниматься в полном объеме вопросом определения способов исполнения международного решения, а должен лишь давать оценку совместимости с Конституцией конкретной и уже установленной меры исполнения решения. В случае, если Конституционный Суд выносит постановление о несовместимости с Конституцией способов исполнения решения, данный вопрос должен быть направлен в другие государственные структуры, чтобы найти альтернативные способы исполнения международного решения.

Венецианская комиссия вновь подтвердила, что предметом оценки конституционности могут быть только меры общего характера и меры, о которых конкретно не идет речь в постановлениях Европейского Суда, а не индивидуальные меры, такие, как выплата справедливой компенсации.

Как будут дальше действовать российские власти, покажет ближайшее будущее. А пока что на прошедшем в 7–9 июня 1259-м заседании Комитета министров Совета Европы по контролю за исполнением постановлений Европейского Суда вновь были приняты решения, констатирующие отсутствие прогресса в этом вопросе со стороны властей Российской Федерации по целому ряду дел. Полные тексты соответствующих документов будут нами опубликованы в «Российской хронике Европейского Суда».

Что же касается данного номера, то кроме традиционного информационного бюллетеня по прецедентной практике Суда и полных текстов переводов на русский язык четырех решений Европейского Суда по жалобам против Российской Федерации, вы также сможете ознакомиться в нем с переводом на русский язык новой редакции регламента Европейского Суда, вступившей в силу с 1 января 2016 г.

Следите за нашими оперативными публикациями на сайте www.echr.today и на Facebook, а также подписывайте и читайте электронный журнал «Прецеденты Европейского Суда по правам человека». А мы уже скоро вернемся к вам с июльским номером!

Главный редактор                                    Юрий Берестнев

 

Подробнее ознакомиться с содержанием журнала можно на сайте    


Приглашаем оформить подписку на Бюллетень Европейского Суда по правам человека
Тел./факс издательства: +7 (499) 258-5601.
Электронная почта: info@echr.today
Подписку можно оформить в любом почтовом отделении по каталогам:
1.  <<РОСПЕЧАТЬ>> индекс 85160;
2.  <<Пресса России>> индекс 44897;
3.  <<Почта России>> индекс 61945;
и в альтернативных подписных агентствах.

В избранное